Просмотр содержимого документа
«Программа факультативных занятий для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений»
Экология – наука ХХI века
Программа
факультативных занятий
для учащихся 9 класса
общеобразовательных учреждений
Автор программы: учитель биологии
КГУ Краснопольская средняя школа
Кырыкбаева Балхаш Толеухановна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологические знания в современном мире – необходимое условие гармоничного сосуществования человека в мире живой природы. Экологические знания позволят подготовить учащихся к восприятию серьезных вопросов, связанных с такими областями знания, как биология, экология, химия, география.
Программа содержит материал, расширяющий и углубляющий отдельные понятия базового курса.
Данный курс включает теоретический материал, решение задач, тестовые задания, экскурсии, практические задания, региональный компонент.
Программа разработана для учащихся 9 классов естественно- математического цикла и рассчитана на 34 часа.
Цель факультативных занятий «Экология – наука ХХI века» - заложить основы экологической культуры и экологического мировоззрения, чувство ответственного отношения к своим поступкам по отношению ко всему живому.
Факультативные занятия носят эмоционально-интерактивный характер и его основными задачами являются:
- выявление творческих способностей учащихся,
- формирование стойкого познавательного интереса к живой природе,
- воспитанию бережного и ответственного отношения к природе,
- формирование основ исследовательских компетенций учащихся к окружающему миру.
Факультативные занятия «Экология – наука ХХI века» состоит из 4 основных глав:
Основы экологии, современная экологическая обстановка в Казахстане, биосфера и человек, окружающая среда и использование природных ресурсов
. Демонстрационный материал включает широкий спектр современных видеофильмов, презентаций в области экологии, природы Казахстана: о растениях и животных Красной книги. Факультативный курс содержит 2 экскурсии, на которых учащиеся могут отработать свои теоретические навыки и приобрести первый опыт наблюдений и исследований в природе, 3 практические работы.
В целом, данная программа является динамичной и может служить базой для творческой работы педагога в каждом конкретном коллективе.
СОДЕРЖАНИЕ
Экология – наука 21 века
Глава I Основы экологии- 14 часов
Предмет и задачи экологии. Исторические этапы становления науки экология. Разделы экологии. Экологические факторы, Классификация экологических факторов по происхождению. Закономерности действия экологических факторов: закон минимума, толерантности. Среды жизни. Биологические ритмы. Экологическая классификация видов Популяция. Структура и характеристика популяции. Динамика численности популяций. Биоценоз. Экосистемы. Классификация природных экосистем. Гомеостаз экосистемы. Трофические цепи и сети. Трофические уровни. Экологические пирамиды. Решение задач
Демонстрации
Мультимедиа-презентации, видеофильмы экологической и природоохранной тематики.
Экскурсия №1 в природу
Глава II Современная экологическая обстановка в Казахстане- 10 часов
Обзор основных экологических проблем Казахстана. Экологическое состояние воздушного бассейна. Экология водных ресурсов. Экология почвы. Экология растений. Экология животных .Красная книга и её роль. Заповедники Казахстана. Заказники Казахстана.
Демонстрации
мультимедиа-презентации, видеофильмы экологической и природоохранной тематики.
Экскурсия № 2. Экскурсия в краеведческий музей «Растительный и животный мир Казахстана».
№ 2. Подготовка вопросов и кроссвордов об охраняемых растениях и животных.
№ 3. Составление паспорта на редкий и охраняемый вид растения и животного Казахстана.
Глава III Биосфера и человек – 5 часов
Биосфера и свойства биомассы планеты Земля. Биомасса поверхности суши и Мирового океана .Состав биосферы, Функции живых организмов в биосфере. Биосфера и НТП.
Демонстрации
мультимедиа-презентации, электронный учебник.
Глава IV Окружающая среда и рациональное использование природных ресурсов 5- часов
Окружающая среда. Глобальные экологические проблемы. Природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Рациональное использование природных ресурсов.
Демонстрации
мультимедиа-презентации, электронный учебник.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения факультативных занятий «Основы экологии» у учащихся будут сформированы представления:
- об экологии, как комплексной науке о взаимодействии организмов с окружающей средой;
- об истории экологического знания;
- о значении понятия фауна;
- о значении понятия флора;
- о роли человека в возникновении экологических проблем современности и их решении;
- о Красной и Черной книге;
- о животных и растениях, занесенных в Красную книгу Казахстана;
- о глобальных, локальных и региональных экологических проблемах;
- об основных экологических проблемах Казахстана;
- об особо охраняемых природных территориях Казахстана(ООПТ);
- объяснить глобальный характер экологических проблем;
- объяснить, почему человек не царь природы, а лишь звено в цепи живого;
- объяснить, что понимается под особо охраняемыми природными территориями
- объяснить понятие Красная книга Казахстана;
- показать взаимосвязь между всеми живыми организмами на планете Земля;
- сформулировать основные экологические проблемы Казахстана;
- отличать глобальные экологические проблемы от других;
- назвать основные причины исчезновения видов животных и растений на территории Казахстана;
- назвать и показать на карте Национальные парки Казахстана;
- назвать примеры редких и охраняемых растений и животных Казахстана;
- проводит простейшие наблюдения и экологические исследования в природе;
- составлять паспорт на редкие и охраняемые виды животных и растений;
- самостоятельно работать с литературой;
- соблюдения техники безопасности и работы в компьютерном классе.
Календарно- тематическое планирование авторской программы факультативных занятий для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений «Экология- наука 21 века»
Номер
урока
Содержание
(разделы, темы)
Количество
часов
Дата
проведения
Глава 1 «Основы экологии»
14
1
Предмет и задачи экологии
1
2
. Исторические этапы становления науки экология. Разделы экологии.
1
3
Классификация экологических факторов по происхождению.
1
4
Закономерности действия экологических факторов: закон минимума, толерантности.
1
5
Среды жизни. Биологические ритмы.
1
6
Экологическая классификация видов
1
7
Популяция. Структура и характеристика популяции.
1
Динамика численности популяций
8
Биоценоз. Экосистемы. Классификация природных экосистем. Экологические пирамиды. Решение задач
1
9
Гомеостаз экосистемы .
1
10-11
Трофические цепи и сети. Трофические уровни.
2
12
Экологические пирамиды
1
13
Решение задач
14
Экскурсия «Экологические сообщества»
1
Глава 2 Современная экологическая обстановка в Казахстане
10
15-16
Обзор основных экологических проблем Казахстана.Практическая работа № 1. « Подготовка экологических школьных фотогазет, фотовыстовок».
2
17
Экологическое состояние воздушного бассейна.
1
18
Экология водных ресурсов
1
19
Экология почвы
1
20
Экология растений
1
21
Экология животных. Практическая работа № 2. « Подготовка вопросов и кроссвордов об охраняемых растениях и животных».
1
22
Красная книга и её роль.Практическая работа №3 «Составление паспорта на редкий и охраняемый вид растения и животного Казахстана».
1
23
Заповедники и заказники Казахстана
1
24
Экскурсия № 2. Экскурсия в краеведческий музей «Растительный и животный мир Казахстана».
1
Глава III Биосфера и человек – 5 часов
5
25
Биосфера и свойства биомассы планеты Земля.
1
26
Биомасса поверхности суши и Мирового океана.
1
27
Состав биосферы.
1
28
Функции живых организмов в биосфере
1
29
Биосфера и НТП
1
Глава IV Окружающая среда и рациональное использование природных ресурсов 5- часов