kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: « Рациональное использование воды в сельской местности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования: привлечь учащихся школы к деятельности по сокращению потребления, что будет содействовать решению задач экологического и экономического образования. Создать условия для развития у детей необходимых качеств, умений, навыков, которые помогут им жить с минимальным воздействием на окружающую среду.

Объектом исследования является водоснабжение поселка Пригородный.

В экономическом плане проект позволит выработать меры экономии семейного бюджета, бюджета ТОО " Сельскохозяйственная фирма Пригородный" и ТОО " Акбулак"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: « Рациональное использование воды в сельской местности»»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

г.Актобе Пригородная средняя школа









Подготовили: ученики 6 «Б» класса Киченок Амир

Куаншалин Руслан.





Тема: « Рациональное использование воды в сельской местности»



Направление: Здоровая природная среда – основа реализации стратегии «Казахстан – 2030»



Секция: биология







Руководитель: Парай Л.Р.,

Киченок О.В.







Научный руководитель : АГРУ им. К Жубанова, преподаватель кафедры химии магистр химических наук Дузелбаева С.Д.

2015 год



Абстракт.

1. Введение…………………………………………………………………3

2. Предмет исследования……………………………….…………….……6

2.1. Вода в моём селе.……………………………………….……………..6

2.2. Использование воды в быту.………………………….….…………...7

2.3. Использования воды на приусадебном участке…………………….8

2.4 Рекомендации по рациональному использованию воды семьёй

живущей в сельской местности…………………………………………..12

3. Заключение………………………………………………………….…...14

4. Библиографический список……………………………………………..16

5. Приложение ………………………………………………………………17






























Abstract


The aim of research: Studing of water’s use for different needs in the family, which lives in the country and finding the way of it’s rate reduction.


The aims:

  1. Count the use of water for everyday life needs

  2. Count the use of water for economic and personal plot needs.

  3. Offer methods of economy in every small holding


The object of study will be a family of 4 persons living in a private home and having a personal plot and economy.

In economic term the project let develop measures of economy family’s budget in order to save water and energy.

During investigation will used the following methods: analysis of information, observing, generalization, observing, experiment mathematical and practical

Scientific novelty of research: The results of this project will be usefull for families, which live in the country or in the private house.



Введение

Вода – источник жизни.

Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

В луже, в море, в океане и водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом проползает,

Ледником в горах зовется, речкой серебристой вьется.

Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Несмотря на то, что мировые запасы воды огромны - они составляют почти 1,5 миллиарда квадратных километров - около 97% этого объема приходится на соленую морскую воду, 2% - на замерзшую воду ледников и полярного льда, пресная вода рек, озер, прудов, родников и подземных вод составляет менее 1%. А ведь только эту воду и может использовать человек для своих нужд. Открытия японского ученого Масару Эмото показывают, что вода это универсальный носитель информации, в котором в форме кристаллов записываются слова и мысли человека. В лаборатории доктора Эмото провели много экспериментов с целью найти то слово, которое сильнее всего очищает воду, и в результате обнаружили, что это не одно слово, а сочетание двух слов: «Любовь и Благодарность». «Вода дороже золота» – утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды. Известно, что без воды человек не проживёт и четырёх дней.

Мировой океан уже много лет подвергается всё возрастающему загрязнению, основной вклад в которое вносят выбросы нефтепродуктов при добыче полезных ископаемых, отходы производства и бытовой мусор. Но особое внимание нужно уделять проблеме исчерпания пресной воды. 
Огромную долю пресной воды потребляют сельское хозяйство – около 70% и промышленное производство – около 20%. Часть, потребляемая в домашнем хозяйстве, составляет около 10%. Экономия воды в сельскохозяйственном и промышленном производстве достигается введением новых, водосберегающих, технологий и применяющих очистку и повторное использование воды. Но внедрение водосберегающих технологий в промышленном производстве требует вложения больших денег на переоборудование предприятий. 

Сэкономить немалое количество воды можно, если снизить ее потребление в быту.

В Казахстане уже сегодня назревает проблема нехватки питьевой воды.Нурсултан Назарбаев в послании народу Казахстана отметил: "К 2050 году Казахстан должен раз и навсегда решить проблему водообеспечения. Поручаю правительству разработать долгосрочную государственную программу по воде, в которой последовательно, на первом этапе, к 2020 году решить проблему обеспечения населения питьевой водой…".

По обеспеченности водой Казахстан занимает последнее место среди стран СНГ. На одного жителя страны приходится в год всего 6 тыс. кубических метров воды, в России, например в 6 раз больше. Казахстан, богатый природными, минеральными ресурсами остается бедным на водные запасы. На сегодня более трети населения Казахстана использует привозную воду или колодезную. По расчетам, уже через 40 лет удовлетворить спрос на воду может оказаться невозможным, - пишет ИА «Казах-ЗЕРНО».

Одной из таких программ правительства  является программа  «Ак булак» на 2011–2020 годы. На ее реализацию из госбюджета выделяется 951490,3 миллиона тенге. Цель программы направлена на обеспечение населения страны качественной питьевой водой и услугами водоотведения.

Цель исследования: привлечь учащихся школы к деятельности по сокращению потребления воды, что будет содействовать решению задач экологического и экономического образования. Создать условия для развития у детей необходимых качеств, умений, навыков, которые помогут им жить с минимальным воздействием на окружающую среду.

Задачи:

  • Рассчитать потребление воды на бытовые нужды;

  • Рассчитать потребление воды на хозяйственные нужды и на приусадебном участке;

  • Предложить способы экономии воды в отдельно взятом хозяйстве.



Объектом исследования водоснабжение поселка Пригородный.

В экономическом плане проект позволит выработать меры экономии семейного бюджета. бюджета ТОО « Сельскохозяйственная фирма Пригородный» и ТОО «Ақбұлақ»(в виде экономии воды и электроэнергии).

В ходе проекта использовались следующие методы исследования: анализ полученной информации, наблюдение, обобщения, эксперимент, математический и практический.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что успешность формирования экологических, экономических и энергетических знаний, ориентирована на экологические проблемы глобального, регионального и локального уровня; применение этих знаний должно осуществляется с опорой на личный опыт взаимодействия человека с окружающей средой и определение мер по улучшению водообеспечения.


2.Предмет исследования.


2.1 Вода в моём селе.


Особо остро проблемы по обеспечению питьевой водой наблюдаются в сельской местности. Даже в наши дни доступ к питьевой воде является серьезной проблемой для многих сел Казахстана. По результатам мониторинга из 7093 сельских поселений Казахстана,  4.493 были определены как села с низким или средним потенциалом к развитию. Ненадежная подача питьевой воды является ключевой причиной этого. Оценка этих сел показала, что 267 сел используют привозную воду, а 4114 села имеют доступ к воде неопределенного качества. 

Учитывая тот факт, что 40% населения Казахстана проживает в сельской местности, становится очевидность данной проблемы. Одним из факторов недостаточной водообеспеченности является изношенность систем водообеспечения.

Мы живём в поселке с населением около 600 человек. С каждым годом возрастает потребление людьми воды, и через несколько лет могут возникнуть проблемы с тем, что не будет достаточного количества чистой воды.

В рамках Программы  было много сделано: так, например,  в 2013 году в поселке Пригородный, где мы проживаем реконструированы 11,635 километров сетей питьевого водоснабжения.

К тому же не все ныне действующие очистные сооружения способны очистить воду до требуемых стандартов.



Работа велась по следующему плану:


Этапы работы над проектом


Время

1.

Обсуждение темы исследования с преподавателем.


05.05.2015

2.

Формирование материала для исследования.


18.05.– 25.05.2015

3.

Сбор материала.


01.06. – 30.09.2015

4.

Подготовка материала для демонстрации.


01.10. – 11.10.2015

5.

Защита полученных результатов.


29.10.2015



2.2 Использование воды в быту.

            Большая часть воды в каждой семье используется на бытовые нужды, поэтому первая часть проекта посвящена исследованию потребления воды семьёй. Основных направлений исследования два: во-первых, на какие нужды расходуется вода в семье и в каком количестве, а во-вторых, как прибор учёта воды влияет на экономию семейного бюджета.

Для определения нужд на которые используется вода и в каком количестве, был проведён следующий эксперимент. Для проведения основных расчётов мы измерили время, за которое из крана набирается 1 литр воды при разном напоре:

по каплям                               –  80 минут

при умеренном напоре         –  1 мин

при сильном напоре              –  6 с

      Затем измерила время, за которое при умеренном напоре набирается

10 – и литровое ведро из крана.

10 л – за 1,5 мин, следовательно, за 1 мин вытекает ≈ 7 л воды.

      В течение недели мы изучали потребление воды членами наших семей из 4 человек. В результате измерений и расчётов заполнила таблицу.



Потребление воды

V, л за одно использование

V, л за неделю семьёй из 4 человек

Мытьё рук

0,5

50

Чистка зубов

1

40

Мытьё посуды

5

70

Приготовление пищи

5

35

Полив цветов

2,5

5

Влажная уборка

7

15

Туалет

10

750

Душ летний

70

630

Ванна

120

360

Стирка

60

120

Всего

 

2075

За год

 

107900

 

    Разделив полученную сумму на число членов семьи и дней в году, получила суточный расход воды на одного члена нашей семьи. Он составил ≈100 л.

За основу для сравнения оплаты воды по счётчику и без него взяты нормативы установленные государством.

Наша семья по счётчику ежемесячно потребляет примерно 10 мводы. Цена за 1 мв нашем населённом пункте 55,44 тг. При расчёте получается следующее:

В месяц – 554,4 тенге

В год – 6652 тенге

 Таким образом, мы видим, что наибольшее количество воды в быту используется для стирки, ванны, туалет, а также, что прибор учёта воды позволяет сэкономить на оплате коммунальных платежей.



2.3 Использования воды на приусадебном участке.

Люди живущие в сельской местности сталкиваются с ещё одной проблемой в использование воды – необходимость использования воды в домашнем хозяйстве. К домашнему хозяйству относиться полив огорода, хозяйственная уборка территории, уход за животными. Большая часть расходов по данному направлению приходиться на летние месяцы, поэтому зимой провести корректные замеры сложно.



Согласно правилам при отсутствии прибора учёта воды, даже при наличии собственного колодца, оплачивать необходимо по нормативам.

В нашем хозяйстве: 12 соток огорода, 2коровы,25 кур, 30 уток. Промежуточные результаты деятельности

В результате предварительных расчетов получены следующие данные по потреблению воды в семье.

Вот какие расчёты у меня получились за летние месяцы

Потребитель воды

Норматив по тарифу, м3

Июнь

м3воды

Июль

м3воды

Август

м3воды

Итоговая сумма в тенге

  1. Огород

72

7

8

6

1512

  1. Коровы

55.44

1

1

1

166.32

  1. Куры

55.44

0.3

0.3

0.3

49.89

  1. Утки

55.44

0.5

0.6

0.7

99.79

  1. Бытовые нужды

55.44

8

6

7

1164.24

Итого:

 




2992.24

 



На наш взгляд на приусадебном участке целесообразно использовать капельное орошение, так как он отличается крайней простотой, гарантирует экономный расход жидкости, точную подачу не только простой воды, но и растворов с подкормками, различными минеральными веществами.

Данная система используется в ТОО « Сельскохозяйственная фирма Пригородный» с 2009 года. Смыслом такого устройства является регулярный полив почвы, чтобы обеспечить постоянную влажность в период активного роста растений. Данная система позволяет избавить растения от стресса, который может возникнуть в естественной среде в случае резких перепадов уровня влажности при использовании простого полива. Это эффективный способ для организации выращивания овощей различных культур, цветов, садов и даже виноградников. Очень важно, что попадание воды происходит именно в место, где расположены корни растения, туда же происходит доставление питательных веществ. Благодаря испарению с поверхности происходит защита растений от снижения температуры и ранних заморозков.

Применение капельного орошения позволяет экономично использовать воду.


Режим капельного орошения:

  1. Освобождение хозяина участка от физической работы, связанной с поливом растений. В особенности это важно, если климат очень сухой, а площадь участка достаточно обширная.

  2. Отсутствие необходимости подогрева воды. Пока вода течет по трубопроводу и шлангу, она успевает нагреться.

  3. Возможность производить полив в определенное время, которое будет удобно для растения, а не в то, когда представится возможность у хозяина.

  4. Осуществление полива непосредственно растений, а не сорняков.

  5. Возможность осуществления равномерного поливания растений.

  6. Существенная экономия воды.

  7. Обеспечение полива растения, исходя из его необходимых требований. К примеру, томаты необходимо поливать непосредственно под корень, данный вид полива осуществить капельным путем проще простого, чем при использовании шланга или ведра.

  8. Капельный полив можно применять для любой культуры.

Для того чтобы привлечь внимание людей к проблеме водосбережения, а также узнать, как они информированы об этой проблеме и что делают на бытовом уровне для ее экономии, мы провели социологический опрос. Таким образом, мы в виде вопросов пыталась обратить внимание людей на эту проблему.

Опрашивали учеников и учителей нашей школы по заранее разработанной анкете, на позиции которой были даны готовые предполагаемые ответы. На некоторые вопросы ответы не давались с тем, чтобы опрашиваемые предложили свой вариант ответа. В этом случае каждый полученный ответ записывали отдельно.

Опрос проводился анонимно. Было опрошено 100 школьника с 5 по 11 класс и 20 взрослых человека. Так же подсчитывались проценты опрошенных.

Задумывались ли Вы, что в скором будущем встанет проблема пресной воды ?

Таблица 1

 

взрослые

школьники

Всего ответили

Процент от общего числа опрошенных

Да

15

45

60

50%

Нет

2

32

34

28,4%

 Редко 

3

23

26

21,6%





Стараетесь ли Вы экономить воду?

 

Ответило

взрослых

Ответило школьников

Всего ответили

Процент от общего

числа опрошенных

Да

17

38

55

45,8%

Нет

0

36

36

30%

Редко

3

26

29

24,2%

Таблица 2



Есть ли у Вас в доме счетчики воды?


Таблица 3

 

Ответило
взрослых

Ответило
школьников

Всего
ответили

Процент от общего
числа опрошенных

 есть

15

74

89

74,1%

Нет

5

26

31

25,9%



. Результаты

Результаты социологического опроса показали, что взрослых гораздо чаще волнуют проблемы водобережения. Так, из опрощенных на вопрос: «Задумывались ли Вы, что в скором будущем встанет проблема пресной воды?» утвердительно ответили 50 % и - 28% не задумывались.



 2.4 Рекомендации по рациональному использованию воды семьёй живущей в сельской местности.

             1.        Закрывайте кран, если не используете воду.

Разумное использование воды на кухне предполагает, что:

вы моете овощи или фрукты в наполовину наполненной закрытой раковине, а затем споласки­ваете их под струей воды;

вы заранее извлекаете из морозильника продукты, предназначенные для размораживания, а не используете для этой цели кран с теплой водой.

  1. 2.  Немедленно ремонтируйте протекающие краны и сливные бачки. Помните, что десять капель воды в минуту равносильны поте­ре 2000 литров питьевой воды в год. Позаботьтесь о том, чтобы в доме всегда было запасная резиновая прокладка, которую нетрудно заменить самостоятельно. Используйте для сливных бачков водозамещающие устройства, например, кирпич или бутылку, наполненную водой, что поможет экономить воду при каждом сливе. Если вы намерены сменить сливной бачок, то замените его водосберегающим (до 10 л)

  2. 3.  Мойте машину, используя для этой цели ведро.

  3. 4.     Экономно расходуйте воду в ванной комнате. Принятие ванны "стоит природе" 120 литров за один раз. Обычные душевые головки обеспечивают скорость потока, при которой за 5 минут расходу­ется в среднем 50 литров воды. Замените ванну коротким душем. Замените обычные душевые головки на водосберегающие, что позволит вам сэкономить до 50% воды.

  4. 5.  Стирка. Рационально используйте стиральную машину, загружая её до максимально допустимой массы белья. Используйте современные стиральные машины с водо- и энергосберегающими характеристиками.

  5. 6.    «Предварительная чистка». Прежде чем приступить к мойке посуды, удалите даже самые мелкие остатки пищи и жира с помощью бумаги. Таким образом вы в меньшей степени будете загрязнять
    воду при дальнейшей мойке.

  6. 7.  Идеальная стирка с меньшим количеством порошка. Очень часто указанное на упаковке количество порошка является завышенным. В этом вы може­те убедиться сами, если попробуете в плане эксперимента несколько снизить дозу порошка при стирке.

    1. 8.  Устанавливайте счётчики воды. Установив счётчик, вы будете оплачивать только израсходованную воду и сможете контролировать её расход.

9. Скважина в помощь! Для хозяйственных нужд используйте на своём участке скважину или колодец, это сэкономит деньги и позволит использовать не питьевую воду столь ценную.

10. Используй, то что даёт природа. На своём участке можно установить ёмкости для сбора природной воды (можно бочку), которую можно использовать для полива растений и ухода за животными. Бочку можно установить в местах слива воды с крыши.

11. Траву не выкидывай. Скошенную траву или листву можно использовать в качестве мульчи по растения. Мульча сохраняет влагу в почве, что уменьшит количество воды для полива.

12. Наливай сколько выпьют. Во время поения животных и птиц не стоит наливать воду в большие ёмкости. Во время следующего поения грязная вода будет выливаться, что не совсем рационально. Лучше налить не много, но выпьют всё.

13. Растопи лёд. Зимой вода замерзает и многие выбивают лёд, а можно растопить воду и использовать повторно.

            Конечно, это лишь малая часть рекомендаций, которые вы можете использовать для экономии и рационального использования воды.

3.Заключение.

Водосбережение в школе: долгосрочный вклад в будущее 
Успешность мероприятий по водосбережению невозможна без массового распространения информации об экономии воды среди широких масс населения. В настоящее время в нашей стране запускаются компании по внедрению технологий водосбережения в зданиях разного назначения: не только на предприятиях, в жилых дамах, в больницах , но и в школах. 
Водосбережение в школе имеет огромный потенциал. С детства, привыкнув к бережному отношению к воде, в будущем нынешние школьники смогут совершить прорыв в водосбережении во всей стране

Наша школа работает в направлении формирования ценностного отношения в ответственности за экономное и бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде, природе в целом

Хотя основным потребителем воды является сельское хозяйство и промышленность, на бытовое и жилищное хозяйство приходится тоже не такая уж малая часть – около 10%. И если в условиях производства экономии можно достичь лишь введением новых энерго- и ресурсосберегающих технологий, то для экономии воды в быту нужно просто об этом помнить и разумнее пользоваться водой. При этом сокращение потребления самой воды влечет за собой сокращение и энергоресурсов, которые тратятся на доставку и обработку этой воды. 


Воду надо экономить! Прежде всего это отразится на снижении оплаты за воду каждой семье. В масштабах всей страны экономия позволит получить миллиарды рублей. В мире большое количество людей испытывают недостаток питьевой воды, а тем более недостаток в воде для хозяйственных нужд. 
Интересные факты 
- Если семья сэкономит хотя бы 20% водопроводной воды от того объема, который она использует, то за год такое количество может образовать озеро диаметром 200 метров, а глубиной – 2 метра. 
- Выбирая определенные продукты, можно тоже экономить воду. 
- Оказывается, чтобы вырастить 500 граммов ячменя, требуется 650 литров воды. 
- Вегетарианцы тоже экономят воду. На выращивание животных для мяса требуется много воды. 
- Стоимость 70 литров горячей воды равняется стоимости одного яблока, стоимость 1000 литров горячей воды равняется стоимости 300 граммов сыра, стоимость 2700 литров горячей воды равна стоимости рубашки из хлопка, а цена 100000 литров горячей воды равна стоимости ноутбука. 

Практическое значение работы 
Я считаю, что моя работа имеет большое практическое значение. Сделанные расчеты и выводы говорят о том, что каждый человек, практически не затрачивая никаких усилий, может экономить водные ресурсы нашей страны и нашей планеты в целом. 

На основании всего выше изложенного, можно сделать рад выводов:

  1. Установка счётчика использованной воды позволит вам более рационально использовать воду и экономить семейный бюджет.

  2. Наибольшее внимание при использовании воды в быту стоит обратить на стирку, приём ванны, туалет. Приём ванны можно легко заменить душем. В сельской местности в тёплое время года можно использовать душ, туалет на улице.

  3. Наиболее рационально использовать воду в хозяйстве позволяет колодец.

  4. Рекомендации приведённые в проекте не окончательные, каждый может дополнить их своими, но применяя даже их можно сохранить самое большое наше богатство – чистую воду.



Список используемой литературы.

  1.  Послание Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана: Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства: утв. Указом Президента РК  от 18 декабря 2012 года № 449.

  2. Орлов А.А., Михайлова Т.Г., Кураев И.А. Санитарно-гигиеническое состояние сельских водоемов //Современные вопросы гигиены села.- 1991.-С.22-26.

  3. Шпаков А.Е., Кулкыбаев Г.А., Омирбаева С.М., Белоног А.А. Гигиена воды и водоснабжения населенных мест. Караганда, 2005.- 219 с.

  4. http://edu.greensail.ru/encyclopedia/water_resource/used_water.shtml

  5. Карагаева И.Т., Шайсултанов К.Ш., Исмаилова А.А. Актуальные проблемы оценки обеспечения населения качественным питьевым водоснабжением //Гигиена, эпидемиология және иммунология.-2007.-№1.-С.18-23.

  6. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 446с.

  7. Вода питьевая. Государственные стандарты. Методы анализа. М: ИПК, 1996. - /// с. 

  8. «Большая иллюстрированная энциклопедия школьника», издательство «Махаон» 

  9. Фалькова Г.Н., Мжельская А.А., Матвеева А.В., Титова Т.М. Школьный экологический мониторинг. Методические рекомендации, - Кемерово, 2002. 

  10. Сайт «Мир воды» - «Энциклопедия

  11. воды». http://www.mirvod.ru/encycl/vvtviv/kvnp/

  12. Фомичева Е.В. Экономика природопользования. – М.: Дашков и К, 2003. – С.162-165



























Пути решения проблемы






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Тема: « Рациональное использование воды в сельской местности»

Автор: Парай Лидия Рунальдовна и Киченок Оксана Викторовна

Дата: 10.04.2016

Номер свидетельства: 317109

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(291) "«Влияние на лесозащитные полосы антропогенной нагрузки в условиях лесостепной природной зоны п. «Красноармейский»  Торбеевского района Республики Мордовия "
    ["seo_title"] => string(169) "vliianiie-na-liesozashchitnyie-polosy-antropoghiennoi-naghruzki-v-usloviiakh-liesostiepnoi-prirodnoi-zony-p-krasnoarmieiskii-torbieievskogho-raiona-riespubliki-mordoviia"
    ["file_id"] => string(6) "240601"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445069631"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Программа летнего лагеря с экологической направленностью."
    ["seo_title"] => string(62) "proghrammalietniegholaghieriasekologhichieskoinapravliennostiu"
    ["file_id"] => string(6) "331370"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1464611308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства