Программа предназначена для учащихся с ОВЗ и составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. Программа направлена на коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по биологии»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
для детей с ОВЗ
По учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова. «Биология. Введение в биологию»
(УМК «Сфера жизни»).
(адаптированная на основе примерной программы «Биология»;
УМК под ред. Н.И. Сонина)
(основное общее образование)
Предмет:Биология
Класс: 5
Количество часов (всего):35 ч.
Учитель:Салынская М.В.
Учебный год: 2018 – 2019 учебный год
Адаптированная рабочая программа по биологии 5 класса для детей с ОВЗсоставлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программой основного общего образования по биологии, в соответствии с авторской учебной программой по биологии основного общего образования для общеобразовательных учреждений (Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Составитель Пальдяева Г.М Учебно-методическое пособие- М.: Дрофа, 2014), в соответствии с адаптированной основной образовательной программой основного общего образования МОАУ «ООШ № 2» (АОП ООО). Программа ориентирована на работу по учебнику - Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2014. – (УМК «Сфера жизни»).
Программа предназначена для учащихся с ОВЗ и составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. Программа направлена на коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Цель программы:
создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обеспечивающих усвоение ими федерального государственного образовательного стандарта по биологии.
Задачи программы:
обеспечить условия для реализации прав обучающегося с ОВЗ на получение образования.
организовать качественную коррекционно-реабилитационную работу с учащимся с особенностями развития.
способствовать:
сохранению и укреплению здоровья обучающегося с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса.
формированию уважительного отношения к природе родного края,
осознанию целостности, ценности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.
формированию модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
формированию психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ»
Для обучения учащихся 5 класса с ОВЗ проведена адаптация учебной программы по биологии при сохранении общего объёма содержания обучения. Изменения внесены в структуру организации урока, содержание учебного материала (уменьшение объёма теоретических сведений, перенесение отдельных тем для обзорного, ознакомительного изучения) и способы контроля знаний. Количество лабораторных, тестовых и контрольных работ остаётся без изменений.
При организации учебных занятий с учащимися с ОВЗ необходимо:
Осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.).
Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.
Соблюдать повторность обучения на всех этапах урока
Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности
Формы работы для детей с ОВЗ:
индивидуальная
групповая
по образцу по алгоритму
Содержание учебного материала по биологии, темп обучения, как правило, оказываются непосильными для многих учащихся с задержкой психического развития. Они не могут выделить существенные признаки, характеризующие объекты и явления, с большим трудом связывают взаимообратные понятия и явления, не объединяют их в пары, воспринимая их обособленно. Учащиеся не могут полно и самостоятельно использовать полученные на уроках биологии знания в практической деятельности. К наиболее часто встречающимся нарушениям относят слабость обобщения, выделения признаков сходства и различия, трудности в выделении специальных признаков наблюдаемого объекта.
При планировании учебного процесса по биологии для таких детей необходимо определять базовые элементы содержания учебного материала и способы контроля знаний, регулировать темп обучения. Планируемые результаты обучения, отнесенные к блоку «Выпускник научится», должны быть освоены обучающимися с ЗПР. Планируемые результаты блока «Выпускник получит возможность научиться», обозначенные в программах курсивом, не предназначены для детей с задержкой психического развития.
Контролирующие задания для учащихся с ОВЗ не должны содержать большой текстовый формат; задания должны иметь предлагаемые ответы воспроизводящего (репродуктивного) характера (часть А с выбором одного верного ответа из 3-4 предлагаемых вариантов).
Особое внимание следует обратить на формирование знаний и умений, необходимых в практической деятельности. При организации занятий следует исходить из индивидуальных возможностей детей – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ученика.
Требования к тестам по биологии для учащихся с ОВЗ:
каждый пункт теста содержит не более трех вариантов ответа, так как учащиеся не способны сопоставлять и удерживать в памяти большой объем информации;
вопросы теста предусматривают знание фактического материала темы и умение сравнивать, логически мыслить на несложном уровне;
Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы, развивающие у детей с ОВЗ навыки наблюдения и описания объектов и сравнения их признаков. Для детей с ЗПР особенно важно любую информацию подкреплять наглядной демонстрацией. Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты.
Таблицы полезны не только для усвоения какой-либо информации, но и для приобретения навыков анализа цифрового материала или условных соотношений. С помощью таблиц мы можем научить учащихся с задержкой психического развития выявлять те или иные закономерности, разбираться в них, находить главное, выделять это главное из целого ряда фактов. Таблицы, используемые для учащихся с ОВЗ, должны быть легко обозримыми, простыми и наглядными, не перегруженными излишними деталями. Использование таблиц может помочь развивать навыки описания биологического объекта, сравнения объектов и их функций. Для учащихся с задержкой психического развития таблицы даются с частичным заполнением граф.
Планируемыерезультатыосвоенияучебнойпрограммы
побиологиив5класседляучащихсясОВЗ:
Личностнымирезультатами изучения предмета «Биология» являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную проблему.
Составлять с помощью учителя или одноклассников (при работе в группе) план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты освоения адаптированной образовательной программы обучающимися с ЗПР ориентированы на овладение ими общеобразовательной и общекультурной подготовкой, соответствующей образовательной программе основного образования по биологии:
формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека;
формирование первоначальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека под руководством педагога;
формирование основ экологической грамотности: понимания последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; подбирать адекватные действия и поступки по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в рациональном природопользовании и защите здоровья людей;
освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
При изучении курса «Биология. Введение в биологию» учащийся с ОВЗ должен:
иметь понятия: о строение живой клетки и организмов (главные части), признаках живых организмов, их значении, о царствах живой природы, средах обитания организмов, природных сообществах (перечислять, приводить примеры организмов), изменениях в природе, вызванных деятельностью человека (на уровне представлений).
уметь: приводить примеры приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека, кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Оценивание учащихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с затраченными усилиями
№
Личностные УУД
Метапредметные УУД
Предметные
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Ученик научится
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений; Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); Преобразовывать информацию из одного вид
а в другой (таблицу в текст и пр.);
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость.
Применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты.
Использовать составляющие проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи).
Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
.
Содержание учебного предмета
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
Из них практическая часть
Краткое содержание раздела
1
РАЗДЕЛ 1.
Живой организм: строение и изучение
8
2
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
2
РАЗДЕЛ 2.
Многообразие живых организмов
15
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых
организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств,
их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
3
РАЗДЕЛ 3.
Среда обитания живых организмов
6
Наземно‑воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
4
РАЗДЕЛ 4.
Человек на Земле
6
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
5
Итого:
35
2
3.Тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Тип урока
Содержание, основные понятия.
план
факт
РАЗДЕЛ 1. Живой организм: строение и изучение (8 часов).
1/1
Что такое живой организм?
1
Урок открытия новых знаний
Клеточное строение, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, раздражимость , размножение, движение, саморегуляция,
2/2
Наука о живой природе.
1
Урок общеметодологической направленности
Биология, живые организмы, объекты неживой природы, микроорганизмы, растения, животные, грибы, царства живой природы.
3/3
Методы изучения природы.
Стартовая диагностика
1
Урок открытия новых знаний
Наблюдение, измерение, опыт, эксперимент.
4/4
Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Устройство ручной лупы и светового микроскопа»
1
Урок открытия новых знаний
Увеличительные приборы, лупа, световой микроскоп.
5/5
Живые клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука»
Повторительно-обобщающий урок на тему: «Многообразие живых организмов»
1
Урок рефлексии
Все понятия темы: Классификация, систематика, царства, вид. Позвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Грибница, плодовое тело, съедобные и несъедобные грибы. Отделы растений.
РАЗДЕЛ 3. Среда обитания живых организмов. (6 часов).
24/1
Три среды обитания
1
Урок открытия новых знаний
Наземно-воздушная, водная, почвенная среда, приспособленность к среде обитания.
25/2
Приспособленность растений и животных к среде обитания
1
Урок общеметодологической направленности
Приспособленность к среде обитания
26/3
Жизнь на разных материках.
1
Урок открытия новых знаний
Материки.
27/4
Природные зоны Земли.
1
Урок открытия новых знаний
Тундра, тайга, смешанный и широколиственный лес, степи и саванны, пустыни, травянистые равнины, влажный тропический лес.
28/5
Жизнь в морях и океанах.
1
Урок общеметодологической направленности
Планктон, коралловый риф, сообщества моря.
29/6
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Среда обитания живых организмов»
1
Урок рефлексии
Все понятия темы
РАЗДЕЛ 4. Человек на Земле (6 часов)
30/1
Как человек появился на Земле.
1
Урок открытия новых знаний
Человекообразные обезьяны. Дриопитеки. Орудия труда. Виды человека: разумный, прямоходящий, умелый.
Итоговое повторение на тему: «Организм и окружающая среда»
1
Урок рефлексии
Все понятия темы: Виды человека: разумный, прямоходящий, умелый. Экология. Радиоактивные отходы, озоновые дыры, кислотные дожди, парниковый эффект. Человек, экология, биологическое разнообразие. Здоровый образ жизни.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(289) "АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии основное общее образование уровень 5-9 класс для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)"
["seo_title"] => string(79) "adaptirovannaia_rabochaia_programma_po_biologii_osnovnoe_obshchee_obrazovanie_1"
["file_id"] => string(6) "606301"
["category_seo"] => string(9) "biologiya"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1651909714"
}
}