Методическая разработка по профориентационной работе
Методическая разработка по профориентационной работе
Трудовое обучение и воспитание школьников в коррекционной школе-интернат должно обеспечить решение широкого круга задач, главная из которых- формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по профориентационной работе»
БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии
Воспитание ответственного отношения
к трудовой деятельности у обучающихся
с интеллектуальными нарушениями
Выполнила:
Алексеева Раиса Осиповна
2018
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ
3-5
I.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
6-19
1.1.
Психологическая подготовка к труду
6-8
1.2.
Практическая подготовка к труду
8-13
1.3.
Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности
13-19
II.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
21-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26-27
ЛИТЕРАТУРА
28
ВВЕДЕНИЕ
Одной из задач основной общеобразовательной школы для обучающихся с ОВЗ является трудовое воспитание учащихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности умственно отсталого ребенка. В труде формируется мировоззрение ребенка, моральные качества его, мотивы поведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер. Школа психологически и практически должна готовить учащихся к сознательному, активному труду на пользу личности и общества.
Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание необходимости для каждого человека участия в труде, развить на этой основе социальные мотивы трудовой деятельности. В труде необходимо воспитывать черты высокой морали труженика - производителя материальных ценностей. Наряду с этим нужно учить детей (особенно подростков) трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу. На этой основе происходит вооружение учащихся, оканчивающих школу , одной из массовых рабочих профессий. При решении задач трудового воспитания нельзя забывать о том, что труд имеет для ученика с умственной отсталостью большое коррекционное значение. а.
Используя в процессе труда знания, полученные на уроках, учащиеся их уточняют, более глубоко осознают. Так, труд в школе для воспитанников с интеллектуальными нарушениями выступает как средство, помогающее сознательности обучения умственно отсталого ребенка. Участие в физическом труде положительно отражается и на общем физическом развитии ученика с ОВЗ. А это тоже очень важная коррекционная задача, так как в физическом отношении умственно отсталый ребенок часто отстает от своих нормальных сверстников. Поэтому вопрос видов труда, его форм, возрастной нагрузки, посильности приобретает в коррекционной школе особое значение. Ученики с интеллектуальными нарушениями требуют очень большого внимания при коррекции недостатков их эмоционально-волевой сферы. Негативизм, неуверенность в своих силах, легкая возбудимость одних и заторможенность других должны учитываться при организации трудовой деятельности детей.. На уроках труда необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Например, при ослабленном, неустойчивом внимании помогает выполнение таких трудовых заданий, которые требуют сосредоточенности (вышивка, рисование, лепка из пластилина). Индивидуалиста следует чаще подключать к выполнению коллективных заданий, чтобы он осознал силу коллектива; неуверенному ученику необходимо на первых порах задание облегчить, тогда он сможет убедиться в своих силах и т.д. Таким образом, труд в школе для обучающихся с ОВЗ имеет свои специфические задачи, которые можно назвать коррекционно-воспитательными. Осуществление задач трудового воспитания требует, чтобы труд в школе стал неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса.
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.
Отечественная (российская) вспомогательная школа уделяла большое внимание трудовому обучению в развитии учащихся. Это нашло свое отражение в учебных планах и программах школы. Вопросы обучения умственно отсталых учащихся труду изучались рядом исследователей (И. П. Акименко, А. Н. Граборов, И.
В. А. Сухомлинский утверждал: «Прежде чем понять общественное значение труда, ребенок должен почувствовать, что без труда невозможно жить, что труд дает радость, полноту духовной жизни». (4, с. 292-293)
Цель трудового воспитания- формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
Задачи трудового воспитания:
- развитие трудовых навыков;
- включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд);
- воспитание положительного отношения к труду.
Цель исследования: определение особенностей и условий воспитания ответственного отношения к трудовой деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Задачи исследования:
1) выявить особенности воспитания ответственного отношения к трудовой деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на основе анализа данных литературных источников;
2) определить условия ответственного отношения к трудовой деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности
Актуальность темы – проблема подготовки воспитанника к трудовой деятельности.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
1.1. Психологическая подготовка к труду
Основополагающей в системе трудового обучения умственно отсталых школьников явились исследования Г.М.Дульнева, в которых дан «психолого-дидактический анализ тех условий, при которых повышается эффективность влияния процесса трудового обучения на развитие и упорядочение умственной деятельности учащихся вспомогательных школ и вместе с тем улучшается подготовленность этих учащихся к самостоятельному труду».
Уже с первых лет обучения школа должна психологически готовить ребенка к участию в общественно полезном труде. Эта психологическая подготовка направлена на развитие моральных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств человека, необходимых для творческого труда. В процессе ее формирования положительные мотивы трудовой деятельности, целеустремленность и интерес к овладению определенной профессией в соединении с практической подготовкой помогают сформировать новое отношение к труду. Известно, что для любой работы необходимо владеть целым комплексом умений. При образовании трудовых навыков ученику вначале показывают образцы работы, приемы ее выполнения, и он, подражая учителю, овладевает автоматизированным действием - навыком выполнения той или другой операции, что необходимо в овладении любой профессией. Но если остановиться только на этом, процесс труда и его влияние на личность были бы обеднены. Очень важно развивать у ребенка стремление внести новое в свой труд, проявить творчество и самостоятельность, только тогда работа захватывает мысли и чувства человека, доставляет ему истинное наслаждение. Творческий подход к делу требует больших умственных усилий, опирающихся на изучение, собирание и обобщение опыта. Производственный труд в современных условиях требует сочетания физических и умственных усилий. Поэтому большое значение в психологической подготовке к труду приобретает усвоение основ наук и развитие познавательных способностей школьника. В процессе обучения необходимо вызвать у детей стремление к знаниям, вооружить их необходимыми навыками изучения действительности.
На основе сочетания теоретических знаний и практических умений складываются правильные представления о природе и обществе, формируется отношение к жизни, определяется дальнейший жизненный путь. Педагог стремится показать учащимся, что в их знаниях заинтересован весь народ, так как обществу нужны образованные и культурные люди, способные использовать на благо народа все достижения науки и техники. Соединение обучения с производительным трудом, с жизнью помогает использовать навыки мыслительной деятельности, полученные в школе, на практике, в производстве.
Новейшие достижения науки и техники, ускоренное развитие механизации и автоматизации производства, применение электроники, счетно-решающих устройств требуют от рабочего общей высокой культуры труда. В основе ее лежит целый ряд психических процессов, связанных с быстротой реакции, хорошей переключаемостью внимания, развитием двигательного аппарата, рационализацией рабочих движений, умением планировать время и т.д. Так возникает необходимость психологической подготовки к труду, где особое внимание следует обратить на развитие органов чувств и мышечно-двигательного аппарата, на воспитание умения слышать, наблюдать, анализировать, на развитие пространственных, временных и количественных представлений. Такая подготовка обеспечит воспитание высокой чувствительности организма к раздражениям-сигналам, координированности движений при выполнении рабочих операций, взаимодействие и связь в работе анализаторов. В применении к учащимся школ для обучающихся с ОВЗ эта задача особенно важна, так как многие дефекты ребенка связаны с тем, что его сенсомоторная культура очень невысока. Предметные уроки и уроки ручного труда, проводимые в школе по определенной системе, создают необходимые условия для развития сенсомоторной культуры ребенка. Их дополняют уроки физического воспитания, ритмики, пения и музыки, подвижные игры во внеклассное время.
В целях психологической подготовки учащихся с ОВЗ к труду в классе проводятся специальные беседы, встречи с представителями разных профессий, организуются вечера, посвященные их чествованию, устраиваются праздники труда. Такие формы работы в сочетании с педагогически правильно организованным трудом учащихся оставляют глубокий след в сознании школьников, способствуют эмоциональному подъему, воспитывают интерес к труду.
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что психологическая подготовка - это не отдельные мероприятия, а целостная система работы с учащимися, направленная на осознание ими труда окружающих людей и своего собственного трудового опыта, на создание устойчивого интереса к трудовой деятельности. В этой работе должен найти свое место каждый учитель, каждый воспитатель школы, а не только преподаватели по труду, как это часто бывает. Учителя литературы и русского языка, например, многое могут сделать для психологической подготовки учащихся к труду, читая и разбирая с ними художественные произведения с трудовой тематикой, проводя читательские конференции, просматривая и обсуждая кинофильмы на соответствующие темы. Сбор пословиц и поговорок о труде также имеет большое воспитательное значение. Создание образа рабочего, фермера, отображение труда в произведениях живописи и скульптуры - хороший материал для бесед с детьми учителя рисования, Отображение героики труда в песнях и музыке должен показать ребятам учитель пения.
Практическая подготовка к труду
На протяжении всей истории организации педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья вопросы трудового воспитания и обучения этой категории учащихся привлекали внимание теоретиков и практиков олигофренопедагогики. Прежде всего рассматривалась роль труда как средства развития отдельных личностных качеств и формирования навыков самообслуживания. Особое внимание уделялось и уделяется разработке дидактических положений об использовании труда в обучении и воспитании детей с ОВЗ как средства коррекции их психического и физического развития. Вопросы трудового обучения и воспитания учащихся коррекционной школы рассматриваются как социальная проблема, т.е. в плане задач социально-трудовой реабилитации выпускников коррекционных школ.
Практическая подготовка к труду - это формирование у школьников трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении одной из массовых рабочих профессий. Эти задачи в школе –интернате для обучающихся с ОВЗ решаются на занятиях ручным трудом, домоводством, в процессе профессионально-трудового обучения и во время общественно производственной практики. За время обучения в школе с ОВЗ дети проходят через целую систему упражнений в коллективной трудовой деятельности. Уже в процессе изучения основ наук учащиеся получают некоторые практические навыки и умения, необходимые им в жизни. Например, на уроках математики учатся производить различные измерения, приобретают умения и навыки обращения с некоторыми инструментами (циркулем, ножницами и др.). Но основное значение для приобретения рабочих умений и навыков учащимися школ с ОВЗ имеет система трудового обучения и профессиональной подготовки. Эта система включает занятия по ручному труду и домоводству, работу в мастерских, на пришкольном участке.
Первые навыки любви к труду ученики приобретают в начальной школе на уроках труда, рисования, во внеурочное время, а также в процессе самообслуживания. Всевозможные поделки и другие творческие работы, создаваемые ребятами на данных уроках, не только развивают их творческие способности, учат правильно организовывать сам процесс труда и творчества, но и имеют огромное воспитательное значение. Вся система уроков труда в начальной школе адаптирована к системе общешкольных мероприятий. Так, младшие школьники готовят поделки к Дню матери, Дню учителя, Новому году, Дню защитника Отечества, Международному дню 8 Марта, Дню Победы (подарок ветеранам), выставкам. Каждый такой урок несет радость не только ребенку, но и всем, кто его окружает. Учебная деятельность по труду, рисованию в начальной школе получает дальнейшее развитие в системе дополнительного образования. Для младших детей в нашей школе на протяжении уже нескольких лет успешно работают: кружок «Умелые руки», кружок по рисованию, танцевальный кружок.
Практическая деятельность учащихся по изготовлению разнообразных изделий дает педагогу широкие возможности познакомить детей опытным, наглядным путем со свойствами материалов и простейшими инструментами для их обработки. На занятиях по ручному и хозяйственно-бытовому труду дети приобретают опыт работы в коллективе и в связи с этим опыт подчинения определенным правилам. Здесь учащиеся узнают и первые радости от успеха. Ручной труд развивает самостоятельность, инициативу и настойчивость в решении трудовых задач, чувство ответственности за порученное дело. Особенно это чувство возрастает, когда дети видят, что сделанные ими вещи (закладки для книг, перочистки, открытки для поздравления, панно из природного материала, бусы для счета и т.д.) действительно нужны. К вещам, сделанным своими руками, дети проявляют и особую бережливость. Кроме воспитания этих качеств личности ребенка, ручной труд нужно использовать для развития познавательных интересов и закрепления знаний, полученных учащимися во время занятий в классе.
Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей.
Ручной труд является важнейшим видом труда в школе с ОВЗ. Ручной труд направлен на обучение детей работе с различными материалами.. Так, например, специальное внимание на внеклассных занятиях ручному труду уделено воспитанию у умственно отсталых учащихся привычки обдумывать задание не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении которых необходимо предварительно определить место приклеивания отдельных частей аппликации, а так же соблюдать последовательность их приклеивания. В процессе таких занятий у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.
Аппликационные работы используются для развития пространственного представления, так как умственно отсталые учащиеся испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга., а так же в самостоятельном употреблении соответствующих слов: наверху, в середине, вокруг, над справа, слева и др. При изготовлении аппликации из геометрических фигур осуществляются межпредметные связи с уроками по математике .
Самообслуживание - первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за платьем, обувью, уборка игрового и рабочего места - это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается дошкольник. Однако учащиеся с интеллектуальными нарушениями таких навыков при поступлении в первый класс в большинстве случаев не имеют. Часто в семье их не приучали к выполнению трудовых обязанностей, и поэтому у многих из них воспиталось иждивенчество. В школе, особенно в школе-интернате, самообслуживание является частью общественно полезного труда учащихся. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Содержание в порядке, в чистоте и сохранности классного помещения, классного оборудования, уход за комнатными растениями, полная уборка классных помещений, кабинетов, мастерских школы, включая мытье полов и участие в ремонтных работах (в старших классах), - таков перечень дел, которыми могут заниматься умственно отсталые дети. В интернате добавляется еще и уборка, содержание в чистоте и порядке спален, стирка мелких вещей и ремонт одежды и обуви. Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены. Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные ими на предметных уроках, на уроках по ручному труду, домоводству, внеурочное время. Сейчас в быту все более широко используются машины, облегчающие труд человека. Обращению с такими машинами дети учатся на уроках домоводства и на внеклассных занятиях. Использование инструментов, правильное расходование материалов, аккуратное и бережное обращение с рабочей одеждой помогают воспитать дисциплинированность, бережливость и аккуратность, вырабатывают навыки культуры труда. Повторяясь из дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.
Труд по самообслуживанию имеет большую ценность для формирования коллектива. Каждый ученик выполняет определенные обязанности по самообслуживанию, которые помогают лучшей организации жизни интерната. Дежурство по школе, участие в бригадах по ремонту белья, обуви, шефская помощь старших ребят младшим - все этот помогает установить между детьми товарищеские отношения и убедить их на конкретных примерах в том, что от работы каждого зависит общий успех.
Еще больше значения придается общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса и активности умственно отсталых школьников в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Такому осознанию содействует соединение обучения с общественно полезным трудом .
Умственно отсталые школьники в большей степени, чем нормальные, нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретенные в школе знания. Сообщенные в школе знания и сведения превращаются у умственно отсталого школьника в мертвый груз, если специально не учить его пользоваться ими в процессе выполнения общественно полезной деятельности. Воспитанники ежегодно участвуют в благоустройстве школьной территории, оказывают помощь в работе библиотеки и методического кабинета школы, заготавливают и развешивают кормушки для птиц, проявляют заботу о памятниках героям,ухаживают за цветниками.
Часто у детей сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым, выработать же у наших школьников привычку повседневного участия в труде - дело довольно трудное. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовым навыками проводят к тому, что дети быстро утомляются и не всегда с желанием берутся за работу. Поэтому особое значение приобретает правильная дозировка трудовых заданий. Непосильность задания может привести к перенапряжению и вызвать отрицательное отношение к работе вообще. Наоборот, правильная дозировка заданий, распределение их во время, разумное разделение труда делают работу привлекательной и вызывают желание трудиться. Этому же помогает соревнование за лучшее качество работы и соответствующие меры поощрения. При этом наибольший воспитательный эффект достигается в том случае, если к оценке результатов труда привлекаются сами учащиеся. Под руководством воспитателя дети определяют, кто лучше сделал? У кого красивее? Почему? Это приучает детей более критично относиться к качеству своей работы и работы товарищей.
1.3 Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности.
Основными целями внеурочной деятельности являются:
- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
- создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
-создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Программа внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Внеурочные занятия трудом - одна из форм работы с умственно отсталыми школьниками, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Внеурочные занятия способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
Воспитанники знакомятся с дополнительными элементами прикладного творчества: техника бисероплетение, изонить, вышивка, вязание, соломка, папье-маше, канзаши, модульное оригами.
Данные занятия развивают творческое воображение, фантазию, умение моделировать творческую работу из заданных объектов, формируют навыки аккуратности, умение самостоятельно работать.
Происходит коррекция мышления, зрительного восприятия на основе упражнений в классификации, узнавании и различении (цвет бисера, ниток). Коррекция мелкой моторики, формирование способности к согласованным движениям на основе упражнений в скоординированных движениях пальцев (вязание, соломка, бисероплетение, папье-маше, канзаши, модульное оригами).
Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение учащихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы. Коррекционно-педагогическая деятельность в образовательном учреждении направлена на создание системы творческого трудового обучения учащихся.
Содержание внеклассных занятий должно помочь решению основных задач, которые стоят перед трудовым обучением в школе для обучающихся с ОВЗ: трудовое обучение должно быть социально значимо, т. е. оно должно практически готовить учащихся к включению в производительный труд общества; трудовое обучение должно быть использовано для коррекции психофизических недостатков умственно отсталых детей; трудовая деятельность должна способствовать формированию нравственных качеств личности ребенка.
Внеклассные занятия по труду являются естественным дополнением к тем видам работ, которые выполняются по программе трудового обучения.
На внеклассных занятиях ученики имеют дело с теми же материалами и инструментами, что и на уроках труда. Однако характер занятий и виды изделий существенно отличаются. Руководителям внеурочных занятий необходимо хорошо знать, что изучают дети на уроках труда, какие виды работ выполняют. Это поможет им спланировать свою работу с учетом программных требований, возрастных особенностей, уровня общеобразовательных знаний и трудовых умений и навыков.
Так, например, учащимся младших классов не следует предлагать такие виды работ, которые требуют умения самостоятельно производить сложные вычислительные, измерительные и разметочные операции, учащимся старших классов — слишком простые, не интересные для них виды работ. Надо иметь также, в виду, что на внеклассных занятиях не рекомендуется давать более сложные, по отношению к программному материалу, задания .
Естественно, что на внеурочных занятиях дублировать те виды трудовой деятельности, которые учащиеся изучают по программе трудового обучения, не следует. Виды трудовой деятельности надо подбирать с таким расчетом, чтобы знания, умения и навыки, полученные на уроках труда и на уроках общеобразовательного цикла, можно было совершенствовать и закреплять на внеурочных занятиях.
Надо иметь в виду, что нестойкость познавательных интересов умственно отсталых детей, быстрая утомляемость от однообразной деятельности требуют в определенный момент смены видов труда. Поэтому в содержание внеурочных занятий должно входить несколько разнообразных видов трудовой деятельности. Следует также принять во внимание чувственный опыт детей и внести в содержание обучения элементы изобразительной деятельности, игровые моменты, а также наблюдения в природе. Наиболее распространенной формой внеурочных занятий по труду являются различные кружки. В этих кружках для работы на длительное время объединяются относительно небольшие группы учащихся, проявившие интерес и склонность к определенному виду труда. В большинстве случаев это те учащиеся, которые успешно занимаются и на уроках по трудовому обучению.
Значительно большие группы учащихся принимают участие во внеурочных занятиях под руководством воспитателей в школе-интернате. Эта форма работы позволяет организовать занятия со всеми учениками класса. Хорошо зная состав учащихся, их индивидуальные особенности, опытный воспитатель умело организует эту работу, подбирая такие виды труда, которые могут быть доступны и интересны всем ученикам его класса.
Очень большое значение для трудового обучения и воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии на предприятия, встречи с людьми разных профессий, беседы о труде, просмотры кинофильмов о производстве и труде взрослых, так как эти встречи и беседы значительно расширяют представления учащихся о характере различных профессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду. Используя все многообразие форм учебно-воспитательной работы по трудовому обучению, педагоги смогут более успешно решать стоящие перед ними задачи подготовки учащихся к участию в производительном труде общества, коррекции психофизических недостатков умственно отсталого ребенка, воспитания положительных качеств личности у детей.
Большим недостатком в трудовой деятельности обучающегося является неумение самостоятельно, без помощи учителя, справляться с поставленной задачей. Несмотря на то, что на занятиях при проведении инструктажа фиксируется внимание на связях, с учетом которых необходимо выполнить задание (показ сопровождается подробным объяснением) и всегда указывается на то, что может вызвать затруднения, ошибки все равно бывают. Ребенок всегда ждет положительной оценки от педагога. Он ждет похвалы и одобрения. Для того, чтобы вызвать у обучающихся стремления старательно относиться к труду, необходим индивидуальный подход. На своих занятиях и внеклассных мероприятиях главной задачей считаю научить детей самостоятельно работать, уделяя этому особое внимание, начиная с 5 класса, ведь не всегда с ними будет рядом учитель. Дети часто нуждаются в контроле и подсказке даже в 9 классе. Они постоянно обращаются с вопросами, чтобы узнать правильно или нет выполняют ту или иную операцию, что в дальнейшем приводит к неуверенности в ходе работы. Для получения хороших результатов необходимо сразу требовать, чтобы обучающиеся ответственно относились к своей работе, наведению порядка на своих местах, правильному хранению и использованию различных инструментов и материалов. Это должны быть систематические требования. И только тогда они смогут сформировать чувство ответственности и дисциплины. Выполнение вышеперечисленных работ на уроках труда и на внеклассных мероприятиях, в кружковой работе формирует эстетическое восприятие. Учу контролировать себя во время работы, соотносить свои действия с целью и проверять правильность полученных результатов. Перед выполнением того или иного задания, всегда показываю конечный результат труда, который дети должны будут делать на занятиях (различные поделки, рисунки, панно и т.д.). Обязательно использую ИКТ, для того чтобы расширить представления о выполняемом изделии. Эти методы стимулируют обучающихся к качественному выполнению того или иного вида работы. Я уверена в том, что навыки, приобретенные на уроках трудового обучения, во внеурочное время в дальнейшем обязательно помогут в социализации детей с интеллектуальными нарушениями здоровья, сэкономят семейный бюджет и предоставят возможность дополнительного дохода.
Условия ответственного отношения к трудовой деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
1.Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечениедоступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
2.Структурирование содержания внеклассного занятия. Каждое занятие несет в себе определенные цели и задачи, которые направлены на развитие и коррекцию учеников, при этом учитывается основной дидактический принцип – от простого к сложному. Главным, в данном условии, является дать учащимся только необходимые знания: информации не должно быть слишком много, иначе учащиеся не смогут в ней ориентироваться. Данное условие предполагает соответствие содержания, характера, методов, форм и объёма материала уровню подготовки учащихся, их возрастным особенностям и развитию их познавательных способностей. Замечено, что эффективность работы снижается, если предъявляемые требования и предлагаемый материал отстают от возрастных возможностей учащихся или непосильны для них. Поэтому при организации внеклассного мероприятия, использую различные формы обучения: индивидуальную, коллективную, групповую. Конечно же, индивидуальная работа стоит во главе всего, так как только при ее осуществлении можно максимально использовать возможности и способности каждого ученика. Использование же групповых форм обучения помогает «втянуть» всех учеников в активную работу. Различные формы коллективной внеклассной деятельности позволяют осуществлять дифференцированный подход к различным категориям учащихся, дифференцировать задания так, чтобы сделать их посильными для каждого ученика.
3.Активизация познавательной деятельности Активизация познавательной деятельности - неотъемлемое условие для формирования ответственного отношения к трудовой деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, так как полученные знания в теоретическом изложении, как правило, вызывают затруднения учащихся в умении применить их на практике. 4.Мотивация трудовой деятельности. Учащиеся с интеллектуальными нарушениями сталкиваются с трудностями при выполнении задания на внеклассных занятиях. Это приводит к тому, что они не могут достигнуть цели, поставленной перед ними педагогом, и самое главное, не проявляют к работе должного интереса, то есть у них отсутствует мотив. Слабость мотивов деятельности и их неустойчивость одно из типичных проявлений незрелости мотивационной сферы. Создание устойчивой мотивации, которая была бы адекватна поставленной задаче, является одним из основных условий, обеспечивающих успешность обучения и воспитания ученика, реализацию его умственных и физических возможностей. 5.Стимулирование трудовой деятельности. Важнейшая задача педагога - обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к познавательной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.
6.Укрепление связи школы с жизнью, с практикой.
7.Специально обученные кадры.
II. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ
В ШКОЛЕ
Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определённые трудности социальной адаптации лиц, окончивших школу для детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении учащихся.
Вопрос «Кем быть?» - один из главных для каждого молодого человека. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворённость процессом труда и его результатами, возможность максимального проявления творчества, положительного эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.
Планируя профориентационную работу в классе, мы ставили перед собой следующие цели:
-познакомить с видами и особенностями рабочих профессий;
-провести диагностические исследования детей с целью выявления особенностей, склонностей, интересов личности;
-сформировать профессиональные и личные качества, для профессионального самоопределения;
-воспитывать профессионально важные качества личности (трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность);
- помочь школьнику выбрать именно ту профессию, в которой требования предъявляемые к работающему, совпали с его личностными качествами и возможностями, построить эту работу так, чтобы каждый выпускник, четко отвечал на важнейшие вопросы: «кто Я?», «чего Я хочу?», «что Я могу?».
Самооценка сформированности качеств личности воспитанников часто является завышенной. Учащиеся желают работать в фирмах, продавцами, учителями, электрогазосварщиками, водителями и другими непосильными для них профессиями. Они зачастую не осознают , что для работы нужна высокая квалификация, дисциплина, знание новых материалов, правовые знания и более высокий уровень обучения.
Поэтому в воспитательной работе важно предусматривать мероприятия по выработке адекватной самооценки у воспитанников. Направлять ребят на выбор соответствующему перечню профессий (утвержденному) ,по которым организуется обучение детей и подростков с ОВЗ.
В структуре воспитательных занятий по профориентационной работе использовали различные методы, их можно условно разделить на 4 блока:
1.Информационный блок. Входят методы ознакомительной профориентационной работы (Рассказы, объяснения, беседы, встречи с людьми разных профессий, общение, просмотр презентаций, фильмов.)Такие занятия углубляют и расширяют знания воспитанников, повышают их интерес к выбору профессии.
2.Практический блок. Входят методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность учащихся по подготовке к выбору профессий ( профориентационные игры, практические пробы, упражнения, практические работы, экскурсии, участие в различных конкурсах).
3.Диагностический блок. Входят методы изучения личности воспитанников в целях профориентации (анкетирование, тестирование, наблюдение за деятельностью).
4.Профориентационное консультирование. Связь со специалистами школы – интерната, с центром занятости поселка Кугеси. Час общения также служат одной из форм профессионального просвещения учащихся, они стимулируют их познавательную активность. Темы общения были разнообразными, например: («Каким я представляю современного рабочего», «Мой первый рабочий день?».
На индивидуальных занятиях расширяем у воспитанника представления о возможностях использования своих склонностей и способностей, интересов, увлечений – беседуем с воспитанником, предлагаем изготовить различные поделки, выполнить поручения, при этом используем индивидуально – дифференцированный подход, учитывая его психофизические особенности в различных видах выполняемых работ, как письменных, заполнение анкет, тестов, так и при выполнении практических заданий, так и при усвоении программного материала. Дифференциация воспитанников по группам позволяет точнее определять средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциальный подход позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно.
Вовлекаем детей в кружковую деятельность «Умелые руки», «Волшебная бумага», «Волшебный гофрокартон», «Соленое тесто», «Волшебная солома», «Плетение из газетных трубочек», «Модульное оригами», «Торцевание». Воспитанники участвуют в различных конкурсах, выставках, где приучаются к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу, способности, которые содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, такие мероприятия имеют большое воспитательное значение, способствуют развитию личности воспитанника как члена коллектива, воспитывают чувства ответственности за порученное дело, готовят их к трудовой деятельности.
Мероприятия по профессиональной ориентации обучающихся:
внеклассные мероприятия:«Калейдоскоп профессий»;«От скуки на все руки»;Умелые руки не знают скуки»,
Интерактивные игры «В мире ремесел» и др.
ознакомительные беседы о профессиях:«В мире профессий»,«Моя будущая профессия»,«Труд кормит, а лень портит» и др.
Экскурсия – одна из важнейших форм по ознакомлению учащихся с организацией производства, основными профессиями различных предприятий.
Посетили: в пожарную часть №41, в швейный цех, на почту, в аптеку, парикмахерскую, в библиотеку, магазины, театры, кинотеатры, техникумы (Мариинско-Посадский технологический техникум, Чебоксарский экономико-технологический колледж». «Центр занятости Чебоксарского района п. Кугеси.
Тестирование по выявлению мотивов выбора профессии.
Анкетирование: «Как я оцениваю своё здоровье»
Всё это помогает молодому человеку самому сделать выбор будущей профессии.
Осознанный выбор профессии – одно из важнейших условий развития самой личности молодого человека, возможности проявления им в полной мере своих способностей. Правильно выбранная молодым человеком профессия позволяет ему занять своё место в обществе, с наибольшей эффективностью применять свои знания, умения и навыки. Все это необходимо для полноценной жизнедеятельности в целом
Современная экономическая обстановка предъявляет всё более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека
При работе были выделены следующие противоречия между:
-сложившейся системой профессиональной подготовки детей с интеллектуальными нарушениями и современными экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;
-возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, которые ограничивают доступность в овладевании профессиями;
-ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с интеллектуальными нарушениями, и еще меньшим количеством, по которым можно проводить профессиональную трудовую подготовку учащихся для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим наиболее остро стоит проблема подготовки к жизни и труду учащихся с ОВЗ, т.к. выбор профессии для таких учащихся суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья является воспитание у обучающихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей для обеспечения реальной возможности их трудоустройства. Исходя из этого, нынешние выпускники решили поступать в ЧЭТК, А второй вариант для них остается Мариинско-Посадский технологический техникум. Но, к сожалению, дальнейшая судьба выпускников с интеллектуальными нарушениями проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совершенствование процесса трудового обучения - одна из главных задач в свете реформирования коррекционной школы. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни.
Важной задачей трудового воспитания является всемерное развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья активности, самостоятельности, умения самим находить достойную сферу приложения своих сил. Значимым для жизни в современных условиях является адаптационные способности личности. Постоянно меняющиеся социально-экономические условия требуют гибкости, подвижности функций работающих, умения менять сферу деятельности, перестраиваться психологически.
Целесообразно ориентировать детей с ОВЗ на включение в будущем в честную конкурентную борьбу и развивать такое качество как конкурентоспособность, необходимое в условиях рыночной экономики. Формирование трудовой культуры должно быть направлено на воспитание трудолюбия, развитие активности, самостоятельности, инициативности и творческих способностей.
Обобщая сказанное, считаю необходимым подчеркнуть, что трудовое обучение и воспитание в коррекционной школе должно обеспечить решение широкого круга задач, главная из которых - формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.
В результате проделанной работы по трудовому воспитанию для себя сделала следующие выводы:
1. С целью коррекции нарушений школьников с нарушением интеллекта должна использоваться разнообразная трудовая деятельность. В процессе этой деятельности необходимо вырабатывать навыки самостоятельности, коллективизма и т.д.
2. Трудовая деятельность школьников с интеллектуальной недостаточностью должна проходить в условиях занимательности, с применением игровых, развлекательных моментов. Так, во время дежурств по столовой можно проводить конкурс, например, на лучшую сервировку стола. Можно при этом проводить беседы с детьми о том, какие приборы понадобятся для сервировки стола, как лучше накрыть стол, чем его можно украсить.
3. Следует привлекать к оценке своей трудовой деятельности самих детей. И учить их высказывать суждение о качестве работы товарищей.
4. Трудовая деятельность должна строится с учетом психических возможностей детей с нарушением интеллекта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.-2000.
2. Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Красноярск- 2003.
3. Вакуленко Ю.А. Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) - Волгоград: Учитель- 2007.
4. Васенков Г.В. Проблемы развития трудовых возможностей учащихся вспомогательных школ//Сб.Социальная защита детства,вып.6.М.:ГОМЦ Школьная книга-2001.
5. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М., 2006.
6. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. - 2-е изд., с изм. - М.: Школьная пресса- 2006.
7. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г.М.Дульнева. – Москва, Педагогика,1971г.
8. Жиднина М.В., Кузьмина Н.Н. Ручной труд в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М., Просвещение.- 2008.
9. Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта. М.-2006.
10. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома.- М.,Изд. Телевинф.- 2006.
11.Петров В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов.М.:Педагогика,2002.
12.Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М., Изд.Владос.- 2009.
13.Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с У.О.- М., Изд. Энас.- 2009.