В царстве Нептуна
(командная игра, посвященная Международному Дню Черного моря)
Подготовила:
учитель биологии
Удачкина
Наталья Геннадиевна
Цель: развитие познавательного интереса к обитателям Черного моря.
Задачи:
- воспитывать любовь ко всему живому;
- учить работать в коллективе;
- развивать логическое мышление, фантазию, память.
Ход мероприятия:
I. Оргмомент.
Дети заходят в зал под музыку. 2 команды, по 6 человек в каждой, занимают свои места за игровыми столами.
Болельщики занимают места в зале.
Представление жюри.
II. Командная игра.
Ведущий. У язычников была такая старая сказка. Нептун (его еще называли Посейдоном), считался братом Зевса, главы греческих богов. Он был морским царем, жил в золотом дворце на морском дне. Обычно его изображали с трезубцем в руке, едущим по морю в колеснице, запряженной лошадьми и окруженной морскими чудовищами. Сегодня мы отправимся в гости к морскому царю и познакомимся поближе с его подданными. Игра будет нелегкой и немного удачи вам не помешает! Успехов вам!
1. «Разминка».
У вас на столе карточки-слоги (-фа, - ме, -на, -та, - ла, -ду, - ман, -за, -а, -а, -ку, -на, -кам, -му, - ли, -ба, -ре, -ла).
Составьте 6 слов – названий морских обитателей. Слоги могут повторяться. Время – 1 минута.
Ответ: манта, медуза, акула, афалина, камбала, мурена.
- по 0,5 балла за каждое слово.
2. «Самый-самый (животные - рекордсмены)».
Этот тур проверит, как вы знаете животных в чем-то отличившихся:
самый большой - (синий кит)
самый быстрый - (рыба-меч)
самый умный - (дельфин)
самый водянистый - (медуза)
самый музыкальный - (белуха)
самый крупный мозг - (кашалот)
- по 1 баллу за слово.
3. «Морские однофамильцы».
Всем известен конь, жующий траву, и конёк, плавающий в море, - это морские однофамильцы. Назовите как можно больше морских обитателей, имеющих такое же название, как у сухопутных животных. 2 команды по очереди называют животных, в названии которых есть «морской», «морская» - кто первый выдохнется – проиграл.
Ответы: морская корова, лисица, ёж, конек, слон, лев, леопард, уточка, мышь, змея, орёл, собачка, свинья, ласточка (по 1 баллу).
4. «Изобретения, подсказанные природой».
С тех пор как человек появился на Земле, окружающие его растения и животные внушают ему множество замыслов. Наши лучшие изобретения в большинстве своём либо копируют, либо как-то используют природные новации и технологии.
Итак, какое животное вдохновило человека на создание:
дымовой завесы - (осьминог)
гаечного ключа - (клешни краба)
невода, как контейнера для сбора пищи одного размера - (пасть кита)
реактивного двигателя - (кальмар, осьминог, медузы, гребешки)
гидролокатора – (дельфин)
- по 2 балла за каждое слово.
5. «Блиц-тур». За 20 секунд вы должны дать ответ на следующие вопросы:
1 | Это единственная рыба, плавающая в вертикальном положении. | морской конек |
2 | Это животное – родственница морского ежа. Питается очень своеобразно: выкидывает через рот желудок и переваривает добычу вне своего тела. | морская звезда |
3 | Самых больших осьминогов называют … | спрутами |
4 | Змеевидная рыба, принадлежащая к тому же отряду, что и угорь. | мурена |
5 | Скат манта по-другому называется … | морской дьявол |
6 | Коралл - это растение или животное? | животное, а иногда - и животное и растение одновременно (симбиоз полипов с одноклеточными водорослями). |
7 | В 1943 г Жак-Ив Кусто, знаменитый французский океанограф, изобрел аппарат, помогающий изучать Мировой океан, состоящий из баллонов со сжатым воздухом. Как он назывался? | акваланг |
8 | Какое маленькое черноморское животное можно назвать «гуляющим садом» и почему? | краб-невидимка – он сажает на себя живые кустики водорослей |
- 1 балл за каждый правильный ответ, всего 8 баллов.
6. «Актер – тур».
А теперь вы должны показать не только свою эрудированность, но и артистичность. С помощью мимики, движений, (но не слов) представить на суд жюри миниатюру.
Капитаны вытягивают карточку с заданием.
1) Представьте, что все морские животные стали вежливыми. Как бы стали здороваться:
- рыбы;
- двустворчатые моллюски;
- медузы.
2) Прорекламировать:
- береговую гальку;
- медуз;
- послештормовой мусор.
III. Подведение итогов, награждение команд.