Рабочая программа. Основы общей биологии: 9 класс. Учебник И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой.
Рабочая программа. Основы общей биологии: 9 класс. Учебник И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой.
Основы общей биологии: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 5-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Основы общей биологии: 9 класс. Учебник И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой.»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ для учащихся 9 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества. Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение современных проблем общества. Изучение общей биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни, культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Задачи: -создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;
- обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования;
- добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний;
- продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы.
–создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы.
(Особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.)
-способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).
Рабочая программа составлена на основе программы по биологии для 5-11 классов авторов: Пономарёвой И.Н., В.С. Кучменко и др. Биология: 5-11 классы: программы./ [И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.].- М.: Вентана-Граф, 2015.-400 с., соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010)
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (редакция от 02.02.2011) «Об образовании».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312».
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерства образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 г., утвержденный Приказом Министерства образования от 27.12.2011 г. № 2885.
- Письмо Министерства образования и науки РФ Департамента государственной политики в образовании от 10.02.2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
Учебник: Основы общей биологии: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 5-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф, 2013.
Количество часов-68 (в неделю- 2 часа)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать :
- Основы учения о клетке: многообразие клеток и их химический состав, обменные процессы, происходящие в клетке; биосинтез белков, углеводов и обеспечение клеток энергией;
- Виды размножения и индивидуальное развитие организма;
- Основные учения о наследственности и изменчивости: генетические опыты Г. Менделя, сцепленное наследование генов, определение пола и наследственная изменчивость.
Учащиеся должны уметь:
- Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных, этапы эволюции человека; место и роль человека в природе; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний;
- Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, биотические связи в природе, основные законы устойчивости в живой природе, экологические проблемы в биосфере;
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации.
понимать:
- Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
- Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме
- Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в природе, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
-Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп ) и делать выводы на основе сравнения;
- Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах ( в том числе с использованием информационных технологий);
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Преподавание курса биологии для учащихся 9 «в» класса, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний образовательной области «Биология», уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Предмет призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с ЗПР.
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся, формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов естественного цикла, а также предоставление возможностидля реализации способностей и интересов учащихся. Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих. Изучение биологии вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования. способствуя освоению знаний об окружающем мире,биогеоценозах, о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; • овладению умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии , развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за органическим миром, воспитанию позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе; иcпользованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни .
Основные методические принципы коррекционной работы с учащимися ЗПР:
1. Усиление практической направленности учебного материала (нового).
2. Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главного в материале).
3. Опора на объективные внутренние связи, содержание изучаемого материала (в рамках предмета и нескольких предметов)
4. Соблюдение в определение объѐма изучаемого материала, принципов необходимости и достаточности.
5. Введение в содержание учебных программ коррекционных разделов для активизации познавательной деятельности.
6.Учёт индивидуальных особенностей ребенка, т. е. обеспечение личностно-ориентированного обучения;
7. практико- ориентированная направленность учебного процесса;
8. Связь предметного содержания с жизнью, проектирование жизненных компетенций обучающегося с ЗПР.
9. Включение всего коллектива учащихся в совместную деятельность по оказанию помощи друг другу;
10. Ориентация на постоянное развитие через проектирование раздела программы коррекционная работа.
11. Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, обстановка, оборудование, другие вспомогательные средства) Коррекционные методы на уроках:
- Наглядная опора в обучении; алгоритмы.
- Комментированное управление.
- Поэтапное формирование умственных действий.
- Опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика.
- Безусловное принятие ребѐнка (да он, такой как есть).
- Игнорирование некоторых негативных проступков.
Методы реализации на уроке:
а) задания по степени нарастающих трудностей;
б) включение в урок заданий включающих различные доминантные характеры;
в) разнообразные типы структур уроков для смены видов деятельности урока.
в) Продуктивная обработка учебной информации предполагает организацию учебной деятельности в ходе, которой ученики упражнялись бы в освоении только что показанных способов работы с информацией, но только на своѐм индивидуальном задании.
Методы: а) задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; б) дозированная поэтапная помощь педагога; в) перенос способов обработки информации на своѐ индивидуальное задание. в) развитие и коррекция высших психических функций, т.е. включение в урок специальных упражнений для развития памяти, внимания, мышления, моторики. Мотивации к учению: а) постановка лаконичных закономерных условий; б) создание условий для достижения, а не получения оценки; в) включение в урок проблемных заданий, познавательных вопросов;
Для детей с задержкой психического развития используются те же учебники, по которым обучаются и дети без особенностей в развитии. Формы организации контроля знаний: текущие, тематические, промежуточные, рубежные, итоговые тестовые работы, контрольные работы, проверочные работы, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос, уроки – зачѐты, отчеты по практическим и лабораторным работам, творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов). Формы обучения: диалог, беседа, лекция, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Тематическое планирование
Основы общей биологии (9 класс)
Программа: И.Н. Пономарева и др.
Учебник под ред. И.Н. Пономаревой и др.«Основы общей биологии»
По программе: 70 часов, по учебному плану школы:68 часов
№ п/п
Раздел программы
Количество часов
по пр./по пл.
Практические, лабораторные работы
Дом. задание
1
2
3
4
5
Общие закономерности жизни
1.Биология-наука о живом мире. Роль биологии в практической деятельности людей.
2. Методы биологических исследований.
3.Общие свойства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. Уровни организации жизни.
4.Многообразие форм жизни. Среды жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное многообразие организмов и их царства. Вирусы- неклеточная форма жизни.
5.Обобщение и систематизация знаний «Общие закономерности жизни».
Закономерности жизни на клеточном уровне.
6.Многообразие клеток. Цитология-наука, изучающая клетку. Клетка-основная структурная и функциональная единица живого. Роль учёных в изучении клетки. 7.Химические вещества в клетке. Их функции в жизнедеятельности клетки.
8. Строение клетки
9.Органоиды клетки и их функции.
10.Обмен веществ - основа существования клетки.
11.Биосинтез белков в живой клетке. Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков.
12.Решение задач на биосинтез белка.
13.Биосинтез углеводов- фотосинтез. Условия протекания фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений.
14.Обеспечение клеток энергией.
15.Размножение клетки и её жизненный цикл. Деление клеток прокариот. Митоз.
16.Обобщающий урок по теме 2Закономерности жизни на клеточном уровне».
Закономерности жизни на организменном уровне.
17.Организм – открытая живая система (биосистема).
18.Бактерии и вирусы. Разнообразие форм организмов.
19. Растительный организм и его особенности. Способы размножения растений.
20. Многообразие растений и значение в природе. Споровые и семенные растения. Классы отдела Цветковые растения.
21. Организмы Царства грибов и лишайников. Многообразие и значение. 22. Животный организм и его особенности.
23. Многообразие животных.
24. Сравнение свойств организма человека и животных.
25. Размножение живых организмов. Митоз. Биологическая роль бесполого и полового размножения. Смена поколений у животных и растений.
26.Индивидуальное развитие организмов. Понятие об онтогенезе. Стадии развития эмбриона.
27.Образование половых клеток. Мейоз.
28. Изучение механизма наследственности. Труд Г.Менделя и его значение. Достижения современных исследований наследственности.
29.Основные закономерности наследственности организмов. Ген и его свойства. Генотип и фенотип.
30 Закономерности изменчивости. Понятие об изменчивости и её роли для организмов.
31.Ненаследственная изменчивость. Понятие о наследственной изменчивости.
32.Основы селекции организмов. Понятие о биотехнологии.
33. Обобщение знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне»
Закономерности происхождения и развития жизни на Земле.
34.Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.
35.Современные представления о возникновении жизни на Земле. Гипотеза возникновения жизни А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.
36.Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
37.Этапы развития жизни на Земле.
38.Идеи развития органического мира в биологии.
39..Ч.Дарвин об эволюции органического мира. Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира.
40. Современные представления об эволюции органического мира.
41.Вид, его критерии и структура. Популяция- форма существования вида.
42.Процессы видообразования.
43.Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов.
44.Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов.
46.Основные закономерности биологической эволюции. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.
47. Человек – представитель животного мира.Эволюция приматов.
48Эволюционное происхождение человека.
49.Этапы эволюции человека.
50. Человеческие расы, их родство и происхождение.
51.Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
52. Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»
Закономерности взаимоотношений организмов и среды.
53. Условия жизни на Земле. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы - абиотические, биотические и антропогенные.
54.Общие законы действия факторов среды на организмы.
55.Приспособленность организмов к действиям факторов среды.
56.Биотические связи в природе.
57 Взаимосвязи организмов в популяции. Популяция как особая надорганизменная система, форма существования вида в природе.
58. Функционирование популяций в природе. Популяция как биосистема. Основные демографические и структурные характеристики популяции.
59.Природное сообщество- биогеоценоз.
Компоненты биогеоценозов, связи, цепи и циклы питания. Круговорот веществ, баланс потоков вещества и энергии как основа устойчивости экосистемы. Понятие о биотопе.
60. Биогеоценозы, экосистема и биосфера.
61.Развитие и смена природных сообществ. Значение знаний о смене сообществ.
62. Многообразие биогеоценозов.
63. Основные законы устойчивости живой природы. Цикличность процессов в экосистемах.
64. Экологические проблемы в биосфере. Рациональное использование природы и ее охрана. Роль экологической культуры у человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Решение экологических проблем биосферы.
65-66.Экскурсия «Изучение и описание экосистемы м/р Кислотные дачи»
67.Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности человека.
68. Итоговый контроль знаний курса биологии.
5 5
10 11
17 17
20 19
15 15
Л/р. «Многообразие клеток », « Строение растительной и животной клеток»,
« Растительные ткани»
Решение задач
( биосинтез белка)
Л/р.«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»
Решение задач (законы Менделя)
Л.р. «Изучение изменчивости у растений»
Пр.р. «Критерии вида»
Л/ р
«Приспособленность организмов к среде обитания».
Л/ р « Выявление приспособленности организмов к экологическим факторам среды».
1-3
4-16
17-31
32-35
36-43
44-49
50 - 60
Домашние задания:
-работа с текстом, рисунками, иллюстрациями учебника;
Виды контроля: индивидуальный, фронтальный, групповой тематический устный опрос, оценка письменных и практических работ, подготовки сообщений к уроку(текущий),тестирование( рубежный и итоговый).
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, использование ИКТ.