kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «Профориентация на уроках информатики: профессии в сфере IT-технологий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена вопросам профориентации учащихся

Методическая разработка предназначена для учителей информатики при организации профориентационной работы на уроках. В разработке представлено описание опыта работы по профориентации учащихся на уроках информатики, а также представлена технологическая карта урока информатики в 7 классе «Профессии в сфере IT-технологий. Графический редактор». Раздаточный материал к уроку размещен в Приложениях 1-3. Урок проводится с использованием информационно-технического обеспечения. В технологической карте урока прописан каждый этап занятия, содержание деятельности педагога и обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Профориентация на уроках информатики: профессии в сфере IT-технологий»»

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа №18 имени Маршала А.М. Василевского городского округа Кинешма










Методическая разработка

«Профориентация на уроках информатики: профессии в сфере IT-технологий»







Автор:

Потапов Александр Сергеевич,

Учитель информатики

МБОУ школы №18

им. Маршала А.М. Василевского

















Кинешма, 2025


СОДЕРЖАНИЕ


Аннотация………………………………………………………………………..

Введение………………………………………………………………………….3

Основная часть ….………………………………………………...……………..4

  1. Знакомство с профессиями в сфере IT-технологий на уроках информатики…………………………………………………………….

  2. Технологическая карта урока урок «Профессии в сфере IT-технологий. Графический редактор»………………………………………………


Заключение……………………………………………….……………………..14

Список литературы……………………………………….…………………… 16

Приложение 1

Приложение 2




Аннотация

Данная методическая разработка посвящена вопросам профориентации учащихся

Методическая разработка предназначена для учителей информатики при организации профориентационной работы на уроках. В разработке представлено описание опыта работы по профориентации учащихся на уроках информатики, а также представлена технологическая карта урока информатики в 7 классе «Профессии в сфере IT-технологий. Графический редактор». Раздаточный материал к уроку размещен в Приложениях 1-3. Урок проводится с использованием информационно-технического обеспечения. В технологической карте урока прописан каждый этап занятия, содержание деятельности педагога и обучающихся.

Введение

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется повышенной нестабильностью рынка труда, появлением новых профессий и увеличением требований работодателей к качеству подготовки специалистов. Выпускники школ оказываются перед сложной задачей — грамотно выбирать будущую профессию. Правильный выбор сферы деятельности важен не только для успеха в профессиональной жизни, но и для полноценного личностного развития, раскрытия творческого потенциала и успешной социальной адаптации.

Особенно актуальным в наше время является вопрос подготовки специалистов в области информационных технологий. Уже долгое время эта отрасль занимает первые строчки рейтинга востребованных профессий. Сегодня работодатели остро нуждаются в разработчиках, специалистах по информационной безопасности, техническом персонале и системных администраторах. Данные рекрутинговых агентств, таких как HeadHunter, свидетельствуют о том, что в минувшем году восемь позиций из топ-25 самых дефицитных вакансий принадлежали представителям IT-сектора.

Учитывая сложившуюся ситуацию, перед учителем информатики встает серьезная задача — грамотно совмещать образовательный процесс с профессиональной ориентацией школьников. Я убежден, что интеграцию профориентационного материала в содержание уроков необходимо осуществлять последовательно и целенаправленно. Мною разработаны специальные задания, позволяющие учащимся ознакомиться с многообразием IT-профессий, прочувствовать прикладное значение приобретаемых ими знаний и приобрести дополнительный стимул для глубокого изучения предмета. Благодаря такому подходу учащиеся смогут уверенно ориентироваться в многообразии профессий и сделают осознанный выбор своей дальнейшей карьеры.

Цель: оказать действенную помощь учащимся в осознанном выборе профессии.

Задачи:

  1. Сформировать у школьников представление о профессиях в области информационных технологий;

  2. Формирование мотивации к получению образования в ИТ-сфере;

  3. Помочь учащимся выявить свою профессиональную направленность;

  4. Расширить знания учащихся о мире профессионального труда;

  5. Создать положительную мотивацию выбора профессии;

  6. Информировать учащихся о качествах, присущих определенным профессиям.

Мной был разработан профориентационный урок «Профессии в сфере IT-технологий. Графический редактор», целью которого также является формирование у учащихся представлений о профессиях в области информационных технологий.


Знакомство с профессиями в сфере IT-технологий на уроках информатики

В 7 классе проходит изучение тем, связанных с глобальной сетью Интернет. Большинство учащихся имеют дома компьютер, у всех подключен Интернет и все умеют им пользоваться. Поэтому для пополнения их знаний по профориентации, при изучении браузеров знакомимся с разделом «Работа и вакансии», чтобы учащиеся могли найти информацию и ответить на вопросы: какая самая востребованная профессия в Ивановской области; какая самая высокооплачиваемая профессия или самая популярная в последние годы.

При изучении темы «Текстовый редактор» учимся заполнять резюме и отвечать на полученные предложения о работе.

В 9 классе при изучении «Компьютерных ресурсов сети Интернет» организовываю поиск информации по новым профессиям. Знакомясь с образовательными ресурсами сети Интернет посещаем обязательно сайты высших и средних учебных заведений, знакомимся с предлагаемыми профессиями, требованиями к ним, условиями отбора. Знакомимся с сайтами «Куда пойти учиться».

Профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

Второе направление профориентационной работы на уроках информатики - это знакомство с элементами профессий.

При изучении «Технологии обработки текстовой информации» мы с учениками создаем листовки, плакаты, и буклеты. А это элементы таких профессий, как рерайтер, корректор, художественный и технический редактор, оператор компьютерного набора.

При изучении графического редактора учащиеся знакомятся с профессиями, специалисты которых используют в своей работе данный редактор.

Результатом изучения темы «Основы веб-конструирования» является сайт. При представлении своего продукта учащиеся должны сформулировать цель создания и где его можно использовать. Это заставляет учащегося не только оценить целесообразность данной работы, но и дает представления о профессиях: веб-разработчик, веб-программист, веб-девелопер, веб-дизайнер, копирайтер. Причем такие профессии, как веб-девелопер и копирайтер, для большинства учащихся не знакомы.

При изучении темы «Основы алгоритмизации и программирования» мы говорим, что программирование связано с такими профессиями, как программист, аналитик компьютерных систем, системотехник, инженер по автоматизированным системам.

Изучение аппаратного и программного обеспечения знакомит учащихся с такими профессиями, как IT-специалист (менеджер), оператор ПК, системный интегратор, системный администратор, специалист по защите информации.

Каждая изучаемая тема предмета информатика дает элементы профессий, причем названия этих профессий учащиеся иногда слышат впервые.

Работа именно в этих двух направлениях даст возможность учащимся приобрести дополнительные навыки, знания о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор, т.е. выбрать образ будущей жизни.

Профориентационная работа должна носить непрерывный характер.

Даже если учащийся уже определился в выборе профессии, профориентация остается важной частью моей работы, так как убедить их в правильности выбора - одна из главных задач.


Технологическая карта урока «Профессии в сфере IT-технологий. Графический редактор»

Тема урока: Графический редактор. Растровые рисунки.

Урок информатики направлен на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;

- сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;

- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

- выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;

- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);

- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;

- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью;

- работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса;

- соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств информационных и коммуникационных технологий;

- применять методы профилактики негативного влияния средств информационных и коммуникационных технологий на здоровье пользователя.


Цель урока: формирование навыков создания и обработки графических документов при помощи графического редактора растрового типа.

Задачи:

  1. Познакомиться со структурой окна графического редактора и основными инструментами

  2. Освоить основные инструменты рисования

  3. Научиться создавать и редактировать изображения

Материалы и оборудование: памятки для учащихся, раздаточный материал, экран, проектор, компьютеры, презентация


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя


1.Организационный момент (2 мин)

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Александр Сергеевич, я работаю учителем информатики и математики в МБОУ школе №18 им. Маршала А.М. Василевского. Сегодня я проведу урок информатики в вашем 7 «___» классе. Я надеюсь, что урок пройдет плодотворно и увлекательно.


Друг на друга посмотрите,
Всем улыбку подарите
Настроение поднимаем и к уроку приступаем.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!

Учащиеся встают, приветствуя учителя

2.Актуализация знаний. Постановка темы

(6 мин)

Ребята, перед изучением новой темы, давайте немного повторим уже изученный материал. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов!

1. Что такое компьютерная графика?

2. Перечислите основные сферы применения компьютерной графики.

3. Каким образом могут быть получены цифровые графические объекты?

4. Как вы думаете, какие профессии связаны с графическими редакторами?

Сейчас я раздам вам карточки, вам будет необходимо сопоставить профессии с основными задачами, которые выполняют специалисты этой области. На выполнение карточки у вас будет 3 минуты.


  1. Графический дизайнер

  • Создает логотипы

  • Разрабатывает промоматериалы

  • Работает над упаковкой продуктов (создает дизайн)

  1. Дизайнер шрифтов

  • Проектирует шрифты для кириллицы и латиницы

  • Создает корпоративные шрифты

  1. Моушн-дизайнер

  • Создает анимацию для рекламы

  • Разрабатывает заставки для шоу

  • Работает над графикой для фильмов

  • Создает рекламные ролики

  1. UX/UI-дизайнер

  • Разрабатывает интерфейсы приложений

  • Создает прототипы

  1. Мультимедиа-дизайнер

  • Создает интерактивные инсталляции

  • Работает над световыми шоу

  • Разрабатывает дополненную реальность

  1. Промышленный дизайнер

  • Создает дизайн бытовой техники

  • Разрабатывает дизайн транспорта

  • Работает над дизайном гаджетов

  • Использует 3D-графику

  1. Веб-дизайнер

  • Создает дизайн сайтов

  • Разрабатывает макеты страниц

  • Работает над адаптивной версткой

  1. Иллюстратор

  • Создает коммерческие иллюстрации

  • Разрабатывает персонажей

  • Работает над книжными иллюстрациями

Заинтересовали ли вас какие-то профессии? Хотели ли вы научиться работать в данной программе? Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке?

Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока (пробуют сформулировать задачи самостоятельно)

  1. При помощи чего люди этих профессий создают изображения? Нужно ли им какое-то оборудование?

  2. Как вы думаете что мы можем создать при помощи данной программы? (Научиться создавать и редактировать изображения)

Отлично, что же нам нужно изучить, перед тем как мы начнем создавать иллюстрации или изображения?

  1. Художнику при рисовании помогают различные предметы, как вы думаете, в графическом редакторе есть какие-то инструменты, которые могут нам помочь?








Ответы детей




В парах сопоставляют профессии с основными задачами



























Ответы детей



Да, они используют специальные программы


- Познакомиться со структурой окна графического редактора и основными инструментами)

- Освоить основные инструменты рисования


3. Изучение нового материала (11 мин)

Сейчас я вам выдам памятки, в которых содержится основная информация по новой теме.

Среда растрового графического редактора

Графический редактор – универсальная программа, использующаяся в различных сферах деятельности.

С памятками я вам выдал задание, его можно выполнить в парах. В нем вам необходимо подписать элементы интерфейса программы. На листке у вас есть слова для справок. После того, как вы выполните данное задание мы проверим его, на выполнение 2 минуты.

Давайте рассмотрим интерфейс графического редактора. Я буду вам показывать элементы программы, а вы будете рассматривать их на экране компьютера.

Среда у большинства графических редакторов для ОС Windows организована приблизительно одинаково.

Первое, что мы найдем называется строка заголовка. Что мы видим в строке заголовка?

Строка меню содержит команды для работы с изображениями. Что мы видим в строке меню?

(Все команды распределены по группам. Каждая группа включает близкие по назначению команды. Давайте рассмотрим меню Файл. Из какие команд состоит это меню?

Давайте рассмотри панель, которая содержит инструменты для работы с изображениями. Сейчас я вам выдам карточки с заданием, вам будет необходимо сопоставить инструмент, его функцию и выбрать изображение, на котором мы видим данный инструмент. На выполнение 2 минуты.

Молодцы, теперь давайте проверим.

Например, установить цвет кисти, размер и форму кончика кисти, а также степень прозрачности. В рабочей области располагаются изображения, которые создаются и редактируются художниками.

Строка состояния в Paint расположена в нижней части окна.  В левой части строки состояния выводятся текущие координаты курсора на экране компьютера, то есть его смещение от левого верхнего угла рабочей области. Например, информация «260, 209» означает, что указатель мыши находится на расстоянии 260 пикселей от левого и 209 пикселей от верхнего края рабочей области.

У нас есть очень важный инструмент «Выделение». Как вы думаете, для чего он нужен?

- Верно, при его помощи мы можем выделить фрагмент текста. Давайте щёлкнем левой кнопкой мыши на кнопке-значке с именем "Выделить" и откроется меню с именем "Формы выделения". Что мы тут видим? - Как вы думаете, зачем нам нужно прозрачное выделение? Давайте попробуем выделить сначала просто любой объект, а потом используем прозрачное выделение

Дети получают памятки

















Учащиеся находят строку заголовка

- Мы видим, что наш документ называется «безымянный»



- Состоит из команд для работы с файлами.

- Учащиеся выполняют задание на карточке






Ответы детей


Ответы детей







Проверяют, как работает инструмент программы. Выделяют без контура

4.Физкультминутка для глаз (2 мин)

Ребята, давайте немножко отвлечемся и посмотрим физкультминутку для глаз.

Следим за появляющимися на экране звездами, метеоритами. Теперь посмотрим на появляющиеся звезды, проследуем глазами за ракетой.

Учащиеся выполняют физкультминутку для глаз

5. Закрепление материала. Практическая работа (9 мин)

С помощью графического редактора Paint нарисовать одно из следующих изображений (карточки с выбором задания для практической работы). Как вы думаете, какой рисунок проще нарисовать, а какой труднее всего?

От сложности рисунка зависит ваша оценка, то есть на оценку 3 вы выполняете задание 1, на оценку 4 задание номер 2, и на оценку 5 задание номер 3

Ответы детей

6. Повторение

(3 мин)

1) Что такое графический редактор?

2) Какие инструменты графического редактора вы знаете?

3) Как называется область, на которой мы работаем в графическом редакторе?

Растровый графический редактор — прикладная программа для рисования и редактирования изображений. Среда растрового редактора содержит строку заголовка, строку меню, панель инструментов, рабочую область. Инструменты рисования растрового редактора — Кисть, Карандаш, Аэрограф, Ластик, Заливка, Градиент, Текст и др.

7. Рефлексия

(4 мин)

В конце нашего урока хотелось бы подвести итоги. Я хотел бы, чтобы вы продолжили следующие фразы:

«Сегодня на уроке я узнал …»

«Сегодня на уроке я научился …»

«Сегодня на уроке я познакомился …»

«Сегодня на уроке я повторил …»

«Сегодня на уроке я закрепил …»

Я вам предлагаю в программе нарисовать смайлик. Радостный смайлик, если вы все поняли и усвоили. Задумчивый смайлик, если что то было не понятно. Грустный смайлик, если были трудности

Я надеюсь, что в будущем вы сможете создавать настоящие произведения цифрового искусства

Сегодня на уроке я узнал, что такое графический редактор

Сегодня на уроке я научился создавать изображения в графическом редакторе

Сегодня на уроке я познакомился с инструментами графического редактора

Сегодня на уроке я повторил, что такое графика

8. Домашнее задание

(1 мин)

Выучить информацию из памятки. Ответить на вопросы. Дома я вам предлагаю попробовать самостоятельно создать изображение в данной программе.

Записывают домашнее задание. Слушают объяснения учителя.

  1. Итог урока. (2 мин)


Спасибо вам, ребята. Мне было очень приятно с вами работать. Вы были очень активными. Сегодня оценку 5 за работу на уроке получают …, 4 -

- До свидания.



Заключение

Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.

Задача профориентационной работы в школе - повысить готовность обучающихся выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.

Хотелось бы, чтобы данный профориентационный урок, помог обучающимся проанализировать свои интересы и склонности, выявить свои умения, навыки и знания направленные на более осознанный выбор будущей профессиональной карьеры.



Список литературы


  1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://atlas100.ru/

  2. Описания профессий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://opis.pro/informacionnye-tehnologii

  3. ПрофОриентатор [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://proforientator.ru/

  4. Пилипенко С.Г. Выбор профессии на уроках информатики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://eee-science.ru/item-work/2023-0119/

  5. Голицина О.Л. Профессиональная ориентация старшеклассников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://psyh.info/article/osobennosti-vybora-professii-shkolnikami.html

  6. Абрамова Г.С. Педагогические условия профориентации школьников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://pedagogicheskaya-kultura.ru/index.php?id=34

  7. Михайлов Л.М. Методика преподавания информатики в средней школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://teachers.by/methodology/informatika-i-it-metodiki-prepodavaniya-informatiki



  • Создает логотипы

  • Разрабатывает промоматериалы

  • Работает над упаковкой продуктов (создает дизайн)


Приложение 1


Дизайнер шрифтов





Промышленный дизайнер

  • Проектирует шрифты для кириллицы и латиницы

  • Создает корпоративные шрифты





Мультимедиа-дизайнер



  • Создает анимацию для рекламы

  • Разрабатывает заставки для шоу

  • Работает над графикой для фильмов

  • Создает рекламные ролики






Моушн-дизайнер



  • Создает интерактивные инсталляции

  • Работает над световыми шоу

  • Разрабатывает дополненную реальность



  • Создает коммерческие иллюстрации

  • Разрабатывает персонажей

  • Работает над книжными иллюстрациями

  • Создает дизайн сайтов

  • Разрабатывает макеты страниц

  • Работает над адаптивной версткой


Графический дизайнер


Веб-дизайнер


Иллюстратор


  • Создает дизайн бытовой техники

  • Разрабатывает дизайн транспорта

  • Работает над дизайном гаджетов

  • Использует 3D-графику


Приложение 2




























Слова для справки: строка заголовка, панель быстрого доступа (Содержит важные кнопки, такие как «Сохранить», «Отменить» и «Вернуть»), панель вкладок.( Включает группы «Файл», «Главная», «Вид»), строка состояния. (В неё Paint выводит подсказки и полезную информацию, связанную с работой в редакторе, например, координаты курсора на рабочем поле или справочную информацию), рабочее поле

Приложение 3

Позволяет удалить любую часть рисунка.

Позволяет рисовать произвольное изображение основным цветом линиями толщиной в один пиксель

Позволяет закрашивать замкнутые области целиком в цвет, заданный как основной. 

Инструмент для свободного рисования, форма (круглая, квадратная, «перо» с наклоном влево и «перо» с наклоном вправо) выбирается в дополнительном окне панели инструментов.

Масштабирующий инструмент, который позволяет увеличивать или уменьшать масштаб представления изображения или рисунка на экране.

Эти инструменты позволяют рисовать соответствующие фигуры любого цвета и размера.


Карандаш

«Кисть»

«Ластик»

«Заливка»

«Фигуры»

«Лупа»






Приложение 4



Задание 1

3адание 3

Задание 2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Потапов Александр Сергеевич

Дата: 30.06.2025

Номер свидетельства: 672438


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства