Данная экскурсия для уч-ся 7-8 кл. содержит обширный и важный материал для последующих курсов биологии, который преподносится в увлекательной форме, способствующей качественному его усвоению, расширению уже имеющихся знаний, закреплению теории на практике. Здесь устанавливаются связи живой и неживой природы, зависимость организмов друг от друга в пределах территории обитания. У учащихся формируется экологическая компетентность, понимание роли человека в окружающей среде. Данная экскурсия имеет краеведческую основу, маршрут был проложен по Саринскому заказнику. Рассчитана на 2-3 часа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экскурсия "Мир вокруг нас"»
МБОУ «Саринская основная общеобразовательная школа
Кувандыкского городского округа Оренбургской области».
«Мир вокруг нас»
Экскурсия для учащихся 7-8 классов
Подготовил и провел учитель
биологии Саринской основной
школы
Старикова Ирина Николаевна
2020- 2021 уч.год.
Данная экскурсия для уч-ся 7-8 кл. содержит обширный и важный материал для последующих курсов биологии, который преподносится в увлекательной форме, способствующей качественному его усвоению, расширению уже имеющихся знаний, закреплению теории на практике. Здесь устанавливаются связи живой и неживой природы, зависимость организмов друг от друга в пределах территории обитания. У учащихся формируется экологическая компетентность, понимание роли человека в окружающей среде. Данная экскурсия имеет краеведческую основу, маршрут был проложен по Саринскому заказнику.Рассчитана на 2-3 часа.
Цель: выяснить зависимость организмов друг от друга, обитающих на определенной территории.
Задачи:
Образовательная - расширить знания учащихся о разнообразии приспособлений к совместному проживанию у организмов, обитающих на определенной территории; дать детям топонимические знания о родном крае.
Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе родного края,потребность в ее рациональном использовании.
Развивающая – формировать у школьников экологическое сознание и понимание роли человека в природе.
Оборудование: альбом для зарисовок, простой карандаш, бусины четырех цветов (белые, желтые, зеленые, красные), тонкий шелковый шнур, перья птиц, рожь, прозрачная посуда, цифровой фотоаппарат, диктофон.
Уровень усвоения: творческий, практический.
Методы обучения: исследование, эвристическая беседа, частично-поисковый метод, наблюдение с одновременным фиксированием результатов.
Методические приемы: постановка проблемных вопросов, решение проблемных заданий, погружение учеников в смоделированную учителем ситуацию (в текст легенды)
Список использованной литературы:
Головкин Б. Н. 1000 поразительнных фактов из жизни растений.- М.: ООО Астрель: ООО АСТ, 2001
Гуленкова М. А. Летняя полевая практика по ботанике/ А. А. Красникова.- М.: Просвещение, 1986.
3 Жизнь растений. В 6-ти т. Гл.ред. чл.- кор. АН СССР, проф. А.А.Федоров.- М.: Просвещение, 1987.
4.Карри – Лендал К. Птицы над сушей и морем. –М.: Мир, 1992.
5.Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. М.: Мысль, 2000
6.Рабинович М. И. Лекарственные растения Южного Урала. – Челябинск: Южно – Уральское книжное издательство, 1990.
5.Тэннер О. Способы защиты у животных.- М.: Мир, 2001.
6. Фройде М. Животные строят.- М.: Мир,2004.
Коровяков. География Кувандыкского района. 2008 год.
Научно методическийжурнал «Биология в школе» №3 1998.
Ход экскурсии:
I этап. Подготовительный (проводится в школе или на месте сбора учащихся).
Руководитель кружка проводит вводную беседу:
Что вы относите к миру вокруг себя?
Что может назвать человек своим домом? (только ли то место, куда вы возвращаетесь после школы).
Предполагаемые ответы: это здание, где мы живем вместе со своими родными. Это то место, где тебя всегда ждут, могут ободрить и поддержать в трудную минуту.
Что будет вашим домом, когда вы уедете в другой город илистрану?
А что же считают своим домом космонавты?(в качестве иллюстрации к ответу подготовленный ученик читает стихотворение)
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
Коля ответил: Живу я в квартире,
Номер ее четыре.
Дом на Заречной? Этого мало -
Поселок мой стоит на реке,
А за рекой виден лес вдалеке,
Тянутся к лесу тропинки, поля,
Очень красивая наша Земля! Понял дружище, вот он твой дом -
Светлый, красивый, большой!
Может ли человек считать планету Земля только своим домом?
Кто же еще живет с нами на планете? (ребята называют растения и животных)
Каким бы вы хотели видеть свой будущий дом? (чистым, теплым, светлым, уютным и т.д.)
Что же происходит в последнее время с нашим общим домом?
(Дети приводят факты экологической обстановки: развитие промышленности привело к загрязнению воздуха, воды, почвы отходами производства. При использовании ядохимикатов для борьбы с сорняками и вредителями погибают насекомые, птицы, животные).
Вывод: Сейчас люди поняли, что эти вещества губят все живое и опасны для самого человека. Леса горят, реки и озера загрязняются, исчезают навсегда растения и животные. От всех нас людей требуется, чтобы мы сохранили наш общий дом. Завершим нашу беседу словами Р.Рождественского.
Кромсаем лед,
Меняем рек течение,
Твердим о том, что дел невпроворот...
Но мы еще придем
просить прощенья
у этих рек, барханов и болот, у самого гигантского восхода,
у самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота
Сейчас нам не до этого пока. Аэродромы,
пирсы
и перроны, леса без птиц
и реки без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше - окружающей среды.
II Этап: Путь.
Фото руководителя экскурсии – Стариковой И.Н.
Промежуточное задание: ребята ведут маршрутный лист, где записывают местные названия встречающихся географических объектов (Приложение 1. Карта маршрута)
В пути учитель рассказывает ученикам легенду о племени, которое называло себя «Дети солнца».
Текст легенды: «Племя жило на своих землях много лет, так много, как песчинок в горсти песка, сосчитать их почти невозможно. Оно владело бескрайними лесами, полями, лугами. Долгое время люди жили привольно и спокойно, но однажды они заметили, что там, где раньше бурлили прозрачные и быстрые, как олень, реки, застыли мутные воды. Там, где когда-то была плодородная пашня, простирается безжизненная пустошь. А там, где когда-то царила красота и гармония в природе, стало голо и уныло. Тогда старейший из старейших созвал племя и обратился к нему со словами: « Беда к нам пришла оттого, что мы забыли древние секреты жизни. Нам нужны смелые и благородные люди, которые найдут разгадку тайны и помогут нам выжить».
И вышли тогда вперед юноши и девушки. И было их столько, сколько вас сейчас в группе, были они того же возраста, что и вы.
Старейший из старейших отвел их в отдаленное урочище, где еще зеленели деревья, вода еще была чистой, птицы еще радовали слух своим пением. Там, в укрытой ветвями пещере, он показал им волшебную лодку. |
«Вы отправитесь вниз по реке, - сказал старейший из старейших, - и по пути познаете три тайны жизни. Эти знания должны помочь вам вернуть красоту и гармонию в природе. Лодка будет двигаться то медленно, то быстро в поисках истины, вы будете превращаться в различных живых существ».
Каждому из отправившихся в путь дал старейший из старейших
по каменной шкатулке. В каждой шкатулке было по три разноцветные бусинки, по 4 белых и по шелковому шнуру. На своем пути вы трижды подвергнитесь испытанию. Внимательно следите за тем, что случится с вами. Эти превращения помогут вам понять, каким образом три тайны жизни связаны между собой и составляют единое целое.
Как только вы будете готовы к тому, чтобы познать очередную тайну
жизни, нанижите на шнур белую бусину, и тайна раскроется вам. Белые бусины соединяют между собой цветные, вместе составляют единое целое - саму жизнь».
IIIэтап. Привал.
Фото уч-ся 8 кл. – Щербакова Алексея
Участники экскурсии выходят на красиво цветущую поляну, все останавливаются,
прислушиваясь к музыке поляны и шуму леса.
Один из учеников читает стихотворение И. Бунина «Полевые цветы»
В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей...
Есть на полях моей родины скромные Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный Вечных созвездий узор золотой
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорит про давно позабытые
Светлые дни.
Фото уч-ся 7 кл. Бадулина Егора
Учитель продолжает рассказывать легенду, тем самым включая ребят в ее содержание. Путешественники решили, что они готовы познать первую тайнужизни, и нанизали на шелковый шнур белую бусину.
(учащиеся проделывают то же самое).
Тут они почувствовали, что их ноги увязли в почве, они превратились в корни растений: ветреницы, колокольчика, незабудки, одуванчика. Путешественники должны были прожить жизнь растения. Корни растений всю зиму провели в земле в ожидании света и солнечного тепла, а весной они стали впитывать воду и растворенные в ней питательные вещества.
Фото уч-ся 8 кл. – – Бурова Ивана
Проблемные вопросы:
- «Откуда растения получают питательные вещества и воду?» (ожидаемый ответ: при помощи корней из почвы). |
Под воздействием солнечного света и тепла у растений зазеленели листья, а еще через
некоторое время появились цветочные бутоны, которые раскрылись разными цветами радуги.
Фото уч-ся 8 кл. Бурова И.
- «Поздно вечером, когда солнце уже садится, что происходит с цветами одуванчика?» (они закрывают свои соцветия-корзинки до восхода солнца, т.к. одуванчики – цветочные часы).
Летняя жара иссушила растения, листья стала засыхать, но вот прошел дождь и вновь зазеленели после дождя, а на месте разноцветных цветов появились семена и пушистая головка одуванчика, которая под дуновением ветра, рассыпалась на мелкие парашютики. Ветер унес их далеко от этого леса.
Фото уч-ся 8 кл. – Бурова Ивана
- «Какое значение для растений имеет это явление?» (служит для распространения семян).
Дни становились холоднее, наступила осень, затем зима, теплое пушистое одеяло из снега укрыло растения для следующей весны.
- «Почему можно сравнивать снег с теплым одеялом?» (под снегом, как под пушистым одеялом, всегда плюсовая температура).
Ответив на данный вопрос, путешественники вновь стали людьми. Они познали первую тайну жизни - выяснили, какое значение имеют почва, ветер и солнце для растений. Вывод: (ученики формируют вывод) солнце - источник тепла и света, почва - источник питательных минеральных веществ и воды, ветер - распространяет семена одуванчика и других растений, дождь - питает почву влагой.
1открытие: тайна жизни заключается во взаимосвязи живой и неживой природы.
Путешественники нанизали желтую бусинку на шелковый шнур как символ этой связи.
(Ребята проделывают то же самое). Обращаем внимание учеников на лес.
Фото уч-ся 7 кл.
Вскоре путешественники увидели лес. Стройные березки и осинки росли, раскинув в сторону свои ветви. Пришло время второй белой бусины, они нанизали её и почувство- вали, что их руки деревенеют, ноги вязнут в почве, становясь могучими корнями этих деревьев, каждый из молодых людей стал деревом этого леса. Каждый из них
почувствовал, что в его листве, коре находят пищу и убежище другие живые организмы.
Путешественники решили, что они готовы познать вторую тайнужизни, и нанизали на шелковый шнур белую бусину (учащиеся проделывают то же самое).
Учитель просит детей рассказать о тех обитателях леса, с которыми они уже знакомы, перечислить виды, для которых дерево является местом обитания, своеобразной столовой.
Фото уч-ся 7 кл.
Просит ответить на вопрос:
- «Что произойдет, если деревья исчезнут?»
(Учитель отламывает кусочек коры, сваленного дерева - дети видят ходы короедов и других насекомых).
Произошло обратное превращение деревьев в людей.
2 окрытие: тайна заключается в связях, которые возникают внутри живой природы. Они познали вторую тайнуи отправились дальше к реке.
Настало время третьей белой бусины, они нанизали её и почувствовали, что их руки становятся крыльями. Люди превратились в птиц.
IV этап. Наблюдения и практическая работа.
(Учащиеся спускают к переезду через речку Чебокла - здесь туристы часто моют
машины, проводят мелкий ремонт).
Результат визуального наблюдения за местностью.
В заводи плавают жирные разводы, на берегу пятна от топлива и сожженная трава.
Дети проводят опыт.
Учитель раздает по перышку птицы.
Опыт: влияние нефтяных продуктов на структуру птичьего пера.
(Учащиеся собирают на перышко разводы топлива. Проводится сравнение в строении пера, отмечается его незначительный вес, и после того, как опустили в воду с нефтепродуктом, вес увеличился).
Результат опыта:
При неосторожном обращении с нефтью на поверхности воды образуется воздухонепро- ницаемая пленка, и все живое под ней гибнет. Перьевой покров водоплавающих птиц становится тяжелым, липким, что мешает птицам летать.
Легенда продолжается: Путешественники вновь стали людьми, и благодаря птицам они познали третью тайну жизни.
3 открытие: тайна связи человека с природой, ведь это по его вине погибают животные и птицы, обитатели мирового океана. И нанизали они красную бусину, как символ связи человека с природой.
Человек связан с природой, является её частью, но только он обладает разумом, от его
действий будет зависеть, изменится к лучшему или худшему окружающая природа. Легенда завершается: В шкатулке осталась только одна бусина - белая. Путешественники нанизали последнюю бусину, появился старейший из старейших. Он сказал: «Вы познали три тайны жизни. Что означает на вашем ожерелье красная бусина, зеленая, желтая? А теперь завяжите крепким узлом шелковый шнур, и пусть этот узел никогда не развязывается, пусть эти три тайны будут крепко связаны в вашем ожерелье и составляют - единое целое. Давайте переберем еще раз бусины ожерелья. Желтая бусина- символ связи живой и неживой природы. Пусть на одуванчик проливаются только чистые дожди, а не кислотные, ветер несет чистое дыхание, а не ядовитую пыль с заводов, почва будет питательной и плодородной. Зеленая бусина - символ связи внутри живой природы. Пусть всегда растут белоствольные березы и другие растения, а рядом с ними обитают различные живые существа. Красная бусина - символ связи человека и природы. Пусть действия человека в природе будут строго продуманы и не опасны.
Наденьте это ожерелье и помните о трех испытаниях, которые вы прошли. Но главное испытание впереди. Настало время вернуться к людям нашего племени и вместе с ним восстановить плодородные почвы, чистоту воздуха, вод, разнообразие растений и животных. Восстановить те хрупкие природные связи, которые были разрушены по нашей вине. Племя должно понять - либо оно будет жить в мире и гармонии с землей, либо ему не жить вообще.
Обобщение по тексту легенды и личных наблюдений учащихся.
Вот такая существует легенда. Но мы должны прислушаться к просьбе старейшины, ведь современное человечество стоит на пороге самоуничтожения. Ему предстоит решить проблему осознания ответственности человечества перед лицом природы и космоса, т.к. все это – единое целое.
Поэтическая минутка. Учитель цитирует слова Дж.Томсона
Все тесно связано вокруг
(Примеры мы не станем множить)
Цветка ты не заденешь вдруг
Чтобы звезды не потревожить.
V этап. Заключительный.
Фиксирование наблюдений на обратном пути следования. Выполнение индивидуальных заданий (делают зарисовки деревьев, трав, отмечают на карте Саринского заказника путь следования, фото птиц, гнезд, мхов, грибов.
Фото уч-ся 8 кл. – – Бурова Ивана
Двое ребят записывают на пленку голоса птиц.Учитель дает названия встречающихся оврагов, долин, родников, дорог и
т.д., рассказывает о них.
«Липатов родник»
Рисунок уч-ся 8 кл. Степановой А.
Выполнен по наброскам, сделанным на экскурсии.
Результаты экскурсии:
- Раздвинули границы урока биологии для 7-8 классов.
- Закрепили знания по разделам: «Особенности строения растений», «Экологические факторы среды обитания», «Трофические связи», «Влияние человека на экологическое состояние Саринского заказника».
- Провели опыты.
- Создали фото, рисунки и схемы, пополнив кабинет биологии наглядными пособиями.
- Получили заряд бодрости, позитивное настроение и продуктивное общение.