kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса по выбору «Увлекательная биология».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение курса по выбору «Увлекательная биология» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний – о живой природе (животных и растениях) как части природы, присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности живых организмов (животных и растениях); методах познания живой природы;

  • развитие – познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, при создании проектов, работы с различными источниками информации;

  • углубление знаний об особенностях жизни растений и животных

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по выбору «Увлекательная биология». »

ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»



Рассмотрено

Руководитель МО_____/Е.В. Ульянина/

«______» августа 2015 г.

Согласовано

Зам. директора______/М.В. Адамская/ «______» августа 2015 г.

Утверждено

Директор _________/Н.А. Коткина/

«______» августа 2015 г.





Рабочая программа курса по выбору

«Увлекательная биология».




Класс: 5






Разработчик:

Фролкова Татьяна Анатольевна

учитель биологии















Смоленск

2015



Пояснительная записка


Рабочая программа курса по выбору “Увлекательная биология” для 5 класса составлена с опорой на следующие документы:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (ФК ГОС);

  • Примерной программы основного общего образования по биологии;

  • Учебного плана ЦДО на 2015 / 2016 учебный год;


Изучение курса по выбору «Увлекательная биология» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний – о живой природе (животных и растениях) как части природы, присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности живых организмов (животных и растениях); методах познания живой природы;

  • развитие – познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, при создании проектов, работы с различными источниками информации;

  • углубление знаний об особенностях жизни растений и животных

Задачи курса по выбору «Увлекательная биология» в 5 классе :

-привить познавательный интерес к предмету «биология» через систему разнообразных по форме уроков входящих в курс «Увлекательная биология»: изучения нового внепрограммного материала -раздела “Животные”.

-обеспечить усвоение обучающимися знаний о некоторых представителях Царства Растения, Животные и Грибы.

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты,

-продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у обучающихся умения пересказывать текст, делать рисунки по программного материалу;

-создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у пятиклассников: слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,эстетических эмоций,положительного отношения к учёбе,умения ставить цели

Программа ориентирована на обязательный учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся с ОВЗ данной возрастной группы (10-13 лет )

Новизна курса “Увлекательная биология” заключается в расширении программного материала, который обучающийся изучает на уроках биологии в 5 классе ( более подробно разобраны темы: микроскоп, грибы), а так же курс знакомит обучающегося с Царством Животные.

Программа адресована обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, которые осваивают образовательную программу 5 класса индивидуально на дому (по месту жительства) и дистанционно в ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» (в ЦДО).

Общая характеристика курса по выбору.


Курс по выбору «Увлекательная биология» 5 класс направлен на формирование у обучающихся познавательного интереса, курс состоит из нескольких блоков (Царство Растения, Царство Животные, Царство Грибы), каждый блок содержит информацию о представителях Царства, которая дополняет информацию учебного предмета “Биология” в 5 классе (о Царстве Грибы и Царстве Растения), а так же знакомит с представителями Царства Животные

В содержание материала включены вопросы, которые обучающиеся не успевают разобрать подробно на уроках биологии, больше времени отводится на изучение тем:”Грибы”, “Папоротники”. Специфика курса по выбору “Увлекательная биология” заключается в том, что в нем используются различные формы работы: с виртуальными заданиями, анимациями, игровая деятельность, работа с презентациями, а так же особое внимание направлено на развитие творческих способностей обучающихся. При работе с обучающимися применяются нестандартные формы поведения занятий: урок -игра.



Описание места курса по выбору в учебном плане


Курс по выбору «Увлекательная биология» входит перечень занятий по выбору учебного плана Центра дистанционного образования. Учебный план ЦДО составлен для организации дистанционного обучения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся на дому и не имеющих медицинских противопоказаний для работы на компьютере.

Гибкость моделирования учебного плана позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. На основании учебного плана ЦДО для каждого обучающегося составляется предварительный индивидуальный учебный план.

На изучение курсов по выбору в 5 классе отводится 1,5 часов

Родители (законные представители) обучающегося вправе внести изменения в индивидуальный учебный план, сократив количество часов на освоение тех или иных курсов по выбору или перераспределив количество часов по учебным предметам, что может быть связано с особенностями развития обучающихся, характером протекания заболевания. В связи с этим недельное и годовое количество часов на изучение курса по выбору «Увлекательная биология» может варьироваться у разных обучающихся. В случае поступления заявления от родителей (законных представителей) обучающегося о внесении изменений в индивидуальный учебный план обучающегося, количества часов, отводимых на изучение курса по выбору “Увлекательная биология”, может изменяться в течение учебного года. В этом случае производится корректировка календарно-тематического планирования.

В данной программе представлены тематические планирования и календарно-тематические планирования на 34 и 17 часов.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

В результате изучения курса по выбору “Увлекательная биология” обучающийся должен:

В результате изучения курса обучающийся должен знать:

• особенности строения и жизнедеятельности некоторых Грибов, Растений и Животных;

• связь места обитания и особенностей жизнедеятельности Животных и Растений;

• правила обращения с некоторыми опасными живыми организмами и меры оказания первой помощи при контакте с ними.

Обучающиеся должны уметь:

• проводить наблюдения за животными и растениями и анализировать полученные результаты;

• работать с микроскопом;

• объяснять взаимосвязь между жизнедеятельностью организма и его средой обитания;

• получать знания о животных, грибах, растениях;

• выполнять задания различной сложности, уметь высказывать свою точку зрения и доказывать ее.


Содержание программы учебного предмета

Введение

Чем живое отличается от неживого

Оптические приборы. Что такое «Микроскоп»: какие бывают микроскопы, история микроскопа.

Царство Грибы. Эти удивительные грибы: почему относятся к отдельному царству. Самые опасные грибы. Разнообразие и значение грибов.

Царство Растения:

Папоротники. Цветет ли папоротник? Древовидные папоротники. Почему вымерли древовидные папоротники.

Царство Животные:

Про муравьев:Особенности строения и жизнедеятельности муравьев. Разнообразие.

Улитки. Кто такая виноградная улитка. Особенности строения и жизнедеятельности.

Пауки. Почему паук не попадает в свои сети? Особенности строения и жизнедеятельности пауков

Бабочки. Удивительные бабочки. Особенности строения и жизнедеятельности бабочек. Разнообразие.

Разноцветный хамелеон

Губки. Удивительные губки. Особенности строения и жизнедеятельности губок. Разнообразие.

О тех кто в море. Рыбы: Особенности строения и жизнедеятельности.

Про птиц: особенности строения и жизнедеятельности. разнообразие.Почему люди не летают как птицы

Райские птицы

Кто такие пингвины

Почему пингвины не летают

Про змей:особенности строения и жизнедеятельности, разнообразие.

Как охотится змея. Органы чувств у змей

Удивительные дельфины

Рыба ли дельфин?

Урок-игра “Царство Животные”

Обобщающий урок


Тематическое планирование курса по выбору “Увлекательная биология” 5 класс

(17 часов).

Обучающиеся:_________________________________________________________________


Тема.

Кол-во часов

1.

Введение

2 ч

2.

Царство Грибы

1 ч

3

Царство Растения

1 ч

4

Царство Животные


12 ч.

5

Обобщающий урок

1 ч

Итого 17 часво




Календарно-тематическое планирование курса по выбору “Увлекательная биология”

5 класс

(17 часов).

Обучающиеся:_________________________________________________________________




Раздел

Тема урока

Дата

по плану

по факту

Введенние

(2 часа)

1

Чем живое отличается от неживого



2


Оптические приборы. Что такое «Микроскоп»




Царство Грибы

(1 час)

1

Эти удивительные грибы



Царство Растения

(1 час)

1

Цветет ли папоротник? Древовидные папоротники.



Царство Животные (12 часов)

1

Про муравьев



2

Кто такая виноградная улитка



3

Почему паук не попадает в свои сети?



4

Удивительные бабочки



5

Разноцветный хамелеон



6

Удивительные губки



7

О тех кто в море



8

Про птиц



9

Райские птицы



10

Кто такие пингвины



11

Про змей



12

Удивительные дельфины



Обобщающий урок (1 час)

1

Обобщающий урок



Итого 17 часов


Тематическое планирование курса по выбору “Увлекательная биология” 5 класс

(34 часа).

Обучающиеся:_________________________________________________________________


Тема.

Кол-во часов

1.

Введение

4 ч

2.

Царство Грибы

2 ч

3

Царство Растения

2 ч

4

Царство Животные


25 ч.

5

Обобщающий урок

1 ч

Итого 34 часа




Календарно-тематическое планирование курса по выбору “Увлекательная биология” 5 класс

(34 часа).

Обучающиеся:_________________________________________________________________




Раздел

Тема урока

Дата

по плану

по факту

Введенние

(4 часа)

1

Чем живое отличается от неживого



2


Оптические приборы. Что такое «Микроскоп»




3

Какие бывают микроскопы



4

История микроскопа



Царство Грибы

(2 часа)

1

Эти удивительные грибы




2

Разнообразие и значение грибов



Царство Растения

(2 часа)

1

Цветет ли папоротник?




2

Древовидные папоротники.



Царство Животные (25 часов)

1

Особенности строения и жизнедеятельности муравьев



2

Разнообразие муравьев



3

Кто такая виноградная улитка



4

Особенности строения и жизнедеятельности улиток



5

Почему паук не попадает в свои сети?



6

Особенности строения и жизнедеятельности пауков



7

Удивительные бабочки



8

Особенности строения и жизнедеятельности бабочек. Разнообразие.



9

Разноцветный хамелеон



10

Удивительные губки



11

Особенности строения и жизнедеятельности губок. Разнообразие.



12

О тех кто в море



13

Рыбы: Особенности строения и жизнедеятельности.



14

Про птиц:особенности строения и жизнедеятельности.




15

Почему люди не летают как птицы?



16

Разнообразие птиц



17

Райские птицы



18

Кто такие пингвины



19

Почему пингвины не летают?



20

Про змей



21

Как охотятся змеи



22

Органы чувств у змей



23

Удивительные дельфины



24

Рыба ли дельфин?



25

Урок-игра “Царство Животные”



Обобщающий урок

(1 час)

1

Обобщающий урок



Итого 34 часа


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.


Оценка устного ответа

Оценка "5" ставится в случае: 
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала. 
Оценка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала. 
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала

Оценка "3"
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала. 
Оценка "2": 
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение

для учителя:

основная

  1. Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - М. Дрофа. 2006.

  2. И.А.Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «биология. Живой организм. 6 класс»- М. Дрофа. 2006;

дополнительная

  1. Биология. [Электронный ресурс] // Федеральная Информационная Система «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» . – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru//, свободный. – Загл. с экрана (4.08.2015);

  2. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»/[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.km.ru/education , свободный. – Загл. с экрана (4.08.2015)

  3. Тесты, кроссворды [Электронный ресурс] // Портал «Уроки биологии» Режим доступа: http://biouroki.ru, свободный. – Загл. с экрана (8.08.2015);

для обучающегося:

основная

  1. Биология. [Электронный ресурс] // Федеральная Информационная Система «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» . – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru//, свободный. – Загл. с экрана (4.08.2015);

  2. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»/[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.km.ru/education , свободный. – Загл. с экрана (4.08.2015)

  3. Тесты, кроссворды [Электронный ресурс] // Портал «Уроки биологии» Режим доступа: http://biouroki.ru, свободный. – Загл. с экрана (8.08.2015);

дополнительная

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития, 1997

  2. Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. З. Брема, И. Мейнке. – М.: Дрофа, 2007. – 400 с.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Организация учебного процесса предполагает наличие минимального набора учебного оборудования для индивидуального использования при дистанционном обучении. В частности персональный компьютер фирмы Apple и набор мультимедийного оборудования

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа курса по выбору «Увлекательная биология».

Автор: Фролкова Татьяна Анатольевна

Дата: 26.08.2015

Номер свидетельства: 227025

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Элективный курс "Пчеловодство""
    ["seo_title"] => string(31) "eliektivnyi-kurs-pchielovodstvo"
    ["file_id"] => string(6) "286428"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454339409"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства