Просмотр содержимого документа
«Игра "Экологическое ассорти"»
ГУО «Гимназия №1 г.Столбцы»
Игра «Экологическое ассорти»
Разработка учителя географии и биологии высшей квалификационной категории Курак С.В.
Цель: расширить знания о животном мире, активизировать познавательную деятельность учащихся, воспитание бережного отношения к природе.
Подготовка игры: поездка в краеведческий музей; чтение научно - популярной и художественной литературы; экскурсии в природу; подготовка б конвертов разных цветов: красного, зелёного, синего, жёлтого, белого, чёрного с карточками-вопросами; оформление лототрона (6 секторов, каждый сектор из 5делений); изготовление 2 кубиков: один кубик с номерами вопроса, другой-с цветом сектора; подготовка иллюстраций с изображениям! животных; оформление зала.
Цвет конверта определяет цвет сектора. Зелёный - «Млекопитающие», красный - «Охрана природы», синий - «Рекорды», жёлтый - «Птицы», белый - «Насекомые», чёрный - «Экологические ситуации».
Объявление:«Всем! Всем! Всем! Только у нас еы можете стать победителями игры «Экологическое ассорти». Для этого предлагается повторить всё то, что еы знаете о жизни зверей, птиц и насекомых. Спешите вы играть!»
ЭПИГРАФ:
«ПОЙМИ ЖИВОЙ ЯЗЫК ПРИРОДЫ, - И СКАЖЕШЬ ТЫ: ПРЕКРАСЕН МИР» И. Никитин.
Ведущий: Здравствуйте! Мы приветствуем сегодня всех, кто пришёл к нам в этот зал. Нам предстоит выяснить, насколько вы хорошо знаете царство животных, а для этого вы сыграете в игру «Экологическое ассорти». Победа в нашем турнире обеспечена тем, кто умеет внимательно слушать и смотреть телевизионные и радиопередачи, кто читает наушно-популярную и художественную литературу, кто любопытен и любознателен.
Правила игры: На нашем игровом поле, на «столе лидера» 6 секторов, в каждом из них пакет заданий с «вопросами-занозами». Игра состоит из 3 этапов. На 1 этапе вы будете отвечать на вопросы, посовещавшись 30 сек. Любой член команды бросает кубики и достаёт карточку. Номер и цветовая грань кубиков определяет ваш вопрос. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Отвечают команды по очереди на 5 вопросов. На 2 этапе вопросы будут задаваться каждому участнику отдельно. Команда—соперница, бросая кубики, сама достаёт любой вопрос конкретному члену другой команды. На 3 этапе капитану команды за 1 минуту необходимо ответить на большее количество вопросов. Если вы не знаете ответ, говорите: «дальше».
Ведущий: Звенит звонок всё громче,
Всё звончей
Какая трель над миром
Разливается!
Вы думаете, что это соловей?
А вот и нет -
Это «Экологическое ассорти»
Начинается.
Порою вопросы.
Как будто занозы.
Надолго в тебе застревают,
И жалят вопросы,
Как злющие осы,
И боль этане остывает.
Избавиться можно
От ос и заноз,
Но если в тебе
Застревает вопрос.
То как ни старайся,
Спасения нет,
Пока на вопрос
Не отьпцешь ответ.
ВОПРОСЫ КРАСНОГО СЕКТОРА «ОХРАНА ПРИРОДЫ».
Какое крупное животное, обитающее на территории Беларуси, занесено в Краснело книгу? (зубр).
Что такое Красная книга? (Красная книга-документ, призванный привлечь внимание государственных и общественных организаций, научных учреждений, широких слоёв населения к редким и исчезающим животным, птицам, растениям).
Что означает красный цвет Красной книги? (символ тревоги, опасности).
Назовите крупное хищное млекопитающее, занесённое в Красную книгу Беларуси (бурый медведь - длина тела до 2,5 м, вес-до 750 кт.)
Назовите амфибию, занесённую в Красную книгу Беларуси (камышовая жаба).
Жуж с рогами как у оленя (жук-олень).
Самая крупная сова (филин - длина тела 62-72 см, масса 2.1-3.2 кг, размах крыльев до 1,5 м).
Самая крупная из наших пресноводных рыб, тело веретенообразное, без чешуи, покрыто слизью (сом - длина до 5 м, масса до 300кг).
Самая красивая бабочка нашей местности, носит название высшего офицерского чина в морском флоте (адмирал).
Небольшая неядовитая змея, названа из-за красновато-медной окраски верха (медянка).
ВОПРОСЫ СИНЕГО СЕКТОРА «РЕКОРДЫ».
Самое крупное животное из всех когда-либо существовавших на нашей планете (синий кит).
Самые крупные в мире грызуны (капибары-водосвинки).
Самая большая змея (анаконда).
Самая быстрая змея в мире (мамба).
Самое высокое млекопитающее (жираф).
Самое крупное в мире земноводное (исполинская саламандра).
Самая крупная обезьяна (горилла).
Самое быстрое животное (гепард).
Самая смертоносная змея (тигровая; учёные подсчитали, что яда, содержащегося в железах крупной тигровой змеи, достаточно, чтобы убить 400 человек).
Самая большая кошка на Земле (тигр).
ВОПРОСЫ ЗЕЛЁНОГО СЕКТОРА «МЛЕКОПИТАЮЩИЕ».
В какой стране кошка считается священным животным? (Египет).
Какое из хищных млекопитающих считается самым крупным? (белый медведь).
Какое животное обладает самым сильным и громким
голосом?(обезъяна-ревун).
Какие животные могут долгое время обходиться без
воды?(верблюды, антилопы, жирафы).
Это исконно русский зверёк. Знаменитая шапка Мономаха, которой венчали на царство русских царей, опушена мехом этого зверька (соболь).
Жизнь этих грызунов тесно связана с водой, они питаются корой различных деревьев, которые сваливают подгрызая своими резцами (бобры).
Какое животное даёт самое жирное молоко? (тюлень).
Мех какого грызуна считается самым ценным и дорогим
За что зайца прозвали косым? (Глаза у зайца выпуклые и расположены по бокам головы, что даёт ему обозрение на 360.
Местные жители Алтая утверждают, что это животное сочетает в себе качества нескольких домашних животных: даёт молоко, как корова; стригут шерсть, как с овцы; хвост у него, как у лошади, а хрюкает, как свинья. О ком идёт речь? (як).
ВОПРОСЫ БЕЛОГО СЕКТОРА «НАСЕКОМЫЕ».
Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейвиком? (перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы).
У какого насекомого органы слуха расположены на ногах? (у кузнечика).
Знаете ли вы какой жук в Древнем Египте почитался как священное насекомое? (жук-скарабей).
«Много лет тому назад при помощи этого насекомого у шведов в Гранденбурге проходили выборы губернатора (бургомистра). Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середине стола помещали насекомое.
Бургомистром избирался тот, на чью бороду оно заползло».О каком насекомом идёт речь? (вошь).
На латинском языке название этого насекомого «сверчок-крот». Чего оно только не умеет: и землю копает, и бегает, и прыгает, и плавает, и летает, и даже поёт. Кто это? (медведка).
Почему насекомых так называют? (от слова «насекать» - у них на брюшке насечки).
У какого насекомого самый чуткий «нос»? (у бабочки).
Есть ли мухи-людоеды? (Да. Личинки африканских мух тумбу проникают глубоко под кожу человека, образуя мучительные открытые раны).
Каких насекомых зовут как животных? (жуки: олень, носорог, коровка).
Не птица, а летает, не слон, а с хоботом, никто не приручает, а на нос садится (муха).
ВОПРОСЫ ЖЁЛТОГО СЕКТОРА «ПТИЦЫ».
Самая крупная птица мира (африканский страус).
Самая маленькая птица (колибри).
Какая птица обладает наибольшим размахом крыльев в полёте? (альбатрос).
Какая птица не летает, но умеет плавать под водой? (пингвин).
На кормушку прилетели 2 птички. Одну из них зовут так, как называют весёлый танец, имя второй-название крупы. Как зовут этих птиц? (чечётка, овсянка).
Какая птица подбрасывает свои яйца в другие гнёзда? (кукушка).
С прилётом каких птиц считаем начато весны? (грачей).
Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст).
Какая птица возит своё гнездо и птенцов на себе? (чомга).
Какую птицу- рыбаки используют для рыбной ловли? (Баклан).
ВОПРОСЫ ЧЁРНОГО СЕКТОРА
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ».
Один из «врагов» человека - комар-переносчик возбудителей малярии и других видов лихорадок. Что будет, если удастся каким-то способом избавиться от всех комаров? (нарушается природное равновесие. Личинки комаров - корм для многих видов рыб. Разорвав пищевую цепочку, можно вызвать гибель нескольких других видов).
В последние годы наблюдается резкое сокращение численности сов и дневных хищных птиц. Какая роль этих хищников в природе? Каковы последствия сокращения численности хищных птиц? (Увеличивается количество мышевидных грызунов и крупных насекомых. Например, канюк в «мышиные годы» кормится преимущественно грызунами, а в «не мышиные» в его рационе повьппается процент крупных насекомых. Сова за лето истребляет тысячи мышей-полёвок, каждая из которых съедает за это же время по 1 кг зерна).
Хулиганы воробьишки –
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай –
Поуменыпат урожай.
Вот китайцы подсчитали.
Сколько зёрен потеряли,
И издали свой декрет-
Воробьёв свести на нет!
Перебили всех подряд,
Ждут - каков же результат?
(Ответ: Поначалу в самом деле
Закрома их пополнели.
А потом пришла беда –
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.
Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей
Тащут мошек и червей.
Стало тут властям понятно –
Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьёв
Из чужих возить краёв.
Если всё сплеча рубить,
Можно дело загубить.
В Канаде в давние года
В лесу на речке тихой
Жила бобровая семья.
Не предвкушая лиха.
Плотины строили они,
И речка небольшая
Поила всех, кто рядом жил
В черте лесного края.
И птицы пели по утрам,
И гризли - серый великан –
Гулял там без опаски.
И было всё, как в сказке.
И люди приходили в лес,
И дань добычей брали,
Но никогда баланс тех мест
Они не нарушали.
Потом другие вслед пришли.
Кому всё было мало.
Бобров потомство извели,
И красоты не стало.
Каковы последствия истребления бобров?
(Ответ: Едва струился ручеёк
И лес поить уже не мог,
Засохли клёны, ели,
И разбежались звери.
Но вот явился человек,
Который понял важность рек,
Решил он всё поправить
И стал запруды ставить.
Поставил, а через денёк
В ней сделал дырку ручеёк.
Строитель дырку залатал,
А ручеёк опять прорвал.
Ах, как помощники нужны!
И осенило тут-бобры!
Не говоря ни слова,
Всё сделают толково...
И первозданная краса
Вернулась в дикие леса.
Не давно как-то, мой дружок,
Изобретён был порошок
От вредных насекомых,
Давно нам всем знакомых:
От гусениц и саранчи-
Вредителей посева.
Хоть эта братия молчит,
Но вред приносит всем нам.
Давайте начисто убьём
Их ядовитым порошком,
И всем растениям тогда
Не будет угрожать беда.
Каковы последствия внесения ядовитого порошка под посевы? (Ответ: Но вот прошёл какой-то срок,
И этот самый порошок
Был обнаружен в молоке
Коров, пасущихся в траве.
Да, в молоке коровьем,
Тут удивляться нечему,
Тотчас видна причина.
Но порошок нашли к тому ж
В печёнке у пингвина.
Во льдах не сеяли поля.
Там не возделана земля.
Там нету паразитов.
Где ж тайна тут зарыта?
Так вот, пр оклятый порошок
С полей смывает ручеёк
II далее, по плану,
Плывёт он к океану,
Г де ходит рыба в устьях рек,
А рыбу ловит человек,
А тех, что увильнули,
Пингвины заглотнули.
Далёкий и опасный путь.
Его продумать не забудь.
6. Завезённые в Австралию кролики в 1859 г. размножились с удивительной быстротой. За 70 лет их число достигло 600млн. Каковы последствия резкого увеличения количества кроликов?
7. Европейская жемчужница, обитающая в северных реках Европы, включена в Международную красную книгу как вид, находящийся под угрозой полного исчезновения. Каковы причины исчезновения европейской жемчужницы? (загрязнение рек ядовитыми стоками промышленных предприятий, что привело к исчезновению сёмги, к жабрам которой прикрепляются личинки жемчужницы для превращения в маленького моллюска.)
8. Можно ли назвать щуку - «санитаром» пресных вод и почему? (да, т.к она «очищает водоём от множества больных и слабых рыб, - что улучшает состояние водоёма).
9. В начале прошлого столетия в Северной Норвегии было проведено массовое уничтожение хищных птиц, после чего на некоторое время увеличилось количество куропаток. Однако скоро количество куропаток стало резко сокращаться, затем стало ниже, чем первоначальный уровень.
Почему так случилось? Что бы вы посоветовали норвежцам для сохранения количества куропаток взамен массового уничтожения хищных птиц?
10. «Младший брат бобра» - ондатра была привезена из Северной .Америки в Европу. Люди высоко ценят её красивый прочный мех. Чтобы полупить как можно больше ценного меха, люди расселили пушистых зверьков, не задумываясь о последствиях. Почему’ ондатру не любят в Европе? (В тех местах, где условия были благоприятны, ондатра размножилась лавинообразно, уничтожая водную и прибрежную растительность. Экологическим системам водоёмов был нанесён огромный ущерб. Строя норы, грызуны разрушают берега каналов, рыбных прудов, способствуют прорыву плотин, вредят сельскому хозяйству).
Ведущий: Теперь напишем резюме,
А это значит, братцы,
Всё, что изложено в игре,
Мы подытожим вкратце.
Наука экология показывает нам,
Что в мире всё завязано по четырём углам.
Растения, животные, земля и человек
Не могут друг без друта существовать вовек.
Чтоб в мире не было беды,
Не рви больших кусков.
Ты - царь природы,
Но- один из четырёх углов.
Подведение итогов.
Ведущий: Дорогие ребята! Мне очень приятно было встретиться с вами, я рада, что вы приняли участие в этой игре. Проигравших в ней нет: в выигрыше все. Надеюсь, что вы ещё больше будете любить природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Наша игра показала, что вы много знаете и наша задача - обогатить и расширить эти знания, но главное- воспитать бережное отношение к природе. Спасибо за участие! До новых встреч!