«Использование здоровьесберегающих технологий в УВП»
«Использование здоровьесберегающих технологий в УВП»
Одной из основных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование здоровьесберегающих технологий в УВП»»
19
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА№146 Г. ДОНЕЦКА»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме:
«Использование здоровьесберегающих технологий в УВП»
Выполнила учитель биологии
Артеменко Людмила Васильевна
Донецк – 2016
Содержание
1. Введение
2. Теоретическиеаспекты здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
3. Принципы сохранения здоровья школьников в педагогическом процессе.
4. Педагогические подходы к сохранению и формированию здоровья учащихся.
5. Работа администрации и педагогического коллектива школы по сохранению здоровья школьников.
6. Заключение
Список литературы.
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе в системе образования происходят сложные и неоднозначные процессы обновления. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и т.д. Данная проблема стала, по сути, ключевой в стратегии дальнейшего развития нашего государства в целом. Игнорирование здоровьесберегающего принципа при организации образовательного процесса способствует формированию школьных факторов риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей.
Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства
Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. Эта задача определяется как одна из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Здоровье - совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников.
Определены цели и задачи деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Эта деятельность должна:
• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
• сформировать представление о правильном питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
• сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Теоретические аспектыздоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе
Здоровьесберегающий образовательный процесс в школе является определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения. Существует много трактовок термина «здоровье». По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется «как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов». Это определение критикуется за идеализацию цели, субъективное понимание благополучия, статичность в рассмотрении здоровья и абсолютизацию полного благополучия, которое ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемости и предпосылке нездоровья (Лищук В.А. , 1992г.). Такие исследователи как (Амосов Н.М., 1987), видят в здоровье реализацию специфических способностей человека к проявлению резервов организма к устойчивости (Брехман И.И. , 1987), к сопротивлению, самосохранению и саморазвитию (Лищук В.А. , 1992). Формирование таких способностей у подрастающего поколения становится на сегодняшний день одной из самых приоритетных задач в практической деятельности педагогов. Встречается чаще всего шесть признаков определений здоровья:
* полное отсутствие каких-либо болезней;
* организм функционирует в норме;
* гармония организма с окружающей средой;
* человек способен к полноценному выполнению основных социальных функций;
* полное физическое, психическое и социальное благополучие;
* человек адаптирован к условиям окружающей среды.
По определению Щедриной А.Г. (1989), которая с позиций системного подхода предлагает считать здоровье как целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генома в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.
Ученые рассматривают здоровье как единое целое, в то же время выделяют в нем взаимосвязанные части: телесное и духовное; физическое, психическое и социальное; физическое, психоэмоциональное, интеллектуальное, социальное, личностное и духовное. (Брехман И.И. (1990), Колбанов В.В. , Зайцев Г.К. (1992) )
С. Шапиро под физическим компонентом здоровья подразумевает то, как функционирует организм, все его органы и системы, уровень их резервных возможностей, наличие или отсутствие генетических, физических дефектов, заболеваний.
Эксперты ВОЗ, как Сортариус, М. Джехед считают, что психическое здоровье - это нормальное течение психических процессов, характеризующихся отсутствием выраженных психических расстройств и наличием определенных резервов сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах, а также состоянием равновесия между человеком и окружающим миром, гармонией между ним и обществом, сосуществованием представлений отдельного человека с представлениями других людей об объективной реальности». Психическое здоровье включает в себя, по мнению экспертов, такие компоненты, как положительное отношение к себе, оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности, психическая интеграция (аутентичность, конгруэнтность), личная автономия, реалистичное восприятие окружающих людей, умение адекватно воздействовать на них.
По мнению С. Шапиро, социальный компонент здоровья - это осознание личностью себя в качестве субъекта мужского или женского пола и взаимодействие личности с окружающими. Данный элемент отражает способ общения и отношений с разными группами людей (сверстниками, коллегами, родителями, соседями), т.е. с обществом. Сформированность системы ценностных отношений, готовность к самоопределению жизненного пути, способность к социальной адаптации, социальная активность важна для социального компонента здоровья человека.
В настоящее время в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Распространились такие проявления нездоровой личности: зависимость от вредных привычек, конфликтность, враждебность, пассивная жизненная позиция, дезадаптация поведения, неадекватное восприятие окружающего мира, эгоцентризм, пассивность, потеря интереса и любви к близким, гипертрофированность, уход от ответственности за себя, утрата веры в свои возможности, ослабление воли, самоконтроля.
Выявление состава и раскрытие особенностей критериев социального здоровья представляются ключевыми вопросами, от степени осознания которых во многом зависит практическое решение педагогами вышеобозначенной проблемы. Суммируя высказывания ученых, представим перечень критериев социального здоровья формирующейся личности. В первую очередь к ним относится потребность в безопасности, привязанности и любви (по А. Маслоу), бескорыстие, интерес к окружающему миру, адекватное восприятие социальной действительности, адаптация к физической и социальной среде, направленность на общественно полезное дело, альтруизм, демократизм в поведении, умение взаимодействовать с представителями разных социальных групп (в том числе со взрослыми и сверстниками) и др.
Вопросы обеспечения здоровья учащихся – актуальная проблема сегодняшнего дня, педагоги стали больше акцентировать свое внимание ней. Учителя стремятся включить школьников в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их творческого самовыражения. Используются программы и методики формирования у детей ценностей ЗОЖ, применяются различные способы укрепления здоровья (дыхательная, коррегирующая гимнастика, элементы психотерапии и др.).
Анализ здоровьесберегающей деятельности учителя на уроке позволяет условно выделить три направления, в основу которых положена соответствующая модель здоровья:
- медицинское направление (с приоритетом соматического компонента здоровья, профилактика заболеваний и оздоровительных мероприятий);
- медико-психологическое ( психогигиенические мероприятия, вводятся элементы психотренингов);
- биосоциальное (сориентировано на формирование ресурсно-прагматического типа внутренней картины здоровья и совершенствование психофизиологической жизнеспособности ребенка, основано на традиционном медико-биологическом содержании).
Недооценка социокультурного аспекта здоровья, что входит в противоречие с ведущим фактором, влияющим на здоровье школьников, является общим фактором для всех этих направлений здоровьесберегающей деятельности. Системные социально-экономические преобразования в обществе нередко создают эмоциональные трудности, стрессовые ситуации доя детей, не готовых к их позитивному разрешению. В школе и на уроке одним из ключевых направлений должна стать поддержка социального здоровья учащихся, что проявляется в их обучении противостоянию манипуляции, целостной подготовке к оптимизации своей жизнеспособности в условиях системных социальных изменений, преодолении стрессовых ситуаций. Поставленные цели необходимо решить в условиях здоровьсберегающей технологий образовательного процесса на уроке.
Потребности и способности к саморазвитию актуализируются в школьном возрасте, поэтому проявление зрелой осознанной внутренней свободы выдвигается на передний план педагогическая задача помощи ребенку.
Для определения каждого из перечисленных компонентов здоровья разработаны достаточно объективные психологические, клинические, физиологические, педагогические, социологические и другие методы их оценки.
По И.И. Брехману, Н.В. Колбанову, Г.К. Зайцеву, Л.Г. Татарникову образовательная деятельность учителя по здоровьесберегающим технологиям базируется на трех методологических принципах: сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся. Суть принципа сохранения здоровья составляет гомеостаз как способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды под влиянием внешних воздействий. Поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения- на это должен быть направлен учебно-воспитательный процесс на уроке, на учетё его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала и т.д.
Укрепление здоровья основывается на механизме наращивания, накопления здоровья, повышающего резервы адаптации, увеличения резервов здоровья (или укрепления здоровья). Реализация данного принципа в технологии обучения предполагает наличие способов повышения адаптивности учащихся к стрессогенным факторам процесса обучения на уроке. Образовательный процесс на занятии, направленный на обогащение нравственного опыта школьников, должен соответствовать цели укрепления социального компонента их здоровья. Правильная дозированность физиологически и психологически обоснованных стрессоров, максимальный учет индивидуальных особенностей каждого ребенка- условия роста резервов здоровья учащихся. Формирование здорового образа жизни, валеологических знаний и умений, мотивации учащихся на здоровый образ жизни, осуществляется через содержание учебного материала школьных предметов, в котором формируются ценности, идеалы здоровья и понимание определенных способов его достижения, раскрывающих сущность основных компонентов здоровья и здорового образа жизни посредством организации взаимодействия участников педагогического процесса.
Эффективность перечисленных механизмов во многом зависит от уровня культуры здоровья человека, которая формируется в процессе целенаправленной педагогической деятельности. В этой связи понятна роль педагогического фактора в структуре здоровьесберегающего обеспечения жизнедеятельности школьника. Руководство к действию включает в себя: целевую ориентацию участников педагогического процесса на здоровье как приоритетную ценность и основной результат деятельности; направленность содержания и организации учебно-воспитательной работы на формирование потребности ученика в здоровье и здоровом образе жизни, его валеологической грамотности; развитие культуры здоровья педагогов; организацию здоровой предметно-пространственной среды классного помещения; методы и формы организации всех видов деятельности учащихся, обеспечивающие снижение стоимости их здоровья.
Предлагаемые учеными и практиками отдельные способы обеспечения здоровья учащихся на уроке не решают в полной степени рассматриваемую проблему. В то же время накопленный теоретический и практический материал позволяет вычленить противоречия и обозначить основные ориентиры для разработки системы мер по их преодолению.
Принципы сохранения здоровья школьников в педагогическом процессе
Приоритетное направление в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей младшего школьного возраста - подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающая деятельность- это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Способы применения средств, позволяющих решить задачи педагогики оздоровления – это методы здоровьесберегающих технологий обучения.
Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от качества питания, медицинского обслуживания, социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, системы оздоровительных учреждений, профилактической работы с детьми медиков и педагогов. Задача родителей и образовательных учреждений - научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни. Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам - оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.); привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания влажной уборки помещений; массовых оздоровительных мероприятий (тематические праздники здоровья, выход на природу); а также в работе с семьей, с педагогическим коллективом, ароматерапии, витаминотерапии; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры); в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура).
Технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) [8].
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровьесберегающая технология - это: рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим, соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка.
Подготовка детей к жизни - цель современной школы. Ученик должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в нынешней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Тем не менее, только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
С целью предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у детей мышечного статического напряжения, для повышения умственной работоспособности, проводятся физкультминутки, кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, учитель строго следит за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока, проводится эмоциональная разрядка. Положительный эмоциональный фон - обязательное условие эффективного проведения физкультминуток. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Чтобы сохранить психическое здоровье учащихся важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке. Опыт работы показывает, что здоровьесберегающая направленность работы требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур, оценки качества урока, более глубокого и сложного исследования. Так выглядит логическая цепочка концепции здоровьесберегающего обучения.
Здоровьесберегающее обучение направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
Здоровьесберегающее обучение достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу.
Увеличивает количество учебных достижений; приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности.
На основании здоровьесберегающих технологий для осуществления учебно-образовательного процесса необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы. Для отбора принципов здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определены критерии отбора: принципы должны способствовать гуманизации образования ,профилактике, диагностике и коррекции здоровья учащихся в учебном процессе; развитию познавательной деятельности школьников.
Принципы образуют систему, в которую входят специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления и общедидактические принципы.
Общедидактические принципы - это основные положения, определяющие организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий и их содержание. Важнейшим специфическим принципом, выражающим специфические закономерности педагогики оздоровления, можно назвать принцип «Не навреди!». Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.
Принцип сознательности и активности - формирует у учащихся осмысленное отношение к познавательной деятельности, глубокое понимание, устойчивый интерес. Принцип активности - предполагает у учащихся высокую степень инициативы и творчества, самостоятельности.
Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
Во взаимосвязи знаний, умений, навыков проявляется принцип систематичности и последовательности. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Специфические принципы:
Принцип не нанесения вреда.
Единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья -принцип триединого представления о здоровье.
Одним из важнейших является принцип повторения умений и навыков. Динамические стереотипы вырабатываются в результате многократных повторений.
Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.
На основе общих закономерностей обучения и воспитания осуществляется принцип индивидуализации. Педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие, опираясь на индивидуальные особенности.
Закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса выражает принцип непрерывности. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.
Формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету функциональных возможности организма школьника способствует принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Этот принцип имеет важнейшее значение, так как содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.
Укрепление здоровья ребенка в процессе обучения – эти задачи решает принцип оздоровительной направленности.
Тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников предполагает принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников.
Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.).
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Приучать школьников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения, обеспечивает принцип связи теории с практикой.
Для того чтобы достигнуть целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности; гигиенические; оздоровительные силы природы. Использование этих средств в комплексе позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
Двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, относятся к средствам двигательной направленности. Это такие средства: движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); и др.
Существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения оказывает использование оздоровительных сил природы. Занятия, проведенные на свежем воздухе, способствуют активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, замедляют процесс утомления, повышают общую работоспособность организма.
Солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников), можно выделить как относительно самостоятельные средства оздоровления.
Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся. К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни , простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.
Здоровьесберегающие технологии - совокупность методов, которые направлены на решение таких задач, как: охрана и укрепление здоровья учащихся; формирование в сознании учащихся и педагогов ценностей здорового образа жизни; создание оптимальных моделей планирования образовательного процесса, основанных на пропорциональном сочетании учебной нагрузки и различных видов отдыха, в том числе, активных его форм.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
• создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния;
• творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения;
• обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью;
• построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным;
• осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным — он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени;
• рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка;
• обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей;
• обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий.
Правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и как следствие на работоспособность. Поэтому большое значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, сложности и утомляемости.
Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает чередование различных видов деятельности. Сами моменты переключения с одного вида деятельности на другой отодвигают развитие утомления.
Кроме стремления защитить школьников от воздействия негативных факторов образовательного процесса, воспитывать у них культуру здоровья, необходимо последовательно и планомерно обучать их ведению здорового образа жизни. Причем делать это не в традиционных формах проведения большинства уроков, а в режиме активных методов обучения, с использованием игр, тренингов, показом и обсуждением видеоматериалов, анализом реальных жизненных ситуаций и т.п. Заметно повысить эффективность этой работы можно путем приобщения к ней родителей школьников, но в традиционных формах взаимодействия семьи и школы, а именно по тематике заботы о здоровье учащихся.Использование этих средств в комплексе позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
Педагогические подходы к сохранению и формированию здоровья учащихся
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в образовательном учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование ценности здоровьяи здорового образа жизни не только являются задачами системы образования, но могут служить наряду с другими показателями и критерием оценки ее качества. Медицинские работники, которые наряду с администрацией и педагогическими работниками несут ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм и качество питания учащихся.
Медицинская помощь оказывается всем учащимся. Профилактические прививки проводятся согласно плану и только по согласию родителей.
Ежедневно осуществляется бракераж пищи; своевременно оформляется необходимая документация; контролируется прохождение медосмотра работниками; контролируется соблюдение требований СанПиН, технологии приготовления пищи.
Санитарно – профилактическая работа проводится в соответствии с годовым планом. Беседы читаются медицинскими работниками школы во время проведения профилактических прививок, карантинных мероприятий, месячников, на родительских собраниях, консилиумах, совещаниях при директоре. В начале учебного года распространяется памятка по профилактике гриппа и ОРЗ. Регулярно обновляется «Уголок здоровья».
Медицинский осмотр учащихся проводится ежегодно, вначале учебного года в ОУ, согласно плану прохождения медицинских осмотров.
Медицинский работник осуществляет распределение учащихся на медицинские группы для занятий физической культуры по состоянию здоровья, доводит информацию до сведения учителей физической культуры и классных руководителей. Классные руководители осуществляют мониторинг состояния здоровья.
Основной формой организации обучения в школе является классно урочная система. Учебные занятия проводятся в первую смену. Для учащихся 1-11 классов продолжительность учебной недели составляет 5 дней. Образовательная недельная нагрузка по классам равномерно распределяется в течение учебной недели. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных ,групповых, индивидуальных занятий. В рамках приоритетного направления по здоровьесбережению учащихся при проведении уроков учителя придерживаются гигиенических критериев рациональной организации урока: соблюдение гигиенических условий в классе, чередование видов учебной деятельности учащихся и форм преподавания. Учителя следят за длительностью и уместностью применения ТСО на уроке, осуществляют контроль над осанкой учащихся, проводят оздоровительные минутки.
Для укрепления физического здоровья учащихся общеобразовательного учреждения проводятся уроки физической культуры , физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия. В начале каждого учебного года проходит Неделя здоровья – в рамках которой проводятся различные спортивные соревнования.
Охват горячим питанием составляет 100%. При организации питания строго выполняются все требования, определенные в нормативных документах Организован ежедневный контроль над качеством организации питания. Утвержден график питания в столовой.
Организована профилактическая просветительско-воспитательная работа с учащимися, педагогами, родителями. Проводятся классные часы на темы: «Наш выбор – здоровье», «Мы за ЗОЖ», «Человек и его здоровье», «Проблемы распространения СПИДа», «Наркотики - смерть», «Вредные привычки», «Наркозависимость, ее последствия» и т.д.
Составлен план работы с детьми группы риска, разработана программы работы с детьми группы риска.
Ведется работа по предупреждению детского травматизма, ДТП.
• Распространяются среди родителей «Памятки для родителей по предупреждению несчастных случаев с детьми в быту».
• Ведется контроль по созданию безопасных условий жизни и здоровья учащихся.
• Проверяется состояние классов на безопасность, соблюдение норм и правил СанПиНа, проводятся профилактические беседы.
• Операция «Внимание, дети!»: экскурсии, ознакомление со знаками дорожного движения, проведение инструктажа с учащимися по предупреждению ДТП, конкурс рисунков.
• Выступление на родительском собрании «Маршруты безопасного движения от дома до школы». Изготовление маршрутов безопасного движения учащихся начальных классов от дома до школы.
• Проводятся тематические мини-беседы на организационных линейках «Я и дорога», «Причины несчастных случаев на улицах и дорогах», «Дорожная безопасность», «Красный, жёлтый, зелёный», «Безопасный летний отдых»
Каждый учитель уделяет большое внимание использованию в практике работы здоровьесберегающих технологий.
Обычно рабочий день начинается с традиционной утренней гимнастики. Ребята с огромным удовольствием занимаются этим видом физической деятельности. Утренняя гимнастика необходима для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, скелетно-мышечной, дыхательной.
Научить школьников контролировать своё эмоциональное состояние помогают аутотренинги, минуты релаксации.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Такая систематическая работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
Экологические здоровьесберегающие технологии.
Результаты этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий в школе — создание природосообразных, экологически-оптимальных условий жизни и деятельности наших воспитанников, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это: благоустройство пришкольной территории, зеленые растения в классах, соблюдение режима проветривания, создание живого уголка, участие в природоохранительных мероприятиях.
Работа администрации и педагогического коллектива школы по сохранению здоровья школьников
Администрацией школы и педагогом-психологом ежегодно проводится комплексная оценка эффективности организации учебно-воспитательного пространства школы по следующим направлениям:
• гигиенические требования к помещениям;
• качество питьевой воды и питания;
• оценка физической активности школьников в период их пребывания в школе;
• учет показателей здоровьесбережения при проведении урока (влияние
учебной нагрузки на психофизическое состояние школьников, их утомляемость, учет гигиенических требований к урокам и др.);
• соответствие организации образовательного процесса принципам ЗОЖ;
• психологический климат в школе (в педагогическом коллективе, отдельно в каждом классе);
- тематические экскурсии, обработка сведений, собранных во время экскурсии и составление на их основе таблиц, диаграмм;
- анализ цифровых данных для определения эффективности какого-либо хозяйственного решения;
- анализ и обсуждение конкретных ситуаций;
- разбор инцидентов;
- решение ситуационных задач;
- разыгрывание ролей (инсценировки);
- деловые имитационные игры;
- использование на занятиях информационных технологий.
Введение валеологического паспорта
Вся деятельность педагогического коллектива направлена на сохранение здоровья учащихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, на полноценное физическое, психическое, нравственное, социальное здоровье школьников, на обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.
Педагогический коллектив школы работает в режиме здоровьесберегающей среды, наиболее значимыми компонентами которой являются:
- создание комфортных условий обучения (моделирование в общеобразовательном учреждении зоны экологической комфортности);
- использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности.
В непрерывный валеологический процесс вовлечены педагоги, учащиеся и их родители.
Реализация работы ведется по следующим направлениям:
- совещание при директоре;
- совет школы, родительский комитет;
- работа с учащимися;
- работа с педагогическими кадрами;
- информационно-методическое обеспечение и контроль.
Деятельность администрации школы направлена на регулирование и коррекцию основных мероприятий по сохранению здоровья. Родительский комитет и совет школы помогают обеспечить выполнение социального заказа по основным направлениям сохранения здоровья и организации здорового образа жизни. На педагогических советах разрабатывается стратегия и тактика в решении проблем здоровья и здорового образа жизни участников образовательного процесса. Работа с учащимися построена на обеспечении взаимодействия, сотрудничества учащихся и учителей в решении проблем здоровья, здоровьесбережения. Много внимания уделяется распространению ППО в коллективе, своевременному сбору, анализу и принятию управленческих решений по оперативному регулированию проблем здоровья участников образовательного процесса.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге способствует формированию у ребёнка стойкой мотивации на здоровый образ жизни, полноценного развития.
Таким образом, применение в работе ОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность учебно-воспитательно-процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников, обеспечен индивидуальный подход к каждому ученику, сформированы положительные мотивации у педагогов и родителей учащихся.
Заключение
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающая технология – это:
• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
В современной литературе и практике системы образования здоровьесберегающие технологии понимаются как совокупность методов, которые направлены на решение таких задач, как: охрана и укрепление здоровья учащихся; создание оптимальных моделей планирования образовательного процесса, основанных на пропорциональном сочетании учебной нагрузки и различных видов отдыха, в том числе, активных его форм; формирование в сознании учащихся и педагогов ценностей здорового образа жизни.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определены основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические, применение нетрадиционных технологий. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
Администрация, педагогический коллектив учебного заведения чётко организуют жизнь детей, уделяет большое внимание формированию инициативы и самостоятельности учащихся, контролирует объём и время выполнения учащимися домашнего задания, что положительно влияет на здоровье детей и подростков.
В школе ведётся большая работа по созданию системы для формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, улучшению эмоционально-психологического климата и формированию коммуникативной культуры учащихся и педагогов.
Список литературы
1. Антропова, М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М.: 1974. – 136 с.
2. Базарный, В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям! / В.Ф. Базарный // «Советская Россия», №136 (12607), 23 октября 2004 г.
4. Григорьева Т. Пути формирования здоровья школьников младшего возраста. — М., Знание, -1990
5. Калинова, Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997.
6. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Начальная школа// — 2005. -№11.
7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1–4 классы. – М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.
8. Коростелев Н.В. Воспитание здорового школьника. М., 1986.
9. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи: методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.
10. Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы
11. Смирнов Н.К. Педагогика и психология здоровья. - М.:-2003
12. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. // М.:АРКТИ.-2005.
13. Соловьева Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации. /Н.И. Соловьева// ЭКО.-2004. — № 17.
Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
Ленивые восьмерки.
(упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки « по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
Шапка для размышлений.
(улучшает внимание, ясность восприятия и речь): « наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
Моргания.
(полезно при всех видах нарушения зрения) : моргайте на каждый вдох и выдох.
Вижу палец.
Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течении 4 – 5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4 – 6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4 – 6 раз.
Упражнения на расслабление мышц шеи:
“Любопытная Варвара”.
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!
Упражнения на расслабление всего организма:
“Снежная баба”.
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
“Птички”.
Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.
Пальчиковая гимнастика
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев». Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
ЦВЕТКИ
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад).
БОЖЬИ КОРОВКИ
Божьей коровки папа идет,
Следом за папой мама идет,
За мамой следом детишки идут,
Вслед за ними самые малышки бредут.
Красные юбочки носят они,
Юбочки с точками черненькими.
Папа семейку учиться ведет.
А после школы домой заберет.
(На первую строчку – всеми пальцами правой руки «шагать» по столу, на вторую – то же левой рукой. На третью и четвертую – обеими руками вместе.
На пятую – пожать ладони, пальцы прижать друг к другу. На шестую – постучать указательными пальцами по столу. На седьмую и восьмую – всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу.
“Задуй свечу”.
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.
“Ленивая кошечка”.
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.
“Озорные щечки”.
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
“Рот на замочке”.
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
“Злюка успокоилась”.
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
Такие упражнения способствуют развитию правильного дыхания, голоса и дикции. А от правильного дыхания зависит нормальное кровообращение, ритм работы сердца. Что немаловажно для здоровья ребёнка.
Релаксация мышц глаз
Упражнение1.
Напряжение в области лба - достигается сдвиганием кожи на лбу в морщины.
Упражнение2.
Напряжение мышц век - сдвигаем брови, глаза плотно закрыты.
Упражнение3.
Напряжение глазодвигательных мышц - при этом мы ощущаем напряжение в глазном яблоке. При закрытых глазах смотрим вправо, влево, вверх, вниз.
Тренируемся до тех пор, пока не будем способны четко распознать напряжение, а тем самым и избавиться от него (то есть расслабить данные мышцы).
Упражнение4.
Напряжение глазодвигательных мышц - овладев предыдущим упражнением, откройте глаза и следите за тем, что происходит, когда вы переводите взгляд с потолка на пол и наоборот. Прочувствуйте напряжение и расслабление.
Корригирующая гимнастика для глаз
Палец двоится (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6 – 8 раз.
Зоркие глазки: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
Стрельба глазами: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дольше влево, затем- вправо, затем- вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.
Письмо носом: (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.