Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) | Объем часов | Формируемые компетенции |
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого | 16 | |
Тема 1.1. Биология как наука. Общая характеристика жизни | Основное содержание | 1 | ОК 2 |
Содержание учебного материала | 1 |
1 | Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Химический состав клеток | 1 |
Тема 1.2. Структурно-функциональная организация клеток | Основное содержание | 7 | ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 |
Содержание учебного материала | 1 |
1 | Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги) | 1 |
Лабораторные работы: | 2 |
№1 | «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)» | 1 |
№ 2 | «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)» | 1 |
Практическая работа | 4 |
№1. | Прокариотические и эукариотические клетки. | 2 |
№ 2 | Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение | 2 |
Тема 1.3. Структурно-функциональные факторы наследственности | Основное содержание | 4 | ОК - 1 ОК - 2 |
Содержание учебного материала | 2 |
1 | Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК их строение и функции. | 2 |
Практическая работа | 2 |
№3 | Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК | 2 |
Тема 1.4. Обмен веществ и превращение энергии в клетке | Основное содержание | 2 | ОК - 2 |
Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез | 2 |
Тема 1.5. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз | Основное содержание | 2 | ОК - 2 ОК - 4 |
Содержание учебного материала | 2 |
1 | Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза | 2 |
Контрольная работа | Молекулярный уровень организации живого | 2 | |
Раздел 2. Строение и функции организма | 20 | |
Тема 2.1. Строение организма | Основное содержание | 1 | ОК - 2 ОК - 4 |
Содержание учебного материала | 1 |
1 | Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности | 1 |
Тема 2.2. Формы размножения организмов | Основное содержание | 1 | ОК - 2 |
Содержание учебного материала | 1 |
1 | Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения. Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение | 1 |
Тема 2.3. Онтогенез растений, животных и человека | Основное содержание | 1 | ОК - 2 ОК - 4 |
Содержание учебного материала | 1 |
1 | Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период. Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое развитие. Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений | 1 |
Тема 2.4. Закономерности наследования | Основное содержание | 5 | ОК - 2 ОК - 4 |
Содержание учебного материала | 1 |
1 | Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя (моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов | 1 |
Практическая работа | 4 |
№ 4 | Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания | 2 |
№ 5 | Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания | 2 |
Тема 2.5. Сцепленное наследование признаков | Основное содержание | 5 | ОК - 1 ОК - 2 |
Содержание учебного материала | 1 |
1 | Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование признаков, сцепленных с полом | 1 |
Практическая работа | 4 |
№ 6 | Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания | 2 |
№ 7 | Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания | 2 |
Тема 2.6. Закономерности изменчивости | Основное содержание | 5 | ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 |
Содержание учебного материала | 2 |
1 | Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные заболевания человека. | 1 |
Практическая работа | 2 |
№ 8 | Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания | 2 |
Контрольная работа | Строение и функции организма | 2 | |
| ОЦЕНКА ПО ТЕКУЩЕЙ | | |
2 СЕМЕСТР |
Раздел 3. Теория эволюции | 6 | |
Тема 3.1. История эволюционного учения. Микроэволюция | Основное содержание | 1 | ОК - 2 ОК - 4 |
Содержание учебного материала | 1 |
1 | Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения. Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. | 1 |
Тема 3.2. Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на Земле | Основное содержание | 1 | ОК - 2 ОК - 4 |
Содержание учебного материала | 1 |
1 | Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса.Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция. Прокариоты и эукариоты. | 1 |
Тема 3.3. Происхождениечеловека – антропогенез | Основное содержание | 1 | ОК - 2 ОК - 4 |
Содержание учебного материала | 1 |
1 | Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия человека с животными. Эволюция современного человека. Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете. | 1 |
Раздел 4. Экология | 18 | |
Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни | Основное содержание | 1 | ОК - 1 ОК - 2 ОК - 7 |
Содержание учебного материала | 1 |
1 | Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда | 1 |
Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы | Основное содержание | 4 | ОК - 1 ОК - 2 ОК - 7 |
Содержание учебного материала | 2 |
1 | Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни | 2 |
Практическая работа | 1 |
№ 9 | Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии. | 1 |
Тема 4.3. Биосфера - глобальная экологическая система | Основное содержание | 2 | ОК - 1 ОК - 2 ОК - 7 |
Содержание учебного материала | 2 |
1 | Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности | 2 |
Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу | Основное содержание | 4 | ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 ОК - 7 ПК -1.2 |
Содержание учебного материала | 2 |
1 | Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия. Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на литосферу. Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Углубленно изучаются отходы, связанные с определенной профессией/специальностью | 2 |
Практическая работа | 4 |
№ 10 | Абиотические и биотические факторы. | 1 |
№ 11 | Абиотические и биотические факторы. | 1 |
*В том числе профессионально-ориентированное содержание практического занятия | 2 |
№ 12 | «Отходы производства». | 2 |
Тема 4.5. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека | Основное содержание | 6 | ОК - 2 ОК - 4 ОК - 7 ПК -1.2 |
Содержание учебного материала | 2 |
1 | Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания | 2 |
Лабораторные занятия: | 2 |
№3 | «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие температуры)» | 2 |
*В том числе профессионально-ориентированное содержание лабораторного занятия | 2 |
№4 | Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. | 2 |
Контрольная работа | Теоретические аспекты экологии | 2 | |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | | |
Раздел 5. Биология в жизни | 8 | ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 ПК -1.2 |
Тема 5.1. Биотехнологии в жизни каждого | Основное содержание | 5 |
Содержание учебного материала | 2 |
1 | Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие) | 2 |
Практические занятия: | 1 |
№ 13 | Научные достижения в области генетических технологий | 1 |
*В том числе профессионально-ориентированное содержание практического занятия | 2 |
№ 14 | Научные достижения в области клеточной инженерии. | 2 |
Тема 5.2. . Биотехнологии и технические системы | 2 | ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 ПК -1.2 |
Тема 5.2. Биотехнологии в промышленности | В том числе профессионально-ориентированное содержание практического занятия | 2 |
Практические занятия: | 2 |
№ 15 | Развитие биотехнологий с применением технических систем (биоинженерия, биоинформатика, бионика) и их применение в жизни человека | 2 |
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ | 2 | |
ВСЕГО | 72 | |