г. Котлас
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.), примерной программы основного общего образования по биологии и программы Пасечник В.В. и др. Программы Биология 6-9 класс/ автор составитель В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова. – М.: Просвещение, 2009.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю.
Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005.
№ | Тема (с описанием) | Кол-во часов | КР | ПР |
1 | Введение. Общие сведения о животном мире История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных. | 2 | | |
РАЗДЕЛ 1 Многообразие животных (36 часов) |
2 | Многообразие животных. Простейшие. Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы. | 2 | | 1 |
3 | Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. Многоклеточные животные. Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | 18 | 1 | 7 |
4 | Многоклеточные организмы. Хордовые. Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | 18 | 1 | 5 |
5 | РАЗДЕЛ 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. | 11 | 1 | 1 |
6 | РАЗДЕЛ 3 Индивидуальное развитие животных Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. | 3 | | 1 |
7 | РАЗДЕЛ 4 Развитие животного мира на Земле Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. | 4 | | 1 |
8 | РАЗДЕЛ 5. Биоценозы Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | 5 | | 1 |
9 | РАЗДЕЛ 6 Животный мир и хозяйственная деятельность человека Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. | 5 | 1 | |
№ п/п | Наименование раздела и тем | ЛР, ПР, КР | РК | Д/З |
Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа) |
1 | Инструктаж ТБ. История изучения животных. | | | П.1 |
2 | Современная зоология. Сходство и различия животных и растений. | | | П.2 |
Раздел 1. Многообразие животных (36 часов) Тема 1. Простейшие (2 часа) |
3 | Простейшие. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы. | | | П. 3 |
4 | Жгутиконосцы, инфузории. Л.р.№1 «Знакомство с многообразием водных простейших» | ЛР №1 | | П. 4 |
Тема 2. Многоклеточные организмы. Беспозвоночные (18 часов) |
5 | Многоклеточные животные. Тип Губки. | | | П.5 сообщ. |
6 | Тип Кишечнополостные. | | | П.6 |
7 | Тип Плоские Черви. Л.р. №2 «Распознавание животных типа Плоские черви» | ЛР №2 | | П.7 |
8 | Тип Круглые черви. Л.р. №3 «Распознавание животных типа Круглые черви» | Л.р. №3 | | П.8 |
9 | Тип Кольчатые черви. Л.р. №4 «Внешнее строение дождевого червя» | Л.р. №4 | | П. 9,10. |
10 | Тип Моллюски. Представители АО. | | РК №1 | П.11 |
11 | Л.р. №5 «Внешнее строение моллюсков» | ЛР №5 | | П.12 |
12 | Тип Иглокожие. | | | П.13 |
13 | Обобщение знаний по теме « Простейшие. Беспозвоночные» | тест | | |
14 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. ЛР №6 «Внешнее строения речного рака». | ЛР №6 | | П.14, |
15 | Класс Паукообразные. Л.р. №7 «Выявление приспособлений у паукообразных к среде обитания» | Л.р. №7 | | П.14 |
16 | Класс Насекомые. Л.р. №8 Выявление приспособлений у насекомых к среде обитания» | Л.р. №8 | | П.15 |
17 | Класс Насекомые. Отряды: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. | | | П.16, сообщ. |
18 | Класс Насекомые. Отряды: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | | | П.17, сообщ. |
19 | Класс Насекомые. Многообразие. Отряды: Чешуекрылые, Двукрылые, Равнокрылые, Блохи. | | | П.18 |
20 | Класс Насекомые. Отряд перепончатокрылые. | | | П.19 |
21 | Редкие и исчезающие виды членистоногих АО. | | РК №2 | Подг. к КР |
22 | КР №1 по теме «Тип Членистоногие». | КР №1 | | |
Тема 3. Многоклеточные организмы. Хордовые (18 часов) |
23 | Тип Хордовые. | | | П.20 |
24 | Класс Рыбы. Классы: Хрящевые, Костные. Л.р. № 9 «Внешнее строение и передвижение рыб» | Л.р. № 9 | | П.21, сообщ. |
25 | Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные.. | | | П.22 сообщ. |
26 | Костные рыбы. Отряды: Осетровые, Сельдеобразные, Лососевые. Карпообразные, Окунеобразные | Тест «Рыбы» | | П.23 |
27 | Класс Земноводные. Л .Р.№10 «Внешнее строение лягушки и приспособленность к среде жизни» | Л.р.№10 | | П.24 |
28 | Класс Пресмыкающиеся.. Л.Р.№11 «Выявление приспособлений пресмыкающихся к среде обитания» | Л.р.№11 | | П.25, сообщ. |
29 | Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Отряды: Черепахи и Крокодилы. | тест | | П.25 |
30 | Класс Птицы. Л.Р. №12« Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни». | Л.р №12 | | П.27 |
31 | Многообразие птиц. Отряды: Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. | | | П.27 |
32 | Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные, Воробьинообразные, Голенастые. | | | П.29 |
33 | Редкие и исчезающие виды птиц АО | | РК №3 | П. 30 |
34 | Урок-игра «Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы» | | | |
35 | Класс Млекопитающие. Л.Р. №13«Изучение внешнего строения млекопитающих» | Л.р. №13 | | П.31 |
36 | Отряд Насекомоядных, Рукокрылых, Грызунов, Зайцеобразных. | | | П. 31,32. |
37 | Отряд Китообразных, Ластоногих, Хоботных, Хищных, Парнокопытных Непарнокопытных | | | П.33,34.. |
38 | Отряд Приматов. | | | Пов. п.20-35 |
39 | Редкие и исчезающие виды млекопитающих АО | | РК №4 | |
40 | КР № 2 «Тип Хордовые». | КР № 2 | | |
РАЗДЕЛ 2 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (11 часов) |
41 | Покровы тела. ЛР №14 «Изучение особенностей различных покровов тела». | ЛР №14 | | П.36. |
42 | Опорно - двигательная система и способы передвижения. Л.Р. №15 «Выявление особенностей строения скелета в связи с образом жизни» | Л.р. №15 | | П. 37. П. 38 |
43 | Полости тела. | | | П.38 |
44 | Органы дыхания. | | | П. 39. |
45 | Органы пищеварения. Обмен веществ и энергии. | | | П.40 |
46 | Органы кровообращения. Кровь. | | | П. 41, |
47 | Органы выделения | | | П. 42 |
48 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | | | П. 43 |
49 | Органы чувств. | | | П.44 |
50 | Органы размножения. Продление рода. | | | П. 45. |
51 | КР № 3: «Эволюция строения и функций органов и их систем». | КР №3 | | |
РАЗДЕЛ 3 Индивидуальное развитие животных (3 часа) |
52 | Способы размножения. Оплодотворение | | | П.46 |
53 | Развитие с превращением и без превращения. | | | П.47 |
54 | Периодизация и продолжительность жизни. ЛР №16 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста» | ЛР № 16 | | П.48 |
РАЗДЕЛ 4 Развитие животного мира на Земле (4 часа) |
55 | Доказательства эволюции животных | | | П.49 |
56 | Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. | | | П. 50 |
57 | Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. | | | П.51 |
58 | «Развитие животного мира на Земле». ПР №1 Решение биологических задач | ПР №1 | | |
РАЗДЕЛ 5 Биоценозы (5 часов) |
59 | Биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Характеристика биоценозов АО | | РК №5 | П.53, |
60 | Факторы среды и их влияние на биоценозы (на примере АО). | | РК №6 | П.54 |
61 | Цепи питания. Поток энергии. ПР№2 «Составление пищевых цепей» (на примере своей местности) | ПР №2 | РК №7 | П.55, |
62 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу на примере АО. | | РК №8 | П.56 |
63 | Обобщение материала по теме « Биоценозы». | тест | | |
РАЗДЕЛ 6 Животный мир и хозяйственная деятельность человека ( 3 часа + 2) |
64 | Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы (на примере АО). Одомашнивание. | | РК №9 | П. 57, 58 |
65 | Законы об охране животного мира. Система мониторинга | | | |
66 | Охраняемые территории. Красная книга АО | | РК№10 | П. 59 |
67 | Годовая КР № 4 | КР №4 | | |
68 | Урок-игра по курсу «Животные. Животные АО». Летние задания | | РК№11 | |
объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль животных в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за поведением животных, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов животных; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп животных;
в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7 класс.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.:Дрофа,2002.
Лукин Е.И. Зоология.- М.: Издательство "Высшая школа".- 384 с.
Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991
Ноздрачев А.Д., Баженов Ю.И., Баранникова И.А.и др.; под ред. Ноздрачева А.Д. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 кн. Учеб. для биол. и медиц. спец. ВУЗов – М.: Высшая школа, 1991 – 528 с.: ил.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000
Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл) М., Экзамен, 2005
Рохлов В. «Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – ПРЕСС. 1999.
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к ЕГЭ: Биология. Животные. – М.: Дрофа, 2004.
Шапкин В.А. «Биология. Животные».: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001.