kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Пусть ёлочки растут в лесу! Будем хранить ту красоту!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия: «Пусть ёлочки растут в лесу! Будем хранить ту красоту!»

Цель: повышение уровня экологического сознания учащихся, формирование у них ответственного отношения к окружающей природе.

Задачи:

  • развивать интерес к проблеме сохранения и пополнения хвойных деревьев;
  • показать огромное значение леса в природе и жизни человека; раскрыть роль охраны хвойных растений и окружающей природы;
  • воспитывать у детей  бережное отношение к хвойным деревьям.

Форма проведения – мероприятие

Метод проведения: словесный, наглядный, игровой.

Возраст детей: 11-13 лет.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листовки, листы формата А4, ручки.

Действующие лица:

Чтец;

Историк;

Юннат;

Врач;

Эколог;

Дятел;

Клёст;

Белочка.

Методические советы на подготовительный период.

подготовить презентацию, листовки, раздать роли.

Сценарный план.

1. Вступительная беседа.

2. Историческая справка о возникновении традиции ставить ёлку.

3. История ёлочки

4. Значения хвойных растений.

5. Разгадывание ребусов.

6. Конкурс «Что такое лес?»

7. Правила поведения в лесу.

8. Подведение итогов занятия.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие»



Тема занятия: «Пусть ёлочки растут в лесу! Будем хранить ту красоту!»

Цель: повышение уровня экологического сознания учащихся, формирование у них ответственного отношения к окружающей природе.

Задачи:

  • развивать интерес к проблеме сохранения и пополнения хвойных деревьев;

  • показать огромное значение леса в природе и жизни человека; раскрыть роль охраны хвойных растений и окружающей природы;

  • воспитывать у детей бережное отношение к хвойным деревьям.

Ход мероприятия.

1. Вступительная беседа

Педагог: Лесом частым, полем вьюжным зимний праздник к вам идет.

Так давайте скажем дружно: «Здравствуй, здравствуй Новый год!»

Здравствуйте ребята! Сегодня, в преддверии нового года, мы бы хотели поговорить с вами о важной проблеме – проблеме сохранения хвойных деревьев. И тема нашего занятия звучит так - «Пусть ёлочки растут в лесу! Будем хранить ту красоту!» (Показ слайда №1)

Скоро наступит любимый праздник Новый Год, и у всех дома замигают огоньки на нарядных елках. А кто знает, откуда берёт своё начало обычай именно в новый год ставить ёлку в доме и украшать её?

2. Историческая справка о возникновении традиции ставить ёлку.

Историк: Зелёная пахучая ель-красавица издавна считается особым деревом. Стройная представи­тельница зеленого царства хвойных украшает со­бою лес и невольно вызывает уважение к себе. Недаром древние германцы считали, что в ели жи­вет добрый дух леса, сохраняющий все растения, оберегающий зверей и птиц. В древности к этому дереву приходили вожди воинственных германс­ких племен, чтобы преклониться перед духом, уми­лостивить его, добиться его расположения. Жрецы, произнося таинственные заклинания, развешивали на еловых ветках различные украшения — свои дары лесному духу. От древних германцев обряд почитания ели перешел к голландцам, затем к анг­личанам, которые чествовали это дерево как сим­вол неувядающей жизни, вечный молодости и силы. Так появился обычай ставить на Новый год наряженную елку, как символ вечной жизни и здо­ровья.

Педагог: А как ель у нас в России стала укра­шением новогоднего праздника?

Историк (продолжает). В Россию же новогодняя елка пришла с петровским указом. Петр I повелел 1 января 1700 года все дома украсить хвойными, еловыми, сосновыми, можжевеловыми ветвями. Вот откуда идет этот обычай. (Показ слайда №2) . [2]

Юннат. А, по-моему, это плохой обычай. Вы толь­ко представьте себе, сколько елочек срубается пе­ред новогодним праздником! Для того чтобы выра­стить одну елку до полуметровой высоты, нужно 15 - 20 лет. А к новогодним праздникам ежегодно сру­бается несколько миллионов елок! (Показ слайда №3)

Чтец.

Чтоб не царапалась и не цеплялась,

Елку скрутили и потащили

Праздновать то, чего в нас не осталось, —

К этому совесть свою приучили.

А ветви-руки, чистые и нежные,

Людскому фарсу не чета и не родня,

Обвешают стеклянными, железными

Игрушками пустыми бытия.

А ей идет лишь снег, капель и солнце,

Все ваши вздорные наряды так дурны,

Пускай в лесах смолистый запах льется,

И не тревожьте хвойной тишины.

Кто ты такой, что суд ведешь над миром,

И машешь в исступленьи топором?!

Никто не вправе делать плахой или тиром

Природу — тело, наше тело,

Огромное и общее — наш дом.

(Андрей Юшков, «Новогоднее».). [1]

3. История ёлочки.

Педагог: Познакомьтесь, это ёлочка мама. (Показ слайда №4). Дерево достигает 20-50 м в высоту, доживает до 500 лет. Образует стройную пирамиду кроны с приподнятыми на концах ветвями. Ствол крупный, прямой, покрыт красновато-коричневой чешуйчатой корой. К роду елей относятся 45 видов, растущих по всему свету. Есть ели с голубоватой, синевато-белой, золотисто-желтой хвоей и традиционно зелёной (Показ слайда №5).

Педагог: Хвоя. (Показ слайда №6).Ель считают вечнозеленой породой. Хвоинки колючие, четырехгранные, острые. Но хвоя у ели не вечная. Хвоинки, отслужив свою службу, через 7-9 лет опадают. Каждую осень ель сбрасывает не меньше седьмой части хвои, невидимо, постепенно сменяя свой вечнозеленый наряд.

Педагог: Шишки ели. (Показ слайда №7). Шишки появляются на верхушках прошлогодних веток. Шишки у ели узкие и длинные. В конце зимы шишки открываются и оттуда вылетают семена.

Педагог: Семена ели. (Показ слайда №8).Семена ель начинает приносить в сомкнутых насаждениях, когда им исполняется около 50 – 60 лет. Семенные ее годы бывают через 5 – 6 лет. Их наступление замечается уже в предшествующую осень по изобилию лежащих на земле кончиков побегов, отгрызенных белками.

Педагог: Маленький росточек. Крылатые семена подхватывает ветер и по снежному насту уносит их далеко от родного дерева. Из семян вырастают молодые нежные елочки. (Во так выглядит ёлочка в 1 год и в 3 года) (Показ слайда №9). А вы знаете, как быстро растёт елочка?

Педагог: Оказывается рост деревьев в первые годы медленный. С 25 – 30 лет рост значительно усиливается и сохраняется равномерным часто даже в 100-летнем возрасте. [6]

Педагог: А какие хвойные растения вы знаете ещё? (Показ слайдов №10,11)


4. Значения хвойных растений.

Педагог: Ребята, какое значение имеют хвойные растения? РР

Юннат (продолжает). В хозяйстве ель — чуть ли не самое «ходовое дерево». Ее древесина в больших количествах идет на изготовление бумаги. Из дре­весины ели вырабатывают целлюлозу, искусствен­ный шелк. Широко применяется ель и в строи­тельстве: из толстых еловых бревен люди строят теплые деревянные дома, делают красивую ме­бель. У ели самая звонкая, певучая древесина. Она незаменимый материал для изготовления музыкальных инструментов: скрипок, пианино. Из нее изготавливают лукошки, корзины, решёта. (Показ слайда №12). Ель явля­ется важным поставщиком дубильных веществ, ко­торые необходимы при выделки кожи. Многие хи­мические и лекарственные препараты дает чело­веку только ель.

Врач. В медицине ель имеет огромное значение! Используется хвоя, молодые побеги, шишки. Побеги собирают в мае-июне, хвою — круглый год. В хвое содержатся эфирные масла, смолы, дубильные ве­щества, микроэлементы, витамин С — аскорбиновая кислота. Из хвои готовят витаминный настой: 25-30 граммов хвои промывают холодной водой, залива­ют 1-1,5 стаканами кипятка, кипятят — зимой 20 ми­нут, летом — 40 минут. Процеживают, для улучшения вкуса добавляют сахар, лучше мед. Выпивают в те­чение дня в 2-3 приема. Рекомендуется принимать для предупреждения цинги и усиления сопротив­ляемости организма неблагоприятным условиям внешней среды. Особенно этот витаминный напи­ток полезен зимой, когда содержание аскорбиновой кислоты в хвое резко возрастает по сравнению с летним периодом. В на­родной медицине водный настой и отвар молодых веток и шишек рекомендуют при цинге, простудных заболеваниях, кашле, туберкулезе, водянке, различ­ных кожных сыпях, для ванн при радикулитах и ревматических болях. Смола ели также применяет­ся в народной медицине. Ее осторожно собирают с коры, сухую измельчают и присыпают раны и язвы. А из порошка сухой смолы, пчелиного воска и под­солнечного масла делают мазь: все берут в равных количествах, подогревают, помешивая до получения однородной массы. Применяют для заживления гнойничков и застарелых язв. Вот такое это полез­ное деревце с точки зрения медицины. [4]

Выходят дети в костюмах Дятла, Клеста, Белочки.

Дятел. А вы еще про нас забыли!

Клест. В густом ельнике звери и птицы пережи­дают холода и дожди.

Белочка. Там мы скрываемся от опасности.

Дятел. Для меня осень и зима —суровые време­на. Летом-то я питаюсь насекомыми, а вот к зиме перехожу на растительный корм. В своих «кузни­цах» лущу шишки, достаю из них семена. Это они меня спасают от голода в зимнюю стужу.

Клест. У птиц, как известно, птенцы появляются тогда, когда есть достаточно пищи! А наш корм — это семена хвойных растений. Они созревают осе­нью и в шишках держатся до марта. Корма у нас много, поэтому мы своих птенцов выводим не толь­ко весной, но и зимой под вьюжный вой. «А почему же птенцы не замерзают?» — спросите вы. Охотно отвечу: гнездо у нас сделано очень тщательно - внизу теплая подстилка, с боков — толстые стены. Да и в еловом лесу теплее, чем на открытом месте, здесь не бывает ветра.

Белочка. Если под елью снег, будто ковром, устлан зелеными веточками-коротышками, знайте, ребята: это я сюда на обед приходила. Я ведь тоже в зимнее время питаюсь семенами ели.

Юннат. Все верно, друзья! Когда созревают шиш­ки, со всего леса слетаются птицы, спешат звери. На земле шишки тоже не залеживаются. Мыши, землеройки и другие зверьки лакомятся ими. Ши­шек на елке много — всем хватает. В каждой шиш­ке по 50-60 семян! Даже хозяин леса — медведь — и тот предпочитает берлогу под сваленной бурей старой елкой. (Показ слайда №13)

Эколог. Русские люди издавна с почтением от­носятся к этим чудесным пушистым деревцам, укра­шают ими сады, парки, исторические и памятные места. Справка: (Показ слайда №14)

1.Если 1 гектар лиственного леса за сутки вы­деляет 2 килограмма фитонцидов, то 1 гектар хвой­ного леса — 5 килограммов! Фитонциды — это ве­щества, убивающие болезнетворных микробов.

2. 1 гектар хвойного леса в год дает 540 кило­граммов кислорода!

  1. 1 гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 тонн пыли!

Жаль только, что у ели есть своя особенность: задымленный, загрязненный воздух городов дей­ствует на нее губительно, поэтому еловые посадки в больших городах выживают нечасто. [1]

5. Разгадывание ребусов.

Педагог. Казалось бы, самая обыкновенная ель, а оказывается, как много загадок хранит она в себе! А сейчас отгадав ребусы вы узнаете какое значение имеют хвойные растения в природе – 1 ребус. Из ребуса 2 вы узнаете, почему воздух в хвойных лесах практически не содержит болезнетворных бактерий – микробов. Когда вы разгадаете ребус 3, то прочтёте, какие особенности есть у древесины хвойных растений. (Показ слайдов №15, 16, 17 ).

(1 – Хвойные – основные лесообразующие породы.

2- Хвоя выделяет фитонциды, убивающие микробы.

3- Древесина хвойных содержит смоляные ходы.) [5] (Показ слайда №18)

Педагог: А вы знаете, где растут ели? (правильно в лесу)

6. Конкурс «Что такое лес?»

(Педагог раздаёт листочки с пословицами. Участникам (в парах) предлагается пословица или высказывание смысл понимания которых им необходимо объяснить)

Лес – родной дом растениям и животным.

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!

Враг природы тот, кто лес не бережет.

Лес – это богатство и краса, береги наши леса!

Люби лес, люби природу, вечно будешь мил народу.

Лес – это «легкие» планеты.

Лес – это зеленый наряд нашей Земли.

Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары.

Лес – это «зеленое золото» .) [3] (Показ слайда №19)

Педагог. Молодцы ребята как много важного вы сказали о лесе, о его пользе и необходимости его защиты. Роль лесов на планете велика. Леса очищают воздух, задерживают осадки, закрепляют почву, участвуют в процессе фотосинтеза, обеспечивая воздух кислородом. Кроме того лес – это место обитания животных, а так же сырьё для промышленности.

Вы очень хорошо справились с этим конкурсом.

Педагог: Ребята, а что страшнее всего для леса?

(Высказывание детей: пожар, мусор, рубка.)

Педагог: Очень важно, чтобы вы осознавали, что людская беспечность – вот главная причина беды. К сожалению, многие рассуждают так: чего- чего, а уж лесов на белом свете видимо-невидимо, никто их не сеял, не сажал – сами выросли. Так всегда бывало, так и впредь будет. (Показ слайда №20)

– Но будет ли?

Мы порой безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Ни за что не в ответе,

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Не хозяева вроде,

Так добро своё сгубим,

А гордимся природой

И отечество любим. [3]

7. Правила поведения в лесу.

Педагог: Ребята, людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит нам лес! Жизнь леса зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения. Что должен знать и уметь юный защитник леса? (Дети называют правила поведения в лесу).

Педагог: Ребята, я раздам вам листовки, а вы их прочитаете дома всем своим родным людям, размножите их и раздадите знакомым и прохожим возле вашего дома или в других местах. Так вы приумножите доброе и практически поможете сохранению хвойных растений (Педагог раздаёт листовки).

8. Подведение итогов занятия.

Педагог: Кто до сих пор считает, что на Новый Год нужно ставить живую елку дома? Почему?

Мы очень надеемся, что наше занятие не прошло напрасно, что вы пополнили свои знания о пользе хвойных деревьев, будете охранять и пополнять хвойные насаждения. (Показ слайда №21)

Литература.



  1. Газета «Педсовет» №11/2011.

  2. Группа продлённого дня: Конспекты занятий, сценарий мероприятий: 3-4 классы/ Авт.-сост. Л.И.Гайдина, А.В. Кочергина.-М.:ВАКО, 2009.

  3. Калейдоскоп школьных дел. Выпуск 2: методические рекомендации/ Авт. – сост. Щербакова В.М., Смекалова Е.М. – Псков, ПОИПКРО,1997.

  4. Растения здоровья. Г.В. Крылов, Н.Ф. Козакова, А.А. Лагерь-Новосибирск: кн. изд-во, 1989.

  5. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999.

6. Сайт: www.vitusltd.ru







Просмотр содержимого презентации
«Пусть ёлочки растут в лесу!»

Пусть ёлочки растут в лесу!  Будем хранить ту красоту! «О каждом новом свежем пне, О ветви, сломанной бесцельно, Тоскую я душой смертельно. И так трагично – больно мне. Редеет парк, редеет глушь, Редеют еловые кущи…»

Пусть ёлочки растут в лесу! Будем хранить ту красоту!

«О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно.

И так трагично – больно мне.

Редеет парк, редеет глушь,

Редеют еловые кущи…»

В 1700 году Пётр І установил, что отныне Новый год будет наступать 1-го января

В 1700 году Пётр І установил, что отныне Новый год будет наступать 1-го января

Ёлка, которую срубил человек, заменится другой в лесу не меньше, чем через 7,5 лет

Ёлка, которую срубил человек, заменится другой в лесу не меньше, чем через 7,5 лет

Ель

Ель

Хвоя

Хвоя

3 года

3 года

Пихта Сибирская Сосна Обыкновенная Лиственница Сибирский кедр

Пихта Сибирская

Сосна Обыкновенная

Лиственница

Сибирский кедр

Туя Кипарис

Туя

Кипарис

Справка: 1. Если 1 гектар лиственного леса за сутки выделяет 2 килограмма фитонцидов, то 1 гектар хвойного леса — 5 килограммов! Фитонциды — это вещества, убивающие болезнетворных микробов. 2. 1 гектар хвойного леса в год дает 540 килограммов кислорода! 3. 1 гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 тонн пыли!

Справка:

1. Если 1 гектар лиственного леса за сутки выделяет 2 килограмма фитонцидов, то 1 гектар хвойного леса — 5 килограммов! Фитонциды — это вещества, убивающие болезнетворных микробов.

2. 1 гектар хвойного леса в год дает 540 килограммов кислорода!

3. 1 гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 тонн пыли!

Какое значение имеют хвойные растения в природе?

Какое значение имеют хвойные растения в природе?

Почему воздух в хвойных лесах практически не содержит болезнетворных бактерий – микробов?

Почему воздух в хвойных лесах практически не содержит болезнетворных бактерий – микробов?

Какие особенности есть у древесины хвойных растений?

Какие особенности есть у древесины хвойных растений?

1 Хвойные – основные лесообразующие породы.  2 Хвоя выделяет фитонциды, убивающие микробы.  3 Древесина хвойных содержит смоляные ходы.

1 Хвойные – основные лесообразующие породы.

2 Хвоя выделяет фитонциды, убивающие микробы.

3 Древесина хвойных содержит смоляные ходы.

Конкурс «Что такое лес?»

Конкурс «Что такое лес?»

  • Лес – родной дом растениям и животным.
  • Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!
  • Враг природы тот, кто лес не бережет.
  • Лес – это богатство и краса, береги наши леса!
  • Люби лес, люби природу, вечно будешь мил народу.
  • Лес – это «легкие» планеты.
  • Лес – это зеленый наряд нашей Земли.
  • Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары.
  • Лес – это «зеленое золото» .
Остановитесь!

Остановитесь!

Охранять природу – значит охранять Родину

Охранять

природу – значит охранять Родину


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Пусть ёлочки растут в лесу! Будем хранить ту красоту!"

Автор: Косинова Татьяна Ивановна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128372

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Артемий Подогов - уральский поэт. "
    ["seo_title"] => string(32) "artiemii-podoghov-ural-skii-poet"
    ["file_id"] => string(6) "109412"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404491381"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства