kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по природоведению. Учебник В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабрчая программа по природоведению для учащихся 5 класса составлен на основе Федерального государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. пакулова (2008 г.).

Согласно действующему базисному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.  Рабочая программа рассчитана на использование учебника  В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природа неживая и живая 5 класс", М., Дрофа, 2012 г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по природоведению. Учебник В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой »




Пояснительная записка


Статус рабочей программы основного общего образования по природоведению для учащихся 5 класса на 2014-2015 учебный год: является составной частью основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «ООШ №45».

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова (2008 г.).

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М.,»Дрофа» 2012г.

Нормативно-правовая база.

Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.12 г. № 272-ФЗ»;

2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования;

3. Приказ МОиН РФ «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 г. № 253;

4. Приказ МОиН РФ от 28.12.2010г. № 2106 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

6. Приказ МОиН РФ от 04.10.2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

7. Рекомендации Министерства образования и науки Челябинской области (письмо от 31.07.2009 г. №103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» и приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области № 103/3431 от 03.08.2009 г.);

8. Методические рекомендации Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета Биология в 2014-2015 учебном году»;

9. Образовательная программа МБОУ «ООШ № 45»;

10. Учебный план МБОУ «ООШ № 45» на 2014-2015 учебный год;

11. ПОЛОЖЕНИЕ О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ «ООШ № 45» г. Троицка.

Основные цели и задачи предмета.

Изучение биологии на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Целью изучения природоведения в 5 классе является:

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, овладение понятийным аппаратом;

- приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов: наблюдения за живыми объектами, описание биологических объектов и процессов, проведение несложных биологических экспериментов;

- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры.

К наиболее важным педагогическим целям национально-региональных и этнокультурных особенностей учебного предмета «природоведение» можно отнести:

  • знания о природе, хозяйстве, истории, культурных традиций региона, связанные со спецификой природного окружения, местом и ролью региона в глобальных процессах;

  • знание о проблемах сохранения природных систем, развития устойчивого природопользования и причинах, их вызывающих;

  • умения выделять, «сценировать», проектировать пути решения региона;

  • получение прямого опыта общения с природой региона;

  • получение опыта личного участия в конкретных делах по улучшению жизни людей и окружающей человека среды.

Изучение природного наследия как направления образовательной деятельности позволяет решать важные познавательные и воспитательные задачи: развитие эмоционального восприятия мира, творческой активности, ценностного отношения к миру, воспитание эстетических чувств и патриотизма, привитие навыков и умений поисково-исследовательского характера.

Выбор программы обучения природоведения и созданных на ее основе учебников определяется тем, насколько обновлено их содержание, соответствует ли оно целям современного биологического образования, решаются ли авторами задачи развития личности ребенка, его естественнонаучного мышления, творческих способностей, практической, исследовательской направленности. Этим требованиям в полной мере отвечает УМК по природоведению для основной школы В.В. Пасечника.

Рабочая программа по природоведению составлена с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей (НРЭО). В «Пояснительной записке» определены цель и задачи НРЭО учебного предмета. В разделе «Личностные и предметные результаты освоения предмета» обозначены результаты изучения НРЭО Челябинской области. В разделе «Содержание учебного предмета» прописаны темы, выносимые на изучение НРЭО. В разделе «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся» уточнены основные виды деятельности обучающихся. В контрольно-измерительных материалах через задания отражены особенности НРЭО Челябинской области.


  1. Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе. Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.

Цель программы обучения: Обеспечить освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воз действием человека.


  1. Место предмета в учебном плане

В учебном плане образовательного учреждения в обязательной части на изучение предмета «Природоведение» в 5 классе отводится 70 часов, по 2 часа в неделю в соответствии с расписанием.


4. Цели и задачи изучения предмета

  • Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.


5. Требования к уровню подготовки учащихся

  • Учащиеся должны знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях, отдельных методах изучения природы;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

  • Учащиеся должны уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положение солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.



  1. Содержание изучаемого курса


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

В том числе

лабораторных и практических работ

контрольных работ

1

Введение

3



2

Вселенная

6

2


3

Строение и свойства вещества

11

1


4

Воздух

9

1


5

Вода

4


1

6

Горные породы

4

2


7

Почва

4



8

Организмы

6



9

Растения

6

3


10

Грибы

2

1


11

Животные

4

1


12

Ваши любимые растения и животные

2



13

Природа едина

2



14

Человек. Его здоровье и безопасность жизни

7

5

1


Итого

70

16

2











  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема № 1. Введение

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

Тема № 2 Вселенная

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвез­дия. Полярная звезда и созвездия Большая и Ма­лая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение сол­нечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Су­точное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и мете­ориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторная работа

№ 1 Определение на звездной карте созвездий Северного полушария

№ 2 Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий.

Тема № 3 Строение и свойства вещества

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообраз­ных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование че­ловеком физических и химических явлений при­роды в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

Лабораторная работа

№ 3 Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

Тема № 4 Воздух

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для жи­вых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосфер­ное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Из­менение температуры воздуха с высотой. Образова­ние 96лаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Рабо­та ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказа­ние погоды. Влияние погоды на организм челове­ка.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение на­правления ветра с помощью модели флюгера).

Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здо­ровья при различных погодных условиях.

Лабораторная работа

№ 4 Описание погоды за месяц и сезон

Тема № 5 Вода

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода — растворитель. Растворимые и нераство­римые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, ов­рагов, ущелий. Значение воды в природе. Исполь­зование воды человеком. Охрана воды.

Тема № 6 Горные породы

Горные породы. Разнообразие горных пород. Об­ломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обло­мочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные по­лезные ископаемые. Металлы. Использование ме­таллов человеком, их экономия. Охрана недр. Демонстрация коллекций горных пород и мине­ралов, полезных ископаемых.

Лабораторная работа

№ 5 Описание минералов и горных пород, определение их свойств.

№ 6 Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами

Тема № 7 Почва

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Струк­тура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Демонстрация почв своей местности, почв с раз­ной структурой; опытов по определению свойств почвы.

Тема № 8 Организмы

Организм. Свойства живых организмов (биоло­гические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспо­собленность растений и животных к жизни в раз­ных условиях среды обитания. Экология — наука о взаимоотношении организ­мов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Зна­комство с увеличительными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов. Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного матери­ала. Наблюдения за растениями, животными, факто­рами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Тема № 9 Растения

Характерные признаки растений. Растения цвет­ковые и нецветковые. Цветковые растения, их ор­ганы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни челове­ка. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения, условия их жизни. Мно­гообразие культурных растений: полевые, овощ­ные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных об­разцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.


Лабораторная работа

№ 7 Распознавание органов цветкового растения

№ 8 Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян.

№ 9 Определение названия растений с помощью атласа определителя.


Тема № 10 Грибы

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядови­тые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шля­почных грибов и их муляжей.

Лабораторная работа

№ 10 Узнавание съедобных и ядовитых грибов

Тема № 11 Животные

Характерные признаки животных, сходство с рас­тениями и отличия от них. Животные дикие и до­машние. Дикие животные и условия их жизни. Приспо­собленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми жи­вотными. Животные Красной книги. Охрана ди­ких животных. Домашние животные, условия их жизни. Мно­гообразие домашних животных, уход за ними, со­здание благоприятных условий жизни. Демонстрация живых животных, коллекций, чу­чел, муляжей, влажных препаратов животных. Наблюдения за жизнью животных в водной, поч­венной, воздушно-наземной средах обитания.

Лабораторная работа

№ 11 Узнавание животных своей местности

Тема № 12 Ваши любимые растения и животные

Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.

Демонстрация комнатных растений, домашних животных. Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

Тема № 13 Природа едина.

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа - наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

Тема № 12 Человек. Его здоровье и безопасность жизни.

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природ­ных ситуациях (во время грозы, ливней, под гра­дом и др.).

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физиче­ской нагрузки.

Лабораторная работа

№ 12 Определение показателей своего здоровья

№ 13 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах

№ 14 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при растяжениях связок

№ 15 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при капиллярном и венозном кровотечении

№ 16 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при вывихах и переломах


  1. Требования к уровню подготовки учащихся.

ТЕМА № 1

Учащиеся должны знать:

о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

уметь сравнивать природные объекты не менее чем по 3–4 признакам.

о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы; основные характеристики погоды;

: узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности;

приводить примеры приспособлений растений и животных к условиям среды обитания, примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека; описывать личные наблюдения;


Тема № 2

Солнечная система: Солнце, планеты, естественные спутники, астероиды, метеориты, кометы

Луна: кратеры фазы Луны

Оболочки Земли: атмосфера гидросфера литосфера биосфера


Тема № 3

Тела природы: твердые жидкие газообразные

Свойства газов: не сохраняют формы занимают весь объем, предоставленный им диффузия

Свойства жидких тел: сохраняют объем не сохраняют форму текучи диффузия

Свойства твердых тел: сохраняют форму, объем пластичны диффузия

Строение тел: вещество молекула атом элемент

Разнообразие веществ: простые, сложные, смеси

Явления природы: физические химические

Физические явления: механические тепловые электрические световые

Химические явления: горение окисление


Тема № 4

Воздух: смесь различных газов

Свойства воздуха: занимает пространство сжимается упруг имеет вес оказывает давление на все предметы, находя­щиеся на Земле

Прибор для измерения атмосферного давления: барометр

Погода. Признаки погоды: температура воздуха, влажность воздуха, направление и скорость ветра, атмосферное давление, облачность


Тема № 5

Состояние воды: твердое жидкое газообразное

Свойства воды: теплопроводность хуже, чем у металлов, но лучше, чем у воздуха при охлаждении: до +4 °С сжимается, от +4 °С до О °С расширяется вода — растворитель

Вода в природе: раствор взвеси

Работа воды в природе: разрушение почвы и горных пород, образование пещер


Тема № 6

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора

Горные породы: плотные, рыхлые, минералы, магматические, осадочные, метаморфические

Разрушение горных пород: выветривание обломочные горные породы

Полезные ископаемые: рудные нерудные

Свойства металлов: ковкость, тягучесть, способность к плавлению, теплопроводность, блеск, все металлы (кроме ртути) — твердые тела



Тема № 7

Строение почвы: структурные почвы, бесструктурные, горизонт почвы

Состав почвы: перегнойный горизонт, подзолистый горизонт, кислые почвы

Свойства почвы: плодородие

Разнообразие почв: торфяные, солончаковые, песчаные, глинистые, черноземные, подзолистые

Эрозия почв: ветровая, водная

Тема № 8

Организмы: тела живой природы

Строение организмов: орган ткань клетка

Строение клетки: оболочка, цитоплазма, ядро.

Свойства организмов (биологические явления): дыхание, питание, рост, размножение, обмен веществ, смерть

Где живут организмы : среда обитания, наземная, водная, воздушная, почвенная

Что влияет на организмы: факторы неживой природы, факторы живой природы, человеческий фактор

Приборы для изучения организмов: лупа, микроскоп


Тема № 9

Признаки растений : хлорофилл, фотосинтез (питание), дыхание, рост, размножение

Разнообразие растений: одноклеточные, многоклеточные нецветковые, цветковые, дикорастущие культурные лекарственные ядовитые

Строение цветковых растений: корень ,стебель, лист, цветок, плод, семя

Многообразие культурных растений: зерновые культуры, овощные, плодовые, технические, кормовые

Растения Красной книги : кандык сибирский, пион степной, ландыш майский, первоцвет весенний прострел раскрытый (сон-трава),

башмачок крупноцветный, ветреница байкальская

Тема № 10

Разнообразие грибов: одноклеточные, многоклеточные шляпочные

Строение шляпочных грибов: грибница, плодовое тело гриба, шляпка, пенек

Разнообразие шляпочных грибов: съедобные, ядовитые

Значение грибов в природе, в жизни человека

Тема № 11

Признаки животных: питание, дыхание рост размножение

Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные, дикие, домашние, сельскохозяйственные

Среда обитания диких животных: воздушная, наземная, водно-наземная, водная

Значение животных: в природе, в жизни человека, в животноводстве

Отрасли животноводства: скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство

Животные Красной книги: зубр, калан, снежный барс, дрофа-красотка, краснозобая казарка, журавль-стерх, байкальский осетр, бабочка-аполлон

Тема № 12

Значение растений в жизни человека. Значение животных в жизни человека

Тема № 13

Взаимосвязь неживого и живого в природе: неживая природа и растения неживая природа и животные растения и животные пищевые цепи пищевые сети

Тема № 14

Человек. Признаки организма: питание, дыхание, рост, развитие размножение старение

Строение организма: органы, системы органов, опорно-двигательная, дыхательная, кровеносная, пищеварительная, выделительная, нервная, размножения

Факторы среды обитания человека: физические, химические, биологические

Образ жизни: режим питания, подвижность, режим труда, режим отдыха, вредные привычки

Вредные привычки человека: несоблюдение гигиены, курение, употребление спиртных, напитков, употребление наркотиков, правила предупреждения, вредных привычек



  1. Календарно-тематический план

№ п/п

Тема урока

Содержание изучаемого материала

Кол-во

часов

Тип урока

Лабораторная работа

информационное сопровождение, средства обучения

Дом. задание

Дата

по плану

Дата фактически

коррекция

1

1.Человек и природа.


1

ИНМ


Учебник, таблицы

§ 1

03.09



2

2. Природа неживая и живая.

Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы.

1

Урок комплексного применения знаний


Учебник

§ 2

08.09



3

3. Организация наблюдений за природой.


1

ИНМ


Учебник, календарь наблюдений

§ 3

10.09



4

1. Звёзды на небе.

Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (Н.Коперник, Д. Бруно, Г.Галилей)

1

ИНМ

№ 1 Определение на звездной карте созвездий Северного полушария

Учебник,

карта звездного неба

§ 4

15.09



5

2.3емля - наш дом.

Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков

1

ИНМ

№2 Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов полушарий

Учебник,

Глобус

компас

§ 5

17.09



6

3.Оболочки Земли

(Сферы Земли).


1

ИНМ


Учебник, тетрадь

§ 6

22.09



7

4.Луна - естественный спутник Земли.

Наблюдение звездного неба.

1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 7

24.09



8

5.Солнце. Солнечная

система.

Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. Измерение времени.

1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 8

29.09



9

6.Вселенная.


1

ОСЗ + контроль


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 9

01.10



10

1.Тела и вещества.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком.

1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 10

06.10



11

2.Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.


1

ИНМ

№3 Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел. Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияние температуры, света и влажности на прорастание семян

Учебник, тетрадь электронные уроки лабораторное оборудование

§ 11

08.10



12

3.Вещества и смеси.

Простые и сложные вещества, смеси

1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 12

13.10



13

4.Молекулы. Атомы.

Элементы


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 13

15.10



14

5.Движение частиц вещества.


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 14

20.10



15

6.Взаимодействие

частиц


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 15

22.10



16

7.Разнообразие

веществ.


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 16

27.10



17

8.Физические и химические явления

Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. Опыты по изучению нескольких физических явлений.

Примеры явлений превращения веществ. Наблюдение превращение веществ.

1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 17

29.10



18

9.Горение.

Горение.

1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 18

10.11



19

10.0кисление.

Гниение

1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 19

12.11



20

11.Строение и свойства вещества.


1

ОСЗ + контроль


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 20

17.11



21

1.Воздух - смесь различных газов.


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 21

19.11



22

2.Свойства воздуха.


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 22

24.11



23

3. Изменение давления воздуха с высотой.

Измерения температуры, массы.

1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 23

26.11



24

4. Вес воздуха и атмосферное давление


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 24

01.12



25

5.Нагревание воздуха.


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 25

03.12



26

6.Ветер


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 26

08.12



27

7.Погода и её предсказание.

Наблюдение погодных явлений. Основные характеристики погоды. Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов.

1

ИНМ

№ 4. Описание погоды за месяц .

Учебник тетрадь календарь наблюдений

§ 27

10.12



28

8.Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения


Влияние погоды на организм человека

1

ОСЗ+ контроль


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 28, 29, подг. к к.р.

15.12



29

9.Контрольная работа по итогам 1 полугодия


1

Проверка оценка коррекции знаний


Учебник, тетрадь электронные уроки


17.12



30

1.Три состояния воды.


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 30

22.12



31

2.Тепловое расширение воды.


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 31

24.12



32

3.Температура кипения воды и плавления льда.



1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 32

12.01



33

4.Вода - растворитель. Работа воды в природе



1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 33

14.01



34

1.Внутреннее строение Земли. Горные породы


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 34

19.01



35

2.Разрушение горных пород.


1

ИНМ

№ 5 Описание минералов и горных пород, определение их свойств

Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 35

21.01



36

3.Полезные ископаемые. Металлы.


1

ИНМ

№ 6. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами

Учебник тетрадь коллекция минералов и горных пород

§ 36

26.01



37

4.Изучение работы текучих вод и ветра


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 37

28.01



38

1.Образование почв и

их разнообразие.


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 38

02.02



39

2. Состав и свойства

почвы. Почва - кладовая

Земли.


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 39

04.02



40

3. Влияние растений на почву


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 40

09.02



41

4. Разрушение почв


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 41

11.02



42

1. 0рганизм и его

свойства.


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 42

16.02



43

2. Где живут организмы.


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 43

18.02



44

3. Экскурсия в природу. Разнообразие организмов, их относительная приспособленность к условиям среды

Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания

1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 44

23.02



45

4. Увеличительные приборы


1

ИНМ


Учебник тетрадь микроскоп, лупа

§ 45

25.02



46

5. Строение организмов


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 46

02.03



47

6. Организмы


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 47

04.03



48

1. Признаки растений


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 48

09.03



49

2. Разнообразие растительного мира

Определение наиболее распространенных растений своей местности редких и охраняемых видов

1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 49

11.03



50

3. Строение цветковых растений.

Примеры приспособления растений к различным способам размножения влияние t, света влажности на прорастание семян.

1

ИНМ

№7. Распознавание органов цветкового растения. № 8 Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян

Учебник, тетрадь гербарий, комнатные цветы лабораторное оборудование

§ 50

16.03



51

4. Места обитания дикорастущих растений.

«Зеленая аптека»

Правила безопасного поведения ядовитыми растениями

1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 51

18.03



52

5. Красная книга растений

Ядовитые растения

1

ИНМ

№ 9 Определение названий растений

Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 52

30.03



53

6. Многообразие культурных растений


1

ОСЗ+ контроль


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 53

01.04



54

1.Разнообразие грибов.


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 54

06.04



55

2.Шляпочные грибы.

Ядовитые грибы

1

ИНМ

№ 10 Узнавание съедобных и ядовитых грибов

Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 55

08.04



56

1. Признаки животных.


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 56

13.04



57

2. Условия жизни и многообразие диких

животных

Приспособление животных к жизни в разных условиях среды обитания водная, почвенная, воздушная, наземная.

1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 57

15.04



58

3. Значение диких животных и их охрана.

Правила безопасного поведения с опасными животными

1

ИНМ

№ 11 Узнавание животных своей местности

Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 58

20.04



59

4. Домашние животные


1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 59

22.04



60

1. Ваши любимые растения и животные

Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы.

1

комплексное применение знаний

Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными.

Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 60

27.04



61

2. Создание благоприятных условий для растений и животных.

Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и пути их решения.

1

комплексное применение знаний

Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 61

29.04



62

  1. Связи неживого и живого.


1

ИНМ


Учебник, тетрадь

§ 62

04.05



63

2. Любите природу и помогайте ей.


1

ОСЗ


Учебник, тетрадь

§ 63

06.05



64

1.Человек и окружающая среда

Измерения длины, температуры, массы.

1

ИНМ

№ 12 Определение показателей развития своего организма.

Учебник тетрадь

§ 64

11.05



65

2. Как беречь свое здоровье и жизнь?

Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах)

1

ИНМ

№ 13 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах

№ 14 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при растяжении связок

№ 15 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при капиллярном и венозном кровотечении

Учебник тетрадь оборудование для оказания первой помощи

§ 65

13.05



66

3. Как беречь свое здоровье и жизнь?

овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах)

1


№ 16 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при вывихах и переломах

Учебник тетрадь оборудование для оказания первой помощи

§ 65

18.05



67

4. Человек. Его здоровье и безопасность жизни

Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека

1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 66

20.05



68

5. Человек. Его здоровье и безопасность жизни

Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека

1

Сообщения, презентации


Учебник, тетрадь, презентации, сообщения учащихся

§ 66

25.05



69

6. Вредные привычки и их предупреждение

Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.

1

ОСЗ + контроль


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 67, подг. к к.р.

27.05



70

7. Итоговая контрольная работа


1

Проверка, оценка знаний


Учебник тетрадь


29.05




  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1. Примерные программы по учебным предметам. Биологии. 5-9 классы. -М.: Просвещение, 2011.

2. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы

3. В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.- М.: Дрофа, 2014.

1. В.В. Пасечник. Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс».- М.: Дрофа, 2013.



  1. Материально-техническое обеспечение

    Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

    количество

    Примечание

    Гербарии

    67

    Используются как раздаточный материал

    Световые микроскопы

    3


    Комплекты микропрепаратов

    5


    Электронный микроскоп

    1


    Муляжи

    10


    Рельефные модели

    3


    Таблицы

    36


    Классная доска

    1


    Мультимедийный проектор

    1


    Экспозиционный экран

    1


    Компьютер

    1


    Принтер лазерный

    1


    Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

    7


    Стол учительский с тумбой

    1


    Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

    1


  2. Информационно-коммуникационные средства

Видеофильмы

Электронные образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

-

Электронное приложение к учебнику

В.В. Пасечника. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.- М.: Дрофа, 2014.

Интерактивные приложения к урокам в 5-11 классах;

http://www.drofa.ru/

http://biolgra.ucoz.ru

http://www.future4you.ru/

http://ekol-ush.narod.ru/


№ урока

Кол-во часов

Вид контроля

29

1

Контрольная работа по итогам 1 полугодия

70

1

Итоговая контрольная работа по курсу «Природоведение», 5 класс.









60

1. Ваши любимые растения и животные

Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы.

1

комплексное применение знаний

Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными.

Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 60

27.04



61

2. Создание благоприятных условий для растений и животных.

Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и пути их решения.

1

комплексное применение знаний

Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 61

29.04



62

  1. Связи неживого и живого.


1

ИНМ


Учебник, тетрадь

§ 62

04.05



63

2. Любите природу и помогайте ей.


1

ОСЗ


Учебник, тетрадь

§ 63

06.05



64

1.Человек и окружающая среда

Измерения длины, температуры, массы.

1

ИНМ

№ 12 Определение показателей развития своего организма.

Учебник тетрадь

§ 64

11.05



65

2. Как беречь свое здоровье и жизнь?

Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах)

1

ИНМ

№ 13 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах

№ 14 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при растяжении связок

№ 15 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при капиллярном и венозном кровотечении

Учебник тетрадь оборудование для оказания первой помощи

§ 65

13.05



66

3. Как беречь свое здоровье и жизнь?

овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах)

1


№ 16 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при вывихах и переломах

Учебник тетрадь оборудование для оказания первой помощи

§ 65

18.05



67

4. Человек. Его здоровье и безопасность жизни

Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека

1

ИНМ


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 66

20.05



68

5. Человек. Его здоровье и безопасность жизни

Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека

1

Сообщения, презентации


Учебник, тетрадь, презентации, сообщения учащихся

§ 66

25.05



69

6. Вредные привычки и их предупреждение

Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.

1

ОСЗ + контроль


Учебник, тетрадь электронные уроки

§ 67, подг. к к.р.

27.05



70

7. Итоговая контрольная работа


1

Проверка, оценка знаний


Учебник тетрадь


29.05



Контрольная работа по природоведению за 1 полугодие

ВАРИАНТ-1

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ.

А1.Природа-это:

1) растения; 2) растения и животные; 3) все, что нас окружает; 4) вода, воздух.

А2.К живой природе относят:

1) горные породы; 2) воду; 3) воздух; 4) бактерии, грибы, растения, животных.

А3. Ближайшая к Земле звезда:
1) Полярная; 2) Альфа Центавра; 3) Солнце; 4) Сириус.

А4.Прибор для наблюдения звездного неба…

1)микроскоп 2)телескоп 3)бинокль 4)подзорная труба

А5. Назовите основную причину смены дня и ночи:
1) Земля движется по эллиптической орбите, при этом расстояние до Солнца изменяется;
2) наклон земной оси к плоскости земной орбиты; 3) вращение Земли вокруг своей оси;
4) движение Солнца по эклиптике.

А6. Найдите правильное расположение планет земной группы в порядке удаления от Солнца:
1) Земля, Марс, Венера, Меркурий; 2) Меркурий, Венера, Земля, Марс;
3) Марс, Земля, Меркурий, Венера; 4) Венера, Марс, Земля, Меркурий.

А7. Малыми планетами называют

1) астероиды 2) метеоры

3) кометы 4Г) метеориты

А8. Световые вспышки, видимые на небе

1) астероиды 2) метеоры

3) кометы 4) метеориты

А9.Любое тело состоит из:

1)воды; 2)стали; 3)вещества; 4)пластмассы.

А10.Вещества, образованные атомами одного вида, называют…

1)сложными; 2)простыми; 3)органическими; 4)неорганическими.

А11.Воздух-:

1)смесь двух газов: углекислого газа и кислорода; 2)смесь нескольких газов, паров и твердых частиц; 3)чистое вещество; 4)смесь трех газов: кислорода, углекислого газа, азота.

А12.Чем дальше от поверхности Земли, тем воздух:

1)более разрежен, менее плотен; 2)более плотен; 3)имеет больший вес; 4)имеет больше составляющих его частиц в единице объема.

А13.Погода-это:

1)сильный ветер; 2)высокая температура воздуха; 3)ливень; 4)состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте.


Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных

В1.Деформацией тела называют любое изменение его:

1)формы; 2)состояния; 3)состава; 4)размера; 5)цвета; 6)объема.

В2.Выберите правильные суждения:

1)явление - это любое изменение, происходящее в природе;

2)закат, рассвет, молния, гром, кипение воды - это природные явления;

3)находясь в смеси, вещества не сохраняют свои индивидуальные свойства;

4)при физических явлениях образуются новые вещества;

5)механические, тепловые, электрические, звуковые. Световые явления называют физическими;

6)к химическим явлениям относят таяние льда, испарение воды.

В3.Установите соответствие между веществами и их состоянием при комнатной температуре.

Состояние вещества

Вещества

А)твердое;

Б)жидкое;

В)газообразное.

1)стекло;

2)чугун;

3)вода;

4)сталь;

5)кислород;

6)золото


Вариант 2 .

Задания уровня А.Выберите правильный ответ.

А1.Природа-это:

1) растения; 2) растения и животные; 3) все, что нас окружает; 4) вода, воздух.

А2.К неживой природе относят:

1) деревья; 2) воду; 3) грибы; 4)червей.

А3.Луна-это:
1) единственный естественный спутник Земли; 2) единственный искусственный спутник Земли; 3) один из спутников Земли; 4) планета, обращающаяся вокруг Солнца вместе с Землей.

А4.Прибор для определения сторон света называется..

1)глобус 2)компас 3)гномон 4)телескоп

А5. Назовите основную причину смены времен года:
1) Земля движется по эллиптической орбите, поэтому расстояние до Солнца изменяется, при этом, когда Земля расположена ближе к Солнцу – лето, дальше от Солнца – зима;
2) наклон земной оси к плоскости земной орбиты; 3) вращение Земли вокруг своей оси;
4) медленное вращение земной оси.

А6. Ближайшая к Солнцу планета:
1) Меркурий; 2) Венера; 3) Венера; 4) Марс.

А7. Астероиды – это:
1) крупные твердые тела неправильной формы, вращающиеся вокруг планет; 2) мельчайшие частички пыли; 3) крупные твердые тела неправильной формы, вращающиеся вокруг Солнца;
4) световое явление, возникающее при сгорании метеорного тела, попадающего в атмосферу Земли из космического пространства.

А 8. Галактика – это:
1) Солнце и обращающиеся вокруг него планеты; 2) несколько звезд; 3) гигантское скопление звезд, содержащее около тысяч звезд; 4) целая звездная система, содержащая кроме звезд, скопления межзвездной пыли и газа.

А9. Вещества, из которых состоят тела:

1)всегда являются сплошными; 2)всегда состоят из частиц; 3)в некоторых случаях являются сплошными; 4)иногда состоят из частиц.

А10. Вещества, образованные атомами двух и более видов, называют…

1)сложными; 2)простыми; 3)органическими; 4)неорганическими.

А11.Чем дальше от поверхности Земли, тем воздух:

1)более разрежен, менее плотен; 2)более плотен; 3)имеет больший вес; 4)имеет больше составляющих его частиц в единице объема.

А12.Атмосферное давление понижается с высотой из-за:

1)уменьшения кислорода в воздуха; 2)уменьшения плотности воздуха; 3)скорости вращения Земли вокруг своей оси; 4)смены дня и ночи.

А13.Метеорология-это наука:

1)изучающая животных; 2)о растениях; 3)о погоде; 4)изучающая почву.

Задания уровня В. Выберите три правильных ответа из шести предложенных

В1.К свойствам тел относится:

1)размер; 2)деформация; 3)объем; 4)состав; 5)упругость; 6)пластичность.

В2.Выберите правильные суждения:

1)явление-это любое изменение, происходящее в природе;

2)закат, рассвет, молния, гром, кипение воды-это природные явления;

3)находясь в смеси, вещества не сохраняют свои индивидуальные свойства;

4)при физических явлениях образуются новые вещества;

5)механические, тепловые, электрические, звуковые. Световые явления называют физическими;

6)к химическим явлениям относят таяние льда, испарение воды.

В3.Установите соответствие между физическими явлениями и их видом:

Виды:

Физические вещества

А)механические;

Б)световые;

В)электрические;

Г)тепловые.

1)движение поезда;

2)спуск с горы;

3)солнечный зайчик;

4)молния;

5)образование льда;

6)электризация тел.




Ответы к контрольной работе за 1 полугодие.

Вариант 1

Вариант 2

А1

3

А1

3

А2

4

А2

1,2

А3

2

А3

1

А4

2

А4

2

А5

3

А5

3

А6

2

А6

1

А7

1

А7

3

А8

2

А8

3

А9

3

А9

2

А10

2

А10

1

А11

2

А11

1

А12

1

А12

2

А13

4

А13

3

В1

1

В1

2,5,6

В2

3,5

В2

1,3,5

В3

1а,2а,3б,4а,5в,6а

В3

1а,2а,3б,4в,6г,6в







Итоговая контрольная работа по природоведению за год

5 класс

1 вариант

1. Одним из первых мысль о том, что в центре Вселенной находится Солнце высказал

А) Аристотель; В) Птолемей.

Б) Аристарх Самосский;

2. Ближайшая к Солнцу планета

А) Марс; В) Венера;

Б) Земля; Г) Меркурий.

3. Самую плотную облачную атмосферу из планет земной группы имеет

А) Марс; В) Венера;

Б) Земля; Г) Меркурий.

4. Самая дальняя планета Солнечной системы

А) Нептун; В) Уран;

Б) Плутон; Г) Меркурий.

5. Все планеты-гиганты имеют кольца

А) да; Б) нет.

6. Звёзды

А) светят отраженным светом;

Б) являются гигантскими пылающими шарами, испускающими собственный свет.

7. Галактика это

А) Солнце и планеты; В) гигантское скопление звёзд.

Б) несколько звёзд;

8. На поверхности Земли находится:

А) очаг землетрясения; Б) эпицентр землетрясения.

9. Самые высокие горы нашей планеты

А) Анды; В) Кордильеры.

Б) Гималаи;

10. Воздушная оболочка Земли

А) атмосфера; В) литосфера.

Б) гидросфера;

11. Озоновый слой предохраняет:

А) планету от падения метеоритов;

Б) живые организмы от губительного излучения;

В) планету от потери влаги.

12. Развитие жизни на Земле качалось

А) в океане; Б) на суше.

13. Полужидкая масса, которая составляет основное содержание клетки:

А) оболочка; В) хлоропласты;

Б) цитоплазма; Г) ядро.

14. Секвойи растут в:

А) Северной Америке; В) Африке.

Б) Австралии;

15. Первым на Земле появился:

А) человек прямоходящий; В) человек разумный.

Б) человек умелый;

 

 

Итоговая контрольная работа по природоведению

5 класс

2 вариант

1. Первым предложил, что Земля имеет форму шара

А) Аристотель; В) Птолемей.

Б) Пифагор;

2. Самая горячая планета земной группы

А) Марс; В) Венера;

Б) Земля; Г) Меркурий.

3. Спутники имеют

А) Марс и Земля; В) Венера и Марс;

Б) Земля и Меркурий; Г) Меркурий и Венера.

4. Самая маленькая планета Солнечной системы

А) Нептун; В) Уран;

Б) Плутон; Г) Меркурий.

5. Поверхность планет-гигантов

А) твёрдая; Б) жидкая или газообразная.

6.Солнце

А) сверхгигант; В) карлик.

Б) гигант;

7. Землю составляют

А) ядро и земная кора; В) мантия и земная кора.

Б) ядро, мантия и земная кора;

8. В глубине вулкана находится:

А) вулканический кратер; Б) очаг магмы.

9. Самая длинная река планеты

А) Миссисипи; В) Янцзы;

Б) Нил; Г) Амазонка.

10. Водная оболочка Земли

А) атмосфера; В) литосфера.

Б) гидросфера;

11.Огромными запасами воды обладают:

А) все планеты Солнечной системы; В) только Земля.

Б) Земля и Меркурий;

12. Динозавры – это:

А) древние земноводные; В) древние млекопитающие.

Б) древние пресмыкающиеся;

13. К одноклеточным организмам относятся:

А) только бактерии;

Б) только простейшие; Г) водоросли и простейшие;

В) грибы и бактерии; Д) бактерии и простейшие.

14. Самое богатое видами природное сообщество:

А) тундра; В) тропический лес.

Б) смешанные леса;

15. Предками человека были:

А) шимпанзе;

Б) горилла;

В) вымершие обезьяны дриопитеки.





Ответы к итоговой контрольной работе по природоведению

вариант

1

2

№1

Б

Б

№2

Г

В

№3

В

А

№4

Б

Б

№5

А

Б

№6

Б

В

№7

В

Б

№8

Б

Б

№9

В

Б

№10

А

Б

№11

Б

В

№12

А

Б

№13

Б

Д

№14

А

В

№15

Б

В



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
рабочая программа по природоведению. Учебник В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой

Автор: Гончарова Тамара Петровна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 158109

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Рабочая программа по природоведению в 5 классе  ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК В.В.Пасечника  базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(127) "rabochaia-proghramma-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-v-v-pasiechnika-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111948"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408095256"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Рабочая программа по  природоведению 5 класс "
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia-proghramma-po-prirodoviedieniiu-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117658"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412865271"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Итоговый тест по природоведению.  5 класс"
    ["seo_title"] => string(44) "itoghovyi-tiest-po-prirodoviedieniiu-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "276066"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1452675382"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства