kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"VITA - это жизнь" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

План.

Актуальность темы (Презентация).

История открытия витаминов.

Классификация витаминов.

Физиологическая роль витамина C.

Биохимические свойства витамина C.

Источники содержания витамина C.

Суточная потребность в витамине C.

Эксперимент 1 «Определение содержания витамина С во фруктах и овощах».

Эксперимент 2. «Определение витамина С в соках промышленного производства».

Эксперимент 3. Влияние железа на сок

.Эксперимент 4. Изменение содержания витамина  С в соке при нагревании.

Заключение.

Приложение 1.

Классификация витаминов.

Приложение 2.

Источники содержания витамина С.

Приложение 3.

Рекомендуемая суточная потребность в витамине С.

Приложение 4.

Содержание витамина С в соках.

Приложение 5.

Влияние железа на свежевыжатый лимонный сок.

Приложение 6.

Изменение витамина С в свежевыжатом лимонном соке при нагревании.

Приложение 7.

Приложение 8.

Используемая литература.

Просмотр содержимого документа
«"VITA - это жизнь" 9 класс»

Управление общего образования администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Компрессорная средняя общеобразовательная школа»





«VITA»-это жизнь









Автор: Кириллова Мария

Руководитель: Грыжина

Валентина Алексеевна








П.Луч 2016 год



План

I. Введение

А) Актуальность проблемы

Б) Почему я выбрал данную тему

II. Основная часть

1) Теоретический материал

А) История открытия витаминов

Б) Классификация витаминов

В) Функциональная роль витамина С

Г) Биохимические свойства витамина С

Д) Источники содержания витамина С

Е) Суточная потребность в витамине С

2) Экспериментальная часть

А) Определение содержания витамина С в овощах и фруктах

Б) Определение витамина С в соках промышленного производства

В) Изменения содержания витамина С при нагревании

Г) Влияние железа на витамин С

Д) Социологический опрос

III. Заключение

А) Вывод

Б) Рекомендации

IV. Приложения

V. Используемая литература








2

Актуальность темы (Презентация)

Чтобы человек был сильным и здоровым ему нужны витамины. Это все мы знаем с раннего детства. Но вот что это за вещества такие – витамины, редко задумываемся. А когда о них заходит речь, просто представляем себе коробочку с цветными драже или вазу с фруктами. Нужно ли человеку, далекому от медицины, знать о витаминах больше? Да, нужно – хотя бы для того, чтобы еще раз осознать, насколько важно разнообразное питание. Недостаток витаминов дает знать себя и в наше время, хотя и не в такой острой форме. Многие из нас испытывают воздействие зимних и весенних гиповитаминозов – состояний, вызванных недостатком витаминов: быстрая утомляемость, раздражительность, плохой аппетит, трещинки в углах рта, сухость и шелушение кожи. Все это – следствие серьезных изменений в обмене веществ, т.е. внешнее проявление начала болезни. Витамины также необходимы для образования иммунных клеток, антител и сигнальных веществ, участвующих в образовании иммунной системы человека. Результаты популяционных исследований, проведенных Институтом питания РАМН, свидетельствуют о весьма тревожной ситуации, сложившейся в последние годы в России. Отмечается крайне недостаточное потребление и все более нарастающий дефицит витаминов. Так, дефицит витамина С выявился у 70-90% обследуемых. При этом витаминный дефицит носит сочетательный характер и обнаруживается не только зимой и весной, но и в летне-осенний период. Общую ситуацию можно рассматривать как массовый круглогодичный гиповитаминоз С. Именно поэтому моя цель: определить наличие витамина С в отдельных продуктах питания и наиболее богатые рекомендовать для регулярного употребления, рассмотреть экологическое значение витамина С и ознакомиться с биохимическими свойствами витамина С. В условиях школьной лаборатории, методом йодометрии, я выяснила, в каких именно овощах и фруктах содержится наибольшее количество витамина С, и сравнила его содержание в готовых и свежеприготовленных соках.

3

История открытия витаминов

Эта трагическая история случилась в XVI веке, когда экспедиция путешественника Жака Кортье пересекла на паруснике Атлантику. Из- за странной болезни, поразившей экипаж, на борту судна погибло более ста человек. Капитан терялся в догадках. Когда, наконец, оставшаяся горстка мореплавателей ступила на землю, им на помощь пришли местные индейцы. С первого взгляда им стало ясно, что за болезнь охватила матросов, и они принялись поить их отваром хвои. Этот эпизод приводится во многих книгах по истории борьбы с цингой. Однако тогда человечество, узнав о ней, лишь содрогнулось, но выводов для себя не сделало. Веками цинга была постоянным спутником длительных морских путешествий и экспедиций в необитаемые места, хотя участники таких экспедиций получали пищу, большей частью богатую по калорийности и по содержанию белков, но были лишены свежих овощей, фруктов и свежего мяса, которое обычно заменялось солониной. Так, например, в экспедиции Васко да Гама, положившего путь в Индию вокруг Африки (1497 – 1499 гг.) погибло от цинги более 60% моряков его экипажа. Такая же судьба постигла многих участников экспедиции знаменитого русского мореплавателя В.Беринга в 1741 году. Сам Беринг умер от цинги на берегу названного его именем острова Авага. 18 марта 1914 года погиб от цинги герой – полярник Г.Л.Седов. Цинга и другие авитаминозы столетиями процветали на всех континентах и, только в конце XIX века русский ученый Н.И.Лунин установил, что в естественной пище содержатся определенные вещества, крайне необходимые человеку. В 1911 году польский биохимик К.Функ назвал их «витаминами» (от слов «вита» - жизнь и «амин» - содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось. В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид, - соответственно А, В, С, РР. Привычные нам буквенные обозначения - это дань традиции.

4

Классификация витаминов

Витамины – это незаменимые для организма вещества, присутствие которых имеют принципиальное значение для нормального обмена веществ и поддержания жизнедеятельности вообще. Если говорить о химическом строении, то это низкомолекулярные соединения органической природы. Большинство витаминов не синтезируется в организме человека, а потому исключительно важно их поступление с пищей (исключение составляет витамин D). Витамины образуются путем биосинтеза в растительных клетках и тканях. Большинство из них связанно с белковыми носителями. Обычно в растениях они находятся не в активной, но высокоорганизованной форме и, по данным исследований, в самой подходящей форме для использования организмом, а именно в виде провитаминов. Все витамины делят на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые. К водорастворимым относятся все витамины группы В, витамины РР, Н, С, Р, а к жирорастворимым витамины А, D, К, Е. Подробно о витаминах в приложении 1.

Физиологическая роль витамина С.

Физиологическое значение витамина С теснейшим образом связано с его окислительно-восстановительными свойствами. Возможно, что этим следует объяснить и изменения в углеводном обмене при скорбуте (заболевание, обусловленное недостатком в организме человека витаминов С и Р, то же что и цинга), заключающемся в постепенном исчезновении гликогена из печени и вначале повышенном, а затем пониженном содержании сахара в крови. По-видимому, в результате расстройства углеводного обмена при экспериментальном скорбуте наблюдается усиление процесса распада мышечного белка и появление креатина в моче. Большое значение имеет витамин С для образования коллаген (фибриллярный белок, составляющий основу соединительной ткани животных и обеспечивающий ее прочность) и функции соединительной ткани. Витамин С играет роль в гидроксилировании и окислении гормонов коры надпочечников. Нарушение

5

в превращениях тирозина, наблюдаемое при цинге, также указывает на важную роль витамина С в окислительных процессах. Недостаточное поступление витамина С с пищей проявляется в форме авитаминоза (цинги). Основные симптомы С-витаминной недостаточности в порядке их развития следующие: снижение мочевой экскреции аскорбиновой кислоты, уменьшение концентрации аскорбиновой кислоты в плазме крови и лейкоцитах, повышенная ломкость кровеносных капилляров, общая слабость, апатия, повышенная утомляемость, снижение аппетита, задержка роста, повышенная восприимчивость к инфекциям, болезненность дёсен, их отечность, разрыхленность, кровоточивость при чистке зубов. Наиболее часто встречаются С-гиповитаминозные состояния. При этом часто имеются лишь субъективные признаки, которые выражаются в понижении общего тонуса организма. Люди с гиповитаминозом С более подвержены заболеваниям, причем эти заболевания протекают, как правило, длительно и тяжело. Особенно часто С-гиповитаминозные состояния возникают в период повышенной потребности организма в витамине С при беременности, кормлении, усиленной физической и умственной работе, при инфекционных заболеваниях. Чаще гиповитаминоз можно наблюдать в весенние месяцы, когда, с одной стороны, уменьшается употребление овощей, а с другой – содержание в них витаминов вследствие длительного хранения.

Биохимические свойства витамина С.

Этот витамин выполнят в организме множество важных функций. Без его участия не обходятся окислительно – восстановительные процессы. Он повышает эластичность и прочность кровеносных сосудов, вместе с витаминов А защищает организм от инфекций, блокирует токсичные вещества в крови, необходим для укрепления зубов и десен. Кроме того, достаточное поступление аскорбиновой кислоты необходимо и для увеличения продолжительность жизни, поскольку она участвует в создании и оздоровлении соединительных тканей. Аскорбиновая кислота - это белый кристаллический порошок кислого вкуса. Легко растворим в воде (1:3,5), с

6

образованием кислых растворов, растворим в спирте. Растворы для инъекций готовят с добавлением натрия гидрокарбоната и стабилизаторов Аскорбиновая кислота, особенно ее дегидроформа, является весьма неустойчивым соединением. Наиболее быстро витамин С разрушается в присутствии окислителей в нейтральной или щелочной среде при нагревании. Организм человека не способен сам синтезировать витамин С, и в нем нет сколько-нибудь значительных резервов витамина С, поэтому необходимо систематическое ежедневное поступление этого витамина с пищей. Не бойтесь передозировки: витамин нетоксичен, и избыток его легко выводится из организма. Недостаток или отсутствие его приводят к развитию гипо- или авитаминоза (цинги).

Источники содержания витамина С.

Давно уже известно, что главный источник витамина С – овощи, фрукты, ягоды, а особенно те, которые употребляются в свежем виде, поэтому физиологи так настойчиво рекомендуют, чтобы овощи и фрукты были на наше столе ежедневно. Настоящая кладовая витамина С – шиповник сухой и свежий, черная смородина, петрушка, укроп. Много его в щавеле, шпинате, апельсинах, лимонах, клубнике. Подробнее об источниках о содержании витамина С в приложении 2.

Суточная потребность в витамине С.

Суточная потребность человека в витамине С зависит от ряда причин: возраста, пола, выполняемой работы, состояния беременности или кормления грудью, климатических условий, вредных привычек.

Болезни, стрессы, лихорадка и подверженность токсическим воздействиям (таким, как сигаретный дым) увеличивают потребность в витамине С.

В условиях жаркого климата и на Крайнем Севере потребность в витамине С повышается на 30-50 процентов. Молодой организм лучше усваивает витамин С, чем пожилой, поэтому у лиц пожилого возраста потребность в витамине С несколько повышается.

Средневзвешенная норма физиологических потребностей составляет 60-100

7

мг в день. Обычная терапевтическая доза составляет 500-1500 мг ежедневно.

Подробнее о рекомендуемой суточной потребности витамина С в приложении 3.

Эксперимент 1 «Определение содержания витамина С во фруктах и овощах».

Цель: определить содержание витамина С во фруктах и овощах.

Оборудование: пипетка, химические стаканы, мерный цилиндр, чайная ложка.

Реактивы: йод, крахмальный клейстер, вода.

Объекты исследования: апельсин, яблоко, лимон, перец красный, капуста.

Методы исследования: ЙОДОМЕТРИЯ.

I. Определение витамина С в свежевыжатых соках апельсина, яблока, лимона, красного перца и капусты.

Ход работы.

Приготовили раствор крахмала: развели 0,5 чайной ложки крахмала в пол стакане холодной воды, добавили кипятка и оставили на 1 минуту. Определили число капель в одном мл раствора йода. 1 мл р-ра йода – 30 капель р-ра йода, значит 1 капля р-ра йода соответствует 0,03 мл р-ра йода. Взяли 10 мл раствора свежевыжатого апельсинового сока, долили примерно полстакана воды и еще чайную ложку крахмального клейстера. Осторожно по каплям прибавляли из аптечной пипетки йод, постоянно взбалтывая содержимое. Внимательно считали капли и следили за цветом раствора. Как только йод окислил всю аскорбиновую кислоту, следующая же его капля, прореагировав с крахмалом, окрасила раствор в синий цвет. Точно также исследовали соки яблока, лимона, красного перца и капусты.

Расчеты в приложении 4.

Эксперимент 2. «Определение витамина С в соках промышленного производства».

  1. Определение витамина С в соках разных производителей.

Цель: Доказать действительно ли содержание витамина С соответствует

8

рекламным данным на упаковке с соком.

Оборудование: пипетка, химические стаканы, химические плоскодонные колбы, мерный цилиндр.

Реактивы: Йод, крахмал, вода.

Объекты исследования: 100 % апельсиновый сок (производители: « Золотая Русь», «Сады Придонья»), 100 % ананасовый сок («Золотая Русь»), 100 % яблочный сок («Сады Придонья»).

Методы исследования: ЙОДОМЕТРИЯ.

Апельсиновый сок «Золотая Русь».

1)Отмеряем 10 мл сока разбавляем его водой до объёма 100 мл.

2)Определяем содержание витамина С в соке методом йодометрии.

Расчёты: 1 мл р-ра иода – 30 капель р-ра иода

Х мл р-ра иода- 16 капель р-ра иода, отсюда следует, что на окисление

аскорбиновой кислоты потребовалось 0,53 мл иода.

1 мл 5 %р-ра иода - 35 мг аскорбиновой кислоты

0,53 мл 5 % р-ра иода – Х мг аскорбиновой кислоты

Х = 0,53х35 = 18.6 мг

Апельсиновый сок « Сады Придонья».

1)Отмеряем 10 мл сока разбавляем его водой до объёма 100 мл.

2)Определяем содержание витамина С в соке методом йодометрии.

Расчёты: 1 мл р-ра иода – 30 капель р-ра иода

Х мл р-ра иода- 15 капель р-ра иода, отсюда следует, что на окисление

аскорбиновой кислоты потребовалось 0,5 мл иода.

1 мл 5 %р-ра иода - 35 мг аскорбиновой кислоты

0,5 мл 5 % р-ра иода – Х мг аскорбиновой кислоты

Х = 0,5х35 = 17.5 мг

«Золотая Русь» 20мг. Наши расчеты 18.6мг

«Сады Придонья» 20мг Наши расчеты 17.5 мг.

Вывод: Все 100 % апельсиновые соки промышленного производства, не зависимо от производителя содержат примерно одинаковое количество

9

витамина С, равное 19-20 мг, которые близки и даже совпадают с рекламой на упаковке, поэтому при выборе апельсинового сока не имеет значения его производитель. Но помимо апельсиновых соков мы употребляем соки из других фруктов.

Яблочный сок «Сады Придонья».

1)Отмеряем 10 мл сока, разбавляем его водой до объёма 100 мл.

2) Определяем содержание витамина С в соке методом йодометрии.

Расчёты: 1 мл р-ра иода – 30 капель р-ра иода

Х мл р-ра иода- 2 капли р-ра иода, отсюда следует, что на окисление

аскорбиновой кислоты потребовалось 0,06 мл иода.

1 мл 5 %р-ра иода - 35 мг аскорбиновой кислоты 0,06 мл 5 % р-ра иода – Х мг аскорбиновой кислоты

Х = 0,06х35= 2,3 мг

«Сады Придонья» яблоко – 3мг Наши расчеты 2,3 мг

Вывод по эксперименту . Проведя анализ различных соков, мы пришли к выводу что наибольшее содержание витамина С находится в апельсиновом соке (18.6 мг), в яблочном соке (2,3 мг).

Эксперимент 3. Влияние железа на сок

Иногда говорят, что железным ножом нельзя резать фрукты – от этого витамин С разрушается. Проверили так ли это, продержав сок в железной посуде. Подробнее в приложении 5.

Эксперимент 4. Изменение содержания витамина С в соке при нагревании.

Установили как меняется содержание витамина С в соке при его нагревании в течение 1 минуты, 5 минут, 30 минут. Подробнее в приложении 6.


После проделанной исследовательской работы меня заинтересовал вопрос: «Чему отдают свое предпочтение дети и взрослые: свежим фруктам или сокам промышленного производства»?


10

Опрос-анкета

  1. Что я предпочитаю: фрукт или сок из этого фрукта?

  2. Предпочтение отдаю:

  3. Как часто ты употребляешь фрукты и овощи:

А) Ежедневно Б) 1 раз в неделю В) 2-3 раза в неделю Г) 1 раз в месяц

4. В каких фруктах больше всего витамина С?

А) Шиповник Б) Лимон В) Апельсин Г) Яблоки

Итоги анкеты в приложении 7


Заключение

На основании полученных данных исследования, можно сделать вывод, что наиболее богатые витамином С являются свежие фрукты и овощи (красный перец - 250мг, капуста - 75мг, апельсин - 50мг, яблоко - 20мг). Но по разным причинам (материальным, сезонным, объективным) мы не всегда можем употреблять в пищу круглый год свежие фрукты и овощи, в этом случае можно заменить данные продукты соками и нектарами. Проводя эксперименты, доказывая наличие витамина С в продуктах, я подтвердила выдвинутую мною гипотезу и могу порекомендовать:

Употреблять апельсины, яблоки и соки, в основе которых содержатся эти фрукты. В вашем рационе должны присутствовать сладкий красный перец и капуста. Используя данные исследования, мы провели беседу для учащихся школы и планируем рассказать о здоровом образе жизни родителям. Анализируя данные анкеты, я убедилась, что не все взрослые, а тем более дети, знают в каких продуктах наибольшее содержание витамина С. Именно поэтому я хотела бы предложить вам некоторые рецепты приготовления витаминных блюд. Подробно в приложении 8.






11

Приложение 1

Классификация витаминов

Название

Функции

Гиповитаминоз

Основные источники

Суточная норма, мг

Витамин А

Важен для зрения. Для функции кожи

нарушение сумеречного зрения („куриная слепота"), плохое различение цвета, ороговение кожи, выпадение волос;

Рыбий жир, печень животных, яичный желток. Морковь, лук зеленый, перец красный, шиповник

1.5 -2

Витамин D

Важен для усвоения кальция в организме. Помогает поддерживать кости и зубы в здоровом состоянии

рахит

Печень и икра рыб, жирные сорта рыбы, молочные жиры, желток яйца

0.02

Витамин Е

Витамин E является антиоксидантом, который помогает защитить клетки от повреждения свободными радикалами кислорода

гемолитическая анемия, дерматозы, нейродермит

Растительные масла (особенно облепиховое), печень, яйца, салат, гречка, овсянка, бобовые, отруби, орехи, рыба, молочные продукты

20-40

Витамин К

Важен для структуры костей. Важен для системы свертывания крови

понижение свертываемости крови, повышенная кровоточивость

Овощи, фрукты, злаковые, субпродукты, сыр, масло, овсянка, яйца, горох

Вырабатывается

Витамин В1

Необходим для превращения еды в энергию. Необходим для интеллекта, памяти, внимания.

бери-бери

Хлебобулочные изд. из муки грубого помола, гречневая, овсяная, пшенная крупы, бобовые, орехи, печень

1.5 -2

Витамин В2

Необходим для превращения еды в энергию. Помогает снизить усталость и повысить выносливость. Важен для функции головного мозга

Поражение слизистой оболочки губ стоматит

Молочные продукты, мясо, рыба, яйца, печень, почки, гречневая, овсяная крупы, зеленые овощи

1.5-2

Витамин В3

Необходим для превращения еды в энергию. Помогает снизить усталость и повысить выносливость. Важен для функции головного мозга

депрессия, апатия, слабость

ясо, почки, печень, кисломолочные продукты

10-20

Витамин В6

Необходим для превращения еды в энергию. Важен для функции головного мозга. Важен для формирования крови

арибофлавиноз

Бобовые, гречневая крупа, мясо, рыба, субпродукты, желток яйца, дрожжи, орехи, отруби, капуста

2-4

Витамин В12

Важен для иммунной системы. Важен для функции головного мозга. Важен для формирования клеток крови

поносы, снижение аппетита, мегалоцитарная гиперхромная анемия, глоссит, ахилия, неврологические симптомы

Печень свиная, говяжья, трески; почки, мясо, рыба, сыры, яичный желток, морская капуста, хлорелла

0.003

Витамин РР

Рекомендованы беременным женщинам, и женщинам, планирующим беременность, для роста тканей, инормального течения юеременности

Важен для формирования клеток крови. Важен для иммунной системы

пеллагра

Хлеб из муки грубого помола, бобовые, мясо, рыба, субпродукты, картофель, горошек зеленый, томаты, сладкий перец, капуста, чечевица, дрожжи, арахис, кофе, чай

10

Витамин Р

Необходима для превращения еды в энергию. Важен для функции головного мозга


Печень, почки, дрожжи, бобовые, цветная капуста, орехи, картофель, шампиньоны

25-50

Витамин С

Важен для формирования коллагена, который является структурным элементом кожи и костей . Способствует усвоению железа. Важен для иммунной системы

цинга

Шиповник, ревень, черная смородина, облепиха, сладкий перец, петрушка, , капуста, чеснок (перо), шпинат, цитрусовые,

60-100










13


Приложение 2

Источники содержания витамина С.

Овощи Фрукты и ягоды

Наименование пищевых продуктов


Количество аскорбиновой кислоты

Наименование пищевых продуктов


Количество аскорбиновой кислоты


Баклажаны

5

Апельсины

50

Горошек зеленый консервированный

10

Абрикосы

10

Кабачки

10

Арбуз

7

Горошек зеленый свежий

25

Бананы

10

Капуста белокочанная

40

Брусника

15

Капуста квашеная


20

Виноград


4


Капуста цветная

75

Вишня

15

Картофель лежалый

10

Гранат

5

Картофель свежесобранный

25

Груша

8

Лук зеленый

27

Дыня

20

Морковь


8

Земляника садовая

60

Огурцы

15

Клюква

15

Перец зеленый сладкий

125

Крыжовник

40

Перец красный

250

Лимоны

50

Редис

50

Малина

25

Редька

20

Мандарины

30

Репа

20

Персики

0

Салат

15

Слива

8

Томатный сок

15

Смородина красная

40

Томат-паста

25

Смородина черная

250

Томаты красные

35

Черника

5

Хрен

110-200

Шиповник сушеный

до 1500

Шпинат

30

Яблоки, антоновка

30

Щавель

60

Яблоки северных сортов

20



14

Приложение 3

Рекомендуемая суточная потребность в витамине С

Категория

Возраст (лет)

Витамин С (мг)

Грудные дети

0-0,5

30



0,5-1

35


Дети

1-3

40

4-6

45



7-10

45


Лица мужского пола

11-14

50


15-18

60




19-24


60


25-50


60



51 и старше

60

Лица женского пола

11-14

50


15-18

60



19-24

60


25-50

60


51 и старше



60


В период беременности


70


В период лактации


95





15

Приложение 4

Содержание витамина С в соках


Название сока

Объем йода, капли

Объем йода, мл

Количество аскорбиновой кислоты, мг

Свежевыжатый апельсиновый сок 350 мг

8

0,24

8,4

Свежевыжатый яблочный сок 350 мг

6

0,18

6,3

Свежевыжатый лимонный сок 350мг

10

0,3

10,5



Приложение 5

Влияние железа на свежевыжатый лимонный сок

№ пробы

Объем йода, капли

Объем йода, мл

Количество аскорбиновой кислоты, мг

Проба 1. Сок без воздействия железа

10

0,3

10,5

Проба2. Сок, который подержали в железной посуде

6

0,18

6,3




16

Приложение 6

Изменение витамина С в свежевыжатом лимонном соке при нагревании

№ пробы

Объем йода, капли

Объем йода, мл

Количество аскорбиновой кислоты, мг

Проба 1. Сок (время нагревания 1 мин)

5

0,15

5,25

Проба 2. Сок (время нагревания 5 мин)

4

0,12

4,2

Проба 3. Сок (время нагревания 30 мин)

1

0,03

1,05



Приложение 7

№ вопроса

Взрослые

Дети

1

Фрукты-100%

Фрукты- 55%, Соки – 45%

2

Апельсины- 43%, груша- 25%, яблоки-32%

Апельсины-50%, груша-17%, яблоки-33%

3

Ежедневно-64%, 2-3 раза в неделю – 18%, 1 раз в неделю -18%

Ежедневно – 55%, 2-3 раза в неделю – 22,5%, 1 раз в неделю -22,5%

4

Лимон-50%, шиповник-50%

Лимон-70%, яблоки-16%, апельсин-8%, шиповник– 2%






17


Приложение 8

  1. Настой шиповника.

Столовую ложку ягод заварить одним стаканом кипятка. Прокипятить 10-15 мин, а затем настаивать в течение 24 часов. После чего процедить через двойной слой марли или ситечко. Для этой цели подходит любая посуда, кроме медной и железной.

  1. Салат из крапивы с яйцом.

Промытые листья крапивы прокипятить в воде в течении 5 минут, откинуть на сито, измельчить ножом, заправить уксусом, сверху уложить ломтики вареного яйца, заправить сметаной. Молодая крапива 150г, 1 яйцо, сметана-20г, соль, уксус по вкусу.

  1. Котлете из лебеды

Зелень мелко нашинковать и варить вместе с крупой в подсоленной воде до готовности, как кашу. Охладить до 700 С, добавить сырое яйцо, специи, перемешать, сформовать из этой массы котлеты и обжарить. Подавать с грибным или томатным соусом. Лебеда 200г, овсяная крупа 30г, сухари 10г, жир 10г, 1 яйцо, соль и специи по вкусу.

  1. Коктейль из апельсинового и лимонного сока с медом

100г меда, по 0,5 стакана апельсинового и лимонного сока, 1 яйцо – все хорошо взбить и подавать с кусочками льда.










18

Используемая литература:


  1. Организация лечебного питания детей в стационарах/Под ред. Баранова А.А., Ладодо К.С. - М. "Эвита-Проф". 2001.- С.81.

  2. Справочник Видаль: Лекарственные препараты в России: Справочник.- М.: АстраФармСервис.- 2001.- 1536 с.

  3. Руководство по лечебному питанию детей/Под ред. Ладодо К.С. - М: Медицина, 2000.- 384 с.

  4. Ольгин О. Опыты без взрывов. Изд. 2-е, переработанное.- М.: Химия, 1986.-192с.

  5. Студеникин В.М. Витамин D-дефицитный рахит//Детский доктор.-2000.-№4.- С. 43-46.

  6. Тутельян В.А. Витамины: 99 вопросов и ответов.- М.- 2000.- 47 с.

  7. Общая химия. 20-е издание, испр. Л.,»Химия», 1978. 720 с.

  8. Н.И.Ковалев Рассказы о тайнах домашней кухни. Москва «Химия» 1991

  9. Интернет -ресурсы.



















19


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"VITA - это жизнь" 9 класс

Автор: Грыжина Валентина Алексеевна

Дата: 18.02.2016

Номер свидетельства: 295097

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Внеклассное мероприятие по технологии для 6-х классов. "
    ["seo_title"] => string(63) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-tiekhnologhii-dlia-6-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "127341"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415293701"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Внеклассное мероприятие "Правильное питание - залог здоровья""
    ["seo_title"] => string(66) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-pravil-noie-pitaniie-zalogh-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "290919"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455033402"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства