Цели: привлечение внимания школьников к проблемам сохранения южных и местных редких, исчезающих видов раннецветущих растений, предотвращения незаконного сбора, реализации и уничтожения первоцветов, произрастающих в Крыму.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Первоцветы - вестники весны"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Лобановская школа»
Республиканская экологическая акция «Первоцвет»
Номинация «Педагогическая мастерская»
Внеклассное мероприятие
«Первоцветы - вестники весны!»
Для учащихся 3х-5х классов
Разработала:
Учитель биологии
высшей категории
МОУ « Лобановская школа»
Швец Светлана Леонидовна.
Джанкойский район 2015 г
Первоцветы - вестники весны!
Цели: привлечение внимания школьников к проблемам сохранения южных и местных редких, исчезающих видов раннецветущих растений, предотвращения незаконного сбора, реализации и уничтожения первоцветов, произрастающих в Крыму.
Задачи:
Образовательные: Познакомить учащихся с разнообразием видов первоцветов; уточнить и расширить представления детей о первоцветах.Формировать умения и навыки наблюдения за цветами в природе;
Развивающие: Развивать в детях ответственность за сохранение биологического разнообразия
Воспитательные: Воспитывать и развивать доброжелательное отношение к природе.Создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.
Тип мероприятия: усвоение нового материала и закрепление полученных знаний.
Педагогическая технология: коллективно – творческая деятельность.
Актуальность мероприятия: привитие любви к первоцветам прививается с детского возраста родителями и продолжается в школе. При проведении мероприятий в школе у детей формируется представление о разнообразии цветов их значении в жизни человека и в природе.
Формы реализации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: Оборудование: картинки и фотографии первоцветов, музыкальное сопровождение, презентация, проектор. Вопросы для викторины (раздать заранее).
Действующие лица, ведущие 6-7 класс.
Время: начало мероприятия с 12.30ч окончание 13.20.мин
Место проведения: актовый зал.
Участники игры : учащиеся 3-5 классов
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
Ученик 4 класса:
«Разноцветный шар Земной»
Если б в поле расцвели, только белые цветы
Любоваться бы устали, ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцвели только жёлтые цветы
Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки,
Хорошо, что не похожи люди цветом глаз и кожи
Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар Земной.
/Б.Александров./
Учитель: Здравствуйте уважаемые ребята и взрослые. Мы очень рады видеть вас на нашем мероприятии. Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие по весенним лесным тропинкам. Пусть нам в дороге сопутствует удача, задорное настроение, смекалка и взаимовыручка, ведь на нашем пути встретится немало препятствий и приключений. Итак, в добрый путь!
Мы призваны любить и оберегать родную природу, которая каждую весну дарит нам праздник цветения. А сегодня на наших глазах, и по нашей вине эта красота может исчезнуть.
Поговорим о том, как сохранить первоцветы.
1.Ведущий — слышите ребята, птицы поют за окном. Мне кажется, что какая - то птица прилетела к нам на мероприятие, принесла нам весточку. ( залетает сорока) : это письмо из леса от богини Флоры.
( слайд 1 изображение Флоры)
Ведущий читает письмо :
« Срочно! Умоляю Вас, спасите наш лес от уничтожения первоцветов! Скоро у нас их совсем не останется! Количество этих чудесных растений в природе массово уменьшается из – за срывания для весенних букетов, причем вырывают растения, вместе с клубнелуковицами, что исключает возможность их воспроизведения. Очень на вас надеюсь!»
Учитель: Ребята, давайте поможем богине цветов флоре. Но для начала разберемся, знаете ли вы, какие растения называют первоцветы и что это за цветы? Какие первоцветы есть у нас в Крыму?
А разобраться нам в этом помогут наши старшие друзья.
( учащиеся 5х-6х классов)
2. Ведущий. ( слайд 2)Семейство Первоцветы – Примулы. Название « первоцвет» сразу понятно, а « примула»? Оказывается, тоже – самое. Оно происходит от латинского слова «prima» - первая. Ведь многие примулы зацветают ранней весной. Примула очень изящна, у нее цветки разных оттенков. Майская лилия, лесной колокольчик. О каком цветке идет речь?
2 Ведущий.Первоцвет (примула).
Множество легенд и поверий связано с этим прелестным весенним цветком. Одно из его народных названий – ключики. В древнегерманских сагах рассказывается о богине весны Фрее, которая носила многоцветное ожерелье из радуги. Когда богиня наклонялась, ожерелье касалось земли и из него выпадали золотые ключики, которые превращались в первоцветы.
У славян примула также считалась ключами весны. Поскольку растение цветёт весной, в предверии лета, а жёлтые цветки в зонтикообразном соцветии действительно имеют вид связки миниатюрных ключиков, то в народе первоцвет поэтически называют ключи от лета, ключ, ключики. У многих славянских народов примула почитались как золотые ключики, открывающие по весне дорогу всему зеленому царству.
Особой любовью примула пользуется у англичан. Издавна ее называли волшебным цветком, в котором укрывались в ненастье крохотные феи и старички-гномы. В Англии примулу олицетворяли с образом родины. Поселяясь в своих дальних колониях, англичане непременно высаживали первоцветы возле домов.
Ученик 4 класса: Вновь поют ночами соловьи.
Зеленеют рощи и поляны.
А на даче нашей расцвели
Примулы, нарциссы и тюльпаны.
Как они красивы и нежны –
Эти дети солнечного света.
Как цветы весенние нужны
Нам, забывшим разноцветье лета!
В чём их милой прелести секрет?
Пусть потом цветут пионы, розы…
Но весенний радостный букет
Нам сейчас роскошных роз дороже!
3 ведущий. ( слайд 3)Род Шафран или Крокус
- луковичное растение, многолетнее, относится к семейству касатиковых (ирисовых). Впервые культивировать шафран стали в Средиземноморье, в районе Крита. Но греческое знакомство с цветком, вероятно, возникло задолго до его коммерческой заготовки, так как он отмечен в некоторых легендах.
Ученик 5 класса:
Показал сегодня фокус
Мне цветочек ранний - крокус!
Шла я утром по тропинке -
Словно в сказочной картинке
Виден из земли росточек!
А на нём – цветет цветочек!
Очень рада, что погода
И родная мать - природа
Принесли весны звоночек -
Васильковый лепесточек!
Подожду совсем немного,
И цветам другим дорога
Будет с радостью открыта!
А зима – на год забыта!
1Ведущий. Легенда о цветке крокус. Если верить античной легенде о цветке крокус, так звали юношу, который без памяти влюбился в нимфу Смилакс и стал ходить за ней по пятам, распевая печальные песни. Вскоре девушке это наскучило, и она попросила богов избавить ее от навязчивого кавалера. Крокус был превращен в цветок, в середине которого словно затаился язычок пламени.
Ведущий. ( слайд 4) Сон-трава (прострел).
Их цветки в плохую погоду и на ночь закрываются, словно засыпают поэтому их в народе называют сон –травой, сончиком, сон – зельем. Исчезают они вследствие массового срывания на букеты, вытаптывания скотом и сокращения участков с естественной растительностью, где он произрастает. Другое название сон-травы — прострел — идет от древней легенды. За траву с широкими листьями повадилась прятаться нечисть, а один архангел метнул в нее громовую стрелу и рассек растение. С тех пор у него узкие листья, а нечистая сила обходит прострел стороной.
Старинный травник наставлял: «От тех, кто носит эту траву при себе, дьявол бежит. В доме ее держать, а хоромы строить — под угол класть, жить стройно будешь».У японцев название этого цветка пишется так же, как иероглиф “воинский дух” За свою красоту цветок очень страдает. Нередко его вырывают прямо с корнями. И на этом месте на следующий год цветов уже не будет. Ученик 4 класса
Снег на солнце быстро тает,
Обнажая бугорки.
Вот тогда и расцветают
Эти дивные цветки.
Появляются не летом,
Чтоб морозец не пугал,
В лёгкий-лёгкий пух одеты -
Знает тот, кто в руки брал.
Прижимать приятно к щёчке
Фиолетовый наряд,
Словно маленьких щеночков
Приласкать, погладить рад.
Сон-травою называют,
Иногда ещё - прострел.
Всех на дачу приглашаю -
Я вчера их рассмотрел!
2 Ведущий. ( слайд 5)
Мускари - род растений из семейства Гиацинтовые - яркое и популярное луковичное растение. Один взгляд на великолепный синий ковер Мускари, укрывающий весенние сады и цветники, наполняет сердце легкостью и свежестью. Такого бесконечно синего цвета нет, пожалуй, ни у какого другого цветка. Сочетание этого потрясающего синего цвета, изящества и нежнейшего аромата сделало мускари одним из самых популярных весенних цветов. Мускари - неприхотливые луковичные растения, в зависимости от вида высота растений бывает от 10 до 30 см.
Цветки мускари обладают приятным, сильным ароматом. Название происходит от греческого слова muschio - мускус. Свое название этот цветок получил благодаря своему запаху - он очень похож на запах мускуса, поэтому и название получилось созвучное - "мускари", соцветия напоминают виноградные грозди, а во Франции за мускари закрепилось название земляная сирень
Учитель : А теперь ребята, давайте немного поиграем. ( слайд 6) На доске висят картинки « Первоцветы», а на экране название цветов. Подберите названия этим растениям.
3 Ведущий. ( слайд 7)
Адонис. ( Горицвет). У народов Урала этот цветок называется “вешние бубенчики”. Что касается истории растения, можно сказать, что это лекарственное растение было известно с древних времен, так как существуют мифы и легенды о нём. На Руси Адонис упоминается уже в XVI-XVII веках, правда больше как народное лекарственное средство. В те времена применялись настои и отвары из корней и травы Адониса при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, заболеваниях почек, так же как успокаивающее при нервных срывах.
1 Ведущий. ( слайд 8 )Гусиный лук.
Гусиный лук. Стоит чуть прогреться пряной весенней земле, как в роще и в лесу там и сям покажутся первые цветочки, мелкие, хрупкие, но необыкновенно яркие и приветливые. Своим быстрым появлением на свет трава гусятника обязана подземным луковицам, скрытым, поглубже в земле. Зато кому повстречались желтые, голубые и лиловые цветочки — полюбятся и запомнятся. Среди этих живых весточек апреля отыщите и нашу травку — гусиный лук желтый, или гусятник.
2Ведущий: Ребята, а давайте сделаем остановку и споем песню о цветке.
( слайд 9 текст песни) Песня о волшебном цветке
1. Есть на свете цветок алый-алый,
Яркий, пламенный, будто заря,
Самый солнечный и небывалый,
Он мечтою зовётся не зря.
Припев Может там за седьмым перевалом
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
2. Вспоминая о радостном чуде,
Вдаль шагая по звонкой росе,
Тот цветок ищут многие люди,
Но конечно, находят не все.
3 Ведущий. ( слайд 10) Подснежник.
Издавна первоцветы в лице подснежника считались эмблемой надежды и, конечно, подснежник часто становился героем различных легенд и сказаний. Однажды старуха-Зима со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались угроз Зимы, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелёк и продавил брешь в толстом снежном покрывале. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне.
По одной древней легенде, подснежники были первыми цветами на земле. Когда Бог изгнал Адама и Еву из рая, на земле была зима, и шел снег. Ева замерзла и стала плакать. Снежинки пожалели ее и несколько из них превратились в цветы. Ева очень обрадовалась этому. У нее возникла надежда на прощение, а цветы - подснежники - с тех пор стали символом надежды.
1Ведущий Остановка «Художник». ( слайд 11)
Ребятам предлагаются заготовки цветов, которые необходимо раскрасить.
Ведущий. ( слайд 12)
А сейчас проверим, как ребята подготовились к викторине дома. Вам, были розданы вопросы заранее, вы должны были найти на них ответы.
Цветочная викторина
1. Почему красиво цветущие первоцветы имеют небольшие размеры? Чтобы энергии, запасённой с прошлого года, хватило на быстрое развитие (цветение и плодоношение) до наступления неблагоприятных условий
2. Первоцветы всегда подвергаются весной сильным заморозкам. Почему они не погибают? Потому что в составе их клеточного сока содержится повышенное количество сахаридов, которые не дают образовываться кристалликам льда, обычно разрушающих клеточные стенки в мороз.
4. Какие из первоцветов встречаются в Крыму?
5. Почему летом в лесу нельзя найти следов жизнедеятельности первоцветов? Уже к концу мая все первоцветы закончили вегетацию: листья пожелтели и опали, семена разбросаны по почве; более поздние и мощные растения закрыли своей биомассой всю землю.
6. Зачем прострелу (сон-трава) нужно густое опушение? Для защиты от заморозков.
Итог мероприятия. Как же нам ребята действовать, что бы сохранить первоцветы? ( ответы учащихся)
В школе провести конкурс рисунков и плакатов « Первоцветам – быть!»
Провести акцию в селе « Первоцветное село»
Расклеивание листовок, проведение бесед
Проведение классных часов
Охрана мест обитания раннецветущих растений, борьба с незаконной торговлей первоцветами на рынках городов
Учитель: Молодцы ребята, наше мероприятие подходит к концу, нашей богине Флоре, мы отправим фильм о нашем мероприятии, о том, как необходимо действовать, чтобы сохранить первоцветы.
Цветы – это удивительное творение природы, которое радует глаз и вдохновляет поэтов и художников на создание самых красивых произведений. Не менее важно и то, что цветы – это самое лучшее «лекарство для души». Вспомните, как быстро уходят на второй план все проблемы и невзгоды – стоит только посмотреть на ароматные, очаровательные соцветия! Для многих людей цветы становятся основой для приятного и полезного увлечения в свободное время.
Заботясь о первоцветах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу - значит охранять свою Родину”.Давайте вместе прислушиваться к голосу живой природы, её шёпоту, крику, заботиться о природе, беречь её ради нашей с вами жизни на Земле.
Литература.
1.А. А. Карпов Издательство: Феникс, 2008 Любимые весенние цветы.
2. Сергей Красиков. Легенды о цветах Издательство: М.: "Молодая гвардия"
3.Дэвид Хессайон: Все о цветах в вашем саду. Издательство: АСТ, 2014 г.