kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по биологии 7 класс. ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Робочая программа по бтологии 7 класс. ФГОС. В основу рабочей программы положена программа Н. И. Сонина, В. Б. Захарова  Программа основного общего образования. Биология. 5 - -9 классы. Линейный курс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по биологии 7 класс. ФГОС»

Управление образования администрации Мариинского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сусловская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено Согласовано Утверждена

на заседании МО на педагогическом совете приказом

протокол № ___ МБОУ «Сусловская СОШ» МБОУ «Сусловская СОШ»

«___» _______ 2017 протокол № _______ № ____

_______ « ___» ___________ 2017 «_____» ___________ 2017










Рабочая программа по биологии

7 класс







Составитель

Маст Евгения Анатольевна,

учитель биологии,

высшая квалификационная категория












Суслово 2017

1.Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе требований федерального государственнного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897;в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Сусловская средняя общеобразовательная школа», утвержденным приказом по МБОУ «Сусловская СОШ» от 24.05.2016 № 120

В основу рабочей программы положена программа Н. И. Сонина, В. Б. Захарова Программа основного общего образования. Биология. 5 - -9 классы. Линейный курс– М.: Дрофа, 2013. – 383с


Изучение учебного предмета «Биологии» направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Задачи обучения:

  • Формирование целостной научной картины мира;

  • Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

  • Овладение научным подходом к решению различных задач;

  • Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно действующему федеральному базисному учебному плану и в соответствии с учебным планом МБОУ «Сусловская СОШ» из федерального компонента на изучение учебного предмета биология 7 класс основной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель).



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Учащийся сможет:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет:

- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Учащийся сможет:

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта результата;

- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Учащийся сможет:

- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Учащийся сможет:

- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Учащийся сможет:

- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выделять явление из общего ряда других явлений;

- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет:

- обозначать символом и знаком предмет и или явление;

- определять логические связи между предметами и или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

- создавать абстрактный или реальный образ предмета и или явления;

- строить модель схему на основе условий задачи и или способа ее решения;

- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

- анализировать рефлектировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и или заданных критериев оценки продукта результата.

Смысловое чтение. Учащийся сможет:

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- резюмировать главную идею текста;

- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);

- критически оценивать содержание и форму текста.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Учащийся сможет:

- определять свое отношение к природной среде;

- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Учащийся сможет:

- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Учащийся сможет:

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- играть определенную роль в совместной деятельности;

- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Учащийся сможет:

- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Учащийся сможет:

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения растений, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений;


Выпускник научится:

- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

- Различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

- использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.



Выпускник получит возможность научиться:

- находить информацию о растениях, животных грибах и бактерияхв научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


Информация об используемом УМК

В состав УМК по биологии 7 класс входят:

1. Авторская программа Н.И. Сонин, В.Б. Захаров

2. Учебник Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, лишайники. 7 класс

3. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, В.Б. Захарова. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, лишайники. 7 класс

4. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, В.Б. Захарова. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, лишайники. 7 класс

Информация о количестве учебных часов.

На изучение учебного предмета «Биология. Введение в биологию» 7 класс в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным планом, отводится 34 часа по 1 часу в неделю.

Наименование разделов, тем

Количество часов



Всего

теоретические

повт. Обобщ

проект

практические

контрольные

1

От клетки до биосферы

4

3

-

-

1

-

2

Царство Бактерий

2

1

-

-

1

-

3

Царство Грибы

5

2

-

-

2

1

4

Царство Растений

18

8

1

-

7

2

5

Растения и окружающая среда

5

2

-

-

3

-


итого

34

16

1

-

14

3

Формы контроля уровня достижений учащихся

В целях определения степени освоения учащимися учебного предмета биология 7 класс текущий контроль осуществляется в следующих формах:

- устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме);

-  письменные (письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных, практических работ, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов);

- выполнение мини-проектов.

Изучение учебного предмета завершается контрольным тестом, который включает задания с выбором одного ответа, выбор правильных высказываний, знание основных биологических терминов.


Структура и содержание учебного предмета

Раздел 1. От клетки до биосферы (4 ч)

Тема 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ СИСТЕМ (1 ч)

Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани, органы, орга­низмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Общие представ­ления о биосфере.

Демонстрация

Таблицы, иллюстрирующие особенности организации клеток, тканей и органов. Организмы различной сложности. Границы и структура биосферы.

Тема 1.2. 4. ДАРВИН О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ (1 ч)

Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений. Поня­тие о борьбе за существование и естественном отборе.

Демонстрация

Породы животных и сорта растений. Близкородственные виды, приспособленные к различным условиям сущест­вования.

Тема 1.3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (1 ч)

Подразделение истории Земли на эры и периоды. Ус­ловия существования жизни на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирани прежде существовавших форм.

Демонстрация

Представители фауны и флоры различных эр и периодов.

Тема 1.4. СИСТЕМАТИКА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (1 ч)

Искусственная система живого мира; работы Арис­тотеля, Теофраста. Система природы К. Линнея. Основы ес­тественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике.

Демонстрация

Родословное древо растений и животных.

Лабораторные и практические работы

Определение систематического положения домашних животных.

Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)

Тема 2.1. ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ БАКТЕРИИ (1 ч)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие СВОЙСТВА прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий.

Демонстрация

Строение клеток различных прокариот.

Лабораторные и практические работы

Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий.

Тема 2.2. МНОГООБРАЗИЕ БАКТЕРИЙ (1 ч)

Многообразие форм бактерий. Особенности организа­ции и жизнедеятельности прокариот, их распространён­ность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицин­ское значение. Профилактика инфекционных заболеваний.

Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)

Тема 3.1. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГРИБОВ (2 ч)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов.

Демонстрация

Схемы строения представителей различных система­тических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

Лабораторные и практические работы

Строение плесневого гриба мукора.

Тема 3.2. МНОГООБРАЗИЕ И ЭКОЛОГИЯ ГРИБОВ (1 ч)

Отделы: Хитридиомикота, Зиготикота, Аскомикота, Вазидиомикота, Оотикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение грибов, их роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Болезнетворные грибы, меры профилактики ми­козов.

Демонстрация

Схемы, отражающие строение и жизнедеятельность различных групп грибов; муляжи плодовых тел шляпочных грибов, натуральные объекты (трутовик, ржавчина, го­ловня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Тема 3.3. ГРУППА ЛИШАЙНИКИ (1 ч)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишай­ников. Типы слоевищ лишайников. Особенности жизнеде­ятельности, распространённость и экологическая роль ли­шайников.

Демонстрация

Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

Раздел 4. Царство Растения (18 ч)

Тема 4.1. ГРУППА ОТДЕЛОВ ВОДОРОСЛИ; СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ЭКОЛОГИЯ( 3 ч)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация

Схемы строения водорослей различных отделов.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего вида и строения водорослей.

Тема 4.2. ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ (1 ч)

Отдел Моховидные; особенности организации, жиз­ненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Демонстрация

Схема строения и жизненный цикл мхов. Различные представители мхов.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего вида и строения мхов.

Тема 4.3. СПОРОВЫЕ СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ: ПЛАУНОВИДНЫЕ, ХВОЩЕВИДНЫЕ, ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ (3 ч)

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папо­ротниковидные. Происхождение и особенности организа­ции папоротников. Жизненный цикл папоротников. Рас­пространение и роль в биоценозах.

Демонстрация

Схемы строения и жизненные циклы плауновидных и хвощевидных. Различные представители плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные предста­вители папоротников.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща.

Изучение внешнего вида и внутреннего строения папорот­ников (на схемах)

Тема 4.4. СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ (4 ч)

Происхождение и особенности организации голосе­менных растений; строение тела, жизненные формы голосе­менных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Демонстрация

Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.

Лабораторные и практические работы *

Изучение строения и многообразия голосеменных рас­тений*.

Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов).

Тема 4.5. ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (6 ч)

Происхождение и особенности организации покры­тосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, ос­новные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, жизни человека и его хо­зяйственной деятельности.

Демонстрация

Схема строения цветкового растения, строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодо­творение). Представители различных семейств покрытосе­менных растений.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения покрытосеменных растений*.

Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического поло­жения*.

Тема 4.6. ЭВОЛЮЦИЯ РАСТЕНИЙ (1 ч)

Возникновение жизни и появление первых расте­ний. Развитие растений в водной среде обитания. Выход рас­тений на сушу и формирование проводящей сосудистой сис­темы. Основные этапы развития растений на суше.

Демонстрация

Изображение ископаемых растений, схемы, отобра­жающие особенности их организации.

Лабораторные и практические работы

Построение родословного древа царства Растения.

Раздел 5. Растения и окружающая среда (5 ч)

Тема 5.1. РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА. МНОГООБРАЗИЕ ФИТОЦЕНОЗОВ (2 ч)

Растительные сообщества — фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообще­стве.

Демонстрация

Плакаты и видеоролики, иллюстрирующие разнообразие фитоценозов.

Лабораторные и практические работы

Составление таблиц, отражающих состав и 'значение отдельных организмов в фитоценозе.

Тема 5.2. РАСТЕНИЯ И ЧЕЛОВЕК (1 ч)

Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека.

Демонстрация

Способы использования растений в народном хозяйстве и в быту.

Лабораторные и практические работы

Разработка проекта выращивания сельскохозяйствен­ных растений на школьном дворе.

Тема 5.3. ОХРАНА РАСТЕНИЙ И РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ (1 ч)

Причины необходимости охраны растительных со­обществ. Методы и средства охраны природы. Законода­тельство в области охраны растений.

Демонстрация

Плакаты и информационные материалы о заповедниках, заказниках, природоохранительных мероприятиях.

Лабораторные и практические работы

Разработка схем охраны растений на пришкольной терри­тории.

Тематическое планирование


Тема

Содержание

Практика

Контроль

Виды деятельности

Раздел 1. От клетки до биосферы. (4 часа)

Многообразие живых организмов.

(1 ч)

Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жиз­ни: клетки, ткани, органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Об­щие представления о биосфере



-

Определяют и анализируют понятия: «биология», «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган», «орга­низм», «биосфера», «экология». Опре­деляют значение биологических зна­ний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни об­щества. Составляют краткий конспект текста урока, готовятся к устному выс­туплению

Ч. Дарвин о проис­хождении видов

(1 ч)

Причины многообразия живых орга­низмов. Явления наследственности и изменчивости. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений. Понятие о борь­бе за существование и естественном от­боре



Определяют и анализируют основные понятия: «наследственность», «из­менчивость» . Знакомятся с основными этапами искусственного отбора в сель­ском хозяйстве и быту. Анализируют логическую цепь событий, делающих борьбу за существование неизбежной. Строят схемы действия естественного отбора в постоянных и изменяющихся условиях существования. Составляют развёрнутый план урока

История развития жизни на Земле

(4 ч)

Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вы­мирание прежде существовавших форм.


Лабора­торная работа №1. Определение систематического положения домашних животных.


Знакомятся с историей Земли как кос­мического тела. Анализируют обсто­ятельства, приведшие к глобальным изменениям условий на планете. Ха­рактеризуют растительный и живот­ный мир палеозоя, мезозоя и кайнозоя. Анализируют сходство и различие в ор­ганизации жизни в разные историче­ские периоды. Составляют картины фауны и флоры эр и периодов (работа в малых группах)

Систематика живых организмов

(1 ч)


Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Систе­ма природы К. Линнея. Основы естест­венной классификации живых орга­низмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике


Тестирование по теме

Определяют понятия: «царство Бакте­рии», «царство Грибы», «царство Растения», «царство Животные». Проводят анализ признаков живого: клеточного строения, питания, дыха­ния, обмена веществ, раздражимости, роста, развития, размножения. Харак­теризуют принципы искусственной классификации организмов по К. Линнею. Учатся приводить приме­ры искусственных классификаций жи­вых организмов, используемых в бы­ту. Составляют план параграфа

Раздел 2. Царство Бактерий. (2часа)

Подцарство Настоя­щие бактерии

(1 ч)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических ор­ганизмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бак­териальной клетки. Размножение бактерий

Лабора­торная работа №2. Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий.


Выделяют основные признаки бакте­рий, дают общую характеристику про­кариот. Определяют значение внут­риклеточных структур, сопоставляют его со структурными особенностями ор­ганизации бактерий. Выполняют зари­совку различных форм бактериальных клеток. Готовят устное сообщение по теме «Общая характеристика про­кариот»

Многообразие бакте­рий (1 ч)

Многообразие форм бактерий. Особен­ности организации и жизнедеятельнос­ти прокариот. Распространённость и роль в биоценозах, экологическая роль и медицинское значение



Характеризуют понятия: «симбиоз», «клубеньковые, или азотфиксирующие, бактерии», «бактерии, деструкто­ры», «болезнетворные микроорга­низмы», «инфекционные заболева­ния», «эпидемия». Оценивают роль бактерий в природе и жизни человека. Составляют план-конспект темы «Мно­гообразие и роль микроорганизмов»

Раздел 3. Царство Грибы. (5 ч)

Строение и функции грибов

(2 ч)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток гри­бов. Основные черты организации мно­гоклеточных грибов


Лабораторная работа №3. Строение плесневого гриба мукора.


Характеризуют современные представ­ления о происхождении грибов. Выде­ляют основные признаки строения и жизнедеятельности грибов.

Готовят микропрепараты и проводят наблюдение строения мукора и дрож­жевых грибов под микроскопом. Про­водят сопоставление увиденного под микроскопом с приведёнными в учеб­нике изображениями.


Многообразие и эко­логия грибов

(1 ч)


Отделы: Хитридиомикота, Зигоми-кота, Аскомикота, Вазидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельнос­ти и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятель­ности человека.

Лабораторная работа №4. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.


Распозна­ют на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Дают определение понятия «грибы-паразиты растений и животных» (головня, спорынья и др.)Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Составляют план параграфа

Группа Лишайники (1 ч)

Понятие о симбиозе. Общая характе­ристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнеде­ятельности, распространённость и эко­логическая роль лишайников


Тестирование по теме Царство Грибы

Характеризуют форму взаимодействия организмов - симбиоз. Приводят об­щую характеристику лишайников. Проводят анализ организации кустис­тых, накипных, листоватых лишайни­ков. Распознают лишайники на табли­цах и в живой природе. Оценивают экологическую роль лишайников. Со­ставляют план-конспект темы « Лишайники »

Раздел 4. Царство Растения. (18 ч)

Группа отделов Водо­росли; строение, функции, экология

(3 ч)


Водоросли как древнейшая группа рас­тений. Общая характеристика водорос­лей. Особенности строения тела. Одно­клеточные и многоклеточные водорос­ли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, эколо­гическая роль водорослей. Прак­тическое значение

Лабораторная работа №5. Изучение внешнего вида и строения водорослей.


Характеризуют основные черты орга­низации растительного организма. По­лучают представление о возникнове­нии одноклеточных и многоклеточных водорослей. Дают общую харак­теристику водорослей, их отдельных представителей. Выявляют сходство и отличи в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах. Характеризуют роль водо­рослей в природе и жизни человека. Со­ставляют план-конспект темы «Много­образие водорослей» , готовят устное со­общение об использовании водорослей в пищевой и микробиологической про­мышленности

Отдел Моховидные.

(1 ч)

Отдел Моховидные; особенности орга­низации, жизненного цикла. Распрост­ранение и роль в биоценозах

Лабораторная работа №6. Схема строения и жизненный цикл мхов. Различные представители мхов.

Тестирование по теме Отдел Моховидные.

Дают общую характеристику мхов. Различают на гербарных образцах и таблицах различных представителей моховидных. Проводят сравнитель­ный анализ организации различных моховидных. Характеризуют распро­странение и экологическое значение мхов. Составляют конспект параграфа

Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевид­ные, папоротнико­видные.

(3 ч)


Отдел Плауновидные; особенности ор­ганизации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организа­ции, жизненного цикла. Распростране­ние и роль в биоценозах. Отдел Папо­ротниковидные. Происхождение и особенности организации. Жизненный цикл папоротников. Распространение и их роль в биоценозах

Лабораторная работа №7. Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща.

Лабораторная работа №8. Изучение внешнего вида и строения папоротников (на схемах).


Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Дают общую характеристику хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных. Проводят сравнение высших споровых растений и идентифицируют их пред­ставителей на таблицах и гербарных образцах. Зарисовывают в тетрадь схемы жизненных циклов высших спо­ровых растений. Характеризуют роль мхов, хвощей, плаунов и папоротников в природе и жизни человека. Составляют план-конспект по темам: «Хвощевидные», «Плауновидные» и «Строение, многообразие и экологическая роль папоротников».


Семенные растения.

Отдел Голосеменные

(4 ч)


Происхождение и особенности органи­зации голосеменных растений; стро­ение тела, жизненные формы голосе­менных. Многообразие, распростра­нённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение

Лабораторная работа №9. Изучение строения хвои и шишек хвойного растения (на примере местных видов).


Знакомятся с современными представ­лениями о возникновении семенных растений. Дают общую характеристику голосеменных растений, отмечают про­грессивные черты, сопровождавшие их появление. Описывают представите­лей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образ­цы. Зарисовывают схему цикла разви­тия сосны. Рассказывают о значении

Покрытосеменные (цветковые) расте­ния.

(6 ч)

Происхождение и особенности органи­зации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы по­крытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности

Лабораторная работа №10. Изучение строения покрытосеменных растений.

Лабораторная работа №11. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения.

Контрольная работа по теме Царство Растений.

Получают представление о современ­ных научных взглядах на возникнове­ние покрытосеменных растений. Дают общую характеристику покрытосемен­ных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление. Описывают представителей покрытосе­менных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Со­ставляют таблицу «Сравнительная ха­рактеристика классов однодольных и двудольных ». Зарисовывают схему цикла развития цветкового растения. Характеризуют растительные формы и объясняют значение покрытосемен­ных растений в природе и жизни человека

Эволюция растений (1 ч)


Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания. Выход рас­тений на сушу и формирование про­водящей сосудистой системы. Основ­ные этапы развития растений на суше



Знакомятся с материалистическими представлениями о возникновении жизни на Земле. Характеризуют разви­тие растений в водной среде обитания. Объясняют причины выхода растений на сушу. Дают определение понятия «риниофиты». Характеризуют основ­ные этапы развития растений на суше. Составляют конспект параграфа

Раздел 5. Растения и окружающая среда. (5 часов)

Растительные сооб­щества. Многообра­зие фитоценозов

(2 ч)


Растительные сообщества - фитоценозы. Видовая и пространственная струк­тура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе


Лабораторная работа №12. Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.


Дают определение понятия «фи­тоценоз». Характеризуют различные фитоценозы: болото, широколиствен­ный лес, еловый лес, сосновый лес, дуб­раву, луг и др. Объясняют причины и значение ярусности. Составляют план-конспект параграфа и готовят устные сообщения (работа в малых группах)

Растения и человек (1 ч)


Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пи­щевые потребности человека в расти­тельной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и дру­гие потребности человека. Эстетиче­ское значение растений в жизни чело­века


Лабораторная работа №13. Разработка проекта выращивания с/х растений на школьном дворе.


Объясняют экологическую роль расте­ний, их значение как первичных про­дуцентов органической биомассы. Характеризуют роль растений в удовлетворении пищевых потребнос­тей человека. Определяют понятие «агроценоз» и сравнивают его с естественными сообществами растений. Анализируют значение рас­тений в строительстве, производстве бумаги, других производственных про­цессах. Обосновывают необходимость выращивания декоративных расте­ний, пользу разбивки парков, скверов.

в городах. Составляют план урока и го­товят устное сообщение (работа в ма­лых группах)

Охрана растений и растительных сооб­ществ

(1 ч)


Причины необходимости охраны рас­тительных сообществ. Методы и сред­ства охраны природы. Законодательст­во в области охраны растений



Обосновывают необходимость природо­охранной деятельности. Описывают специальные природоохранительные территории: парки, заповедники, за­казники и т. д. Разрабатывают планы мероприятий по защите растений на пришкольной территории (работа в ма­лых группах). Составляют конспект параграфа и готовят устные сообщения об охране растений

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету.

1. Средства обучения на печатной основе:

1. Авторская программа Н.И. Сонин, В.Б. Захаров

2. Учебник Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, лишайники. 7 класс

3. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, В.Б. Захарова. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, лишайники. 7 класс

4. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, В.Б. Захарова. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, лишайники. 7 класс

6. Тесты по биологии 7 класс. /Г.А. Воронина/ - М: Экзамен - 2014

2. Натуральные объекты

Гербарии

Основные группы растений

Сельскохозяйственные растения

Растительные сообщества

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Комплекты микропрепаратов

Ботаника I

Ботаника II

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Раздаточные

Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытов

Демонстрационные

Штатив лабораторный

Лабораторные

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии

Изображения натуральных объектов:

Таблицы « Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения»

Комплект таблиц « Строение и систематика цветковых растений»

Технические средства обучения:

Компьютер, мультимедийная установка


Цифровые и электронные образовательные реурсы:

Биология. 7 класс : мультимедийное приложение к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Со­нина. - М.: Дрофа, 2015. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

З.Интернет-ресурсы:

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

Электронные приложения к учебникам. - Режим доступа : http://www.drofa.ru/catnews/dl/ main/biologyhttp://ict.edu.ru/lib/school-catalog

Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования"

http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. МинОбр РФ

Открытый класс

http://school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный государственный образовательный стандарт

Федеральный портал «Российское образование»

Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей

Педсовет.org

Живой журнал Методичка

12-й Всероссийский интернет-педсовет

http://festival.1september.ru/articles/subjects/5

Фестиваль педагогических идей. Биология



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Программа по биологии 7 класс. ФГОС

Автор: Маст Евгения Анатоьевна

Дата: 29.03.2018

Номер свидетельства: 464217

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа по биологии за курс 8 класса (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-za-kurs-8-klassa-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "119003"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413305033"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа по биологии за курс 9 класса (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-za-kurs-9-klassa-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "119012"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413306116"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства