kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экскурсия "Мир вокруг нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная экскурсия для уч-ся 7-8 кл.  содержит обширный и важный материал для последующих курсов биологии, который преподносится в увлекательной форме, способствующей качественному его усвоению, расширению уже имеющихся знаний, закреплению теории на практике. Здесь устанавливаются связи живой и неживой природы, зависимость организмов друг от друга в пределах территории обитания. У учащихся формируется экологическая компетентность, понимание роли человека в окружающей среде. Данная экскурсия имеет краеведческую основу, маршрут был проложен по Саринскому заказнику. Рассчитана на 2-3 часа.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия "Мир вокруг нас"»

МБОУ «Саринская основная общеобразовательная школа

Кувандыкского городского округа Оренбургской области».











«Мир вокруг нас»


Экскурсия для учащихся 7-8 классов







Подготовил и провел учитель

биологии Саринской основной

школы

Старикова Ирина Николаевна














2020- 2021 уч.год.


Данная экскурсия для уч-ся 7-8 кл. содержит обширный и важный материал для последующих курсов биологии, который преподносится в увлекательной форме, способствующей качественному его усвоению, расширению уже имеющихся знаний, закреплению теории на практике. Здесь устанавливаются связи живой и неживой природы, зависимость организмов друг от друга в пределах территории обитания. У учащихся формируется экологическая компетентность, понимание роли человека в окружающей среде. Данная экскурсия имеет краеведческую основу, маршрут был проложен по Саринскому заказнику. Рассчитана на 2-3 часа.


Цель: выяснить зависимость организмов друг от друга, обитающих на определенной территории.

Задачи:

  • Образовательная - расширить знания учащихся о разнообразии приспособлений к совместному проживанию у организмов, обитающих на определенной территории; дать детям топонимические знания о родном крае.

  • Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе родного края,потребность в ее рациональном использовании.

  • Развивающая – формировать у школьников экологическое сознание и понимание роли человека в природе.


Оборудование: альбом для зарисовок, простой карандаш, бусины четырех цветов (белые, желтые, зеленые, красные), тонкий шелковый шнур, перья птиц, рожь, прозрачная посуда, цифровой фотоаппарат, диктофон.

Уровень усвоения: творческий, практический.

Методы обучения: исследование, эвристическая беседа, частично-поисковый метод, наблюдение с одновременным фиксированием результатов.

Методические приемы: постановка проблемных вопросов, решение проблемных заданий, погружение учеников в смоделированную учителем ситуацию (в текст легенды)

Список использованной литературы:

  1. Головкин Б. Н. 1000 поразительнных фактов из жизни растений.- М.: ООО Астрель: ООО АСТ, 2001

  2. Гуленкова М. А. Летняя полевая практика по ботанике/ А. А. Красникова.- М.: Просвещение, 1986.

3 Жизнь растений. В 6-ти т. Гл.ред. чл.- кор. АН СССР, проф. А.А.Федоров.- М.: Просвещение, 1987.

4.Карри – Лендал К. Птицы над сушей и морем. –М.: Мир, 1992.

5.Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. М.: Мысль, 2000

6.Рабинович М. И. Лекарственные растения Южного Урала. – Челябинск: Южно – Уральское книжное издательство, 1990.

5.Тэннер О. Способы защиты у животных.- М.: Мир, 2001.

6. Фройде М. Животные строят.- М.: Мир,2004.

  1. Коровяков. География Кувандыкского района. 2008 год.

  2. Научно методическийжурнал «Биология в школе» ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­№3 1998.





Ход экскурсии:

I этап. Подготовительный (проводится в школе или на месте сбора учащихся).

Руководитель кружка проводит вводную беседу:

  • Что вы относите к миру вокруг себя?

  • Что может назвать человек своим домом? (только ли то место, куда вы возвращаетесь после школы).

Предполагаемые ответы: это здание, где мы живем вместе со своими родными. Это то место, где тебя всегда ждут, могут ободрить и поддержать в трудную минуту.

  • Что будет вашим домом, когда вы уедете в другой город или страну?

  • А что же считают своим домом космонавты?(в качестве иллюстрации к ответу подготовленный ученик читает стихотворение)

Где ты живешь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

Коля ответил:
Живу я в квартире,

Номер ее четыре.

Дом на Заречной?
Этого мало -

Поселок мой стоит на реке,

А за рекой виден лес вдалеке,

Тянутся к лесу тропинки, поля,

Очень красивая наша Земля!
Понял дружище, вот он твой дом -

Светлый, красивый, большой!

  • Может ли человек считать планету Земля только своим домом?

Кто же еще живет с нами на планете? (ребята называют растения и животных)

  • Каким бы вы хотели видеть свой будущий дом? (чистым, теплым, светлым, уютным и т.д.)

  • Что же происходит в последнее время с нашим общим домом?

(Дети приводят факты экологической обстановки: развитие промышленности привело к загрязнению воздуха, воды, почвы отходами производства. При использовании ядохимикатов для борьбы с сорняками и вредителями погибают насекомые, птицы, животные).

Вывод: Сейчас люди поняли, что эти вещества губят все живое и опасны для самого человека. Леса горят, реки и озера загрязняются, исчезают навсегда растения и животные. От всех нас людей требуется, чтобы мы сохранили наш общий дом. Завершим нашу беседу словами Р.Рождественского.


Кромсаем лед,

Меняем рек течение,

Твердим о том, что дел невпроворот...

Но мы еще придем

просить прощенья


у этих рек, барханов и болот,
у самого гигантского восхода,

у самого мельчайшего малька…

Пока об этом
думать неохота

Сейчас нам не до этого пока. Аэродромы,

пирсы

и перроны,
леса без птиц

и реки без воды...

Все меньше окружающей природы.

Все больше - окружающей среды.

II Этап: Путь.













Фото руководителя экскурсии – Стариковой И.Н.

Промежуточное задание: ребята ведут маршрутный лист, где записывают местные названия встречающихся географических объектов (Приложение 1. Карта маршрута)

В пути учитель рассказывает ученикам легенду о племени, которое называло себя «Дети солнца».

Текст легенды: «Племя жило на своих землях много лет, так много, как песчинок в горсти песка, сосчитать их почти невозможно. Оно владело бескрайними лесами, полями, лугами. Долгое время люди жили привольно и спокойно, но однажды они заметили, что там, где раньше бурлили прозрачные и быстрые, как олень, реки, застыли мутные воды. Там, где когда-то была плодородная пашня, простирается безжизненная пустошь. А там, где когда-то царила красота и гармония в природе, стало голо и уныло. Тогда ста­рейший из старейших созвал племя и обратился к нему со словами: « Беда к нам пришла оттого, что мы забыли древние секре­ты жизни. Нам нужны смелые и благородные люди, которые най­дут разгадку тайны и помогут нам выжить».

И вышли тогда вперед юноши и девушки. И было их столько, сколько вас сейчас в группе, были они того же возраста, что и вы.

Старейший из старейших отвел их в отдаленное урочище, где еще зеленели деревья, вода еще была чистой, птицы еще радова­ли слух своим пением. Там, в укрытой ветвями пещере, он показал им волшебную лодку. |

«Вы отправитесь вниз по реке, - сказал старейший из старейших, - и по пути познаете три тайны жизни. Эти знания должны помочь вам вернуть красоту и гармонию в природе. Лодка будет двигаться то медленно, то быстро в поисках истины, вы будете превращаться в различных живых существ».

Каждому из отправившихся в путь дал старейший из старей­ших

по каменной шкатулке. В каждой шкатулке было по три разноцветные бусинки, по 4 белых и по шелковому шнуру. На своем пути вы трижды подвергнитесь испытанию. Внимательно следите за тем, что случится с вами. Эти превращения помогут вам понять, каким образом три тайны жизни связаны между со­бой и составляют единое целое.

Как только вы будете готовы к тому, чтобы познать очередную тайну

жизни, нанижите на шнур белую бусину, и тайна раскроется вам. Белые бусины соединяют между собой цветные, вместе составляют единое целое - саму жизнь».

III этап. Привал.
















Фото уч-ся 8 кл. – Щербакова Алексея

Участники экскурсии выходят на красиво цветущую поляну, все ос­танавливаются,

прислушиваясь к музыке поляны и шуму леса.


Один из учеников читает стихотворение И. Бунина «Полевые цветы»


В блеске огней, за зеркальными стеклами,

Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны и сладки их тонкие запахи,


Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из-за синих морей;

Их не пугают метели холодные,

Бурные грозы и свежесть ночей...

Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:

Их возрастила весна благовонная

В зелени майской лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,

А небосклона простор голубой,

Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой

Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они

И говорит про давно позабытые

Светлые дни.

Фото уч-ся 7 кл. Бадулина Егора


Учитель продолжает рассказывать легенду, тем самым включая ребят в ее содержание. Путешественники решили, что они готовы познать первую тайну жизни, и нанизали на шелковый шнур белую бусину.

(учащиеся проделывают то же самое).

Тут они почувствовали, что их ноги увязли в почве, они превратились в корни растений: ветреницы, колокольчика, незабудки, одуванчика. Путешественники должны были прожить жизнь растения. Корни растений всю зиму провели в земле в ожидании света и солнечного тепла, а весной они стали впитывать воду и рас­творенные в ней питательные вещества.

















Фото уч-ся 8 кл. – – Бурова Ивана


Проблемные вопросы:

- «Откуда растения получают питательные вещества и воду?» (ожидаемый ответ: при помощи корней из почвы). |

Под воздействием солнечного света и тепла у растений зазеленели листья, а еще через

некоторое время появились цветочные бутоны, которые раскрылись разными цветами радуги.



Фото уч-ся 8 кл. Бурова И.

- «Поздно вечером, когда солнце уже садится, что происходит с цветами одуванчика?» (они закрывают свои соцветия-корзинки до восхода солнца, т.к. одуванчики – цветочные часы).

Летняя жара иссушила растения, листья стала засыхать, но вот прошел дождь и вновь зазеленели после дождя, а на месте разноцветных цветов появились семена и пушистая головка оду­ванчика, которая под дуновением ветра, рассыпалась на мелкие парашютики. Ветер унес их далеко от этого леса.














Фото уч-ся 8 кл. – Бурова Ивана

- «Какое значение для растений имеет это явление?» (служит для распространения семян).

Дни становились холоднее, наступила осень, затем зима, теплое пушистое одеяло из снега укрыло растения для следующей весны.

- «Почему можно сравнивать снег с теплым одеялом?» (под снегом, как под пушистым одеялом, всегда плюсовая температура).

Ответив на данный вопрос, путешественники вновь стали людьми. Они познали первую тайну жизни - выяснили, какое значение имеют почва, ветер и солнце для растений. Вывод: (ученики формируют вывод) солнце - источник тепла и света, почва - источник питательных минеральных веществ и воды, ветер - распространяет семена одуванчика и других растений, дождь - питает почву влагой.

1открытие: тайна жизни заключается во взаимосвязи живой и неживой природы.

Путешественники нанизали желтую бусинку на шелковый шнур как символ этой связи.

(Ребята проделывают то же самое). Обращаем внимание учеников на лес.












Фото уч-ся 7 кл.

Вскоре путешественники увидели лес. Стройные березки и осинки росли, раскинув в сторону свои ветви. Пришло время второй белой бусины, они нанизали её и почувство- вали, что их руки деревенеют, ноги вязнут в почве, становясь могучими корнями этих деревьев, каждый из молодых людей стал деревом этого леса. Каждый из них

почувствовал, что в его листве, коре находят пи­щу и убежище другие живые организмы.

Путешественники решили, что они готовы познать вторую тайну жизни, и нанизали на шелковый шнур белую бусину (учащиеся проделывают то же самое).

Учитель просит детей рассказать о тех обитателях леса, с которыми они уже знакомы, перечислить виды, для которых дерево является местом обитания, своеобразной столовой.














Фото уч-ся 7 кл.










Просит ответить на вопрос:

- «Что произойдет, если деревья исчезнут?»

(Учитель отламывает кусочек коры, сваленного дерева - дети видят ходы короедов и других насекомых).

Произошло обратное превращение деревьев в людей.

2 окрытие: тайна заключается в связях, которые возникают внутри живой природы. Они познали вторую тайну и от­правились дальше к реке.

Настало время третьей белой бусины, они нанизали её и почувствовали, что их руки становятся крыльями. Люди превратились в птиц.


IV этап. Наблюдения и практическая работа.

(Учащиеся спускают к переезду через речку Чебокла - здесь туристы часто моют

машины, проводят мелкий ремонт).

Результат визуального наблюдения за местностью.

В заводи плавают жирные разводы, на берегу пятна от топлива и со­жженная трава.

Дети проводят опыт.

Учитель раздает по перышку птицы.

Опыт: влияние нефтяных продуктов на структуру птичьего пера.

(Учащиеся собирают на перышко разводы топлива. Проводится сравнение в строении пера, отмечается его незначи­тельный вес, и после того, как опустили в воду с нефтепродуктом, вес увеличился).

Результат опыта:

При неосторожном обращении с нефтью на поверхности воды образу­ется воздухонепро- ницаемая пленка, и все живое под ней гибнет. Перьевой покров водоплавающих птиц становится тяжелым, липким, что мешает птицам летать.

Легенда продолжается:
Путешественники вновь стали людьми, и благодаря птицам они познали третью тайну жизни.

3 открытие: тайна связи человека с природой, ведь это по
его вине погибают животные и птицы, обитатели мирового океана.
И нанизали они красную бусину, как символ связи человека с природой.

Человек связан с природой, является её частью, но только он обладает разумом, от его

действий будет зависеть, изменится к лучшему или худшему окружающая природа.
Легенда завершается: В шкатулке осталась только одна бусина - белая. Путешественники нанизали последнюю бусину, появился старейший из старейших. Он сказал: «Вы познали три тайны жизни. Что означает на вашем ожерелье красная бусина, зеленая, желтая? А теперь завяжите крепким уз­лом шелковый шнур, и пусть этот узел никогда не развязывается, пусть эти три тайны будут крепко связаны в вашем ожерелье и составляют - единое целое. Давайте переберем еще раз бусины ожерелья. Желтая бусина- символ связи живой и неживой природы. Пусть на одуванчик проливаются только чистые дожди, а не кислотные, ветер несет чистое дыхание, а не ядовитую пыль с заводов, почва будет питательной и плодородной. Зеленая бусина - символ связи внутри живой природы. Пусть всегда растут белоствольные березы и другие растения, а рядом с ними оби­тают различные живые существа. Красная бусина - символ связи человека и природы. Пусть действия человека в природе будут строго продуманы и не опасны.

Наденьте это ожерелье и помните о трех испытаниях, которые вы прошли. Но главное испытание впереди. Настало время вернуться к людям нашего племени и вместе с ним восстановить плодород­ные почвы, чистоту воздуха, вод, разнообразие растений и животных. Восстановить те хрупкие природные связи, которые были разрушены по нашей вине. Племя должно понять - либо оно будет жить в мире и гармонии с землей, либо ему не жить вообще.

Обобщение по тексту легенды и личных наблюдений учащихся.

Вот такая существует легенда. Но мы должны прислушаться к просьбе старейшины, ведь современное человечество стоит на по­роге самоуничтожения. Ему предстоит решить проблему осознания ответственности человечества перед лицом природы и космоса, т.к. все это – единое целое.

Поэтическая минутка. Учитель цитирует слова Дж.Томсона

Все тесно связано вокруг

(Примеры мы не станем множить)

Цветка ты не заденешь вдруг

Чтобы звезды не потревожить.


V этап. Заключительный.

Фиксирование наблюдений на обратном пути следования. Выполнение индивидуальных заданий (делают зарисовки деревьев, трав, отмечают на карте Саринского заказника путь следования, фото птиц, гнезд, мхов, грибов.




















Фото уч-ся 8 кл. – – Бурова Ивана


Двое ребят записывают на пленку голоса птиц. Учитель дает названия встречающихся оврагов, долин, родников, дорог и

т.д., рассказывает о них.






«Липатов родник»

Рисунок уч-ся 8 кл. Степановой А.

Выполнен по наброскам, сделанным на экскурсии.









Результаты экскурсии:

- Раздвинули границы урока биологии для 7-8 классов.

- Закрепили знания по разделам: «Особенности строения растений», «Экологические факторы среды обитания», «Трофические связи», «Влияние человека на экологическое состояние Саринского заказника».

- Провели опыты.

- Создали фото, рисунки и схемы, пополнив кабинет биологии наглядными пособиями.

- Получили заряд бодрости, позитивное настроение и продуктивное общение.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Экскурсия "Мир вокруг нас"

Автор: Старикова Ирина Николаевна

Дата: 09.04.2024

Номер свидетельства: 648725

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИНЦИПАМ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "
    ["seo_title"] => string(95) "aktual-nyie-voprosy-obuchieniia-mladikh-shkol-nikov-printsipam-poznaniia-okruzhaiushchiego-mira"
    ["file_id"] => string(6) "145033"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418833081"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Природа вокруг нас!"
    ["seo_title"] => string(21) "priroda_vokrugh_nas_1"
    ["file_id"] => string(6) "404316"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490719539"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(100) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "267464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374660"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(102) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "267465"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374669"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства