Данный вариант программы курса «Экология с основами краеведения» разработан в соответствии современных направлений общего среднего образования.
Обновление и гуманизация современного образования создают объективные предпосылки для усиления эколого-краеведческой работы в школе.
Цель данного курса — повышение уровня экологической грамотности школьников ,формирование системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к окружающей среде ,развитие познавательной установки личности на решение проблем современного общества.
Основные задачи курса:
- овладение основами экологии;
- формирование научных взглядов на природу;
- воспитание любви и бережного отношения к природе и ресурсам нашего края;
- развитие умений объективно оценивать хозяйственную обстановку на местности;
- применение правил природоохранного поведения в повседневной жизни.
Основное содержание курса «Экология с основами краеведения»
Раскрыть экологическую ситуацию, складывающуюся в нашей области;
Рассмотреть проблемы использования природных ресурсов;
Охарактеризовать состояние окружающей среды с учетом ее влияния на здоровье людей.
Ожидаемые результаты:
- усвоение учащимися содержания курса;
- осознание экологической опасности и понимания необходимости своего реального участия в природоохранной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Изюминка Дона" »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная средняя школа №3
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЭКОЛОГИИ
ДЛЯ 9 КЛАССА
ЭКОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ
Учитель биологии и химии
Т.И. Симагина
г Цимлянск
Пояснительная записка
Данный вариант программы курса «Экология с основами краеведения» разработан в соответствии современных направлений общего среднего образования.
Обновление и гуманизация современного образования создают объективные предпосылки для усиления эколого-краеведческой работы в школе.
Цель данного курса — повышение уровня экологической грамотности школьников ,формирование системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к окружающей среде ,развитие познавательной установки личности на решение проблем современного общества.
Основные задачи курса:
- овладение основами экологии;
- формирование научных взглядов на природу;
- воспитание любви и бережного отношения к природе и ресурсам нашего края;
- развитие умений объективно оценивать хозяйственную обстановку на местности;
- применение правил природоохранного поведения в повседневной жизни.
Основное содержание курса «Экология с основами краеведения»
Раскрыть экологическую ситуацию, складывающуюся в нашей области;
Рассмотреть проблемы использования природных ресурсов;
Охарактеризовать состояние окружающей среды с учетом ее влияния на здоровье людей.
Ожидаемые результаты:
- усвоение учащимися содержания курса;
- осознание экологической опасности и понимания необходимости своего реального участия в природоохранной деятельности.
Руководитель эколого-туристического отряда «ЭкоЩит»
Симагина Т.И.
Цель проекта: описание внешнего вида водных объектов, характерных для нашей местности ,определение количественных и качественных характеристик, оценка качества поверхностных вод, источники загрязнения их промышленными и иными выбросами.
Задачи работы: освоить методику гидрографического описания, оценить с помощью физико-химических методов содержание в воде наиболее распространенных загрязнителей природно - антропогенного происхождения.
Используемые методики: определение температуры воды, прозрачности, запаха, изучение прибрежной и водной растительности, основных видов водопользования, определение засоренности территории
Результаты работы : полевой дневник с гидрометрическими описаниями
водоемов, физико-химический анализ проб воды, план- схема
изучаемой местности ,сводная таблица с указанием степени
загрязнения водоема.
Тема занятия
Цели и задачи
Активные формы обучения, тип занятия
8.Энергетика и природная среда
9.Земля и ее использование. Ресурсы и сельхоз.угодья.
10.Воздушный бассейн области и его состояние.
11.Водные ресурсы. Водопотребление в нашем крае.
12.Лес ,его использование и охрана.
13.Редкие и охраняемые растения Владимирской области.
14.Проблемы охраны и использования животного мира.
15.Охраняемые территории Владимирской области.
16.Экологический ринг.
Определить уровень загрязнения окружающей среды тепловыми электростанциями.
Познакомить со структурой земельного фонда ,определить основные направления
использования земельных ресурсов.
Выявить влияние отраслей промышленности на загрязнение атмосферы.
Определить экологические проблемы рек и озер области.
Определить функцию леса как составной части биосферы
Изучить Красную книгу нашей области.
Выявить взаимосвязь разнообразия животного мира со средой обитания, состояние охотничьей фауны края
Выявить особенности памятников природы, заказников .
Обобщить изученный материал
Эко-прогноз «АЭС в нашей области»
Экскурсия «Определение загрязнения воздуха по уровню чистоты снега»
Проект «Родного края зеркала» (прил.3)
Экскурсия «По лесной тропе»
Выставка «По страницам Красной книги»
Эко-тв
Конкурс на лучший репортаж о представителях фауны владимирской области.
Конференция «Охрана природы в Ростовской области»
Интеллектуальная игра
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Всеми вопросами: как добывать, сколько брать у природы ресурсов, чтобы не нарушить равновесия и занимается наука природопользование. Это сравнительно молодая наука. Она отпочковалась от географии и экологии. В то же время она впитала в себя почти все естественные науки о Земле. Природопользование не может, как уже говорилось, обойтись без науки экономики. Очень близки ей и социальные вопросы.
Ученые предложили пути выхода из экологического кризиса.
Первое– необходимо за все ресурсы платить. В стоимость ресурсов и конечной продукции закладывать работы по восстановлению экологии района.
Второе. За все природные ресурсы отвечают местные власти. Следует узаконить порядок выдачи разрешений на использование природных ресурсов в местном департаменте природопользования.
Третье. Все отходы производства складировать и перерабатывать на месте, а не вывозить за пределы области. В этом случае не придется у себя перерабатывать отходы, привезенные из Германии или Франции.
В нашей области широко проводятся работы по контролю за состоянием воздуха, воды и земли. Пробы воздуха берут около промышленных предприятий и в удалении от них, и устанавливают содержание вредных веществ в воздухе. Содержание этих веществ не должны превышать нормы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК 4) в атмосферном воздухе. Все сведения о ПДК атмосферного воздуха регулярно публикуются в местной печати. В специальном сборнике сообщается о состоянии окружающей среды, о загрязнениях, о заболеваниях и мерах по устранению загрязнения и причин их вызывающих. В связи с изменением природных ландшафтов, превращением оврагов в свалки мусора, появлением техногенных ландшафтов, порчей плодородных земель, ухудшением качества питьевой воды, обилием выхлопных газов от автомобилей и предприятий в городах существенное значение приобретает местное самоуправление и общественное мнение людей. Например, во всех крупных городах (с населением более 250 тысяч человек) назрела необходимость постройки окружных автодорог, с тем, чтобы транзитный транспорт не заезжал без надобности в город. Такая проблема есть у городов Ростовской области и в частности г Цимлянска. Построив окружную автодорогу, город избавится наполовину от токсичных загрязнителей воздуха (по городу ездят автобусы дальнего следования, маршрутное такси и множество другого транспорта).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
РАЗНООБРАЗИЕ ЖИЗНИ НА ПЛАНЕТЕ В ОПАСНОСТИ
Цель и задачи занятия состоят в том, чтобы, опираясь на ценностные свойства живых существ, показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека.
Занятие проводится в форме игры – симпозиума.
Реальные люди, от лица которых ведется разговор, обращение не только к ученым, но и поэтам, художникам, должны создать настроение тревоги, желание узнать способы решения проблемы сохранения генофонда, найти свое место в экологической и миротворческой деятельности. Среди участников симпозиума академики АН России А.Созинов, Н.Моисеев, Ф.Геквард, президент «Всемирного фонда дикой природы», Н.Смирнов, доктор биологических наук, член Российского комитета по программе «Человек и биосфера»; Ю.Носков, представитель военно-политической академии; С.Багоцкий, специалист в области экологии водных систем.
Занятие способствует развитию следующих умений:
Объяснять, каким образом сельское хозяйство, использование ископаемого топлива и химическое производство способствуют загрязнению окружающей среды. Называть основные загрязнители и приводить пример действия одного из них.
Приводить примеры возможных экологических последствий ядерной войны. Объяснять, почему наибольшая опасность грозит в этом случае млекопитающим.
Описывать признаки вида, находящегося на грани вымирания, и перечислять виды деятельности человека, которые являются причиной вымирания видов или способствуют ему.
Называть принципы, которые человечество выработало для преодоления экологической и ядерной опасности.
Определять свое отношение к позициям специалистов, высказывая свою точку зрения.
Ключевые слова: антропогенный фактор, вымирание видов, глобальный экологический кризис, животный мир, лес, океан, растительность, разрушение территории, среда обитания, «ядерная ночь».