kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Примерная рабочая программа по биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная рабоая программа по биологии составлена на основании УМК Сивоглазова.Предназначена для преподаания в школе на базовом уровне обучения в 10-11 класах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Примерная рабочая программа по биологии»

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Открытая (сменная) общеобразовательная школа №11


УТВЕРЖДАЮ

Директор

_______Л.Н.Хопрова

31.08.2021

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора

________Е.Е.Воронина

31.08.2021

РАССМОТРЕНО
НА МС

Протокол от 31.08.2021 №1

Председатель МС

_______________Е.Е.Шеншина

Рассмотрено

на МО химии и биологии

Протокол от 31.08.2021 №1

Председатель МО

______________М.Ю.Кунаковская


Рабочая программа по биологии

X-XI классов очно-заочного обучения

(базовый уровень) ФГОС

Учителя МО химии и биологии:


Кунаковская М.Ю.

Кутузова О.В.

Овчинникова М.Л.

Рогозянская Ю.С.


РАССМОТРЕНО

на педагогическом

совете

протокол от 31.08.2021 №01








2021-2022 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии, разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Данная рабочая программа разработана на основе следующего нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования(приказм Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»);

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. N 613
    "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413

  5. Примерная основная общеобразовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);

  6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

  7. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №245 «О федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  8. Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”

  9. Учебный план среднего общего образования МБОУ ОСОШ №11 на 2021-2022 учебный год



Рабочая программа составлена на основании  примерной программы среднего (полного) общего образования. Биология. Общая   биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Авт. И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазов. М.: Дрофа. -  2019 г.


Предлагаемая рабочая программа реализуется средствами УМК «Биология. Общая биология. 10—11 классы», созданного авторским коллективом в составе В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, Е. Т. Захаровой.


Учебники:

В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс. Москва. Изд-во «Просвещение», 2021 г.

В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология. Базовый уровень. 11 класс. Москва. Изд-во «Просвещение», 2021 г.


Пособие для учителя:

Биология. 10 класс. Рабочие программы к уч. Н.И. Сонина, В.Б. Захарова и др. ФГОС" Москва. Изд-во «Просвещение», 2017

Общая биология. 10 класс: Происхождение жизни. Учение о клетке. Пособие для учителя". Москва. Изд-во Айрис Пресс, 2017 г.

Программа рассчитана на 36 часов в год (1 час в неделю).

Рабочей программой предусмотрено проведение контроля знаний в форме контрольных и лабораторных работ.

Цели рабочей программы:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


На базовом уровне изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов, освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей естественных, математических и гуманитарных наук.

 

Планируемые результаты

 

Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми:

–          нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

–          принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

–          способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

–          формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

–          развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

 

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

–          мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

–          готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

–          экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

–          эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

 

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

–          ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

–          положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

 

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

–          уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

–          осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

–          готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

–          потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

–          готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

 

 

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

–          физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

 

Планируемые метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

1.      Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

–          самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

–          оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

–          ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

–          оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

–          выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

–          организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

–          сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2.      Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

–          искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

–          критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

–          использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

–          находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

–          выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;

–          выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

–          менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3.      Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

–          осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

–          при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

–          координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

–          развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

–          распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной деятельности.

В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:

–          о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

–          о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

–          о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;

–          об истории науки;

–          о новейших разработках в области науки и технологий;

–          о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);

–          о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);

Обучающийся сможет:

–          решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;

–          использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

–          использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;

–          использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

–          использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:

–          формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

–          восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

–          отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

–          оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;

–          находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

–          вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

–          самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

–          адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

–          адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

–          адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Планируемые результаты междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работы с текстом» в рамках урочной деятельности.

Поиск информации и понимание прочитанного.

-        Проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

-        Использовать изучающее чтение в целях полного понимания информации;

-        Отбирать значимую информацию в тексте / ряде текстов.

Преобразование и интерпретация информации.

-        Владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

-        Создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

-        Прогнозировать развитие/результат излагаемых фактов/событий;

-        Определять замысел автора.

Оценка информации.

-        Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов.

-        Анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается


Предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

–          раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

–          понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

–          понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

–          использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

–          формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

–          сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

–          обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

–          приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

–          распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

–          распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

–          описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

–          объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

–          классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

–          объяснять причины наследственных заболеваний;

–          выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

–          выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

–          составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

–          приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

–          оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

–          представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

–          оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

–          объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

–          объяснять последствия влияния мутагенов;

–          объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

–          давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

–          характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

–          сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

–          решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

–          решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

–          решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

–          устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

–          оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

 


Содержание программы учебного предмета

Базовый уровень

10 класс (1 ч. в неделю, всего 36 ч. в год)


Тема 1: «Повторение курса общей биологии за 9 класс» (3 ч).

Тема 2: «Биология как наука. Методы научного познания (1 ч.)

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии.

Тема 3: «Клетка» (11 ч.)

Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.

Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном.Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.

Тема 4: «Организм» (17 ч.)

Организм — единое целое.

Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.

Размножение организмов (бесполое и половое).Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.

Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.

Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.


Резервное время -3 часа.



 11 класс (1 ч. в неделю, всего 36 ч. в год)



Тема 1: «Повторение курса общей биологии за 10 класс» (3 ч).


Тема 2: «Вид» (19 ч.)

Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.

Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.

Развитие жизни на Земле

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.

Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.

Тема 3: «Организм» (11 ч.)

Организмы и окружающая среда

Приспособления организмов к действию экологических факторов.

Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.

Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.

Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.

Перспективы развития биологических наук.

Резервное время -3 часа.

Виды контроля:

  1. Предварительный – проверка начального уровня подготовки ученика, имеющихся у него ЗУН, связанных с предстоящей деятельностью.

  2. Текущая проверка – это систематическая проверка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях

  3. Тематическая проверка осуществляется по итогам пройденной темы в целом.

  4. Рубежный – проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

  5. Итоговый - проверка проводится в конце изучения дисциплины или учебного года и служит для проверки результатов обучения в целом и позволяет оценить совокупность приобретенных обучающимся предметных ЗУН.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.

 





















Тематический план по биологии

для 10- 11 классов очно-заочного обучения

10 класс

Недельная нагрузка – 1 час

Годовой план- 36 часов

Количество зачетов-2

11 класс

Недельная нагрузка – 1 час

Годовой план- 36 часов

Количество зачетов-2



Наименование учебного раздела


Количество часов аудиторной нагрузки

Практическая часть

программы


Сроки

10 класс




1

Повторение курса общей биологии за 9 класс

3 часа

Входная к.р.№1


Сентябрь

2

Биология как наука. Методы научного познания.


1 час


Сентябрь

3

Клетка.

11 часов

Л\р № 1 « «Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток.

Рубежная к.р.№2

Зачет №1 «Клетка как био система».

Октябрь- декабрь

4

Организм.

17 часов

Л\р № 2 «Гибридизация за партой»

Итоговая контрольная работа №2

Зачёт №2 «

Январь-май

5

Резервное время

3 часа.


Май

ИТОГО

36 часов

Л.р – 2

К.р. - 3

XI класс

1

Повторение курса общей биологии 10 класса

3 часа


Входная к.р.№1


Сентябрь

2

Вид

19 часов

Лабораторная работа №2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

Рубежная контрольная работа №2.

Зачет №1 «Вид. Популяция. Эволюция.»

Лабораторная работа №2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

Сентябрь-февраль

3

Экосистема

11 часов


Февраль-апрель

4

Резервное время

3 часа.


Май

ИТОГО

36 часов

Л.р – 2

К.р. - 3


































ИТОГО: 72 часа за курс 1011 классов.


Календарно-тематический план по биологии

10 классы

Дата проведения

Тема урока

Д/з

Примечание

План

Факт

Тема 1: Повторение курса общей биологии за 9 класс. (3 часа)


1



Инструктаж по ТБ и ПБ. Повторение тем: основы цитологии, онтогенез, наследственность и изменчивость, селекция

Повторение разделов


2



Повторение тем: происхождение жизни, эволюция, антропогенез, основы экологии.

Повторение разделов, подготовка к к/р.


3



Входная контрольная работа №1.

Подготовка сообщений


Тема 2:Биология как наука. Методы научного познания.( 1 ч.)


4



Краткая история развития биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии.

§1,в.1-7

§2,в.1-8

§3,в.1-6


Тема 3: Клетка. (11 ч.)


5



История изучения клетки. Клеточная теория.

§4,в.1-8


6



Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.

§5,в.1-7

§6,в.1-5


7



Органические вещества. Общая характеристика. Липиды. Углеводы. Белки.

§7,в.1-6

§8,в.1-7



8



Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

§9,в.1-7



9



Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. Клеточное ядро. Хромосомы.

§10,в.1-5

§11,в.1-8


10



Прокариотическая клетка.

§12,в.1-6


11



Инструктаж по ТБ и ПБ.

Лабораторная работа №1 «Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток.

Подготовка сообщений


12



Реализация наследственной информации в клетке.

§13,в.1-6


13



Рубежная контрольная работа №2.

Подготовка сообщений


14



Неклеточная форма жизни: вирусы

§14,в.1-6


15



Зачет №1 «Клетка как биологическая система»

Подготовка сообщений


Тема 4: Организм. (17 ч.)


16



Инструктаж по ТБ и ПБ. Организм - единое целое. Жизнедеятельность и регуляция функций организма.

§15,в.1-7


17



Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен.

§16,в.1-6


18



Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез.

§17,в.1-7


19



Деление клетки. Митоз. Размножение: бесполое и половое.

§18,в.1-5

§19,в.1-7


20



Образование половых клеток у животных. Мейоз.

§20,в.1-6


21



Оплодотворение и индивидуальное развитие организмов.

§21,в.1-4

§22,в.1-8


22



Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

§23,в.1-5


23



Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель- основоположник генетики.

§24,в.1-4


24



Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

§25,в.1-7


25



Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание.

Проверка рабочих тетрадей

§26,в.1-5


26



Инструктаж по ТБ и ПБ. Лабораторная работа №2 «Гибридизация за партой».



27



Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Генетика пола.

§27,в.1-5

§28,в.1-4

§29,в.1-7


28



Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

§30,в.1-6


29



Генетика и здоровье человека.

§31,в.1-6


30



Доместикация и селекция: основные методы и достижения.

§32,в.1-9


31



Биотехнология: достижения и перспективы развития.

Проверка рабочих тетрадей

§33,в.1-6


32



Итоговая контрольная работа №3.



33



Зачёт №2 «Организм как биосистема, генетика и здоровье человека».



Резервное время (3 часа).


34



Выполнение заданий ЕГЭ



35



Выполнение заданий ЕГЭ



36



Выполнение заданий ЕГЭ





Календарно- тематическое планирование индивидуальных обучающих консультаций

10 «» класса очно - заочного обучения


Тема консультаций

Дата по плану.

Дата фактическая

Примечание


1

Клетка. Состав клеток живых организмов. Клеточная теория. Органоиды клетки.




2

Организм - единое целое. Основные процессы живого организма. Онтогенез животных. Стадии взрослого организма




3

Решение генетических задач на процессы биосинтеза белка.




4

Подготовка к зачету №1 «Клетка как биологическая система».









6

Выполнение упражнений по форме ЕГЭ по темам «Метаболизм. Фотосинтез. Энергетический обмен в клетке»




7

Решение задач по цитологии на тему «Деление клетки». (Задание №27 ЕГЭ)




8

Решение задач по цитологии на тему «Биосинтез белка»

(Задание №27 ЕГЭ)




9

Подготовка к зачету №2 «Организм как биосистема, генетика и здоровье человека».





Календарно-тематический план по биологии

11 классы

Дата проведения

Тема урока

Д/з

Примечание

План

Факт

Тема 1: Повторение курса общей биологии за 9 класс. (3 часа)


1



Инструктаж по ТБ и ПБ.

Повторение тем: биосферный и биогеоценотический уровни жизни.

Повторение разделов


2



Повторение темы: популяционно- видовой уровни жизни».

Повторение разделов, подготовка к к/р.


3



Входная контрольная работа №1.



Тема 2: Вид (19 ч.)


4



Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

§1,в.1-5

§2,в.1-4


5



Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

§3,в.1-5


6



Эволюционная теория Ч. Дарвина.

§4,в.1-7


7



Вид: критерии и структура.

§5,в.1-7


8



Инструктаж по ТБ и ПБ.

Лабораторная работа №1 «Изучение морфологического критерия видов».



9



Популяция как структурная единица вида и как единица эволюции.

Проверка рабочих тетрадей

§6,в.1-5

§7,в.1-5


10



Факторы эволюции.

§8,в.1-5


11



Естественный отбор- главная движущая сила эволюции.

§9,в.1-5


12



Рубежная контрольная работа №2.



13



Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора.

§10,в.1-7


14



Зачет №1 «Вид. Популяция. Эволюция.»



15



Инструктаж по ТБ и ПБ.

Лабораторная работа №2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».



16



Видообразование как результат эволюции.

§11,в.1-5


17



Инструктаж по ТБ и ПБ.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Проверка рабочих тетрадей

§12,в.1-6


18



Доказательства эволюции органического мира.

§13,в.1-5


19



Развитие представлений и происхождении жизни. Современные представления о возникновении жизни.

§14,в.1-6

§15,в.1-6


20



Развитие жизни на Земле.

§16,в.1-9


21



Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира.

§17,в.1-5

§18,в.1-5


22



Эволюция человека.

§19,в.1-6


23



Человеческие расы.

§20,в.1-5


Тема 3: Экосистема (11 ч.)

24



Организм и среда. Экологические факторы.

§21,в.1-5


25



Абиотические факторы среды.

§22,в.1-4


26



Биотические факторы среды.

Проверка рабочих тетрадей

§22,в.1-6



27



Структура экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы.

§24,в.1-5

§26,в.1-4

§27,в.1-4


28



Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

§25,в.1-5


29



Биосфера глобальная экосистема.

§28,в.1-5



30



Роль живых организмов в биосфере.

§29,в.1-6


31



Биосфера и человек. Основные экологические проблемы современности. Пути решения экологических проблем.

Проверка рабочих тетрадей

§30,в.1-4

§31,в.1-5

§32,в.1-4


32



Итоговая контрольная работа №3.



33



Зачёт №2 «Развитие жизни на Земле. Эволюция человека. Природные экосистемы.»



Резервное время (3 часа).


34



Выполнение заданий ЕГЭ



35



Выполнение заданий ЕГЭ



36



Выполнение заданий ЕГЭ


























Календарно- тематическое планирование индивидуальных обучающих консультаций

11 «» класса очно - заочного обучения

Тема консультаций

Дата по плану.

Дата фактическая

Примечание


Основные уровни организаций живых систем и их соподчиненность. Решение заданий по форме ЕГЭ.




Происхождение и функции живого вещества в биосфере. Решение заданий по форме ЕГЭ.




Взаимодействие человека и природы как фактор развития биосферы. Подготовка презентаций.




Особенности строения и функционирования экосистем. Составление цепей питания.




Подготовка к зачету №1 «Вид. Популяция. Эволюция.»




Вид, его критерии. Популяция.




Микроэволюция. Способы видообразования




Положение вида Человек разумный в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от животных.




Подготовка к зачету №2 «Развитие жизни на Земле. Эволюция человека. Природные экосистемы.»
















ПРИЛОЖЕНИЕ


MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:

мультимедийные компакт- диски:

  • « Уроки биологии Кирилла и Мефодия», 2017г.,

  • «Уроки биологии 10 класс», 2007г.,1С образование.

  • «1С: Школа. Экология (Учебное пособие)», 2017г.,

  • «Биология. Варианты ЕГЭ 2018», Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. Печатныепособия:

Таблицы:

1. Портреты ученых биологов

2. Уровни организации живой природы

3. Растения елового леса.

4. Растения соснового леса.

5. Растения широколиственного леса.

6. Растения луга.

7. Растения болот.

8. Ярусность в растительном сообществе.

9. Смена растительных сообществ.

10. Биотехнология

11. Генетика

12. Схема строения клеток живых организмов

13. Уровни организации живой природы

14. Белки. Ферменты.

15. Нуклеиновые кислоты.

17. АТФ.


2. Экранно – звуковые пособия:

Видеофильмы:

1. Глобальная экология:

А. Исчезающая Земля

Б. Глоток свежего воздуха

В. Дерево

Г. Черное море

А. Спасение озонового слоя

Б. Что такое парниковый эффект

В. Биоразнообразие - шанс на спасение

А. Климат - проблема будущего

Б. Наш будущий мир

2. Экологические системы:

А. Экологические системы и их охрана

Б. Природная среда. Состояние и контроль

3. Природные сообщества:

  1. Сообщества

  2. Влияние человека на природные сообщества

  1. Технические средства обучения:

  1. Видеомагнитофон

  2. Компьютер мультимедийный

  3. Мультимедийный проектор

  4. Телевизор

  5. Экран проекционный

  1. Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование:

Приборы, приспособления:

  1. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ;

  2. Лупы ручные;

  3. Микроскопы школьные.

  1. Модели:

Объемные:

1. Деление клетки. Митоз. Мейоз.

2. Клеточная мембрана.

3. Клетка.

Рельефные:

1. Строение ДНК.

  1. Натуральные объекты:

Гербарии, иллюстрирующие морфологические, экологические особенности разных групп растений.

Гербарии культурных растений, иллюстрирующие результаты искусственного отбора.

Микропрепараты:

1. Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый).


  1. Современная теория эволюции живого мира (синтетическая теория). Отличие современной теории и теории Ч. Дарвина.

  2. Понятие о естественном отборе. Формы естественного отбора. Примеры. Искусственный отбор. Значение искусственного отбора.

  3. Результаты эволюции и ее закономерности. Отличие эволюции и коэволюции. Основные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс.

  4. Мероприятия по защите диких видов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Примерная рабочая программа по биологии

Автор: Рогозянская Юлия Сергеевна

Дата: 24.06.2022

Номер свидетельства: 610533

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos-1"
    ["file_id"] => string(6) "253983"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447687773"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Рабочая программа по биологии для обучающихся с ЗПР"
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia_programma_po_biologii_dlia_obuchaiushchikhsia_s_zpr"
    ["file_id"] => string(6) "626649"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1677436297"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Рабочая программа по биологии 5 "
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5"
    ["file_id"] => string(6) "233150"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443013159"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства