kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по биологии «Занимательная биология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир биологии  разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из объектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни.    Поэтому знания по зоологии   необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях в природе, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

   Биологический кружок организуется для учащихся 5 классов, которые уже знакомы по урокам окружающего мира с  живыми  организмами.

    Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

-охватывает большой круг естественно -научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

-добавлен раздел изучения животных, занесенных в Красную книгу   Волгоградской  области и Урюпинского района

   Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных особенностей.

   Занятие в кружке позволит школьникам  расширить свои знания о мире животных, продемонстрировать свои умения и навыки в области зоологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс   рассчитан  на 34 часа в год  (1 год обучения). Он включает теоретические и практические занятия по зоологии.

   Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным зоологам  определиться с выбором своей будущей профессии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по биологии «Занимательная биология»»



«Согласовано»

Зам директора по УВР

Матвеева Т.В.__________

«____»_____________201 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ №8»

Чекина В.Н.______________

«________»__________201 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по биологии

«Занимательная биология»

5 класс

Срок реализации 34 ч.


Составитель программы:

учитель биологии Ларкина Вера Ивановна














Рассмотрено на заседании МО

естественно –научных дисциплин

протокол №

«____» ________________201 г.






Рабочая программа

биологического кружка « Занимательная биология»

Пояснительная записка.

Мир биологии разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из объектов , с которыми человек соприкасается в своей жизни. Поэтому знания по зоологии необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях в природе, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Биологический кружок организуется для учащихся 5 классов, которые уже знакомы по урокам окружающего мира с живыми организмами.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

-охватывает большой круг естественно -научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

-добавлен раздел изучения животных , занесенных в Красную книгу Волгоградской области и Урюпинского района

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам расширить свои знания о мире животных, продемонстрировать свои умения и навыки в области зоологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс рассчитан на 34 часа в год (1 год обучения). Он включает теоретические и практические занятия по зоологии.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным зоологам определиться с выбором своей будущей профессии.













Цель программы

Познакомить учащихся с многообразием животного мира, их ролью в жизни человека , ответственности человека за происходящее на планете.


Основные задачи программы

Образовательные

-Расширять кругозор ;

-Способствовать популяризации биологических знаний у учащихся ;

-Ознакомление с видовым составом фауны Волгоградской области и Урюпинского района; с редкими и исчезающими животными;

Развивающие

-Развитие навыков работы с микроскопом;

-Развитие творческих способностей;

-Формирование экологической культуры;

-Формирование приемов, умений и навыков по организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, проведения опытов.

Воспитательные

-Воспитывать интерес к миру животных ;

-Воспитывать любовь к природе.

Условия реализации программы

-Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-11лет

  1. кл).

-Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

-Количество часов - 1 учебный час в неделю (34 часа в год)


Формы организации деятельности учащихся на занятиях

-Групповая

-Индивидуальная


Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом, натуральными объектами).


Наглядность и оборудование

Видеофильмы , компьютерные презентации, биологические коллекции, плакаты, модели и макеты, комплекты лабораторного оборудования по биологии, цифровой микроскоп , световые микроскопы, фотоаппарат.



Ожидаемый результат

-положительная динамика творческой активности обучаемых

-появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;

-умение пользоваться современными источниками информации, работать с научной и учебной литературой;







































Тематический план работы биологического кружка

« Занимательная биология»

5 класс

Дата

Темы занятий

Количество часов



Введение (4 часа)


1


Планирование работы кружка. Выбор актива кружка.

1

2


Природа - наш общий дом

1

3


Зоология – наука о животных. История развития зоологии.

1

4.


Презентация журналов о животных: «Мир животных», «Юный натуралист», «В мире животных», «Муравейник», «Филя»

1



Биологическая лаборатория (4 ч )


5


Лабораторное оборудование и приемы работы с ним.

1

6


Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом.

1

7


Рассматривание готовых микропрепаратов. Клетки одноклеточных животных

1

8


Рассматривание готовых микропрепаратов Клетки многоклеточных животных.

1



Мир животных (22 ч)


9


Мир одноклеточных животных

1

10


Инфузория – туфелька

1

11


Черви


12


Улитки и ракушки

1

13


Насекомые: друзья и враги

1

14


Рыбы

1

15


Мир аквариума. Условия содержания рыб в аквариуме


16


Чудовища морских глубин

1

17


Земноводные

1

18


Ящерицы, черепахи, крокодилы, змеи

1

19


Птицы

1

20


Млекопитающие

1

21


Домашние животные

1

22


Хищники

1

23


Обезьяны

1

24


Семьи животных

1

25


Животный мир северных лесов

1

26


Животный мир тропических лесов

1

27


Животный мир городов

1

28


Странные животные

1

29


Необыкновенные животные

1

30


Зоологический чемпионат

1



Животные под охраной (4 ч)


31


Животные в Красной книге

1

32-33


Редкие животные Волгоградской области

2

34


Редкие животные Урюпинского района

1















Тема «Введение» (4 часа)

Природа - наш общий дом. Среды жизни и места обитания. Зоология - наука о животных. Многообразие животных. Значение животных. История зоологии. Аристотель, Антони ванн Левенгук, Карл Линней, Чарльз Дарвин, П.С.Паллас, И.И.Мечников, И.П.Павлов. Презентация журналов о животных: «Мир животных», «Юный натуралист», «В мире животных», «Муравейник», «Филя».



Тема «Биологическая лаборатория» ( 4 часа)

Лабораторное оборудование и приемы работы с ним. Исследования природы с помощью микроскопа. Устройство микроскопа. Электронный микроскоп. Правила работы с микроскопом. Рассматривание готовых микропрепаратов. Клетки одноклеточных животных. Клетки многоклеточных животных.

Тема «Мир животных » (22 часа)

Мир одноклеточных животных. Амеба обыкновенная, инфузория – туфелька. Выращивание культуры инфузории – туфельки. Черви. Черви паразиты, профилактика глистных заболеваний. Улитки и ракушки. Беззубка, виноградная улитка, мидия, морской гребешок. Практическая работа «Определение по годичным кольцам возраст раковины». Насекомые: друзья и враги. Типы размножения насекомых. Малярийный комар, божья коровка, муравьи, бабочки.

Рыбы. Особенности строения, их приспособленность к водной среде. Пресноводные, морские рыбы. Значение рыб и их охрана.

Рыбы в аквариуме. Условия содержания рыб в аквариуме. Болезни и враги аквариумных рыбок.


Чудовища морских глубин. Осьминог, китовая акула, кальмар, белая акула.

Земноводные. Особенности земноводных, их значение для человека и в природе. Лягушки, головастики, тритоны, саламандры. Легенды и мифы о лягушках.

Ящерицы, черепахи, крокодилы, змеи. Особенности строения, их приспособленность к жизни на суше. Многообразие пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся – динозавры. Ядовитые и неядовитые змеи. Первая помощь при укусах змей.

Птицы, их приспособленность к полету. Происхождение птиц. Многообразие птиц. Птицы – рекордсмены. Роль птиц в жизни человека. Как сделать кормушки для птиц.

Млекопитающие, среды жизни и места обитания. Признаки млекопитающих. Значение для человека. Удивительные утконос и ехидна. Как правильно кормить ежа. Бобры .

Домашние животные .История одомашнивания , предки домашних животных. Собака – друг человека. Хищники, их значение в природе,

Обезьяны. Гиббон, орангутанг, горилла, шимпанзе. Сообщества обезьян.

Семьи животных. Пингвины, как высиживают яйца. Почему детеныши животных выглядят иначе, чем взрослые особи. Каким образом животные укрывают своих детенышей от врагов. Пчелиная семья. Муравьи.

Животный мир северных лесов. Лес весной и летом. Зимовка животных. Бобры. Медведи.

Животный мир тропических лесов. Особенности тропического леса, его представители. Ярусность леса. Приспособление к жизни на деревьях.

Животный мир городов. Какие животные обитают в городах и почему другие животные не селятся в городах. Термиты, голуби, тараканы, мыши.

Странные животные. Тукан, панголин, светящиеся медузы, голожаберные моллюски, утконос, илистый попрыгунчик, рыба-стрелец.

Необыкновенные животные. Гигантская белая акула- «чемпион по кусанию», губка- примитивное морское животное, стриж-колючехвост- самое быстрое животное , парусник- самое быстрое морское животное. Венерка- моллюск. Голубой кит – самое большое животное. Африканский слон- самое крупное наземное животное. Крачки –путешественники. Гепард – самое быстрое животное на суше.

Зоологический чемпионат:

-викторина о животных

-решение кроссвордов и сканвордов о животных

-правда ли, что…..

-угадай животное




Тема «Животные под охраной»(4 часа)

История создания Красной книги. Животные в Красной книге.

Редкие животные Волгоградской области. Жук-олень. Махаон. Бражник карликовый. Шмель степной. Стерлядь. Малый лебедь. Беркут. Дрофа. Выхухоль русская. Филин. Черный жаворонок. Средний дятел. Сапсан. Скопа. Малая крачка. Толстая перловица.


Редкие животные Урюпинского района. Орел степной, орел-могильник, канюк, змееяд, осоед европейский, сокол-балобан, журавли - серый и красавка, богомолы, жук-олень, пчела-плотник, разные виды шмелей, сколия-гигант, орденская лента, махаон.






























Литература


В.А. Алексеев 300 вопросов и ответов о животных, Ярославль «Академия развития», 1997

П. Доусвелл Неизвестное об известном. Животные, «Росмен», 1997

Брем А. Жизнь животных. М.: Эксмо, 2004.

Эндрю Клив Удивительные животные . Белфакс, Магна Букс, 1995

Эндрю Клив Аквариумные рыбки. Белфакс, Магна Букс, 1996

Акимушкин И. И. Клоачные, сумчатые, насекомоядные, хищные, непарнокопытные и парнокопытные. Молодая гвардия , 1971

В. П. Ситников, Г. П. Шалаева, Е. В. Ситникова, Л. В. Кашинская. Мир животных АСТ, Слово, 2010

zoodrug.ru Энциклопедия животного мира

animals.3dn.ru Большая энциклопедия животных

theanimalworld.ru Животные / Мир животных













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по биологии «Занимательная биология»

Автор: Ларкина Вера Ивановна

Дата: 31.03.2016

Номер свидетельства: 312943

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Программа кружка по математике "Занимательная математика""
    ["seo_title"] => string(62) "proghramma-kruzhka-po-matiematikie-zanimatiel-naia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "253293"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447578216"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа внеурочной деятельности в  5 классе  «Занимательная экология» "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassie-zanimatiel-naia-ekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "209607"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431246549"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства