(составлена с учетом интегративных связей с географией, физикой, химией и информатикой, включает изучение актуальных тем для Тюменской области)
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по биологии составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования.
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Закона Российской Федерации « Об образовании» (статья 7). № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089
Федерального базисного учебного плана (Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004г.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень)
Авторской программы В.В.Пасечника, опубликованной издательством «Дрофа» в 2010 г.
Учебного плана Карагайская СОШ на 2017 -2018 учебный год.
Цель:
формирование у учащихся научного мировоззрения о строении и функциях человеческого организма, его месте в биосоциальной среде.
Задачи:
показать человека как биоциальное существо,
сформировать понятия об уровнях организации организма человека, структуре тела, органах, системах органов,
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни,
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
Межпредметные связи:
химия,
история,
география,
изобразительное искусство,
основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ),
информационно-коммуникативные технологии.
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
устные ответы,
тематические сообщения,
самостоятельные работы,
контрольные работы,
тесты,
зачётно-обобщающие уроки.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю
согласно учебному плану.
Учебно - методический комплекс:
1.Федеральный Государственный стандарт.
2.Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева.- М.: Дрофа,, 2010.
3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2014.
4. Рабочая тетрадь к учебнику Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева Н.И. «Биология. Человек. 8 класс»: – М.: Дрофа, 2016.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет включает разделы: живые организмы, человек и его здоровье, общие биологические закономерности.
Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общиепредставления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствахживых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
В 6—7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
В 8 классе в разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получат знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Основными формами организации учебной деятельности обучающихся являются: урок, экскурсии, практические работы и лабораторные работы.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на обязательное изучение биологии на уровне основного общего образования отводится 280 часов.
Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы:
1) «Бактерии. Грибы. Растения» — 35 часов (5 класс);
2) «Многообразие покрытосеменных растений» — 35 часов (6 класс);
3) «Животные» — 35 часов (7 класс);
4) «Человек» — 70 часов (8 класс);
5) «Введение в общую биологию» — 70 часов (9 класс).
2. Содержание программы курса биологии
«Человек и его здоровье» 8 класс.(68 часов)
Введение (1ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
I. Происхождение человека (3 ч)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
II. Строение и функции организма (57 ч)
Общий обзор организма (1 ч)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Клеточное строение организма. Ткани (5 ч)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 ч)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Опорно-двигательная система (7 ч)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрации скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
Лабораторные работы
Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Внутренняя среда организма (3 ч)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Актуальная тематика для региона:
Знакомство в с. Вагай, Тюменской области, в областной больнице №9 с лабораторией по исследованию крови. Переработка крови, изготовление из неё жизненно необходимых препаратов, знакомство с работой лаборатории.
Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.
Лабораторные работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Актуальная тематика для региона:
Знакомство в с. Вагай, Тюменской области с врачом кардиологом, кардиологическим кабинетом, оборудованием, высокотехнологичное лечение ишемической болезни сердца, хроническая сердечная недостаточность.
Использование статистических данных по Вагайскому району иобласти, по заболеваемости сердечно-сосудистой системы.
Дыхательная система (4 ч)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрации
модели гортани;
модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха;
приёмов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей;
роли резонаторов, усиливающих звук;
опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе;
измерения жизненной ёмкости лёгких;
приёмов искусственного дыхания.
Лабораторные работы
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Пищеварительная система (6 ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз; движение гортани при глотании.
Лабораторная работа
Действие ферментов слюны на крахмал.
Обмен веществ и энергии (3 ч)
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.
Лабораторные работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Актуальная тематика для региона:
Знакомствос цехом по производству хлеба и хлебобулочных изделий: знакомство с ассортиментом, расчет энергетической и пищевой ценности продуктов питания.
С. Вагай, Тобольский многопрофильный техникум. Кондитерский цех для производства и реализации кондитерских изделий
Покровные органы. Теплорегуляция (3 ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Самонаблюдения:
рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти;
определение типа кожи с помощью бумажной салфетки;
определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Выделительная система (1 ч)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Нервная система человека (5 ч)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
Лабораторные работы
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Анализаторы (5 ч)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрации
моделей глаза и уха;
опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек;
обнаружение слепого пятна;
определение остроты слуха;
зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Актуальная тематика для региона:
знакомство с врачом окулистом, больница №9 с. Вагай. Высокотехнологичное лечение органов зрения.
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии кисших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрации
безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления;
двойственных изображений, иллюзий установки;
выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа; изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрации
модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза;
модели гортани с щитовидной железой;
почек с надпочечниками.
III. Индивидуальное развитие организма (5 ч)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Знакомство с «Перинатальным центром» больницы №9 с. Вагай. Охрана и укрепление репродуктивного здоровья и рождение здорового ребенка.
Знакомство с ВИЧ , статистикой по Тюменской области, Вагайскому району.
Встреча с врачом кожвенерологом, больницы №9 в с. Вагай, Тюменской области.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
Дата план
Дата
факт
Тема
Тип урока
Новые понятия, термины
Виды учебной деятельности
Актуальная тематика региона. Интегрируемые темы
Форма контроля
Домашнее задание
Введение (1час)
1
01.09…….
Науки, изучающие организм человека. Их становление и методы исследования.
Урок усвоения новых знаний
Анатомия, физиология, психология
Гераклит, Аристотель, Гиппократ
Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека. Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине
фронтальная
§1
§2
Тема 1. Происхождение человека (3 часа)
2
05.09
Систематическое положение человека
Урок усвоения новых знаний
Таксоны, рудименты, атавизмы
Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументируют) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных
фронтальная
§3
3
08.09
Историческое прошлое людей
Комб.
Австралопитеки, кроманьонцы
Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека
Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки
организма человека. Сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами
Интеграция с химией по теме атомно-молекулярное учение.
Устанавливают различия между растительной и животной клеткой. Приводят доказательства единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении всех живых организмов.
Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов
Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органопризнаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах.
Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Работают с микроскопом. Закрепляют знания об устройстве
микроскопа и правилах работы с ним. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов
Лабор.работа №1 «Изучение особенностей строения животных тканей»
§8
8
26.09
Ткани
практикум
9
29.09
Органы и системы органов
Обобщение
Орган
Система органов
Работа с таблицами и рисунками
Лаб.работа №2
Распознавание на таблицах органов и систем органов.
10
03.10
Обобщение
11
06.10
Тема 2.3 (1 час)
Рефлекторная регуляция
Урок усвоения новых знаний
Интегриро-ванный урок
Рефлекторная дуга
Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции
жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Раскрывают особенности рефлекторной
регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов
Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей
практикум
Интегриро-ванный урок
Надкостница, компактное и губчатое вещество
Распознают на наглядных пособиях органы опорно‑двигательной системы
(кости). Выделяют существенные
признаки опорно‑двигательной
системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов
Лабор.работа №3 Изучение внешнего вида отдельных костей.
Интеграция с химией по теме соли
§10
13
13.10.
Скелет человека. Осевой скелет
Комбинированный
Мозговой и лицевой отдел черепа
Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его
Демонстрация скелета человека, черепа позвоночника
§11
14
17.10
Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей
практикум
Плечевой пояс, тазовый пояс
Определяют типы соединения костей
Демонстрация костей конечностей, распилов костей
§12
15
20.10
Строение мышц
практикум
Брюшко мышцы, сухожилие
Объясняют особенности строения мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе по‑
лученных результатов
Лабор.работа
«Мышцы человеческого тела»
§13
16
24.10
Работа скелетных мышц и их регуляция
практикум
Двигательная единица
Объясняют особенности работы мышц.
Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические
исследования. Делают выводы на основе полученных результа Лабор.работа №4 «Утомление при статической работе»тов
§14
17
27.10
Осанка. Предупреждение плоскостопия
практикум
Остеохондроз, сколиоз
Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия
Лабор.работа
«Осанка и плоскостопие
»
§15
18
07.11
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов
Урок усвоения новых знаний
Синяк, шина, растяжение связок
Приводят доказательства
(аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики
травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Осваивают приёмы оказания первой помощи при травмах опорно‑двигательной системы
§16
Тема 5. Внутренняя среда организма (3 часа)
19
10.11
Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
Урок усвоения новых знаний с элементами практикума
Лимфа, эритроцит, лейкоцит, тромбоцит
Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между
особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свёртывания крови и его значение Лабор.раб №5
«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»
фронтальная
§17
20
14.11
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет
Комб.
Антигены, антитела
Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют причины нарушения иммунитета
текущая
§18
21
17.11
Иммунология на службе здоровья
Комб. С элементами повторения
Лечебные сыворотки, резус-фактор
Раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объясняют значение переливания крови
Областная больница №9 с. Вагай (лаборатория)
ФАП
письменная
§19
Тема 6. Кровеносная и лимфатическая система (6 часов)
22
21.11
Транспортные системы организма
Урок усвоения новых знаний
Артерии, вены, капилляры, аорта
Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем
текущая
§20
23
24.11
Круги кровообращения
Урок-практикум
Предсердия и желудочки сердца
Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят
биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов
Лабор.работа
«Функции венозных клапанов»
текущая
§21
24
28.11
Строение и работа сердца
Комб.
Створчатые и полулунные клапаны
Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями
Демонстрация модели сердца
письменная
§22
25
01.12
Движение крови по сосудам. Регуляция Кровоснабжения
Урок-практикум
Артериальное давление, гипертония, инсульт
Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки
Лабор.работа №6
Подсчет ударов пульса.
Лабор.работа №7
Измерение кровяного двления
письменная
§23
26
05.12
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов
Комб. С элементами практикума
Стенокардия, электрокардиограмма
Приводят доказательства
(аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно‑сосудистых заболеваний
Областная больница №9 с. Вагай, кабинет ЭКГ-ФАП
текущая
§24
27
08.12
Первая помощь при кровотечениях
Урок-практикум
Внутреннее и внешнее кровотечение
Лабор.работа №8
Изучение приемов остановки кровотечений.
письменная
§25
Тема 7. Дыхание (4 часов)
28
12.12
Значение дыхания. Органы дыхательной системы: дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей
Урок усвоения новых знаний
Миндалины, гайморит, фронтит, тонзиллит
Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы
Демонстрация модели гортани, приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей
фронтальная
§26
29
15.12
Лёгкие. Легочное и тканевое дыхание
Комб.
«Ворота лёгких», диффузия
Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения
письменная
§27
30
19.12
Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды
Урок-практикум
Плевральная полость, диафрагма
Объясняют механизм регуляции дыхания
письменная
§28
31
22.12
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации
Комб. С элементами практикума
Флюорография, туберкулез, рак, биологическая смерть
Приводят доказательства
(аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении
угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Находят в
учебной и научно‑популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов
Лабор.работа №9
Изучение частоты дыхания
письменная
§29
Тема 8. Пищеварение
(6 часов)
32
26.12
Питание и пищеварение
Урок усвоения новых знаний
Пластический и энергетический обмен
Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения.
Распознают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы
фронтальная
§30
33
29.12
Пищеварение в ротовой полости
Комб.
Слюнные железы, кариес, пульпит
Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на
основе полученных результатов
письменная
§31
34
16.01
Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке
Урок-практикум
Желчь, фермент, дисбактериоз
Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают на
наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы
на основе полученных результатов
Лабор.работа №10 «Действие слюны на крахмал»
фронтальная
§32
35
19.01
Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит
Комб.
Воротная вена, слепая кишка, перитонит
Объясняют механизм всасывания веществ в кровь. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы
текущая
§33
36
23.01
Регуляция пищеварения
Комб.
Фистула, мнимое кормление
Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения
фронтальная
§34
37
26.01
Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций
Комб. С элементами повторения
Ботулизм, голера, дизентерия
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни
письменная
§35
Тема 9. Обмен веществ и энергии (3 часа)
38
30.01.
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ
Урок усвоения новых знаний с элементами практикума
Микро-и макроэлементы
Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека.
Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов.
Раскрывают роль ферментов в организме человека
фронтальная
§36
39
02.02.
Витамины
Комб.
Авитаминоз, гипоавитаминоз
Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в организме человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов.
текущая
§37
40
06.02.
Энергозатраты человека и пищевой рацион
Урок-практикум
Основной и общий обмен, нормы питания
Обсуждают правила рационального питания
Лабор.работа №11
Изучение норм рационального питания.
ТМТ с Вагай. Кондитерский цех для производства и реализации кондитерских изделий
Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводят биологические исследования. Де‑ лают выводы на основе полученных результатов
Интеграция с физикой по теме теплообмен
письменная
§39
42
13.02
Уход за кожей. Гигиена одежда и обуви. Болезни кожи
Комб. С элементами повторения
Угревая сыпь, чесотка, лишай, ожоги
Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены
текущая
§40
43
16.02.
Терморегуляция организма. Закаливание
Комб. С элементами повторения
Тепловой и солнечный удар
Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова
§41
44
20.02.
Выделение
Урок усвоения новых знаний
Почки, мочеточники, мочевой пузырь
Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах
органы мочевыделительной системы.
Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения
мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы
Демонстрация модели почки
фронтальная
§42
Тема 11. Нервная система
(5 часов))
45
27.02.
Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг
Урок усвоения новых знаний
Потребности, активность, субъективное отражение
Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности
Интеграция с физикой по теме разность потенциалов
письменная
§43-44
46
02.03.
Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка
Комб.
Большие полушария головного мозга, желудочки мозга
Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают
функции спинного мозга
фронтальная
§45
47
06.03.
Функции переднего мозга
Урок-практикум
Старая и новая кора
Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга Демонстрация модели головного мозга человека
Лабор.работа №12
Изучение головного мозга человека по муляжам.
письменная
§46
48
09.03.
Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы
Комб.
Блуждающий нерв, гипоталамус
Раскрывают функции переднего мозга
текущая
§47
49
13.03
Обобщение
Урок-практикум
Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят
биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов
письменная
Тема 12. Анализаторы. Органы чувств
(5 часов)
50
16.03.
Анализаторы
Урок усвоения новых знаний
Модальность, рецепторы, иллюзии
Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств
фронтальная
§48
51
20.03
Зрительный анализатор
Интегрированный урок
Глазное яблоко, палочки, колбочки
Выделяют существенные признаки строения и функционирования зрительного анализатора
Интеграция с физикой по теме оптика
текущая
§49
52
21.03
Гигиена органов зрения
Конъюнктивит, близорукость, дальнозоркость
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения
Демонстрация модели глаза
Лабор.работа№13
«Изучение изменения размера зрачка»
Областная больница №9, с. Вагай – встреча с врачом окулистом.
письменная
§50
53
23.03
Слуховой анализатор.
Комб.
Воспаление среднего уха, тугоухость
Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха
Демонстрация модели уха
фронтальная
§51
54
03.04
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса
Комб.
Вестибулярный аппарат, вибрационное чувство
Выделяют существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объясняют особенности
кожно‑мышечной чувствительности.
Распознают на наглядных пособиях различные анализаторы
письменная
§52
Тема 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
(5 часов)
55
06.04
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности
Урок усвоения новых знаний
Внутреннее торможение, доминанта
Характеризуют вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей
нервной деятельности
текущая
§53
56
10.04.
Врождённые и приобретённые программы поведения
Урок-практикум
Инстинкты, эмоции, навыки, привычки
Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Лабор.работа №14 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образование нового динамического стереотипа
»
письменная
§54
57
13.04
Сон и сновидения
Комб.
Биологические ритмы
Характеризуют фазы сна. Раскрывают значение сна в жизни человека
письменная
§55
58
17.04.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы
Комб.
Базовые и вторичные потребности, сознание, интуиция
Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти.
Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов
фронтальная
§56
59
20.04
Воля, эмоции, внимание
Комб. С элементами практикума
Аффект, стресс, рассеянность
Объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявляют особенности наблюдательности
и внимания
Лабор.работа№15
«Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях»
письменная
§57
Тема 14. Эндокринная система (2 часа)
60
24.04
Роль эндокринной регуляции
Урок усвоения новых знаний
Железы внутренней, внешней и смешанной секреции
Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устана Демонстрация модели гортани с щитовидной железой вливают единство нервной и гуморальной регуляции
фронтальная
§58
61
27.04
Функции желёз внутренней секреции
Урок-повторение
Акромегалия, сахарный диабет миксидема
Раскрывают влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека
письменная
§59
Тема15. Индивидуальное развитие организма (5 часов)
62
04.05
Жизненные циклы. Размножение
Урок усвоения новых знаний
Менструация, поллюции, половые хромосомы
Выделяют существенные признаки органов размножения человека
Областная больница №9, с. Вагай «Перинатальный центр»
фронтальная
§60
63
08.05
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём
Комб.
Онтогенез, филогенез, гемофилия, СПИД, гепатит В
Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности.
Выделяют основные этапы развития зародыша человека
Презентация «Профилактика и борьба со СПИДом».
Акция «Мы против СПИДа».
письменная
§61-62
64
11.05
Развитие ребёнка после рождения. Становление личности
Комб.
Темперамент, характер
Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, передающихся половым путём,
ВИЧ‑инфекции. Характеризуют значение медико‑генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека
ов
фронтальная
§63
65
15.05
Интересы, склонности, способности
Комб.
Наследственные задатки
Определяют возрастные этапы развития человека. Раскрывают суть понятий: «темперамент
Приводят доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Характеризуют место и роль человека в природе. Закрепляют знания о правилах поведения в природе. Осваивают приёмы рациональной организации
труда и отдыха. Проводят наблюдения за состоянием собственного организма
Интеграция с географией по темам влияние природных условий на жизнь и здоровье человека; экология и здоровье человека
Встреча с врачом
фронтальная
Повторить изученное
67
22.05
Итоговая контрольная работа
Тестирование
68
25.05
Итоговый урок
Уроки обобщения и повторения изученного
Сочетание фронтальной, текущей и письменной форм контроля
4.Перечень оценочных лабораторных работ
Лабор.работа №1 Изучение особенностей строения животных тканей
Лабор.работа №2 Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Лабор.работа №3 Изучение внешнего вида отдельных костей.
Лабор.работа №4 Утопление при статической работе
Лабор.работа №5 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом
Лабор.работа №6 Подсчет ударов пульса.
Лабор.работа №7 Измерение кровяного давления
Лабор.работа №8 Изучение приемов остановки кровотечений.
Лабор.работа №9 Изучение частоты дыхания
Лабор.работа №10 Действие слюны на крахмал
Лабор.работа №11 Изучение норм рационального питания.
Лабор.работа №12 Изучение головного мозга человека по муляжам.
Лабор.работа№13 Изучение изменения размера зрачка
Лабор.работа №14 Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образование нового динамического стереотипа
Лабор.работа№15 Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях
5.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать:
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию человека и млекопитающих животных; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать процессы жизнедеятельности организма человека: рассматривать на готовых микропрепаратах клетки и ткани человеческого организма; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
выявлять изменчивость организма, приспособления организма к среде обитания, типы взаимодействия организма человека с внешней средой;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов организма человека и млекопитающих животных) и делать выводы на основе сравнения;
определять положение человека в системе органического мира (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на состояние и здоровье организма;
проводить самостоятельный поиск биологической информации;
находить в тексте учебника в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики бактериальных, грибковых и вирусных заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при пищевых отравлении; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
6.Материально-техническое и информационное обеспечение
Учебно - методический комплекс:
Федеральный Государственный стандарт.
Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева.- М.: Дрофа,, 2010.
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2014.
Рабочая тетрадь к учебнику Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева Н.И. «Биология. Человек. 8 класс»: – М.: Дрофа, 2016
Дополнительная и научно-популярная литература
Аверчикова О.Е. Биология. Элективные курсы. Лечебное дело. Основы гигиены. М.: Айрис-пресс, 2007.
Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
Пакулова В.М., Смолина Н.А. Биология в вопросах и ответах. М.: «Библиотека: сельская школа», 2001.
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. М.: Академия, 1998.
Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М.: Издательство Московского университета, 1991.
Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2000.