kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии основное общее образование уровень 5-9 класс Для обучающихся с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа учебного курса биологии 5-9 классов составлена на основании Примерной программ по биологии, а также программы по биологии для 5–9 классов авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии основное общее образование уровень 5-9 класс Для обучающихся с задержкой психического развития»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 143»

(МБОУ СОШ № 143)

________________________________________________________________________

г. Новосибирск



«Рассмотрено» «УТВЕРЖДЕНО»

на педагогическом совете школы Директор МБОУ СОШ №143

Протокол №___от «___»______20___г. ______________И.Ю. Сосунова

Приказ № _____ОДУ

«____»__________20___г.





АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

основное общее образование уровень 5-9 класс

Для обучающихся с задержкой психического развития








Учитель биологии

Дайнеко Юлия Михайловна














г. Новосибирск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Адаптированная образовательная программа учебного курса биологии 5-9 классов составлена на основании Примерной программ по биологии, а также программы по биологии для 5–9 классов авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

Основные цели изучения биологии:

• формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;

• овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;

• овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;

• воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;

• овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.

Цели биологического образования формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков).

Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.

Результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной основной образовательной программы основного общего образования оцениваются как итоговые на момент завершения основного общего образования

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР неоднородная по составу группа школьников. Разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.


2. Планируемые результаты освоения курса биологии в основной школе:

  • Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

  • Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

  • Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

  • Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Живые организмы

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

  • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

  • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

  • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

  • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

  • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

  • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

  • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

  • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

3. Содержание учебного предмета. Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Биология», выносимым на промежуточную и итоговую аттестацию

Предметные результаты освоения первого года изучения учебного предмета «Биология» должны отражать сформированность умений:

  • характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать живое и неживое;

  • перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного человека;

  • приводить примеры вклада российских (в том числе В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский) и зарубежных (Аристотель, Теофраст, Гиппократ) ученых в развитие биологии;

  • иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;

  • применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;

  • различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные;

  • проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;

  • раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания;

  • приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;

  • аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;

  • демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями математики, физической географии, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;

  • выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);

  • применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;

  • владеть приемами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;

  • соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности;

  • использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;

  • при выполнении проектов в области биологии самостоятельно планировать совместную деятельность в группе, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.

Предметные результаты освоения второго года изучения учебного предмета «Биология» должны отражать сформированность умений:

  • характеризовать ботанику как биологическую науку, ее разделы и связи с другими науками и техникой;

  • приводить примеры вклада российских (в том числе В.В. Докучаев, К.А. Тимирязев, С.Г. Навашин) и зарубежных (Р. Гук, М. Мальпиги) ученых в развитие наук о растениях;

  • применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, растительная клетка, растительная ткань, орган растения, система органов растения, растительный организм, минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, размножение, развитие) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;

  • описывать строение и жизнедеятельность растительного организма (на примере покрытосеменных, или цветковых): поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, рост, размножение, развитие; связь строения вегетативных и генеративных органов растений с их функциями;

  • различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений по заданному плану, части растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам;

  • характеризовать признаки растений, уровни организации растительного организма, части растений: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;

  • сравнивать растительные ткани и органы растений между собой;

  • выполнять практические и лабораторные работы по морфологии и физиологии растений, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;

  • характеризовать процессы жизнедеятельности растений: поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, способы естественного и искусственного вегетативного размножения; семенное размножение (на примере покрытосеменных, или цветковых);

  • выявлять причинно-следственные связи между строением и функциями тканей и органов растений, строением и жизнедеятельностью растений;

  • классифицировать растения и их части по разным основаниям;

  • объяснять роль растений в природе и жизни человека; демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями географии, истории, литературы, математики, технологии, изобразительного искусства;

  • применять полученные знания для выращивания и размножения культурных растений;

  • использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, описывать растения и их части, ставить простейшие биологические опыты и эксперименты;

  • соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;

  • демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями математики, физической географии, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;

  • владеть приемами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из двух источников; преобразовать информацию из одной знаковой системы в другую;

  • создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии;

  • при выполнении проектов и учебных исследований в области биологии самостоятельно планировать совместную деятельность в группе, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.

Предметные результаты освоения третьего года изучения учебного предмета «Биология» должны отражать сформированность умений:

  • характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы растений (водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные; покрытосеменные, или цветковые);

  • приводить примеры вклада российских (в том числе Г.Ф. Морозов, Н.И. Вавилов, И.В. Мичурин) и зарубежных (К. Линней, Л. Пастер) ученых в развитие наук о растениях, грибах, лишайниках, бактериях;

  • применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, экология растений, микология, бактериология, биологическая систематика, царство, отдел, класс, семейство, род, вид, жизненная форма растений, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;

  • различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений, части растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам; грибы по изображениям, схемам, муляжам; бактерии по изображениям;

  • выявлять признаки классов в строении покрытосеменных, или цветковых, признаки семейств двудольных и однодольных растений;

  • определять систематическое положение растительного организма (на примере покрытосеменных, или цветковых) с помощью определительной карточки;

  • выполнять практические и лабораторные работы по систематике растений, микологии и микробиологии, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;

  • выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников;

  • проводить описание и сравнивать между собой растения, грибы, лишайники, бактерии по заданному плану; делать выводы на основе сравнения;

  • описывать усложнение организации растений в ходе эволюции растительного мира на Земле;

  • выявлять черты приспособленности растений к среде обитания, значение экологических факторов для растений;

  • характеризовать растительные сообщества, сезонные и поступательные изменения растительных сообществ, растительность (растительный покров) природных зон Земли;

  • приводить примеры культурных растений и их значения в жизни человека;

  • понимать причины и знать меры охраны растительного мира Земли;

  • раскрывать роль растений, грибов, лишайников, бактерий в природных сообществах, в хозяйственной деятельности человека и его повседневной жизни;

  • демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями математики, физической географии, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;

  • использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, грибами, бактериями и лишайниками, описывать их; ставить простейшие биологические опыты и эксперименты;

  • соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;

  • владеть приемами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (2-3) источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;

  • создавать письменные и устные сообщения грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учетом особенностей аудитории;

  • при выполнении проектов и учебных исследований в области биологии самостоятельно планировать совместную деятельность в группе, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.

Предметные результаты освоения четвертого года изучения учебного предмета «Биология» должны отражать сформированность умений:

  • характеризовать зоологию как биологическую науку, её разделы и связь с другими науками и техникой;

  • характеризовать принципы классификации животных, основные систематические группы животных (простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви; членистоногие, моллюски, хордовые);

  • приводить примеры вклада российских (в том числе А.О. Ковалевский, А.Н. Северцов, К.И. Скрябин) и зарубежных (А. Левенгук, Ж. Кювье, Э. Геккель) ученых в развитии наук о животных;

  • применять биологические термины и понятия (в том числе: зоология, экология животных, биологическая систематика, царство, тип, отряд, семейство, род, вид, животная клетка, животная ткань, орган животного, система органов животного, животный организм, питание, дыхание, рост, развитие, выделение, опора, движение, размножение, раздражимость, поведение, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;

  • раскрывать общие признаки животных, уровни организации животного организма: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;

  • описывать строение и жизнедеятельность животного организма: опору и движение, питание и пищеварение, дыхание и транспорт веществ, выделение, регуляцию и поведение, рост, размножение и развитие;

  • характеризовать процессы жизнедеятельности животных изучаемых систематических групп: движение, питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, регуляцию, поведение, рост, развитие, размножение;

  • выявлять причинно-следственные связи между строением, жизнедеятельностью и средой обитания животных изучаемых систематических групп;

  • различать и описывать животных изучаемых систематических групп, отдельные органы и системы органов по схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам; простейших по изображениям;

  • выявлять характерные признаки классов членистоногих и хордовых; отрядов насекомых и млекопитающих;

  • определять систематическое положение животного организма (на примере насекомых) с помощью определительной карточки;

  • выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и поведению животных, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;

  • сравнивать представителей отдельных систематических групп животных и делать выводы на основе сравнения;

  • классифицировать животных на основании особенностей строения;

  • описывать усложнение организации животных в ходе эволюции животного мира на Земле;

  • выявлять черты приспособленности животных к среде обитания, значение экологических факторов для животных;

  • выявлять взаимосвязи животных в природных сообществах, цепи питания;

  • устанавливать взаимосвязи животных с растениями, грибами, лишайниками и бактериями в природных сообществах;

  • характеризовать животных природных зон Земли, основные закономерности распространения животных по планете;

  • раскрывать роль животных в природных сообществах;

  • раскрывать роль домашних и непродуктивных животных в жизни человека; роль промысловых животных в хозяйственной деятельности человека и его повседневной жизни;

  • понимать причины и знать меры охраны животного мира Земли;

  • демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями математики, предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла, различными видами искусства;

  • использовать методы биологии: проводить наблюдения за животными, описывать животных, их органы и системы органов; ставить простейшие биологические опыты и эксперименты;

  • соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;

  • владеть приемами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (3-4) источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;

  • создавать письменные и устные сообщения грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учетом особенностей аудитории;

  • при выполнении проектов и учебных исследований в области биологии самостоятельно планировать совместную деятельность в группе, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.

Предметные результаты освоения пятого года изучения учебного предмета «Биология» должны отражать сформированность умений:

  • характеризовать науки о человеке (антропологию, анатомию, физиологию, медицину, гигиену, экологию человека, психологию) и их связи с другими науками и техникой;

  • объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение; отличия человека от животных; приспособленность к различным экологическим факторам (человеческие расы и адаптивные типы людей); родство человеческих рас;

  • приводить примеры вклада российских (в том числе И.М. Сеченов, И.П. Павлов, И.И. Мечников, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин) и зарубежных (У. Гарвей, К. Бернар, Л. Пастер, Ч. Дарвин) ученых в развитие представлений о происхождении, строении, жизнедеятельности, поведении, экологии человека;

  • применять биологические термины и понятия (в том числе: цитология, гистология, анатомия человека, физиология человека, гигиена, антропология, экология человека, питание, дыхание, кровообращение, обмен веществ и превращение энергии, движение, выделение, рост, развитие, поведение, размножение, раздражимость, регуляция, гомеостаз, внутренняя среда, иммунитет) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;

  • проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам общие признаки организма человека, уровни его организации: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;

  • сравнивать клетки разных тканей, групп тканей, органы, системы органов человека; процессы жизнедеятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения;

  • различать биологически активные вещества (витамины, ферменты, гормоны), выявляя их роль в процессе обмена веществ и превращения энергии;

  • характеризовать биологические процессы: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, движение, рост, регуляция функций, иммунитет, поведение, развитие, размножение человека;

  • выявлять причинно-следственные связи между строением клеток, органов, систем органов организма человека и их функциями; между строением, жизнедеятельностью и средой обитания человека;

  • применять биологические модели для выявления особенностей строения и функционирования органов и систем органов человека;

  • объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности организма человека;

  • характеризовать и сравнивать безусловные и условные рефлексы; наследственные и ненаследственные программы поведения; особенности высшей нервной деятельности человека; виды потребностей, памяти, мышления, речи, темпераментов, эмоций, сна;

  • различать наследственные и ненаследственные (инфекционные, неинфекционные) заболевания человека;

  • выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и поведению человека, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;

  • решать качественные и количественные задачи используя основные показатели здоровья человека, проводить расчеты и оценивать полученные значения;

  • называть и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и укрепления здоровья человека: сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, занятия физкультурой и спортом, рациональная организация труда и полноценного отдыха, позитивное эмоционально-психическое состояние;

  • использовать приобретенные знания и умения для соблюдения здорового образа жизни, сбалансированного питания, физической активности, стрессоустойчивости, для исключения вредных привычек, зависимостей;

  • владеть приемами оказания первой помощи человеку при потере сознания, солнечном и тепловом ударе, отравлении, утоплении, кровотечении, травмах мягких тканей, костей скелета, органов чувств, ожогах и отморожениях;

  • демонстрировать на конкретных примерах связь знаний наук о человеке со знаниями предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла, ОБЖ, физической культуры, различных видов искусства;

  • использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать организм человека и процессы его жизнедеятельности; проводить простейшие исследования организма человека и объяснять их результаты;

  • соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;

  • владеть приемами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (4–5) источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;

  • создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изученных разделов биологии, сопровождать выступление презентацией с учетом особенностей аудитории;

- при выполнении проектов и учебных исследований в области биологии самостоятельно планировать совместную деятельность в группе, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.














Тематическое планирование


Содержание

Количество часов

Особенности работы с ребенком на уроке.

Приемы работы с ребенком


5 класс


 получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;

выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

 получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ЗПР;

 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; 

 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

Для обучающихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности:

 адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;

 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;

 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

  постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;

 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

 обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).


Динамическое наблюдение.

Разработка индивидуального учебного плана.

Создание ситуации успеха в учебном процессе.

Использование метода опережающего консультирования по трудным темам.

Формирование приемов учебной деятельности.

Разработка мероприятий по социализации.

Учет темпов деятельности, динамики работоспособности.

Создание условий, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт.

Предоставление стимулирующей помощи.

Четкая и упорядоченная временно-пространственная структура образовательной среды.

Индивидуальное преподнесение учебного материала, упрощение многозвеньевой инструкции, помощь в выполнении математического анализа текста при решении задач, выполнение заданий по образцу с упором на зрительные образы, чередование видов деятельности

Формирование основ умение учиться и способности к организации своей деятельности.

Стимулирование учебной мотивации, познавательной активности, стремления к самостоятельному выполнению учебных заданий.

Помощь в формировании отношений со сверстниками, взрослыми.

Учет темпов деятельности, снижение механической нагрузки.


1

Биология - наука о живом мире

8

2

Многообразие живых организмов.

10

3

Жизнь организмов на планете земля

8

4

Человек на планете Земля

9


Итого:

35


6 класс


1

Наука о растения

5

2

Органы растений

9

3

Основные процессы жизнедеятельности растений

6

4

Многообразие и развитие растительного мира

11

5

Природные сообщества

4


Итого:

35


7 класс


1

Кто такие животные

7

2

Простейшие

6

3

Низшие многоклеточные

8

4

Высшие многоклеточные

14


Итого:

35


8 класс


1

Введение

2

2

Общий обзор организма человека

5

3

Опорно-двигательная система

8

4

Кровь кровообращение

9

5

Дыхание

5

6

Пищеварение

7

7

Обмен веществ

3

8

Выделение

2

9

Кожа

4

10

Эндокринная система

2

11

Нервная система

5

12

Органы чувств. Анализаторы

5

13

Поведение и психика

7

14

Индивидуальное развитие организма


8


Итого:

72


9 класс


1

Общие закономерности жизни

5

2

Закономерности жизни на клеточном уровне

10

3

Закономерности жизни на организменном уровне

15

4

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

20

5

Закономерности взаимоотношений организмов и среды

18


Итого:

68







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


  1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2015г

  2. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2016г

  3. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. – 5-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2016г

  4. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. - М.:Вентана-Граф, 2015г.

  5. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. - М.:Вентана-Граф, 2018г



Список рекомендуемой учебно – методической литературы для учителя:


  1. Биология.5 -11 классы: развернутое тематическое планирование по программе И.Н.Пономаревой / авт.-сост. О.П. Дудкина. – Волгоград: учитель, 2012. – 129 с.

  2. Биология: 5 – 9 классы : программа. Авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кумченко, О.А.

  3. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова - М. : Вентана – Граф, 2012. – 304 с.

  4. Природоведение. Биология. Экология: 5 – 11 классы: программы. Авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов, И.Н. Пономарева и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.

  5. Кумченко В.С., Суматохин С.В. Биология: Животные. 7 класс: Методическое пособие. – М.:Вентана-Граф, 2008. – 176 с.

  6. Биология: Человек. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша/ авт.-сост. О.Л. Ващенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 265 с.

  7. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по общей биологии. 9 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 464 с. – (В помощь школьному учителю).


Дополнительная литература для учителя и обучающихся:


  1. Биология: человек: пособие для учащихся/ С.В. Барабанов; под ред.В.Л. Быкова. – М.:Просвещение, 2007. – 80 с. : ил. – (Линия жизни).

  2. 2Большая энциклопедия животного мира. Научно – популярное издание/В.Б.Бейко, М.Ф.Березина, Е.Л. Богатырѐва и др. – М. :ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2007. -303 с.

  3. Биология: беспозвоночные животные: пособие для учащихся/ В.Р. Дольник, М.А. Козлов. –М.: Просвещение, 2005. – 160 с. : ил. – (Линия жизни).

  4. Биология: позвоночные животные: пособие для учащихся/ В.Р. Дольник, М.А. Козлов. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с. : ил. – (Линия жизни).



Интернет-ресурсы


  1. http://www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm - редкие и исчезающие животные России.

  2. http://school-collection.edu.ru/ - «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»

  3. http://www.fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  4. www.bio.1september.ru – газета «Биология»

  5. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

  6. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

  7. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  8. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы

  9. www.fipi.ru - подготовка к ЕГЭ и ГИА

  10. www.biodan.narod.ru-«БиоДан. Новости биологии»


Материально- техническое обеспечение образовательного процесса


1.Классная доска.

2.Настенная доска с набором для крепления таблиц, картинок.

3.Персональный компьютер.

4.Оптические приборы: микроскоп, лупа.

5.Таблицы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дайнеко Юлия Михайловна

Дата: 07.05.2022

Номер свидетельства: 606300


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства