Рабочая программа кружка «Формула правильного питания»
Рабочая программа кружка «Формула правильного питания»
Полноценное питание – существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий адекватные процессы роста и развития организма, а также укрепление здоровья в детском и подростковом возрасте. Питание может быть признано полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энергетические затраты. Пищевой рацион детей должен быть сбалансирован в зависимости от возраста, пола, климатогеографической зоны проживания, характера деятельности и величины физической нагрузки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Формула правильного питания»»
1.Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.
Здоровье человека закладывается смолоду. Более чем когда – либо в истории человечества современные люди задумываются над тем, что от характера питания зависит не только внешний вид и форма тела, но и самочувствие, здоровье и продолжительность жизни.
По свидетельству врачей сегодня основные заболевания школьников - гастриты и анемия, и это напрямую связано с качеством питания детей. В меню школьных столовых присутствуют продукты, признанные опасными для здоровья. И многие дети, подчиняясь рекламе, предпочитают покупать именно эти продукты, а не обычные школьные завтраки и обеды.
О необходимости сохранения и укрепления здоровья детей говорят много и настойчиво. Один из факторов здорового образа жизни – это правильное и полноценное питание. Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны.
Питание может быть признано полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энергетические затраты.
Полноценное питание – существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий адекватные процессы роста и развития организма, а также укрепление здоровья в детском и подростковом возрасте. Питание может быть признано полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энергетические затраты. Пищевой рацион детей должен быть сбалансирован в зависимости от возраста, пола, климатогеографической зоны проживания, характера деятельности и величины физической нагрузки.
Выбор содержания программы не случаен. В Конвенции о правах ребенка говорится о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни. А правильное питание – один из краеугольных камней, на котором базируется здоровье человека. Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведѐт к ухудшению их здоровья. У детей возникают повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, избыточный вес. Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет, фаст-фуда) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую 4 тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, морепродукты. Это приводит к дисбалансу в организме.
Несмотря на то, что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей (нежелание ребенка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы) далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности рационального питания. Многие хронические заболевания формируются из-за неправильного питания. Очень часто школьники, а порой и сами родители, не в силах отказать своему чаду, покупают для своего питания не то, что полезно, а то, что в яркой упаковке. В наш рацион питания входят чипсы, кириешки, соленые орешки, которые заменяют продукты завтрака, обеда и ужина.
Но даже если родители беседуют с детьми на эти темы, желаемого эффекта это не приносит.
Программа предлагает использование разнообразных форм проведения занятий, содержание тем раскрывается в результате выполнения практических заданий. Именно благодаря этому полученная информация становится знанием, которое помогает делать сознательный выбор полезных продуктов и соблюдать режим питания. Выполняя разнообразные практические задания, подростки не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике.
2.Актуальность, педагогическая целесообразность и отличительная
особенность программы кружка
Содержание программы отвечает следующим принципам:
- возрастная адекватность- соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;
- научная обоснованность;
- практическая целесообразность;
- динамическое развитие и системность;
- необходимость и достаточность предоставляемой информации;
- вовлечение в реализацию программы сверстников и родителей;
- культурологическая сообразность.
Для выполнения задач формирования правильного питания необходимо довести до сведения каждого подростка важность соблюдения режима питания. Основной формой реализации программы является проектно- исследовательская работа, что наиболее соответствует возрастным особенностям школьников. Программа имеет большую практическую направленность.
Возврат детей, участвующих в реализации данной программы: 12-15 лет
Срок реализации программы:Программа реализуется 1 год черезкружок «Формула правильного питания».
Режим занятий - вторая половина дня.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
3.Цели и задачи программы
Основная цель программы – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья.
Цель:
формирование у школьников основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.
Задачи:
- обогатить знания школьников об основах рационального питания.
- сформировать представление о ценности здоровья, значении правильного питания, направленного на сохранение и укрепление здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- формировать представление о продуктах ежедневного рациона, продуктах, которые нужно есть часто, продуктах, которые нужно есть иногда;
- дать представление о том, какие продукты наиболее полезны для человека; научить выбирать полезные продукты;
- формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
- пробуждать у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширять знания об истории и традициях своего народа и культуре и традициях других народов;
- развивать творческие способности и кругозор у подростков, их интересы и познавательную деятельность;
- развивать коммуникативные навыки у школьников, посредством выступлений перед аудиторией, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
- просвещать родителей в вопросах организации рационального питания подростков.
4.Формы и методы обучения
В качестве организации занятий в программу внесены различные формы: экскурсии, наблюдение, мини проекты, занятия-практикумы, совместная работа с родителями, групповые дискуссии, мозговой штурм.
Основные методы обучения: исследовательский, объяснительно- иллюстративный, практический, поисковый.
5.Ожидаемый результат
- полученные знания позволят подросткам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
- школьники смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
- получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;
-здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
6.Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материалов данной программы может происходить в виде защиты творческих проектов, выставки работ по различным темам, проведение конкурсов, тематических тестов, КВНов.
7.Календарно-тематическое планирование кружка
«Формула правильного питания»
№ п/п
Содержание занятия
Количество часов
Дата
1
Вводное занятие. Важность правильного питания.
1
2
Что такое голод и как его утолить?
1
3
Из чего состоит наша пища
1
4
Самые полезные продукты. «Полезная десятка»
1
5
Самые вредные продукты. «Вредная пятерка»
1
6
Кулинарное путешествие по России.
1
7
Кухня народов мира. Спор о правильном питании.
1
8
Культура питания в твоей семье
1
9-10
Проектная деятельность. Определение тем и целей проекта, формы организации, разработка плана проекта
2
11
О чем говорит информация с упаковки товара.
1
12
Экскурсия в магазин.
1
13
Пищевые добавки. Что скрывается за буквой Е? Красители, эмульгаторы, консерванты, антиокислители, загустители, усилители вкуса, так ли они безопасны для нашего здоровья?
1
14
Знакомство с методиками проведения эксперимента.
1
15
Практическая работа: «Изучение состава различных продуктов»
1
16
Проведение социологического опроса среди взрослых и детей
1
17
Составление текста рекомендаций по употреблению продуктов питания
1
18
Изготовление и распространение буклетов с рекомендациями по употреблению продуктов питания
1
19
Кока-кола – напиток из рекламы или любимый напиток молодежи?
1
20
Вредность «Кока-колы»: правда или миф? Практическая работа «Изучение состава напитка. Анализ содержания пищевых добавок в газированных напитках»
1
21
Проведение социологического опроса среди учащихся школы
1
22
Изготовление и распространение буклетов с правилами, которым необходимо следовать, чтобы уменьшить вред от любого газированного напитка, в том числе и от кока- колы
1
23
Чипсы и сухарики. История возникновения. Работа с интернет ресурсами.
1
24
Анкетирование школьников.
1
25
Практическая работа: «Изучение качественного состава чипсов и сухариков».
1
26
Изучение влияние чипсов и сухариков на здоровье человека.
1
27
Изготовление буклетов о вреде от употребления чипсов и сухариков.
1
28
Выработать правила поведения в школьной столовой для учащихся начальной школы, создать памятки
1
29
Почему важно вовремя есть? Тестирование «Режим питания школьника»
1
30
Секреты здорового обеда
1
31
Составление меню для школьной столовой
1
32
Работа в группах по теме «Простые и полезные рецепты»
1
33-34
Защита проектов учащихся
2
35
Подведение итогов
1
8.Методическое обеспечение программы кружка
«Формула правильного питания»
1.Учебная деятельность
Школьники проводят исследовательскую работу по различным темам, ходят на экскурсии, оформляют плакаты, буклеты по правилам правильного питания, выполняют практические и исследовательские работы. Всѐ это позволяет реально сформировать у школьников полезные навыки и привычки в области рационального здорового питания.
2.Воспитывающая деятельность
Работа в кружке даѐт большие возможности для воспитания здорового поколения и для формирования коллективизма. Реализация программы ориентирована на творческую работу учащихся – индивидуальную или групповую. Индивидуально дети выполняют задания по поиску информации в сети интернет или в печатных изданиях. Коллективно или в группах работают над творческими проектами, оформляют плакаты, буклеты, создают презентации по правилам правильного питания, выставки, участвуют в конкурсах, викторинах. В результате формируются такие качества как ответственность, взаимопомощь, взаимовыручка, любознательность, коллективизм.
3.Развивающая деятельность
Работа в кружке способствует развитию творческих способностей и кругозора у подростков, их интересов и познавательных способностей, развитию коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем и поиска верного решения.
Заключение
Содержание программы позволяет осуществить связь со всеми предметами, изучаемыми в школе: русским языком (работа с текстами, затрагивающими тематику питания); математикой (эффективным средством формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья являются задачи со здоровьесберегающим содержанием, обработка статистических данных (опросы, анкетирование и др.), построение графиков, диаграмм); ИЗО (рисунки, плакаты), технологией (изготовление муляжей фруктов и овощей), биологией (знание процессов, протекающих в организме человека), химией (умение провести эксперимент для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы в процессе исследования), информатикой (для представления аудитории презентаций, нахождения необходимой информации) и других. Формированию представлений об основах культуры питания способствует не только система воспитательной внеурочной работы, но и через образовательный процесс, включающий уроки русского языка, математики, биологии, химии, физики, ИЗО, технологии, информатики.
Всё это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя применять в новых условиях знания, умения, навыки, приобретённые на других уроках. Интерес к проблеме правильного питания, отношение к ней в значительной степени обуславливается психологическим климатом семьи. Работа с родителями начинается с установления контакта с семьёй, выработки согласованных действий и единых требований.
Таким образом, такое содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволяет подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание. Проведённые беседы, экскурсии, занятия, конкурсы, недели проектной деятельности, встречи с родителями, медицинскими работниками, консультации и рекомендации для них, помогли в интересной и увлекательной форме окунуться к истории, сути и актуальности вопроса о правильном питании.
Список литературы:
1.Аностасова А.П. «Человек и его здоровье». – М.: Просвещение, 1997 г.
2.Анохина В.С. и др. «Эксперименты и наблюдения на уроках биологии»: Методическое пособие. – Минск: Бел.эн., 1998 г.
3.Похлѐбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000, 350с
4.Асатиани В. С. Химия нашего организма. М., 1969. 300 с.
5.Люк Э., Ягер М. Консерванты в пищевой промышленности. СПб, 1998. 260 с.
6. Похлебкин В. В. Из истории русской кулинарной культуры. М., 2004.
7.Похлебкин В. В. Кухни славянских народов. М., 2004.
8.Симоненко А. Основы потребительской культуры. Пособие для учителей. М., 2005.
9.Сорока Н. Ф. Питание и здоровье. Минск: Беларусь. 1994. 350 с.