Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мероприятия в рамках реализации программы внеурочной деятельности Центров образования «Точка Роста»»
Название работы: «Методы исследования в биологии»
Зайченко Людмила Александровна
Должность: учитель биологии, высшей квалификационной категории, Отличник народного образования
Место работы: муниципальноеобщеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 с. Возжаевки Белогорского муниципального округа.
Номинация: Методическая разработка мероприятия в рамках реализации программы внеурочной деятельности Центров образования «Точка Роста»
Пояснительная записка
Методическая разработка внеурочного занятия кружка «Юные биологи исследователи»
Тема :«Методы исследования в биологии»
Класс : 5
Номер занятия в теме: 2занятие в теме «Лаборатория Левенгука» .
Цель занятия: сформировать понятия об основных методах исследования, приборах, инструментах, используемых в биологии для изучения объектов природы.
Задачи:
Образовательные: обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса, закрепить полученные знаний на практике;
Развивающие: анализировать, обобщать, сравнивать факты. Уметь организовать совместную деятельность на конечный результат, уметь выражать свою мысль.
Воспитательные: осознанно достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Коммуникативные : осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций, умение аргументировать свое мнение.
Регулятивные :умение регулировать свою деятельность и проводить рефлексию.
Личностные:
Проявлять интерес к новому содержанию;
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения находить отличия, объяснять значение терминов, сравнивать и выделять признаки.
Коммуникативные УУД:
1.Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе;
2.Продолжить формирование умения выражать свои мысли.
3. Регулятивные УУД:
1. Продолжить формирование умения самостоятельно формировать цель учебной деятельности;
2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении;
3. Продолжить обучение основам самооценки, самоконтроля.
Личностные УУД:
Проявлять интерес к новому содержанию;
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Методы обучения: словесный, игровой, практический
Формы работы учащихся: индивидуально-групповое, практико-ориентированное
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: презентация по теме «Методы исследования в биологии», лабораторное оборудование Точки роста
Технологическая карта внеурочного занятия
Этапы занятия
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемы результаты
Предметные
УУД
1 этап
Организационный момент
Мотивация деятельности
Приветствует учащихся, настраивает их на плодотворную работу, проверяет готовность учеников к работе на занятии.
Приветствуют учителя, обеспечивают произвольное внимание к словам учителя.
Осуществляют визуальный контроль своей готовности к занятию,
Регулятивные:саморегуляция.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества
Личностные: осознание личной заинтересованности к предмету.
2 этап
Актуализация
Подготовка учеников к работе
«Сегодня мы проведем увлекательное занятие и отправимся в страну исследователей.
В стране, что окружает нас,
Так много нового подчас.
Но путешествовать начнем
И сами до всего дойдем.
-А вы знаете как устроены живые организмы нашей планеты? Какие организмы растут всю жизнь, почему не мерзнет белый медведь ? На эти и многие другие вопросы в настоящее время могут ответить вам ученые – биологи.
Ученики отвечают на поставленные вопросы, опираясь на имеющиеся знания.
3 этап Мотивационно-целевой
анализ учащимися возникшей ситуации, построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять
Учитель слушает ответы на свой вопрос. Помогает сформулировать тему занятия, и записывает ее на доске.
Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, рассказывает о их назначении
(слайды презентации)
Учащиеся выдвигают свои предположения на поставленный вопрос. Вместе с учителем формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.
Учащиеся с опорой на слайды презентации проговаривают новые понятия, устно классифицируют оборудование по целевому назначению: для измерения объема жидкости, для приготовления раствора, микропрепарата, измерения длины тела. Делают заключение о значимости данной темы в курсе изучения биологии.
Умение слушать собеседников, умение четко выражать свои мысли.
Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности.
4 этап
Открытие новых знаний
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
Учитель помогает распределить учащихся по группам на основе принципа добровольности и ответственности, направляет работу участников группы. Раздает задания, объясняет правила безопасности при выполнении практических работ.
Ученики выполняют задания практической работы.
Группа 1. Практическая работа №1
«Измерение высоты стеблей травянистых растений».
Группа2. Практическая работа № 2. «Наблюдение за растворимостью веществ в воде».
Группа 3. Практическая работа №3 «Определение крахмала в клубнях картофеля»
Коммуникативные: умения работать в группе, с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.
Личностные: мотивировать свои действия.
5 этап.
Закрепление нового материала
Повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса
Учитель выдает карточки с заданиями. Следит за дисциплинированностью в классе. Помогает ученикам выполнять задания. Слушает устные ответы и корректирует их.
Выполнение заданий.
Учащиеся выполняют задания на карточках. Письменно ответить на вопросы:
Что такое методы изучения – (это способы, которые используют для познания природы)
Перечислите главные методы изучения – (наблюдение, эксперимент, измерение)
Какие методы изучения были применены в этих примерах:
Цветки одуванчика закрываются перед дождем. (наблюдение);
Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12м (измерение);
В горячей воде сахар растворяется быстрее, чем в холодной. (эксперимент).
Коммуникативные: умение слушать друг друга, умение работать и сотрудничать в команде.
Личностные: формирование интереса к биологии и окружающей среде в целом.
Регулятивные: коррекция и оценка знаний.
Рефлексия
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
Учитель помогает подвести итог уроку. Слушает ответы учеников.
После выполнения заданий, подводят итог уроку. Учитель спрашивает ребят: «Что нового узнали на уроке? Что на ваш взгляд было легко вам выполнять? Что оказалось трудным?»