Программа автора И.М. Швец предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природоведение» и «Экология растений».
На основе данной программы организован учебный курс из расчета 1 час в неделю (35 уроков), используя учебное пособие «Экология животных» ( авт.: В.Г. Бабенко и др)
Программно-методические материалы – Экология 5 – 11 кл ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» - Акифьева Е.В., 2005
№ п/п | Система уроков | кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дата проведения |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Глава I. Роль животных в природе -2часа |
1. | Влияние растительноядных животных на растения. Роль животных в опылении и распространении растений. Цель: определить значение животных в жизни растений. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Грубая растительная пища. Вытаптывание. Растительноядные паразиты. Хищные растения. Некрароядные птицы. Насекомые- опылители. Расселение растений | Знать: грубая растительная пища, вытаптывание, хищные растения. Уметь приводить примеры насекомых- опылителей, растительноядных паразитов. | Фронтальный опрос. | | |
2. | Растения- укрытия и жилища для животных. | 1 | Комбинированный урок. | Гнездо. Дупло. Маскирующая окраска. | Знать: гнездо, дупло. Уметь распознавать жилища различных животных. | Фронтальный опрос. | | |
Глава II. Условия существования животных – 5 часа |
3 | Среда обитания и условия существования. Предельные условия существования животных. Цель: продолжить формирование знаний о средах обитания животных. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Среда обитания. Условия существования. Изменчивость условий. | Знать: причины изменения условий существования. Уметь: перечислять основные компоненты среды обитания | Экскурсия «Среда обитания и условия существования». | | |
4 | Пища животных. Способы добывания пищи. Цель: сформировать знания о пище животных. | 1 | Комбинированный урок. | Гетеротрофы. Фитофаги. Зоофаги. Полифаги. Сапрофаги. Копрофагия. Пассивное питание. Паразитическое питание. Активное питание. Животные -фильтраторы. | Знать: отличия гетеротрофных организмов от автотрофных, активное и пассивное питание. Уметь: приводить примеры этих животных, объяснять особенности животных с пассивным питанием. | Индивидуальный опрос. | | |
5 | Вода в жизни животных. | 1 | Комбинированный урок. | Содержание воды. Потери воды. Поступление воды в организм. Соленость. Выделение и испарение воды | Знать: содержание воды, соленость. | Фронтальный опрос. | | |
6 | Воздух в жизни животных. | 1 | Комбинированный урок | Дыхание. Окисление. Газовый Состав атмосферы. Содержание кислорода в воде. Дыхание водных животных. Потребность в кислороде у рыб. | Знать: дыхание, окисление, газовый состав воздуха. | Фронтальный опрос. | | |
7 | Контрольная работа на тему «Условия существования животных». | 1 | Урок контроля знаний. | | | тестовый | | |
Глава III. Животный мир суши – 4 часа |
8 | Животные тундры. Цель: сформировать понятие о животных тундры. | 1 | Комбинированный урок | Птичьи базары. Перелетные птицы. Лемминг. Полярная сова. Тундряная куропатка. Песец. Белый медведь. Тюлень. Морж. Северный олень. Волк. | Знать: цепи питания животных. Уметь: приводить примеры хищных и других животных. | Фронтальный опрос. | | |
9 | Животные лесов умеренной зоны Цель: сформировать понятие о животных, населяющих биоценоз леса. | 1 | Комбинированный урок | Тайга. Смешанные леса. Широколиственны е леса. Лесная подстилка. Ярусность. Муравейник. Зимняя спячка | Знать: ярусное обитание животных. Уметь: составлять пищевые цепи животных леса | Фронтальный опрос. | | |
10 | Животные степей, саванн и прерий. Цель: сформировать понятие о животных степей | 1 | Комбинированный урок | Степи. Прерии. Саванны. Травянистая растительность. Копытные животные. Хищники. | Знать: климатические условия обитания степных животных. Уметь: называть представителей животных степей. | Фронтальный опрос. | | |
11 | Животные пустынь, тропических лесов. Цель: сформировать понятие о животных пустынь | 1 | Комбинированный урок | Ядовитые животные. Рептилии. Засушливость. | Знать: особенности поведения животных пустынь и тропических лесов Уметь: составлять пищевые цепи | Тестирование. | | |
Глава IV. Животный мир морей и рек – 2 часа |
12 | Водоём как многоэтажное жилище Животный мир морей и рек. Цель: сформировать понятие о животных этих зон. | 1 | Урок изучения нового материала. | Этажи водоемов. Бентос. Планктон. Нектон. Литораль. | Знать: условия существования животных в морях и океанах Уметь: объяснять этажность водоема | Фронтальный опрос. | | |
13 | Животные пресных водоемов. Цель: сформировать понятие о различии условий обитания в водной среде | 1 | Урок изучения нового материала | Течение. Аэрация водоемов. Пересыхание водоема. Двоякодышащая рыба. Нотобранхи. | Знать: различия существования животных пресных и соленых водоемов | Фронтальный опрос. | | |
Глава V. Животный мир почвы -2 час |
14 | Свойства почвы как среды обитания животных. Животные – землерои. Цель: познакомить с особенностями почвенной среды и организма | 1 | Комбинированный урок | Почва. Плотность почвы. Кислородный режим. Температура почвы. Простейшие. Споры и цисты. Ногохвостки. Плодородие почвы. Животные – землеройки. Крот. Медведка. Слепыш. | Знать: условия существования организмов в почве и организме. Уметь: называть приспособления у животных – землероев и паразитов. | | | |
15 | Контрольная работа на тему «Животный мир морей и рек. Животный мир почвы». | 1 | Урок контроля знаний. | | | Самостоятельная работа | | |
Глава VI. Сезонные изменения в жизни животных – 1 час |
16 | Спячка и оцепенение. Миграция животных. | 1 | Урок изучения нового материала. | Оцепенение. Спячка. Длина светового дня. «Спячка» колибри. Экономия энергии при спячке. Сезонные изменения условий. Миграция. Перелеты птиц. Пролетные пути. Миграция. | Знать: оцепенение. миграция, спячка. Уметь: работать с картой. | Фронтальный опрос. | | |
Глава VII. Взаимоотношения между животными одного вида- 3 часа |
17 | «Своя» территория. | 1 | Урок изучения нового материала. | Внутривидовые взаимоотношения, территориальные взаимоотношения, жизненное пространство, хищник и жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство | Знать: индивидуальный участок, охраняемая территория, жизненное пространство. | Тестирование | | |
18 | Встреча будущих родителей. Взаимодействия между родителями и детенышами. | 1 | Урок изучения нового материала. | Сигналы к размножению. Демонстрационное поведение. Выбор партнера. | Знать: пахучие вещества, ухаживание, токование, выводковые птицы. | Индивидуальный опрос | | |
19 | «Начальники» и «подчиненные» в группах животных. | 1 | Урок изучения нового материала. | Групповой образ жизни. Вожаки и лидеры. Жизнеспособность группы. | Знать: вожаки, лидеры, жизнеспособность группы. | Фронтальный опрос. | | |
Глава VIII. Отношения между животными различных видов – 4 часа |
20 | Хищники и их жертвы. | 1 | Урок изучения нового материала. | Хищники. Жертвы, Роль хищников. | Знать: вожаки, лидеры, жизнеспособность группы. | Фронтальный опрос. | | |
21 | Животные-паразиты и животные-хозяева. Животные-нахлебники. | 1 | Урок изучения нового материала. | Паразиты. Гнездовой паразитизм. Нахлебник. Квартиранты. | Знать: отношения «паразит-хозяин», внутренние и наружные паразиты, нахлебники, квартиранты. | Фронтальный опрос. | | |
22 | Конкурентные отношения между животными. Взаимовыгодные отношения между животными. Цель: сформировать знания о пище животных. | 1 | Комбинированный урок | Конкуренция. Ресурсы. Избегание конкуренции. Взаимовыгодные отношения. | Знать: значение и виды конкуренции и взаимовыгодных отношений. Уметь: объяснять общий характер взаимодействия животных. | Фронтальный опрос. | | |
23 | Контрольная работа на тему «Взаимоотношения животных». | 1 | Урок контроля знаний. | | | Тестирование | | |
Глава IX. Численность животных -1 час |
24 | Популяции животных. Как и почему меняется численность животных. Цель: сформировать понятие о популяции и её плотности. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Многочисленные виды. Малочисленные виды. Сокращение численности вида. Изменение условий обитания. Загрязнение. Деятельность человека. Исчезающие виды. Красная книга. Истребленные виды. | Знать: ареал и плотность популяции Уметь: вычислять плотность | фронтальный опрос. | | |
Глава X. Изменения в животном мире Земли – 1 час |
25 | Почему некоторые животные становятся редкими. Животные, истребленные человеком. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Сокращение численности видов. Деятельность человека. Красная книга. Охрана животных. | Знать: многочисленные виды, малочисленные виды, исчезающие виды, истребленные виды. Уметь: работать с литературой, находить дополнительную информацию. | Фронтальный опрос. | | |
Глава XI. Человек и животные – 6 часов |
26 | Дикие животные и человек. Одомашнивание животных. | 1 | Комбинированный урок | Источники пищи, кожи и меха, лекарств, красок, технических продуктов. Биологическая борьба с вредителями. Домашние животные. Одомашнивание. Утилитарные цели. Декоративные цели. | Знать: домашние животные, одомашнивание, утилитарные цели, марикультура. | Самостоятельная работа | | |
27 | Животные в населенных пунктах. Животные в доме человека. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Привлекательная среда обитания. Городские птицы и звери. Польза и вред Городских животных. Жилье человека как среда обитания для животных | Знать: городские птицы и звери. | Фронтальный опрос. | | |
28 | Красная книга. Цель: Обобщить знания об охраняемых животных. | 1 | Комбинированный урок | | Знать: сведения о Красной книге и охраняемых животных. Уметь: приводить примеры охраняемых животных. | | | |
29 | Заповедники и другие охраняемые территории территории России Цель: Обобщить знания об охраняемых территориях. | 1 | Комбинированный урок | | Знать: способы охраны природы. Уметь: показывать на карте охраняемые территории | | | |
30 | Заповедные территории зарубежных стран. Цель: Обобщить знания об охраняемых территориях. | 1 | Комбинированный урок | | Знать: Национальные парки мира. Уметь: показывать на карте охраняемые территории | | | |
31 | Красная книга Новосибирской области. Цель: обобщить знания об охраняемых животных области | 1 | Комбинированный урок | | Знать: причины уменьшения численности животных в области. Уметь: определять по рисункам, охраняемых животных области. | | | |
32 | Административная контрольная работа по курсу. | 1 | | | | | | |
| Резервное время -3 часа | | | | | | | |