формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
- создать условия для овладения научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни;
- способствовать формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
- способствовать формированию у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний.
Рабочая программа согласно Учебному плану школы рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного курса | Формы организации | Основные виды учебной деятельности |
Биология – наука о живых организмах. (5 ч.) Биология — наука о живой природе. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Многообразие организмов. Царства живой природы. Свойства живых организмов. Среда обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной, водной, почвенной, организменной среде. Факторы среды обитания. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. | Индивидуальная, групповая, парная | Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Определяют понятия: "методы исследования», «наблюдения», « эксперимент, «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда» , «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. |
Клеточное строение организмов. (9 ч.) Устройство увеличительных приборов. Микроскопическое строение растений. Строение клетки. Разнообразие растительных клеток. Строение клетки. Пластиды. Разнообразие растительных клеток. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) ее рост и развитие. Деление клетки. Ткань. Виды тканей растительного организма. | Индивидуальная, групповая, парная | Определяют понятия: « клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом. Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительности ткани на микропрепаратах. |
Царство Бактерии. (2 ч.) Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. | Индивидуальная, групповая, парная | Выделяют существенные признаки бактерий. Определяют понятия: « клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. |
Царство Грибы. (6 ч.) Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Отличительные особенности грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. Многообразие грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. | Индивидуальная, групповая, парная | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе жизни человека. |
Царство Растения. (12 ч.) Ботаника – наука о растениях. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. Лишайники, их роль в природе и жизни человека. Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие. Папоротникообразные, отличительные особенности и многообразие. Голосеменные, отличительные особенности, строение. Многообразие голосеменных. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Многообразие цветковых растений. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Растительный и животный мир родного края. | Индивидуальная, групповая, парная | Определяет понятие: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений . Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, и наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выделяют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей. Определяют понятия: «кустистые лишайники «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека. Определяют понятия: «палеонтология» «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира. |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
планируемая | фактическая |
Биология – наука о живых организмах (5 часов) |
1. | Биология — наука о живой природе. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. | 1 | 07.09.2016 | | |
2. | Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. | 1 | 14.09 | | |
3. | Многообразие организмов. Царства живой природы. Свойства живых организмов. | 1 | 21.09 | | |
4. | Среда обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной, водной, почвенной, организменной среде. | 1 | 28.09 | | |
5. | Факторы среды обитания. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. | 1 | 05.10 | | |
Клеточное строение организмов (9 часов) |
6. | Устройство увеличительных приборов. Практическая работа №1. Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними. | 1 | 12.10 | | |
7. | Микроскопическое строение растений. Строение клетки. Разнообразие растительных клеток. | 1 | 19.10 | | |
8. | Строение клетки. Пластиды. Разнообразие растительных клеток. Лабораторная работа №1. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. | 1 | 26.10 | | |
9. | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. | 1 | 02.11 | | |
10. | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) ее рост и развитие. | 1 | 16.11 | | |
11. | Деление клетки. | 1 | 23.11 | | |
12. | Ткань. Виды тканей растительного организма. | 1 | 30.11 | | |
13. | Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов». | 1 | 07.12 | | |
14. | Контрольная работа №1 по теме «Биология-наука о живых организмах», «Клеточное строение организмов» | 1 | 14.12 | | |
Царство Бактерии (2 часа) |
15. | Бактерии, их строение и жизнедеятельность. | 1 | 21.12 | | |
16. | Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. | 1 | 28.12 | | |
Царство Грибы (6 часов) |
17. | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Отличительные особенности грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. | 1 | 18.01.2017 | | |
18. | Многообразие грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. | 1 | 25.01 | | |
19. | Плесневые грибы и дрожжи. | 1 | 01.01 | | |
20. | Грибы-паразиты. | 1 | 08.02 | | |
21. | Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии» и «Царство Грибы». | 1 | 15.02 | | |
22. | Контрольная работа м№2 по теме «Царство Бактерии», «Царство Грибы» | 1 | 22.02 | | |
Царство Растения (12 часов) |
23. | Ботаника – наука о растениях. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Классификация растений. | 1 | 01.03 | | |
24. | Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. | 1 | 08.03 | | |
25. | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. | 1 | 15.03 | | |
26. | Лишайники, их роль в природе и жизни человека. | 1 | 22.03 | | |
27. | Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие. | 1 | 05.04 | | |
28. | Папоротникообразные, отличительные особенности и многообразие. | 1 | 12.04 | | |
29. | Голосеменные, отличительные особенности, строение. | 1 | 19.04 | | |
30. | Промежуточная аттестационная работа. | | 26.04 | | |
31. | Многообразие голосеменных. | 1 | 03.05 | | |
32. | Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Многообразие цветковых растений. | 1 | 10.05 | | |
33. | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | 1 | 17.05 | | |
34. | Итоговый урок. Растительный и животный мир родного края. | 1 | 24.05 | | |