Содержание программы внеурочной деятельности, формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
расширение сферы социально-нравственных представлений;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
эстетические потребности, ценности и чувства;
Содержание курса | Формы организации | Виды деятельности |
Введение в экологию: Живая планета 3ч. | | |
Что такое экология? Знакомство с целями и задачами занятий. Классификация экологических связей. Сообщества и экосистемы Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей. | Круглый стол. Групповой просмотр видеосюжетов. Устный журнал. Беседа Обсуждение, | Учатся правильно формулировать свои мысли, решать поисковые задачи, обосновывать свою точку зрения, обмениваться с одноклассниками своими мыслями. Формируют умения находить необходимую литературу, выбирать нужную информацию. |
Природа. Человек. Культура 4ч. | | |
Экология человека, его гигиена. Взаимоотношение людей. Человек - дитя природы. Наши древние корни. Образ жизни наших предков: жилище, домашняя утварь, одежда, питание, личная гигиена. Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов. Зависимость образа жизни от внешних условий. Научные методы в экологии. Отношение человека к природе в искусстве. | Беседа. Обсуждение, работа в группах, Групповой просмотр видеосюжетов. Работа со справочной литературой, дискуссии. | Подготовка учащимися сообщений, докладов с их последующей защитой, составление планов. Постановка устных и письменных вопросов с ответами на них. |
Экосистемы и человек 4ч. | | |
Понятие системы в естествознании . Экосистема – единица биосферы. Методы изучения экосистем. Состав и структура экосистем. Взаимодействие компонентов в экосистеме. Свойства экосистем. Развитие экосистем. Влияние деятельности человека на экосистемы. Экосистемы и человек – региональный компонент. | Групповой просмотр видеосюжетов. Выполнение биологических рисунков. Работа со справочной литературой, устные и письменные фронтальные и индивидуальные опросы. Брейн-ринги, викторины, командные и интерактивные игры, дискуссии, беседы, обсуждения. | Учатся правильно формулировать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, обмениваться с одноклассниками своими мыслями, формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану. |
Экология моего края 11ч. | | |
Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Источники загрязнения воды. Как можно экономить воду? Влияние тепла и света на комнатные растения и животных. Экономия света и тепла. Источники загрязнения воздуха. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? | Работа со справочной литературой, использование таблиц и рисунков, подготовка плакатов, рисунков по учебному материалу, оформление, предметных стендов, использование дидактического материала. Использование компьютерных технологий. | Учатся обосновывать свою точку зрения, формировать системное мышление, обмениваться с одноклассниками своими мыслями. Подготовка учащимися сообщений, докладов с их последующей защитой. |
Экология здоровья человека 6ч. | | |
Понятие здоровья как важнейшей ценности человека, залог благополучия и долголетия. Моя безопасность: влияние мобильных телефонов, компьютеров, на организм человека. Бытовая химия в нашем доме и альтернативные способы уборки. Моя квартира как экологическая среда. Значение правильного питания. Вред газировки: миф или реальность? Вред и польза жевательной резинки. Добавки, красители и консерванты в пищевых продуктах. Наличие вредных и запрещенных пищевых добавок в некоторых продуктах питания. Нанотехнологии. Экологическое будущее. | Подготовка учащимися сообщений, докладов, лекции, письменные фронтальные и индивидуальные опросы, анкетирование. Работа в группах. Решение проблемных ситуаций, оформление, предметных стендов. | Формируют умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение). Учатся правильно формулировать свои мысли, решать поисковые задачи, обосновывать свою точку зрения, формировать системное мышление, обмениваться с одноклассниками своими мыслями, формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану. Учатся работать с лабораторным оборудованием. Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. |
Экологические проблемы мира и пути их решения 5 ч. | | |
Экологические проблемы и здоровье человека. Экологические проблемы сегодняшней жизни. Возможные пути решения возникающих проблем. Экология и экономика. Реабилитация человека при помощи средств природы. На пути к устойчивому развитию. Влияние ионизирующих излучений на живые организмы. Эффективное потребление энергии. Альтернативные источники энергии. Проблемы утилизации отходов. Проблема бытового мусора. Вторичное производство. | Подготовка учащимися сообщений, докладов, лекции, письменные фронтальные и индивидуальные опросы, анкетирование. Работа в группах. Работа со справочной литературой Обсуждение, практическая работа, выполнение проектов. | Формируют умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение). Учатся правильно формулировать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, формировать системное мышление, формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану. |
Решение экологических задач 2ч. | | |
Решение творческих, расчетных экологических задач, задач, содержащих экологические ошибки. | Практические занятия, составление схем, таблиц и рисунков, Работа в группах. Решение проблемных ситуаций. | Учатся правильно формулировать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, обмениваться с одноклассниками своими мыслями. |