kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

По биологии рабочая программа 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.), примерной программы основного общего образования по биологии и программы Пасечник В.В. и др. В программе указаны лабораторные, практические и контрольные работы, а также региональный компонент.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«по биологии рабочая программа 7 класс »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №76»



Рассмотрено на ШМО


Протокол

от «__»________2014г №_____



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

Бережная С.Д./_________/

«__»__________2014г


УТВЕРЖДАЮ


Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76»

Метлицкая А.С./__________/


«___»___________2014г











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО БИОЛОГИИ


для 7 класса









Составитель:

Петухова Наталья Сергеевна












г. Котлас

2014-2015 год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.), примерной программы основного общего образования по биологии и программы Пасечник В.В. и др. Программы Биология 6-9 класс/ автор составитель В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова. – М.: Просвещение, 2009.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю.

Цель:

  • знакомство учащихся с зоологией – наукой о животных, этапами её развития,

  • раскрытие роли животных в природе и их значения для человека.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса к изучению природы,

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к животному миру,

  • формирование понятия о необходимости охраны животных.

Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005.



























Содержание образования по разделам (68 часов, 2 часа в неделю)

Тема (с описанием)

Кол-во часов

КР

ПР

1

Введение. Общие сведения о животном мире

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходст­во и различия животных и растений. Систематика животных.

2



РАЗДЕЛ 1 Многообразие животных (36 часов)

2

Многообразие животных. Простейшие.

Простейшие. Многообразие, среда и места оби­тания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

2


1

3

Многоклеточные организмы. Беспозвоночные.

Многоклеточные животные. Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особеннос­ти. Значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологи­ческие особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые ви­ды.

18

1

7

4

Многоклеточные организмы. Хордовые.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Зна­чение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обита­ния, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняе­мые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологиче­ские и экологические особенности. Значение в при­роде и жизни человека. Исчезающие, редкие и ох­раняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и эколо­гические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые ви­ды.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представи­тели отрядов млекопитающих. Среда обитания, об­раз жизни и поведение. Биологические и экологи­ческие особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

18

1

5

5

РАЗДЕЛ 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы ды­хания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размно­жения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятель­ности организма.

11

1

1

6

РАЗДЕЛ 3 Индивидуальное развитие животных

Способы размножения. Оплодотворение. Разви­тие с превращением и без превращения. Периоди­зация и продолжительность жизни.

3


1

7

РАЗДЕЛ 4 Развитие животного мира на Земле

Доказательства эволюции: сравнительно-анато­мические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного ми­ра. Усложнение строения животных и разнообра­зие видов как результат эволюции.

4


1

8

РАЗДЕЛ 5. Биоценозы

Естественные и искусственные биоценозы (водо­ем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

5


1

9

РАЗДЕЛ 6 Животный мир и хозяйственная деятельность человека

Воздействие человека и его деятельности на жи­вотных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержа­ния и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мо­ниторинга. Охраняемые территории. Красная кни­га. Рациональное использование животных.

5

1



































КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование раздела и тем

ЛР, ПР, КР

РК

Д/З

Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)

1

Инструктаж ТБ. История изучения животных.



П.1

2

Современная зоология. Сходство и различия животных и растений.



П.2

Раздел 1. Многообразие животных (36 часов)

Тема 1. Простейшие (2 часа)

3

Простейшие. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.



П. 3

4

Жгутиконосцы, инфузории. Л.р.№1 «Знакомство с многообразием водных простейших»

ЛР №1


П. 4

Тема 2. Многоклеточные организмы. Беспозвоночные (18 часов)

5

Многоклеточные животные. Тип Губки.



П.5 сообщ.

6

Тип Кишечнополостные.



П.6

7

Тип Плоские Черви. Л.р. №2 «Распознавание животных типа Плоские черви»

ЛР №2


П.7

8

Тип Круглые черви. Л.р. №3 «Распознавание животных типа Круглые черви»

Л.р. №3


П.8

9

Тип Кольчатые черви. Л.р. №4 «Внешнее строение дождевого червя»

Л.р. №4


П. 9,10.

10

Тип Моллюски. Представители АО.


РК №1

П.11

11

Л.р. №5 «Внешнее строение моллюсков»

ЛР №5


П.12

12

Тип Иглокожие.



П.13

13

Обобщение знаний по теме « Простейшие. Беспозвоночные»

тест



14

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. ЛР №6 «Внешнее строения речного рака».

ЛР №6


П.14,

15

Класс Паукообразные. Л.р. №7 «Выявление приспособлений у паукообразных к среде обитания»

Л.р. №7


П.14

16

Класс Насекомые. Л.р. №8 Выявление приспособлений у насекомых к среде обитания»

Л.р. №8


П.15

17

Класс Насекомые. Отряды: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.



П.16, сообщ.

18

Класс Насекомые. Отряды: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.



П.17, сообщ.

19

Класс Насекомые. Многообразие. Отряды: Чешуекрылые, Двукрылые, Равнокрылые, Блохи.



П.18

20

Класс Насекомые. Отряд перепончатокрылые.



П.19

21

Редкие и исчезающие виды членистоногих АО.


РК №2

Подг. к КР

22

КР №1 по теме «Тип Членистоногие».

КР №1



Тема 3. Многоклеточные организмы. Хордовые (18 часов)

23

Тип Хордовые.



П.20

24

Класс Рыбы. Классы: Хрящевые, Костные.

Л.р. № 9 «Внешнее строение и передвижение рыб»

Л.р. № 9


П.21, сообщ.

25

Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные..



П.22 сообщ.

26

Костные рыбы. Отряды: Осетровые, Сельдеобразные, Лососевые. Карпообразные, Окунеобразные

Тест «Рыбы»


П.23

27

Класс Земноводные. Л .Р.№10 «Внешнее строение лягушки и приспособленность к среде жизни»

Л.р.№10


П.24


28

Класс Пресмыкающиеся.. Л.Р.№11 «Выявление приспособлений пресмыкающихся к среде обитания»

Л.р.№11


П.25, сообщ.

29

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Отряды: Черепахи и Крокодилы.

тест


П.25

30

Класс Птицы. Л.Р. №12« Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни».

Л.р №12


П.27

31

Многообразие птиц. Отряды: Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.



П.27

32

Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные, Воробьинообразные, Голенастые.



П.29

33

Редкие и исчезающие виды птиц АО


РК №3

П. 30

34

Урок-игра «Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы»




35

Класс Млекопитающие. Л.Р. №13«Изучение внешнего строения млекопитающих»

Л.р. №13


П.31

36

Отряд Насекомоядных, Рукокрылых, Грызунов, Зайцеобразных.



П. 31,32.

37

Отряд Китообразных, Ластоногих, Хоботных, Хищных, Парнокопытных Непарнокопытных



П.33,34..

38

Отряд Приматов.



Пов. п.20-35

39

Редкие и исчезающие виды млекопитающих АО


РК №4


40

КР № 2 «Тип Хордовые».

КР № 2



РАЗДЕЛ 2 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (11 часов)

41

Покровы тела. ЛР №14 «Изучение особенностей различных покровов тела».

ЛР №14


П.36.


42

Опорно - двигательная система и способы передвижения. Л.Р. №15 «Выявление особенностей строения скелета в связи с образом жизни»

Л.р. №15


П. 37.

П. 38

43

Полости тела.



П.38

44

Органы дыхания.



П. 39.

45

Органы пищеварения. Обмен веществ и энергии.



П.40

46

Органы кровообращения. Кровь.



П. 41,

47

Органы выделения



П. 42

48

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.



П. 43

49

Органы чувств.



П.44

50

Органы размножения. Продление рода.



П. 45.

51

КР № 3: «Эволюция строения и функций органов и их систем».

КР №3



РАЗДЕЛ 3 Индивидуальное развитие животных (3 часа)

52

Способы размножения. Оплодотворение



П.46

53

Развитие с превращением и без превращения.


П.47

54

Периодизация и продолжительность жизни. ЛР №16 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»

ЛР № 16


П.48

РАЗДЕЛ 4 Развитие животного мира на Земле (4 часа)

55

Доказательства эволюции животных



П.49

56

Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира.



П. 50

57

Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.



П.51

58

«Развитие животного мира на Земле». ПР №1 Решение биологических задач

ПР №1



РАЗДЕЛ 5 Биоценозы (5 часов)

59

Биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Характеристика биоценозов АО


РК №5

П.53,

60

Факторы среды и их влияние на биоценозы (на примере АО).


РК №6

П.54

61

Цепи питания. Поток энергии. ПР№2 «Составление пищевых цепей» (на примере своей местности)

ПР №2

РК №7

П.55,

62

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу на примере АО.


РК №8

П.56

63

Обобщение материала по теме « Биоценозы».

тест



РАЗДЕЛ 6 Животный мир и хозяйственная деятельность человека ( 3 часа + 2)

64

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы (на примере АО). Одомашнивание.


РК №9

П. 57, 58


65

Законы об охране животного мира. Система мониторинга




66

Охраняемые территории. Красная книга АО


РК№10

П. 59


67

Годовая КР № 4

КР №4



68

Урок-игра по курсу «Животные. Животные АО». Летние задания


РК№11


































Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.


В результате изучения биологии в 7 классе учащиеся должны

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых орга­низмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмена ве­ществ и превращения энергии, питания, дыхания, выде­ления, транспорта веществ, роста, развития, размноже­ния, регуляции жизне­деятельности организма животных, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма животных, его строения, жизнедеятельности, нервной деятельности и пове­дения;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании совре­менной естественно-научной картины мира, в практичес­кой деятельности людей и самого ученика; родство, общ­ность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль животных в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль био­логического разнообразия в сохранении биосферы; необхо­димость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяс­нять результаты опытов; наблюдать за поведением животных, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы орга­нов животных; на живых объектах и таблицах органы и системы органов живот­ных, животных отдельных ти­пов и классов; наиболее распространенных жи­вотных своей местности, домаш­них животных, опасных для человека животных;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособле­ния организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей от­дельных систематических групп) и делать выводы на ос­нове сравнения;

  • определять принадлежность биологических объек­тов к определенной систематической группе (классифика­ция);

  • анализировать и оценивать воздействие факто­ров окружающей среды, факторов риска на здоровье че­ловека, последствий деятельности человека в экосисте­мах, влияние его поступков на живые организмы и эко­системы;

  • проводить самостоятельный поиск биологи­ческой информации: находить в тексте учебника от­личительные признаки основных систематических групп животных;

  • в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — не­обходимую информацию о животных (в том чис­ле с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызыва­емых некоторыми животными;

  • оказания первой помощи при укусах животных;

  • соблюде­ния правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.






ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


1. Методические пособия для учителя

  1. В.В.Латюшин, Г.А.Уфимцева «Биология. Животные» 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. – М.: Дрофа, 2004. – 192 с.

  2. Сборник нормативных документов. Биология. /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.


2. Дополнительная литература для учителя

  1. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7 класс.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.:Дрофа,2002.

  2. Лукин Е.И. Зоология.- М.: Издательство "Высшая школа".- 384 с.

  3. Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991

  4. Ноздрачев А.Д., Баженов Ю.И., Баранникова И.А.и др.; под ред. Ноздрачева А.Д. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 кн. Учеб. для биол. и медиц. спец. ВУЗов – М.: Высшая школа, 1991 – 528 с.: ил.

  5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000

  6. Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл) М., Экзамен, 2005

  7. Рохлов В. «Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – ПРЕСС. 1999.

  8. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995

  9. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к ЕГЭ: Биология. Животные. – М.: Дрофа, 2004.

  10. Шапкин В.А. «Биология. Животные».: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001.


  1. Дополнительная литература для учащихся

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера – 2-е изд. Стереотип. – М.; Мир, 1996.

  2. Журнал «Биология для школьников».

  3. Животные/ Пер. с анг. М.Я.Беньковской и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: 2003.

  4. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"

  5. Чебышев Н.В. и др. Биология: Пособие для поступающих в ВУЗы. Том 1, 2. – М.: ООО "Издательство Новая Волна", 1998. – 413 с.

  6. Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 3 – М., Аванта +, 1997

  7. Ярыгин В.Н. Биология.- М.: Издательство "Медицина" 1987.- 446 с.

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Интернет – ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.zooland.ru

10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
по биологии рабочая программа 7 класс

Автор: Петухова Наталья Сергеевна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118270

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику 5-6 класс "Биология" автор Л.Н.Сухорукова"
    ["seo_title"] => string(83) "rabochaiaproghrammapobiologhii6klasspouchiebniku56klassbiologhiiaavtorlnsukhorukova"
    ["file_id"] => string(6) "305072"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457870157"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "рабочая программа по биологии для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "229557"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441796740"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по биологии в 5 классе на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-v-5-klassie-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "177655"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424692126"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Рабочая программа  по биологии для учащихся 5-х классов (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-uchashchikhsia-5-kh-klassov-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "226170"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440098473"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по биологии 9 класс."
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia_programma_po_biologii_9_klass_1"
    ["file_id"] => string(6) "527311"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1573990174"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства