kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 9 класс (в соответствии с ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение курса «Основы общей биологии» проводит­ся в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловле­но тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершен­ности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее про­цессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены осно­вы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерно­стей исторического развития и разнообразия жизни на Зем­ле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение современных проблем общества.

Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы эко­логии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.

 Значительное место в курсе «Основы общей биологии» отведено лабораторным работам и экскурсиям, которые позво­ляют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением про­стейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды. В программе лабораторные работы и экс­курсии, отмеченные светлым курсивом, учитель выбирает по своему усмотрению и проводит исходя из возможностей шко­лы и особенностей местных условий.

Учителя, опираясь на свой творческий опыт, могут ши­роко использовать в этом курсе уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-лекции, уроки-конференции, уроки ролевой (или дело­вой) игры и др.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс (в соответствии с ФГОС) »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа

с. Малый Мелик Балашовского района Саратовской области»


«Согласовано»

Руководитель МС

_____ /______________/

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________ 201__г.



«Утверждено»

Директор МОУ «ООШ с. Малый Мелик

_____ /______________/

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 201__г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Костюхиной Валентины Алексеевны

учителя 2 квалификационной категории


по учебному предмету «Биология»

9 класс

Базовый уровень





Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_____201_г.








2012- 2013 учебный год


Авторская программа к учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой

«Основы общей биологии»

9 класс

(70 часов, 2 часа в неделю)

Авторы: И.Н. Пономарева, ИМ. Чернова

Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.


Пояснительная записка


Изучение курса «Основы общей биологии» проводит­ся в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловле­но тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершен­ности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее про­цессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены осно­вы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерно­стей исторического развития и разнообразия жизни на Зем­ле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение современных проблем общества.

Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы эко­логии» , экологический аспект введен и в другие разделы курса.

Значительное место в курсе «Основы общей биологии» отведено лабораторным работам и экскурсиям, которые позво­ляют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением про­стейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды. В программе лабораторные работы и экс­курсии, отмеченные светлым курсивом, учитель выбирает по своему усмотрению и проводит исходя из возможностей шко­лы и особенностей местных условий.

Учителя, опираясь на свой творческий опыт, могут ши­роко использовать в этом курсе уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-лекции, уроки-конференции, уроки ролевой (или дело­вой) игры и др.

Распределение времени на изучение тем указано ориен­тировочно, оно может быть изменено по желанию учителя в зависимости от подготовленности учащихся.


1. Введение в основы общей биологии (4 ч)


Биология — наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и пре­вращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Экскурсия. Биологическое разнообразие вокруг нас.


2. Основы учения о клетке (10 ч)


Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитоло­гия — наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и про­кариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органиче­ские вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокисло­ты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм са­моудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизне­деятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воз­действие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа. Многообразие клеток; сравне­ние растительной и животной клеток.


3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)


Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Опло­дотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбрио­нальное развитие организмов. Влияние факторов среды на он­тогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.


4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)


Краткий экскурс в историю генетики. Основные поня­тия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, измен­чивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетичес­кие эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецес­сивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Насле­дование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болез­ни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная из­менчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины измен­чивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биораз­нообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторные работы. Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых ус­ловиях. Изучение изменчивости у организмов.


5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)


Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многооб­разия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической про­мышленности. Понятие о биотехнологии.


6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч)


Представления о возникновении жизни на Земле в исто­рии естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опа­рина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первич­ных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биоло­гического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на со­став атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспосо­бительные черты наземных растений. Эволюция наземных рас­тений. Освоение суши животными. Основные черты приспо­собленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельно­сти на природу Земли.

Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологически­ми коллекциями).


7. Учение об эволюции (N ч)


Идея развития органического мира в биологии.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в созда­нии новых форм. Изменчивость организмов в природных усло­виях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчи­вость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбо­ра. Относительный характер приспособленности. Многообра­зие видов — результат эволюции.

Современные представления об эволюции органичес­кого мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как фор­ма существования вида и единица эволюции. Элементарный ма­териал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе — видо­образование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенера­ция. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устой­чивом развитии природы.

Лабораторная работа. Приспособленность организмов к среде обитания.

Экскурсии. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. Борьба за сущест­вование в природе.


8. Происхождение человека (антропогенез) (6 ч)


Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения челове­ка от животных. Морфологические и физиологические отли­чительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь со­циальных и природных факторов в эволюции человека. Соци­альная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Чело­век как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные лю­ди, становление Человека разумного. Человек как житель био­сферы и его влияние на природу Земли.


9. Основы экологии (12ч)


Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружа­ющей средой. Среда — источник веществ, энергии и информа­ции. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, поч­венная, организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотиче­ские и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточ­ные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Био­тические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные ха­рактеристики популяции: рождаемость, выживаемость, числен­ность; плотность, возрастная и половая структура; функциони­рование в природе.

Динамика численности популяций в природных сооб­ществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Био­геоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неус­тойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на приме­ре восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообра­зие наземных и водных экосистем. Естественные и искусствен­ные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием де­ятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вер­надского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энер­гии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчи­вом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использо­вания природы и выхода из глобальных экологических кризи­сов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устой­чивого развития природы и общества.

Лабораторная работа. Оценка санитарно-гигиеничес­кого качества рабочего места.

Экскурсия. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.


10. Заключение (1 ч)


Биологическое разнообразие и его значение в жизни на­шей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологи­ческих и экологических знаний для практической деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени основного общего образования


Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Среднего Урала;

  • знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

  • знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;

  • знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;

  • знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Урала методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;

  • знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;

  • знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;

  • представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;

  • умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.


Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

  • умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;

  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;

  • умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

  • участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.


Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • понимание ответственности за качество приобретенных знаний;

  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

  • умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;

  • понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте;

  • ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.

Содержание тем

Часов


Введение в основы общей биологии

2


Основы учения о клетке

13


Размножение и индивидуальное развитие организма

5


Основы учения о наследственности и изменчивости

13


Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5


Происхождение жизни и развитие органического мира

4


Учение об эволюции

9


Происхождение человека

7


Основы экологии

11


ИТОГО:

69


Резерв

1



Тематическое планирование по курсу биологии «Основы общей биологии»

9 класс

Тема урока

Дата

Применение ИКТ

План.

Факт.

Введение в основы общей биологии (2ч.)

(1)

Биология: предмет, задачи, методы исследования, связь с другими науками. Значение биологии.

5.09


С.Д-15

(2)

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы.

6.09.


С.Д-15

Основы учения о клетке (13ч.)

(3)

Клеточная теория. Многообразие клеток

12.09.


С.Д-15

(4)

Цитология – наука о клетке.

13.09


С.Д-15

(5)

Химический состав клеток. Углеводы и липиды.

19.09.


С.Д-15

(6)

Органические вещества клетки

20.09


С.Д-15

(7)

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана, ее функции. Цитоплазма. Ядро

26.09.


С.Д-15

Используется на каждом ПОСЛЕДУЮЩЕМ уроке

(8)

Органоиды клетки и их функции.

27.09.



(9)

Практическая работа №1№2 Изучение клетки растений животных и бактерий

3.10.




(10)

Метаболизм – основа существования живых организмов.

4.10.



(11)

Биосинтез белков в живой клетке

10.10.



(12)

Генетический код. Решение задач.

11.10



(13)

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

17.10.



(14)

Энергетический обмен в клетке.

18.10.



(15)

Повторение: строение клетки. Зачет основы учения о клетке.

24.10.



Размножение и индивидуальное развитие организма (5ч.)

(16)

Типы размножения.

25.10.



(17)

Деление клетки. Митоз.

5.11.



(18)

Образование половых клеток. Мейоз.

6.11.




(19)

Индивидуальное развитие организма.

14.11.



(20)

Повторение: размножение и развитие. Зачет

15.11.



Основы учения о наследственности и изменчивости (13ч.)

(21)

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. История генетики. Основные генетические термины и понятия.

21.11




(22)

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

22.11



(23)

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

28.11.



(24)

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

29.11



(25)

Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана.

5.12.



(26)

Кроссинговер.

6.12.



(27)

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

12.12.



(28)

Взаимодействие генов и их множественное действие.

13.12



(29)

Ненаследственная изменчивость.

19.12.



(30)

Наследственная изменчивость. Мутации.

20.12



(31)

Значение генетики для медицины и здравоохранения. Наследственные болезни человека. Составление гениологического древа.

24.12.



(32)

Урок-тренинг «Решение генетических задач»

26.12



(33)

Контрольно-обобщающий урок.

27.12.



Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч.)

(34)

Генетические основы селекции организмов.

17.01.



(35)

Особенности селекции растений. Районированные сорта некоторых культурных растений

18.01.



(36)

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

24.01.



(37)

Особенности селекции животных. Породы животных

25.01.




(38)

Основные направления селекции микроорганизмов.

31.01.



Происхождение жизни и развитие органического мира (4ч.)

(39)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

1.02.



(40)

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

6.02.



(41)

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

7.02.



(42)

Этапы развития жизни на Земле.




Учение об эволюции (9ч.)

(43)

Идея развития органического мира в биологии.

13.02.



(44)

Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира.

14.02.



(45)

Современные представления об эволюции органического мира.

20.02.



(46)

Вид, его критерии и структура.

21.02.



(47)

Процессы видообразования.

27.02.



(48)

Макроэволюция — результат микроэволюций.

28.02.



(49)

Основные направления эволюции.

6.03.



(50)

Основные закономерности биологической эволюции.

7.03.



(51)

Повторение: учение об эволюции. Зачет

13.03.



Происхождение человека (7ч.)

(52)

Эволюция приматов.

14.03.



(53)

Доказательства эволюционного происхождения человека.

21.03.



(54)

Этапы эволюции человека.

23.03.



(55)

Первые и современные люди.

3.04.



(56)

Человеческие расы, их родство и происхождение.

4.04.



(57)

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

10.04.



(58)

Повторение: антропогенез. Зачет.

11.04.



Основы экологии (11ч.)

(59)

Повторение: среды жизни животных и растений. Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические

факторы.

18.04.


С.д-11

(60)

Повторение: экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы.

19.04.


С.Д-11

(61)

Приспособленность организмов к действиям факторов среды.

25.04.


С.Д-12

(62)

Биотические связи в природе.

26.04.


С.Д-12

(63)

Повторение: вид и его критерии. Популяции.

2.05.


С.Д-12

(64)

Функционирование популяции и динамика ее численности.

8.05.


С.Д-12

(65)

Сообщества.

15.05


С.Д-12

(66)

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.

16.05.


С.Д-12

(67)

Развитие и смена биогеоценозов.

22.05.


С.Д-11

(68)

Основные законы устойчивости живой природы.

Рациональное использование природы и ее охрана.

23.05.



СД-12

(69)

Обобщение по курсу: основы общей биологии

29.05.



(70)

Резерв

30.05.















Список литературы:


  1. Акперова И.А. Уроки биологии в 6 классе. – М.: Дрофа, 2005. – 156с.

  2. Айзек Азимов. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пре. с англ. - М: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 98с.

  3. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.

  4. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.

  5. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006.- 112с.

  6. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 112с.

  7. Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека /К.Ю. Еськов. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 154с.

  8. Красная книга Саратовской области. – Саратов, 2007

  9. Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. -176с.

  10. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. – М.: Дрофа, 2004. – 46с.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Основы общей биологии-9 класс»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.

  • Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Биология Животные 7класс.Биология Человек 8 класс.Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.

  • Дидактический и раздаточный материал. Биология 5-7 классы. Издательство «Учитель», 2008.

  • Интернет-ресурсы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии 9 класс (в соответствии с ФГОС)

Автор: Костюхина Валентина Алексеевна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 237241

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа ООО по биологии (5-9 классы) по ФГОСам второго поколения"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-ooo-po-biologhii-5-9-klassy-po-fgosam-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448204397"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по биологии  5 класса ФГОС"
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klassa-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "276552"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452761025"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Рабочая программа по биологии 7 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_po_biologii_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "581268"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1621769509"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства