| 2015-2016 учебный год |
| Интеллектуальная игра по биологии: «Здоровье в саду и на грядке» Учитель биологии: Алейникова Е.В. |
[КГУ «Первомайская средняя школа»] |
Цель: формирование здорового образа жизни, развитие познавательных способностей, эрудиции у учащихся.
Задачи:
Содействовать разностороннему развитию детей
Формировать ключевые компетенции
Развивать устойчивые познавательные интересы и творческие способности
Вызывать стремление к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, охраны природы
Развивать коммуникативные навыки
Учить заботиться о своем здоровье, раскрывая тайны овощей и фруктов.
Дать рекомендации о помощи себе и близким в домашних условиях.
Игра проводится в виде командного соревнования. Команды отвечают по очереди, определенной жеребьевкой. Если команда затрудняется ответить дается возможность дать ответ второй команде.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя, который раскрывает тему и цель мероприятия, знакомит с правилами игры (слайды 1-2).
Ход игры:
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь на огород
С грядки мы возьмем микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду
Снова будешь жизни рад!
Ведущий: Слова эпиграфа (слайд 3) нашего мероприятия не являются шуткой, а правда. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. С помощью рационально подобранных продуктов питания можно предупреждать любые болезни, погасить только что начавшееся заболевание. ЗОЖ – это не только зарядка, закаливание, занятие спортом, а еще питание потому что «мы – это то, что мы едим»
Правильно ли вы питаетесь? Попробуем узнать, а правильно ли мы питаемся (слайд 4 ). (Приложение 1).
Представление команд (название, девиз).
Тур I «Фрукты и плодово-ягодные культуры» (слайд 5 ).
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее пойди-ка:
Куст в колючках, будто еж,
Вот и назван-… (ежевика)
Хоть жжет его солнце,
Одет он в суконце.
А сукно золотистое,
Тонкое и чистое. (персик)
Подмигнет тебе украдкой,
Из травы фонарик сладкий. (земляника)
На сучке висят шары,
Посинели от жары. (слива)
1) Родоначальник садовых сортовых роз. Лекарственное растение. (шиповник)
2) Абрикос, высушенный с косточкой. (урюк)
3) Абрикос, высушенный без косточки. (курага)
4) В каких фруктах содержится витамин «С»? (яблоко, апельсин, смородина)
1.Плод этого растения называется яблоко, хотя на яблоко не похож. (груша)
2.У этого растения много витаминов С и В, древесину используют для поделок и столярных изделий. (яблоня)
3. Декоративное растение, которое содержит большое количество эфирных масел. (роза)
4.Лекарственное растение, от него произошли все декоративные розы. (шиповник)
5.Репродуктивный побег, применяют для приготовления настоев. (цветок)
6. Гибрид яблока и груши. (айва)
7. Растение с черными ягодами, похожими на малину.(ежевика)
8.Лесная ягода красного цвета. Содержит полезные кислоты. (костяника)
9.Душистые ягоды богаты органическими кислотами и витамином С. (земляника)
10. Экстракт из плодов этого растения принимают при сосудистых заболеваниях. (боярышник)
11. Медоносное и лекарственное дерево. Древесина используется для изготовления мебели. (черемуха)
1.Кернис-славянский бог этого дерева. Считали, что умилостивить его и получить хороший урожай можно, зажигая на дереве свечи. Плоды этого дерева содержат витамины С,В, каротин. Что это за дерево? (яблоня)
2.Дерево со сладкими оранжевыми плодами. Эти плоды полезны тем, кто страдает малокровием. (абрикос)
3.Кустарник с красными или черными ягодами. Плоды и листья содержат большое количество витамина С. (смородина)
4.Невысокое травянистое растение, ягоды которого используются при гипертонической и язвенной болезнях, анемии, подагре , гастрите. (земляника)
5.Плод цитрусового дерева, полезный при атеросклерозе, заболеваниях печени, ожирении. (апельсин)
6.Кустарник до 3 м. высоты, с яйцевидными или продолговатыми листьями, имеющими летом ярко – зеленую, осенью –красную окраску. Сок применяют при гипертонии и ожогах. (арония)
2.5. Тур II «Овощи» (слайд 35 ).
В средние века верили в то, что этот сказочный овощ – лакомство гномов, маленьких лесных человечков, которые щедро награждали за любую еду. Говорили, что нужно дождаться безлунной ночи и отнести в лес миску с этим пареным овощем. Если гномы ее примут, то на этом же месте утром хозяин найдет подарок лесных человечков – слиток золота. Не правда, ли красивая легенда о привычном для нас овоще? Римляне считали его лакомством. Отправляясь на олимпийские игры или гладиаторские бои, набивали им карманы, заменяя тем самым «Сникерсы» и «Марсы» (Морковь)
Восстановить крылатое выражение. (Морковь – кладовая витаминов.)
Этот овощ был известен еще в Древнем Египте, а древнегреческий математик Пифагор писал, что овощ поддерживает бодрость и веселое спокойное состояние и сам занимался его селекцией. В те далекие времена врачи настойчиво рекомендовали кормить им детей, «дабы росли крепкими и здоровыми». У нас его полюбили с IX века. (капуста)
«Капуста-сила, пока она в бочке- беды не будет»
«Лук- от семи недуг»
«Чеснок- лекарство бедняков»
«Овощи продлевают жизнь человека»
Подведение итогов
Ведущий: Мы заканчиваем свою игру, и нам очень хочется, чтобы вы заинтересовались полезными свойствами тех продуктов, которые едите. Пусть у вас возникнут новые вопросы, и вы найдете на них интересные ответы, расскажите об этом своим друзьям, знакомым, родственникам. Так пополнится наша семья людей, знакомых с правильным питанием и здоровым образом жизни.
Овощи и фрукты
Любят все на свете
Бабушки и дети
Секреты знают эти
Виноград и вишни
Лечат все сосуды
Абрикос – от сердца,
Груша - от простуды
Апельсин, как витамин,
Знают все, незаменим
Ешьте фрукты, здоровейте,
Пейте сок и не болейте!
Приложение 1
Анкета. Правильно ли вы питаетесь?
1.Употребляете ли в пищу свеклу, морковь, капусту?
а) Всегда , круглый год -5 баллов
б) Иногда, когда заставляют-2балла
в) Никогда-0 баллов
2.Сколько раз в день вы едите?
а)4-6 раз-5 баллов
б)3 раза -3 балла
в)2 раза -0 баллов
3.Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?
а) Ежедневно ,несколько раз-5баллов
б)2-3 раза в неделю-3 балла
в) Очень редко -1 балл
г) Никогда-0 баллов
4.Когда и что вы едите на ночь?
а) Мясо с гарниром в 9 часов-1 балл
б) Кашу молочную в 9 часов-2 балла
в) Стакан кефира или молока в 9 часов-5 баллов
г) Ем , когда захочу и что захочу, до 11 часов-0 баллов
5.Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
а) Иногда петрушку и укроп в супе,салате-1 балл
б) Лук и чеснок не ем никогда-0 баллов
в) Все это употребляю ежедневно в небольшом количестве-5 баллов
г) Ем иногда или когда заставляют-2 балла.
Если вы набрали 13-15 баллов, то вы достаточно употребляете овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.
Если вы набрали 9-12 баллов, то это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите, когда и что придется.
0-9 баллов. Вам нужно задуматься о своем питании, как о режиме, так и о рационе.