kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа. Основы общей биологии: 9 класс. Учебник И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основы общей биологии:  9 класс: Учебник для учащихся    общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова;  под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 5-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Основы общей биологии: 9 класс. Учебник И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой.»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ для учащихся 9 класса


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества. Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение современных проблем общества. Изучение общей биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

 освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

 овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

 воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;

 использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни, культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Задачи: -создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;

- обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования;

- добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний;

- продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы.

–создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы.

(Особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.)

-способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).

Рабочая программа составлена на основе программы по биологии для 5-11 классов авторов: Пономарёвой И.Н., В.С. Кучменко и др. Биология: 5-11 классы: программы./ [И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.].- М.: Вентана-Граф, 2015.-400 с., соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010)

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

- Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (редакция от 02.02.2011) «Об образовании».

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312».

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерства образования  и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 г., утвержденный Приказом Министерства образования от 27.12.2011 г. № 2885.

- Письмо Министерства образования и науки РФ Департамента государственной политики в образовании от 10.02.2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников учебников и учебных пособий в образовательном процессе».

Учебник: Основы общей биологии:  9 класс: Учебник для учащихся    общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова;  под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 5-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф, 2013.

  Количество часов-68 (в неделю- 2 часа)              


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать :

- Основы учения о клетке: многообразие клеток и их химический состав, обменные процессы, происходящие в клетке; биосинтез белков, углеводов и обеспечение клеток энергией;

- Виды размножения и индивидуальное развитие организма;

- Основные учения о наследственности и изменчивости: генетические опыты Г. Менделя, сцепленное наследование генов, определение пола и наследственная изменчивость.

Учащиеся должны уметь:

- Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных, этапы эволюции человека; место и роль человека в природе; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний;

- Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, биотические связи в природе, основные законы устойчивости в живой природе, экологические проблемы в биосфере;

- Проводить самостоятельный поиск биологической информации.

понимать:

- Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений,  животных,                грибов и бактерий; популяций;  экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- Особенности организма человека, его строения,  жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

- Объяснять: роль биологии в формировании современной  естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;  родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и  окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости,   проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме

- Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и   животных,  сезонными изменениями в природе,  рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых  объектах и таблицах органы цветкового растения,  органы и системы органов животных, растения разных отделов,  животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

-Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;  

- Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей  отдельных систематических групп ) и делать выводы на основе сравнения;

- Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах ( в том числе с использованием информационных технологий);

- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 



Преподавание курса биологии для учащихся 9 «в» класса, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний образовательной области «Биология», уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Предмет призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с ЗПР.

Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся, формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов естественного цикла, а также предоставление возможностидля реализации способностей и интересов учащихся. Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих. Изучение биологии вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования. способствуя освоению знаний об окружающем мире,биогеоценозах, о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; • овладению умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии , развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за органическим миром, воспитанию позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе; иcпользованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни .

Основные методические принципы коррекционной работы с учащимися ЗПР:

1. Усиление практической направленности учебного материала (нового).

2. Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главного в материале).

3. Опора на объективные внутренние связи, содержание изучаемого материала (в рамках предмета и нескольких предметов)

4. Соблюдение в определение объѐма изучаемого материала, принципов необходимости и достаточности.

5. Введение в содержание учебных программ коррекционных разделов для активизации познавательной деятельности.

6.Учёт индивидуальных особенностей ребенка, т. е. обеспечение личностно-ориентированного обучения;

7. практико- ориентированная направленность учебного процесса;

8. Связь предметного содержания с жизнью, проектирование жизненных компетенций обучающегося с ЗПР.

9. Включение всего коллектива учащихся в совместную деятельность по оказанию помощи друг другу;

10. Ориентация на постоянное развитие через проектирование раздела программы коррекционная работа.

11. Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, обстановка, оборудование, другие вспомогательные средства) Коррекционные методы на уроках:

- Наглядная опора в обучении; алгоритмы.

- Комментированное управление.

- Поэтапное формирование умственных действий.

- Опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика.

- Безусловное принятие ребѐнка (да он, такой как есть).

- Игнорирование некоторых негативных проступков.

Методы реализации на уроке:

а) задания по степени нарастающих трудностей;

б) включение в урок заданий включающих различные доминантные характеры;

в) разнообразные типы структур уроков для смены видов деятельности урока.

в) Продуктивная обработка учебной информации предполагает организацию учебной деятельности в ходе, которой ученики упражнялись бы в освоении только что показанных способов работы с информацией, но только на своѐм индивидуальном задании.

Методы: а) задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; б) дозированная поэтапная помощь педагога; в) перенос способов обработки информации на своѐ индивидуальное задание. в) развитие и коррекция высших психических функций, т.е. включение в урок специальных упражнений для развития памяти, внимания, мышления, моторики. Мотивации к учению: а) постановка лаконичных закономерных условий; б) создание условий для достижения, а не получения оценки; в) включение в урок проблемных заданий, познавательных вопросов;

Для детей с задержкой психического развития используются те же учебники, по которым обучаются и дети без особенностей в развитии. Формы организации контроля знаний: текущие, тематические, промежуточные, рубежные, итоговые тестовые работы, контрольные работы, проверочные работы, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос, уроки – зачѐты, отчеты по практическим и лабораторным работам, творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов). Формы обучения: диалог, беседа, лекция, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.


































Тематическое планирование

Основы общей биологии (9 класс)

Программа: И.Н. Пономарева и др.

Учебник под ред. И.Н. Пономаревой и др.«Основы общей биологии»

По программе: 70 часов, по учебному плану школы:68 часов

№ п/п

Раздел программы

Количество часов

по пр./по пл.

Практические, лабораторные работы

Дом. задание

1























2


































3



























































4

































































5











































































Общие закономерности жизни

1.Биология-наука о живом мире. Роль биологии в практической деятельности людей.

2. Методы биологических исследований.

3.Общие свойства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. Уровни организации жизни.

4.Многообразие форм жизни. Среды жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное многообразие организмов и их царства. Вирусы- неклеточная форма жизни.

5.Обобщение и систематизация знаний «Общие закономерности жизни».

Закономерности жизни на клеточном уровне.

6.Многообразие клеток. Цитология-наука, изучающая клетку. Клетка-основная структурная и функциональная единица живого. Роль учёных в изучении клетки. 7.Химические вещества в клетке. Их функции в жизнедеятельности клетки.

8. Строение клетки

9.Органоиды клетки и их функции.

10.Обмен веществ - основа существования клетки.

11.Биосинтез белков в живой клетке. Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков.

12.Решение задач на биосинтез белка.

13.Биосинтез углеводов- фотосинтез. Условия протекания фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений.

14.Обеспечение клеток энергией.

15.Размножение клетки и её жизненный цикл. Деление клеток прокариот. Митоз.

16.Обобщающий урок по теме 2Закономерности жизни на клеточном уровне».

Закономерности жизни на организменном уровне.

17.Организм – открытая живая система (биосистема).

18.Бактерии и вирусы. Разнообразие форм организмов.

19. Растительный организм и его особенности. Способы размножения растений.

20. Многообразие растений и значение в природе. Споровые и семенные растения. Классы отдела Цветковые растения.

21. Организмы Царства грибов и лишайников. Многообразие и значение. 22. Животный организм и его особенности.

23. Многообразие животных.

24. Сравнение свойств организма человека и животных.

25. Размножение живых организмов. Митоз. Биологическая роль бесполого и полового размножения. Смена поколений у животных и растений.

26.Индивидуальное развитие организмов. Понятие об онтогенезе. Стадии развития эмбриона.

27.Образование половых клеток. Мейоз.

28. Изучение механизма наследственности. Труд Г.Менделя и его значение. Достижения современных исследований наследственности.

29.Основные закономерности наследственности организмов. Ген и его свойства. Генотип и фенотип.

30 Закономерности изменчивости. Понятие об изменчивости и её роли для организмов.

31.Ненаследственная изменчивость. Понятие о наследственной изменчивости.

32.Основы селекции организмов. Понятие о биотехнологии.

33. Обобщение знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне»

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле.

34.Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

35.Современные представления о возникновении жизни на Земле. Гипотеза возникновения жизни А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.

36.Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

37.Этапы развития жизни на Земле.

38.Идеи развития органического мира в биологии.

39..Ч.Дарвин об эволюции органического мира. Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира.

40. Современные представления об эволюции органического мира.

41.Вид, его критерии и структура. Популяция- форма существования вида.

42.Процессы видообразования.

43.Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов.

44.Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов.

45. Примеры эволюционных преобразований организмов. Уровни преобразований.

46.Основные закономерности биологической эволюции. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.

47. Человек – представитель животного мира.Эволюция приматов.

48Эволюционное происхождение человека.

49.Этапы эволюции человека.

50. Человеческие расы, их родство и происхождение.

51.Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

52. Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

Закономерности взаимоотношений организмов и среды.

53. Условия жизни на Земле. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы - абиотические, биотические и антропогенные.

54. Общие законы действия факторов среды на организмы.

55.Приспособленность организмов к действиям факторов среды.

56.Биотические связи в природе.

57 Взаимосвязи организмов в популяции. Популяция как особая надорганизменная система, форма существования вида в природе.

58. Функционирование популяций в природе. Популяция как биосистема. Основные демографические и структурные характеристики популяции.

59.Природное сообщество- биогеоценоз.

Компоненты биогеоценозов, связи, цепи и циклы питания. Круговорот веществ, баланс потоков вещества и энергии как основа устойчивости экосистемы. Понятие о биотопе.

60. Биогеоценозы, экосистема и биосфера.

61.Развитие и смена природных сообществ. Значение знаний о смене сообществ.

62. Многообразие биогеоценозов.

63. Основные законы устойчивости живой природы. Цикличность процессов в экосистемах.

64. Экологические проблемы в биосфере. Рациональное использование природы и ее охрана. Роль экологической культуры у человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Решение экологических проблем биосферы.

65-66.Экскурсия «Изучение и описание экосистемы м/р Кислотные дачи»

67.Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности человека.


68. Итоговый контроль знаний курса биологии.


5 5





















10 11




























17 17

















































20 19


























































15 15







































Л/р. «Многообразие клеток », « Строение растительной и животной клеток»,

« Растительные ткани»

Решение задач

( биосинтез белка)























































Л/р.«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»

Решение задач (законы Менделя)


Л.р. «Изучение изменчивости у растений»



































Пр.р. «Критерии вида»











Л/ р

«Приспособленность организмов к среде обитания».





































Л/ р « Выявление приспособленности организмов к экологическим факторам среды».


1-3





















4-16


























































17-31























32-35



















36-43


























44-49
















50 - 60

Домашние задания:

-работа с текстом, рисунками, иллюстрациями учебника;

- воспроизведение, составление схем эволюционных процессов, заполнение таблиц;

-чтение научно- популярных книг;

-решение генетических задач;

-наблюдения и оценка состояния окружающей среды;

- работа с дополнительной литературой;

- подготовка сообщений по теме следующего урока;

- подготовка к семинарским занятиям.

Виды контроля: индивидуальный, фронтальный, групповой тематический устный опрос, оценка письменных и практических работ, подготовки сообщений к уроку(текущий),тестирование( рубежный и итоговый).

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, использование ИКТ.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Колесникова Зинаида Андреевна

Дата: 12.02.2020

Номер свидетельства: 539418

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "рабочая программа по биологии 9 класса под редакцией Н.И. Пономаревой "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-9-klassa-pod-riedaktsiiei-n-i-ponomarievoi"
    ["file_id"] => string(6) "115771"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412100967"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства