kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Прикладной курс "Микробиология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса: расширение, углубление и интеграция знаний о микроорганизмах. Изучение данного курса способствует целенаправленной подготовке старшеклассников к сдаче ЕНТ по биологии и поступлении в высшие учебные заведения медицинского, экологического, сельскохозяйственного профиля: поможет определить правильность предварительного профессионального уровня; послужит источником дополнительной информации для увлеченных биологией учащихся, стремящихся  к получению разносторонних знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Прикладной курс "Микробиология"»



Микробиология.

Программа профильного курса.

  1. Пояснительная записка.


Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных 10 -11 классов средних школ. Он составлен на базе основного учебного предмета «Биология».

Курс « Микробиология» рассчитан на 34 часа, по 1 часу в неделю. В содержание включен материал о морфологии, систематике ( новые направления в классификации), физиологии микроорганизмов, рассматривается их роль в круговоротах органических и минеральных соединений в природе, отношение к факторам внешней среды.


Цель курса: расширение, углубление и интеграция знаний о микроорганизмах. Изучение данного курса способствует целенаправленной подготовке старшеклассников к сдаче ЕНТ по биологии и поступлении в высшие учебные заведения медицинского, экологического, сельскохозяйственного профиля: поможет определить правильность предварительного профессионального уровня; послужит источником дополнительной информации для увлеченных биологией учащихся, стремящихся к получению разносторонних знаний.


Задачи

Образовательные задачи:

  1. Углубить знания учащихся о строении, размножении, распространении микроорганизмов; показать важность знаний о значении микробиологических процессов.

  2. Сформировать у школьников общебиологическое понятие о клеточном строении, взаимосвязи строения и функции:

  3. Расширить представления о прокариотических, микроскопических эукариотических клеток и неклеточных форм жизни на примере бактерии, микроскопических грибов, вирусов.


Развивающие задачи:


  1. Продолжить формирование умения работать с техникой для микрокопирования.

  2. Развивать интеллектуальные способности логического мышления и речь учащихся.

  3. Развивать умение сравнивать и анализировать, самостоятельно формулировать выводы из факторов, самонаблюдений.


Воспитательные задачи:

  1. Формировать потребности в творческом труде, а также осуществлять профориентацию и проводить предпрофильную подготовку.

  2. На конкретных примерах научных открытий, успехов отечественной и мировой медицины убеждать учащихся в материальности и познаваемости микробиологических процессов.

  3. Продолжить нравственное , физическое, гигиеническое воспитание, доказывая опасность инфекционных и онкологических заболеваний; пользу предупредительных прививок, медицинских осмотров: приучать соблюдать гигиену своевременно обращаться за медицинской помощью.


Курс « Микробиология» курс предполагает лекционные , лабораторно – практические знания и семинары.



  1. Учебно – тематический план.


п\п

Название темы

Кол – во

часов

Форма проведения

Образовательный

продукт

1

Введение в микро-

биологию

1 час

Лекция. Объяснительный час

Конспект

2.

Классификация микроорганизмов

1 час

Лекция с показом слайдов, самостоятельная работа учащихся.

Конспект

3.

Общая характеристика микроорганизмов

5часов

Проведение лабораторных работ № 1,2,3,

Индивидуальная работа учащихся, работа в группах

Оформление лабораторной работы, выводы, таблица, обобщение.

4.

Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы

4 часа

Практическая работа №1, работа в группах.

Отчет по результатам работы. Составление опорного конспекта, презентации.

5.

Экология микроорганизмов

3 часа

Индивидуальная работа с дополнительной литературой

Выводы, таблица. Фронтальный опрос.

6.

Характеристика процессов, в которых участвуют микроорганизмы

5 часов

Творческий семинар.

Индивидуальна работа, творческие задания

Индивидуальный опрос. Беседа по вопросам семинарского занятия. Кластер, схемы, таблицы, презентации.

7.

Основные направления биотехнологии

6 часов

Составление логических схем. Лекция. Презентация.

Сообщения учащихся, выводы.

8.

Защита презентаций

9 часов

Семинар. Защита проектов

Прослушивание рефератов, ответы на вопросы учащихся и учителя. Презентации.




  1. Содержание курса.

( всего34 часа, 1 раз в неделю)


    1. Введение (1 час)

Микробиология – наука о микроорганизмах. Накопление микробиологических знаний, развитие представлений о микроорганизмах. Развитие микробиологии в 20 веке.

    1. Классификация микроорганизмов (1час)


Принципы классификации, история классификации. Классификация бактерий, вирусов.

    1. Общая характеристика микроорганизмов (5 часов)


Общие признаки микроорганизмов. Прокариоты – особенности их строения, питания. Актиномицеты, цианобактерии ( сине – зеленые водоросли), протобактерии. Вирусы. Микроскопические эукариоты: простейшие, археи, зигомицеты. Значение бактерий и вирусов.

Лабораторные работы № 1,2, 3.

« Устройство техники для микроскопирования».

« Микроскопирование живых бактерий».

« Микроскопическое исследование продуктов питания и определении бактерии»


  1. Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы ( 4 часа)

Значение факторов среды на жизнедеятельность различных групп микроорганизмов. Физические факторы ( температура, высушивание, лучистая энергия, ультразвук. Давление). Психофилы, мезофиллы, термофилы. Химические факторы. Антисептик. Биологические факторы ( типы взаимодействия организмов).


Практическая работа №1 « Создание презентаций в программе Рover Рoint»

  1. Экология микроорганизмов ( 3 часа).

Среда обитания микроорганизмов, микрофлора почвы, воды, воздуха, организма человека, пищевых продуктов, лекарственных растений,

  1. Характеристика процессов, в которых участвуют микроорганизмы(5 часов).

Роль микроорганизмов в рудообразовании, образования торфа. Угля, образовании и разрушении самородной серы, месторождения сульфидных руд, бактериальное выщелачивание руд, роль бактерии в круговороте железа и марганца.

  1. Основные направления биотехнологии ( 6 часов).

Биотехнология в пищевой промышленности молочных продуктов. Производство сыра. Производство биомассы. Спиртов и полиолов. Виноделие. Производство вторичных метаболитов. Антибиотики. Биотрансформация производства ферментов.

  1. Защита презентаций (9 часов)

Итоговая работа по созданию презентаций по темам. Семинар.


Список литературы:


Для учителя:

  1. Айанаба А. Бактерии и азотная промышленность. ЮНЕСКО: Актуальные проблемы использования биосферы// ИМПАКТ,1983

  2. Бабьева И.П., Зенова Г.М. Биология почв. М.. 1989

  3. Гусев М.В., МинееваЛ.А. Микробиология М., 2004

  4. ЕмцевВ.Т., Шильникова В.К. МикробиологияМ.1990

  5. Роуз Э. Химическая микробиология.М.,1977

  6. Фафф Г. Промышленные микроорганизмы// Промышленная микробиология и успехи генетической инженерии. М., 1984

  7. ЧуриковаВ.В., ВикторовД. П. Основы микробиологии вирусологии. Воронеж, 1989

  8. Либберт Э. Физиология растенийМ., 1976



Для учащихся:

  1. Громов Б.В. Строеие бактерий. Л.. 1985

  2. ГусевМ. В., Минеева Л. А. Микробиология.М., 2004

  3. Шлегель Г. Общая микробиология. М., 1987



Приложение.

Творческие проекты, рефераты, модели, как итоги усвоения программы курса.

Темы творческих работ:

  1. Действие микроорганизмов на живые объекты.

  2. Действие микроорганизмов на неживые объекты.

  3. Взаимосвязь микроорганизмов друг с другом.

  4. Использование микроорганизмов в биотехнологии.

  5. Использование микроорганизмов в пищевой промышленности.

  6. Использование микроорганизмов в медицине.

  7. Использование микроорганизмов в сельском хозяйстве.

  8. Микробиология – как один из ведущих наук естественного цикла.

  9. Антибиотики.

  10. По выбору учащихся.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Прикладной курс "Микробиология"

Автор: Биньковская Анна Станиславовна

Дата: 03.01.2017

Номер свидетельства: 375035

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Прикладной курс по биологии "Человек и его здоровье" "
    ["seo_title"] => string(57) "prikladnoi-kurs-po-biologhii-chieloviek-i-iegho-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "111687"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407776710"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства