kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 5 класс линия И.Н. Пономаревой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ «Об образовании»;

ФГОС (базовый уровни); Примерной программы по биологии (базовый уровнь); требований к оснащению учебного процесса по биологии; Федеральным перечнем учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012

Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304 с. И обеспечена учебником Т.С. Сухова   Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строга­нов. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 176 с.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс линия И.Н. Пономаревой. »


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

муниципального образования Усть-Лабинский район

Краснодарского края





УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета

протокол № 1 от 29.08.2014 года

Председатель педсовета

_____________ Е.М.Филипенко






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по БИОЛОГИИ


Ступень обучения (класс)основное общее образование – 5 класс


Количество часов по программе 34


Уровень базовый


Учитель биологии Мельникова Галина Владимировна













Рабочая программа разработана на основе авторской программы Пономаревой И.Н., В.С. Кучменко,О.А. Корниловой, А.Г Драгомилова, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы:. Программа. – М.: Вентана-Граф, 2013.- 304 с.




2014-2015 учебный год



I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ «Об образовании»;

ФГОС (базовый уровни); Примерной программы по биологии (базовый уровнь); требований к оснащению учебного процесса по биологии; Федеральным перечнем учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012

Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304 с. И обеспечена учебником Т.С. Сухова Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строга­нов. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 176 с.


Цели биологического образования в 5 классе являются:

• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

• формирование у обучающихся познавательной куль туры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.



II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА БИОЛОГИИ.


Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

•овладение научным подходом к решению различных задач;

•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

— многообразие и эволюция органического мира;

— биологическая природа и социальная сущность человека;

— структурно-уровневая организация живой природы;

— ценностное и экокультурное отношение к природе;

— практико-ориентированная сущность биологических знаний.

III. МЕСТО КУРСА БИОЛОГИИ В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.


Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

В соответствии с учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


IV.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ.


Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих

личностных результатов:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировке в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, направленных на изучения живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • освоение социальных норм и правил поведения, ролей и норм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознания значения семьи в жизни человека и общества; принятия ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • умение организовывать учебное сотрудничества и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенции).


Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретения опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

  • объяснения роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных;

  • овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  • формирование представлений о значении биологических наук и решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  • освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



V. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ.


Раздел 1. ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ.

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы – неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные общества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост, развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких исчезающих видов животных.


Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Изучение органов цветкового растения.

Изучение строения позвоночного животного.

Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

Изучение строения водорослей.

Изучение строения мхов (на местных видах).

Изучение строения папоротника (хвоща).

Изучения строения голосеменных растений.

Изучение строения покрытосеменных растений.

Изучение строения плесневых грибов.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Изучение одноклеточных животных.

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражение.

Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.

Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.

Изучение строения рыб.

Изучение строения птиц.

Изучение строения куриного яйца.

Изучение строения млекопитающих.


Экскурсии.

Разнообразие и роль членистоногих в природе.

Разнообразие птиц и млекопитающих.


Раздел 2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ.


Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждения.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие.

Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребление алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизм их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной системы и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способность и одаренность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.


Лабораторные и практические работы.

Строение клеток и тканей.

Строение и функции спинного и головного мозга.

Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

Микроскопическое строения крови человека и лягушки.

Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.

Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости легких.

Строение и работа органов зрения.


Экскурсия.

Происхождение человека.



Раздел 3. ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.


Отличительные признаки живых организмов.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

Наследственные и ненаследственная изменчивость.

Системы и эволюция органического мира. Вид - основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существования, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организм. Экосистемая организация живой природы. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.


Лабораторные и практические работы.

Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.

Выявление изменчивости у организмов.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).


Экскурсия.

Изучение и описание экосистемы своей местности.


Содержание учебного курса «Биология, 5 класс»

(35 часов, 1-час в неделю. Из них 1 час - резервное время).


Отличие живого от неживого (6 ч)

Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение.

Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Знакомство с увеличительными приборами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами

Общие признаки тел живой и неживой природы: масса, форма, цвет, размер. Наличие в телах живой и неживой природы сходных веществ. Выявление опытным путём признака органических веществ – обугливания при горении. Отличительные признаки живых организмов

Особенности химического состава живых организмов: органические и неорганические вещества; их роль в организме. Белки, жиры, углеводы – важнейшие органические вещества, необходимые для жизни.

Вода – необходимое условие жизни. Содержание воды и минеральных солей в живых организмах.

Источники органических веществ и минеральных солей для различных живых организмов.

Свойства живых организмов - обмен веществ (дыхание, питание, выделение), рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость.

Биология – наука о живом

Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Рост и развитие организмов. Размножение. Раздражимость. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Экскурсия «Живая и неживая природа»


Клеточное строение организмов ( 5 ч )

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных, человека. Вирусы – неклеточная форма жизни. Строение растительной и животной клеток, их сходство и различие.

Понятие об органоидах клетки. Функции клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра.

Взаимосвязь строения растительной и животной клеток со способом питания растений и животных. Пластиды – органоиды растительной клетки. Роль хлоропластов.

Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Разделение клеток многоклеточного организма по функциям. Взаимосвязь строения клеток с выполняемой ими функцией. Понятие о ткани. Клеточное строение организмов. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

Приготовление микропрепаратов. Изучение клеток растений на микропрепаратах и их описание.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.


Жизнедеятельность организмов (21 ч)

Продолжительность жизни разных организмов. Экспериментальные доказательства появления живого от неживого. Опыты Ф. Реди и ван Гельмонта. Рост и развитие организмов. Размножение Половое и бесполое размножение. Мужские и женские гаметы. Образование зиготы. Оплодотворение. Развитие зародыша. Появление нового организма. Сочетание у потомков признаков обоих родителей при половом размножении. Появление точных копий материнского организма при бесполом размножении.

Бесполое и половое размножение у животных. Клетки, участвующие в половом и бесполом размножении животных. Половое и бесполое размножение гидры. Обоеполые организмы. Дождевой червь и виноградная улитка – гермафродиты. Миф о Гермафродите.

Животные. Размножение, рост и развитие. Бесполое и половое размножение.

Цветок, плод, семя – органы, служащие для размножения растений. Понятие о половом размножении цветковых растений. Строение семени, несущего зародыш нового растения. Растения. Рост, развитие и размножение. Половое размножение. Изучение органов цветкового растения.

Бесполое размножение растений: частями, стебля, корня, листьями, усами и др.

Знакомство с комнатными растениями, размножающимися без помощи семян.

Растения. Рост, развитие и размножение.

Значение солнечного света в жизни растений. Образование хлорофилла на свету. Солнце, жизнь и хлорофилл. Экспериментальные подтверждения образования растением органических веществ из неорганических (опыт ван Гельмонта). К.А. Тимирязев о значении зелёных растений на Земле.

Растения. Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Взаимосвязь организмов и окружающей среды.

Роль корней в жизни растений. Корень – орган минерального питания. Экспериментальное доказательство содержания в почве минеральных солей. Растения-хищники. Органы растений. Питание растений.

Питание животных и человека готовыми органическими веществами. Понятие о растительноядных, хищниках и паразитах. Разнообразие приспособлений у животных, питающихся разной пищей. Наблюдение за питанием домашних животных.

Экскурсия «Живые организмы зимой»

Многообразие паразитов. Приспособленность паразитов к обитанию в организме хозяина. Паразитизм как способ питания. Общие признаки паразитов. Роль паразитов в регулировании численности других организмов.

Приспособления живых организмов к различным средам обитания

Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека. Минеральные соли, необходимые человеку. Борьба с загрязнением почвы, воды, продуктов питания. Понятие о нитратах, их отрицательном влиянии на организм. Роль питания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Вода – необходимое условие жизни, составная часть всех живых организмов. Экспериментальные доказательства наличия воды в живых организмах. Вода – растворитель веществ, входящих в состав живого организма. Испарение воды листьями. Значение процесса испарения в жизни живых организмов. Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды. Охрана воды – условие сохранения жизни на Земле.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности.

Пища – источник энергии, необходимой для жизни. Растения – преобразователи энергии Солнца, создатели органического вещества богатого энергией. Растительная пища – источник энергии для растительноядных животных. Растительноядные как источник энергии для хищника. Процесс питания как процесс получения энергии. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни.

Движения. Активное передвижение – свойство животных. Разнообразие способов передвижения животных. Движение органов растения. Активное передвижение как способ добывания пищи – источника энергии, необходимой для жизни. Сравнительная характеристика свободноживущего червя и червя-паразита. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, фотосинтез. Регуляция процессов жизнедеятельности. Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма. Зависимость расхода энергии от образа жизни. Активный и пассивный отдых. Расход питательных веществ в процессе роста и развития организма. Понятия о росте организма за счет деления клеток. Потребность каждой живой клетки в питательных веществах – источниках энергии. Среда – источник веществ и энергии. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, фотосинтез. Рост и развитие организмов. Дыхание – общее свойство живого. Понятие о газообмене. Роль органов дыхания в обеспечении процесса газообмена. Экспериментальное доказательство отличия состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Приспособленность животных и растений к получению необходимого для их жизни кислорода. Дыхание как способ добывания энергии. Расход клетками кислорода и питательных веществ. Практическое применение знаний о взаимосвязи процессов питания и дыхания с движением организма. Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма.

Экскурсия «Живые организмы весной».

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент


Повторение (1 ч)

Итоговая контрольная работа (1 ч)

Задание на лето (1 ч)

Резервное время (1 ч)

Лабораторные работы.


№ рабо­ты

Название работы

Оборудование и объекты исследования

№ параграфа с описанием работы

1

Знакомство с микроскопом

Школьный микроскоп

7

2

Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроско­пом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа

1. Микроскоп.

2. Предметное стекло.

3. Покровное стекло.

4. Препаровальная игла.

5. Фильтровальная бумага, стек­лянная палочка или пипетка.

6. Стакан с водой.

7. Плесень, выращенная на хлебе

8

3

Рассматривание под микроско­пом клеток одно­клеточных и многоклеточ­ных организмов

1. Микроскоп.

2. Готовые микропрепараты: а) одноклеточных организмов (амё­бы, дрожжей, хламидомонады); б) клеток многоклеточных орга­низмов (растения и животного)

9

4

Изучение строе­ния семени фа­соли (гороха)

1. Лупа.

2. Препаровальная игла.

3. Набухшие семена фасоли (гороха)

14

5

Рассматривание корней растений

Гербарий растений с корневой системой

18


Опыты, выполняемые в домашних условиях.


Название опыта

Оборудование

№ параграфа

1

Выявление свойств живых организмов в процессе прорастания семян

  1. Смена фасоли.

  2. Банка

  3. Влажная тряпочка

4

2

Выращива­ние плесе­ни на хлебе


1. Банка с крышкой.

2. Влажная бумага или тряпочка.

3. Кусочек хлеба

11

3

Изучение испарения воды листь­ями


1. Бутылка с водой.

2. Ветка с листьями.

3. Одна-две столовые ложки расти­тельного масла

23

4

Изучение направле­ния роста корня

1. Проросшие семена фасоли (гороха).

2. Кусок пенопласта.

3. Булавки (3-4 штуки).

4. Банка-«колокол», которой прикрывают пенопласт с прикреплёнными семенами.

5.Банка с влажной бумагой или ватой

25


VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Содержание разделов

примерной программы

Основное содержание

по темам рабочей программы

Характеристика основных видов

деятельности обучающегося

1

2

3

Раздел 1. Строение и жизнедеятельность живых организмов

Тема 1. Отличие живого от неживого (5 ч)

Методы изучения живых

организмов: наблюдение,

измерение, эксперимент.

Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.

Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение. Лабораторное

оборудование и измерительные приборы. Знакомство с увеличительными приборами.

Ознакомиться с аппаратом ориентировки

учебника, его структурой.

Работать с рисунками учебника как источниками информации.

Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание

изучаемых объектов.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Отличительные признаки

живых организмов.

Различают ли тела живой и неживой природы?

Общие признаки тел живой и не живой природы: масса, форма, цвет,

раз мер. Наличие в телах живой и не живой природы сходных веществ. Выявление опытным путём

признака органических веществ — обугливания при горении.


Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве

природы. Проводить анализ рисунков, предлагающих

поисковую задачу.

Обосновывать свою точку зрения, используя

рисунок как источник информации


Особенности химического

состава живых организмов: органические и неорганические вещества; их

роль в организме.


Какие вещества содержатся в живых организмах?

Белки, жиры, углеводы — важнейшие органические вещества, необходимые для жизни. Вода — необходимое условие жизни. Содержание воды

и минеральных солей в живых организмах. Источники органических веществ и минеральных солей для различных живых организмов.


Анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход и результат

каждого опыта.

Формировать выводы.

Применять полученные опытным путём результаты в повседневной жизни.

Работать с рисунком как источником информации.


Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Рост и развитие организмов. Размножение. Раздражимость.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Биология как наука.

Методы изучения живых организмов: наблюдение,

измерение, эксперимент.


Какие свойства живых организмов

отличают их от тел неживой природы?

Свойства живых организмов — обмен веществ (дыхание, питание, выделение), рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость. Биология — наука о живом.


Опыт в домашних условиях

«Выявление свойств живых организмов в процессе прорастания семян».

Выделять в тексте базовые понятия, необходимые для формирования системного мышления.

Решать поисковые задачи, обосновывать при-

водимые доказательства.

Давать определение науки биологии.

Развивать навыки исследовательской работы

при проведении самостоятельного опыта по

прорастанию семян в домашних условиях.


Подведем итоги:

«Как можно отличить живое от неживого?»

Подтверждать свою точку зрения авторским

рисунком.

Определять методы биологических исследований.

Использовать рисунок как источник информации.

Формировать системное мышление, выделяя

общебиологические (системообразующие) понятия: «живой организм», «свойства живого», «биология».

Обмениваться с одноклассниками информацией, обсуждать результаты собственных исследований.

Формировать систему организации учебной

деятельности, анализируя опыты по единому

предложенному плану.

Методы изучения живых

организмов: наблюдение,

измерение, эксперимент


Экскурсия

«Живая и неживая природа»

(Предлагаемые в программе экскурсии и практические работы проводятся за счёт резервного времени)


Сравнивать объекты живой и неживой природы.

Наблюдать за живыми организмами, выделяя

свойства живого. Делать выводы о различиях тел живой и неживой природы.

Оформлять отчёт о своих наблюдениях в ходе

экскурсии.

Соблюдать правила поведения в природе


Тема 2. Клеточное строение организмов ( 5 ч )

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цито-

плазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы.


Клеточное строение — общий признак живых организмов.

Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных, человека.

Вирусы — неклеточная форма жизни. Строение растительной и животной клеток, их сходство и различие. Функции клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра. Понятие об органоидах клетки. Взаимосвязь

строения растительной и животной клеток со способом питания растений и животных. Пластиды —органоиды растительной клетки.

Роль хлоропластов.


Находить в таблицах и на рисунках учебника

части и органоиды клетки.

Сравнивать строение растительной и живой

клетки.

Выделять в тексте базовые понятия, объяснять их содержание.

Устанавливать взаимосвязь строения растительной и живой клеток и разных способов питания растений и животных.


Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.


Прибор, открывающий невидимое.

Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа № 1

«Знакомство с микроскопом»


Научиться работать с микроскопом, изучить

его устройство.

Соблюдать правила работы с микроскопом


Проверять правильность подготовки микро-

скопа к работе.

Проводить самооценку и взаимооценку правильности настройки микроскопа.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.


Приготовление микропрепаратов. Изучение клеток растений на микропрепаратах и их описание. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Твоё первое исследование. Живое

и неживое под микроскопом.


Лабораторная работа № 2

«Приготовление микропрепарата.

Рассматривание под микроскопом

пузырьков воздуха и клеток зелёного листа растения»


Научиться готовить микропрепарат.

Соблюдать правила приготовления микропрепарата, проводить взаимооценку правильности его приготовления.

Находить в клетках листа хлоропласты.

Объяснить роль хлорофилла для жизни на

Земле.

Формировать систему в организации учебного труда, выполняя правила подготовки рабочего места для исследования.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Клетки, ткани и органы.

Методы изучения живых организмов: наблюдение,

измерение, эксперимент.


Одноклеточные и многоклеточные

организмы под микроскопом.

Клетка одноклеточного организма —

самостоятельное живое существо. Разделение клеток многоклеточного организма по функциям. Взаимосвязь строения клеток с выполняемой ими функцией. Понятие

о ткани.


Лабораторная работа № 3

«Рассматривание под микроскопом

клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

Опыт в домашних условиях

«Приготовление теста с использованием одноклеточных грибов — дрожжей».



Сравнивать функции клеток одноклеточного

и многоклеточного организмов.

Доказывать, что клетка одноклеточного организма — самостоятельное живое существо. Называть признаки живого.

Использовать рисунки учебника и собственные исследования для доказательства взаимосвязи строения клеток и тканей с выполняемой ими функцией.

Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Использовать биологические знания в повседневной жизни.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.



Подведем итоги:

«Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов?»


Доказывать, что клеточное строение — общий

признак живых организмов, использовать для

аргументации ответа результаты собственных

исследований.

Применять ранее полученные знания в новой

ситуации.

Проверять знания в ходе заполнения схем.

Оценивать результаты опыта, проведенного

одноклассниками в домашних условиях.

Проводить совместное обсуждение правильности приведённых ответов


Тема 3. Жизнедеятельность организмов (18 ч)

Рост и развитие организмов. Размножение. Методы

изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.


Как идёт жизнь на Земле?

Продолжительность жизни разных организмов. Экспериментальные доказательства появления живого от неживого. Опыты Ф. Реди и ван Гельмонта.

Опыт в домашних условиях

«Выращивание плесени на хлебе».


Использовать рисунок как источник информации при решении поисковой задачи.

Высказывать свою точку зрения при анализе

результатов опытов, описанных в тексте учебника.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Знакомиться с качествами, необходимыми исследователю природы.

Проводить самоанализ своей готовности к про-

ведению опыта.


Размножение организмов.

Бесполое и половое размножение. Половые клетки.

Оплодотворение.


Как размножаются живые организмы?

Половое и бесполое размножение.

Мужские и женские гаметы. Образование зиготы. Развитие зародыша.

Появление нового организма. Сочетание у потомков признаков обоих родителей при половом размножении. Появление точных копий материнского организма при бесполом размножении.


Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию.

Давать определение базовых понятий: «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гамета», «зигота», «зародыш».

Использовать символические обозначения

мужских (m) и женских (n) гамет.

Проверять знания при поиске «запланированной» ошибки на рисунке учебника.

Животные. Размножение,

рост и развитие. Бесполое

и половое размножение.

Половые клетки. Оплодотворение.



Как размножаются животные?

Бесполое и половое размножение

у животных. Клетки, участвующие

в половом и бесполом размножении животных. Половое и бесполое размножение гидры. Обоеполые

организмы. Дождевой червь и виноградная улитка — гермафродиты.

Миф о Гермафродите.


Практическая работа

«Уход за аквариумными рыбками».


Использовать знания о животных, приобретённые в повседневной жизни (в том числе при уходе за аквариумом).

Развивать обще учебные навыки, используя

таблицы и рисунки учебника для проверки

знаний о различиях полового и бесполого

размножения.

Пополнять свой словарный запас, работая

с новыми терминами.

Проводить наблюдения за ростом и развитием животных в ходе выполнения практической работы.


Растения. Рост, развитие

и размножение. Половое

размножение.


Как размножаются растения?

Цветок, плод, семя — органы, служащие для размножения растений.

Понятие о половом размножении

цветковых растений. Строение семени, несущего зародыш нового растения.


Применять для решения поисковых задач

личные наблюдения за цветковыми растения-

ми в природе или на приусадебном участке.

Изучение органов цветкового растения.

Методы изучения живых

организмов: наблюдение,

измерение, эксперимент.


Лабораторная работа № 4

«Изучение строения семени фасоли (гороха)»


Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Научиться работать с лупой.

Находить части зародыша семени.

Делать выводы из полученных результатов

исследования.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Растения. Рост, развитие и

размножение. Бесполое размножение. Вегетативное

размножение комнатных

растений.


Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

Бесполое размножение растений:

частями, стебля, корня, листьями,

усами и др. Знакомство с комнатными растениями, размножающимися без помощи семян.


Практическая работа

«Уход за комнатными растениями».


Объяснять особенности размножения растений частями тела.

Приводить примеры комнатных, дикорастущих и декоративных растений, в том числе

своей местности, размножающихся частями

тела.

*Вырастить растения для кабинета биологии

без помощи семян.

Использовать на практике полученные знания при уходе за комнатными растениями.



Подведем итоги:

«Как живые организмы производят потомство?»


Доказывать, что размножение — общее свойство живого.

Давать определение понятий: «размножение», «гамета», «зигота».

Строить схему, поясняющую образование зиготы.

Объяснять значение символов m и n.

Приводить примеры полового и бесполого

размножения растений и животных.

Развивать умение находить на рисунке информацию, нужную для обоснованного ответа.

Растения. Процессы жизнедеятельности: питание,

фотосинтез. Взаимосвязь

организмов и окружающей среды.


Как питаются растения?

Значение солнечного света в жизни растений. Образование хлорофилла на свету. Солнце, жизнь

и хлорофилл. Экспериментальные

подтверждения образования растением органических веществ из неорганических (опыт ван Гельмонта). К.А. Тимирязев о значении зелёных растений на Земле.


Выделять условия, необходимые для образования растением органического вещества.

Объяснять роль света и хлорофилла в жизни

растений.

Проводить проверку своих знаний с помощью «немых» рисунков.

Комментировать высказывания учёных по

изучаемой проблеме.

Участвовать в совместном обсуждении результатов проведённых экспериментов.

Вести диалог с собеседником, уважать иное

мнение


Органы растений. Питание растений. Методы изучения живых организмов:

наблюдение, измерение,

эксперимент.


Только ли лист кормит растение?

Роль корней в жизни растений. Корень — орган минерального питания. Экспериментальное доказательство содержания в почве минеральных солей. Растения-хищники.

Лабораторная работа № 5

«Рассматривание корней растений»


Объяснять значение корней в жизни растения.

Фиксировать результаты собственных исследований, использовать их для аргументированного ответа.

Объяснять значение корней в жизни растения.

Фиксировать результаты своих исследований.

Использовать результаты собственных исследований для аргументированного ответа.

Развивать навыки работы с источниками дополнительной информации.

Воспитывать чувство своего бережного отношения к природе. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Животные. Питание животных. Методы изучения

живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.


Как питаются разные животные?

Питание животных и человека готовыми органическими веществами.

Понятие о растительноядных, хищниках и паразитах. Разнообразие приспособлений у животных, питающихся разной пищей. Наблюдение

за питанием домашних животных.

Практическая работа

«Подкармливание птиц зимой».


Определять по рисунку, кто, чем питается.

Объяснять значение понятий: «хищник», «па-

разит», «растительноядное животное».

Выделять общий признак всех животных и человека — питание готовыми органическими

веществами.

Проводить наблюдение за объектами живой

природы. Высказывать личную точку зрения,

комментируя результаты наблюдений.

Оказывать практическую помощь животным,

подкармливая птиц зимой.

Соблюдать правила поведения в природе.


Приспособления живых

организмов к различным

средам обитания.


Как питаются паразиты?

Многообразие паразитов. Приспособленность паразитов к обитанию в организме хозяина. Паразитизм как способ питания. Общие признаки паразитов. Роль паразитов в регулировании численности других организмов.


Давать, определение понятий «паразит», «па-

разит — хозяин».

Работать с рисунком как источником информации о многообразии паразитов.

Выделять общие признаки паразитов.

Развивать умение анализировать примеры,

приведенные из дополнительных источников.


Подведем итоги:

«Одинаково ли питаются разные животные организмы?»


Объяснять роль зелёного листа и корня, в питании растений.

Называть способы питания животных.

Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле.

Доказывать зависимость жизни животных и

человека от растений.

Роль питания, транспорта

веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.


Нужны ли минеральные соли животным и человеку?

Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека. Минеральные соли, необходимые человеку. Борьба с загрязнением почвы, воды, продуктов питания. Понятие о нитратах,

их отрицательном влиянии на организм.


Использовать ранее полученные знания о минеральном питании растений.

Доказывать зависимость жизнедеятельности

организмов от состояния окружающей среды.

Применять знания о нитратах в повседневной жизни при использовании овощей в пищу.

Осваивать элементы проектной деятельности, предлагая авторские схемы путей поступления загрязняющих веществ в организм человека.


Особенности химического

состава живых организмов:

неорганические и органические вещества, их роль в организме. Процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.


Можно ли жить без воды?

Вода — необходимое условие жизни,

составная часть всех живых организмов. Экспериментальные доказательства наличия воды в живых организмах. Вода — растворитель

веществ, входящих в состав живого

организма. Испарение воды листьями. Значение процесса испарения в жизни живых организмов. Приспособленность живых организмов

к добыванию и сохранению воды.

Охрана воды — условие сохранения

жизни на Земле.


Опыт в домашних условиях

«Изучение испарения воды листьями»

Практическая работа

«Наблюдение за расходом воды

в школе и в семье».


Находить нужную информацию, работая с «немым» рисунком. Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов.

Анализировать результаты проведённых демонстрационных опытов, делать выводы.

Планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований.

Оценивать отчёты одноклассников о проведённом опыте.

Объяснять необходимость охраны воды, используя доказательства, полученные на уроке

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Пищевые связи в экосистеме.


Можно ли жить, не питаясь?

Пища — источник энергии, необходимой для жизни. Растения — преобразователи энергии Солнца, создатели органического вещества богатого энергией. Растительная пища — источник энергии для растительноядных животных. Растительноядные как источник энергии для хищника. Процесс питания как

процесс получения энергии.


Использовать ранее полученное знание понятий: «хищник», «паразит», «растительноядный».

Объяснять значение растений, осуществляющих связь «Земля — космос».

Устанавливать пищевые связи между живыми

организмами. Использовать полученные знания в новой ситуации, применимой в повседневной жизни.


Взаимосвязи организмов

и окружающей среды. Процессы жизнедеятельности:

обмен веществ и превращения энергии, питание, фотосинтез. Регуляция процессов жизнедеятельности.

Движения. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение,

эксперимент.


Как можно добыть энергию для жизни?

Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни. Активное передвижение — свойство животных.

Разнообразие способов передвижения животных. Движение органов растения. Активное передвижение

как способ добывания пищи — источника энергии, необходимой для жизни. Сравнительная характеристика свободноживущего червя и червя-паразита. Наблюдение за движением домашних животных.

Опыт в домашних условиях

«Изучение направления роста корня».


Сопоставлять подвижный образ жизни животных и человека с возможностью растения

жить и питаться «не сходя с места».

Использовать рисунок как источник информации.

Проводить сравнение биологических объектов, используя ранее полученные значения.

Проводить наблюдение за движением домашних животных.

Планировать собственную деятельность при

подготовке и проведении опыта в домашних

условиях.

Фиксировать результаты эксперимента, делать выводы.

Среда — источник веществ

И энергии. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, фотосинтез.

Рост и развитие организмов.


Зачем живые организмы запасают

питательные вещества?

Значение запасных питательных

веществ для жизнедеятельности

организма. Зависимость расхода

энергии от образа жизни. Активный

и пассивный отдых. Расход питательных веществ в процессе роста и развития организма. Понятия

о росте организма за счет деления

клеток. Потребность каждой живой клетки в питательных веществах — источниках энергии.


Объяснять значение пищи как источника

энергии. Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного

образа жизни.

Комментировать содержание рисунка, направленного на использование имеющихся

знаний в новой ситуации.


Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма.


Можно ли жить и не дышать?

Дыхание — общее свойство живого.

Понятие о газообмене. Роль органов

дыхания в обеспечении процесса газообмена. Экспериментальное доказательство отличия состава

вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Приспособленность животных

и растений к получению необходимого для их жизни кислорода. Дыхание как способ добывания энергии. Расход клетками кислорода и питательных веществ. Практическое применение знаний о взаимосвязи процессов питания и дыхания с движением организма.


Давать определение понятия «газообмен».

Объяснять роль органов дыхания в обеспечении газообмена.

Комментировать результаты опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Приводить примеры приспособлений живых

организмов к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии.



Подведем итоги:

«Что мы узнали о строении и жизнедеятельности

живых организмов?»


Называть общие свойства живых организмов.

Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований

в классе и дома.

Подтверждать приводимое доказательство

рисунками.

Завершать предлагаемый текст, вписывая в

него соответствующие понятия.

Составлять схемы, иллюстрирующие способы

размножения живых организмов.

Строить модель пищевых связей живых организмов.

Объяснять значение биологического разнообразия на Земле.



Задание на лето.

Составление и обсуждение «кодекса поведения» в природе (с учетом местных условий). Обсуждение содержания заданий и форм подготовки отчета о проведенной работе.

(По усмотрению учителя задания на лето даются вариативно: в конце курса 5 класса за счет резервного времени или в 6 классе при завершении всего пропедевтического курса).




VII. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Биология 5-6 классы. Т.С. Сухова, В.И. Строгонов.- М.: Вентана-Граф, 2013г.- 176 с.: ил.

  2. Учебно-методическая газета «Биология»: издательский дом «Первое сентября».

  3. Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока / авт.-сост. В.Н. Ляшенко [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2013. – 189 с.



VIII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ.

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных

учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

В структуре планируемых результатов выделяются:

  • ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;

  • планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.













ОБСУЖДЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании МО зам.директора по УВР

протокол № 1 от 27.08.2014 г. 29.08.2014 г.

руководитель МО ___________ Н. А. Шапран

________________Г. В. Пензиева



12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии 5 класс линия И.Н. Пономаревой.

Автор: Мельникова Галина Владимировна

Дата: 15.04.2015

Номер свидетельства: 201878

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Рабочая программа для 6 класса (по учебнику Пономаревой И.Н., концентрическая линия)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_dlia_6_klassa_po_uchebniku_ponomarevoi_i_n_kontsentricheskai"
    ["file_id"] => string(6) "565492"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1607136312"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Рабочая программа по биологии 5 класс по УМК И.Н.Пономаревой  Алгоритм успеха"
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-po-umk-i-n-ponomarievoi-alghoritm-uspiekha"
    ["file_id"] => string(6) "309011"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458722910"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по биологии. 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-7-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "174896"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424189125"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства