Цель – формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.
Предполагаемые результаты :
Образовательные:
- эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и поселка;
- возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
- активизации познавательной деятельности учащихся;
- вовлечение учащихся в практическую деятельность;
- формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
- привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.
Педагогические:
- использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
- повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
- взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи:
- воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
- активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
- организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;
- содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.
- усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
- вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума.
Форма проведения: путешествие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««День Земли. Воды. Воздуха.» »
Внеклассное мероприятие
Игра - путешествие
«День Земли. Воды. Воздуха.»
Цель – формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.
Предполагаемые результаты :
Образовательные:
- эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и поселка;
- возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
- активизации познавательной деятельности учащихся;
- вовлечение учащихся в практическую деятельность;
- формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
- привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.
Педагогические:
- использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
- повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
- взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи:
- воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
- активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
- организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;
- содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.
- усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
- вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума.
Форма проведения: путешествие.
ВЕДУЩИЙ:
Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые гости! Вы, конечно, все знаете, что у всех людей на Земле есть день рождения! В этот день и дети, и взрослые ждут поздравления и подарки. В этот день звучат песни, добрые слова и даже солнце светит ярче. Сегодня мы собрались здесь на необычный день рождения. Кто сегодня именинник, вы узнаете, отгадав загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Но знают все: и млад, и стар,
Что она – огромный шар. (Земля)
22 апреля – День рождения Земли.
Ведущий: Я речь свою веду о том,
Что вся Земля - наш общий дом,-
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нем живем.
Земля не спит, и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Давайте беречь
От невзгоды любой
Большой и доверчивый
Шар голубой.
Давайте, ребята,
Назло непогодам
Обнимем планету
Своим хороводом.
Развеем над нею
И тучи, и дым,
В обиду ее
Никому не дадим!
Ученик:
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг –
Тут речка, там – зеленый луг!
В лесу дремучем не пройдешь!
Воды в пустыне не найдешь!
А где- то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря
Все называется Земля.
А если в космос ты взлетишь,
То у окна ракеты,
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
Ведущий: Что же это за праздник - День Земли? И зачем он? Итак, немного истории.
В обращении ООН говорится: «День Земли – это специальное время, которое предназначено, чтобы привлечь внимание всех людей к осознанию планеты Земля как их общего дома, ощутить нашу всеземную общность и взаимную зависимость друг от друга».
День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным Днем Земли – это праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Этот праздник призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Это день напоминания о страшных экологических катастрофах, день когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе. Родился праздник Земли в Америке. Именно в этот день в 1970 году более 20 миллионов американцев отмечали День Земли. Сознание этих людей разбудила трагедия, которая произошла в 1969 году – возле курортного городка Санта – Барбара из скважины разлились миллионы тонн нефти. Смертоносная плёнка нефти, убивающая всё живое, накрыла огромные пространства пляжа и океанских вод. Люди решили посвятить один день в году защите нашей бедствующей ПЛАНЕТЫ.
Здесь знает каждый, ты и я! Природу обижать нельзя! Так скажем дружно раз, два, три, Откроем праздник - День Земли!
Учащийся:
Мы – хозяева нашей природы – Мы – хозяева нашей страны. Все земные богатства народа Охранять мы надёжно должны.
Рыбы любят затоны речные Птицы – воздух, а звери – леса. Наши степи – массивы лесные – Это наша земная краса.
Нам моря и озёра знакомы, Полюбился пшеничный простор. Мы изучим свои водоёмы И загадки задумчивых гор.
Пусть будет мир и добро на всей планете!
Природа- это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Природа - это дом, украшенный трудом,
Ты, знаешь ли, такому дому цену?
Что будет, если в нем крыша под огнем?
Что будет, если в нем сломаем стены?
Природа - это дом, в котором день за днем
Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.
И этот дом и смех - один, один для всех,
Другого дома нет на целом свете.
Природа - это дом под снегом и дождем.
В любой мороз и зной устроен он на славу.
Храните этот дом, в котором мы живем.
На этот мирный дом имеем право.
В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетарную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира - символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов. И в то же время – это призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле, сохранения Человека и Культуры. В России акция «Колокол Мира в День Земли» проводится с 1998 года по инициативе летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза А. Н. Березового
В течение минуты, пока звонит Колокол Мира, людям стоит задуматься, как сохранить планету и улучшить жизнь существ, населяющих ее.
Первый Колокол Мира (Peace Bell) был отлит в 1954 году в знак памяти о трагедии японских городов, переживших ядерную бомбардировку, и установлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Он отлит из монет, собранных детьми всех континентов, в него также вплавлены ордена и медали, другие почетные знаки людей многих стран. Надпись на Колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». Затем подобные колокола начали устанавливать и в других странах – Японии (1954), Германии, Польше, Турции (1989), Мексике (1990), Австралии (1992), Монголии (1993), Канаде (1996), Бразилии (1997), Аргентине (1998), Эквадоре (1999), Узбекистане (2003) и других странах. Россия присоединилась к акции «Колокол Мира в День Земли» в 1998 году.
Есть у Дня Земли и свой флаг с изображением одной из первых фотографий нашей планеты из Космоса. Это знак осознания, что только совместными усилиями можно решать глобальные экологические и социальные проблемы на Земле. Поэтому неслучайно, что этот праздник активно поддерживают космонавты. Ведь они первыми поведали миру о том, насколько прекрасна и беззащитна наша планета, и как она нуждается в бережном отношении всех нас.
Флаг Земли не является официальным символом чего-либо (поскольку не существует общепланетного правительства или государства). Он представляет собой фотографию планеты из космоса (в настоящее время используется снимок, сделанный астронавтами Аполлона-17 по дороге к Луне) на тёмно-синем фоне. Традиционно Флаг связан с Днем Земли и многими другими природоохранными, миротворческими и гражданскими международными мероприятиям. Символом Дня является зелёная греческая буква Θ на белом фоне.
Ведущий:
Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В неё записаны животные и нашей страны. Однако в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране, поэтому многие страны стали составлять собственные Красные книги.
В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В неё записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц.
250 лет тому назад на берегу Берингова моря обитали морские коровы. Они были доверчивы и не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали. С каждым годом их становилось меньше и меньше, так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.
По вине человека исчезло много других зверей и птиц, насекомых и растений.
Красный сигнал смертельной опасности – это призыв к разуму и совести каждого.
«Красная книга»
Охраняется «Красной книгой»
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Ученик:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм:
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Ученик:
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда.
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
Ученик:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ученик:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.
Ученик:
Давайте, люди,
Дружить друг с другом
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом.
Ученик:
Как парус с морем,
Трава с дождями.
Как дружит солнце со всеми нами.
Ученик:
Давайте, люди
Любить планету
Во Вселенной
Похожей нет.
Ученик:
Во всей Вселенной
На всех одна,
Что будет делать
Без нас она?
Ученик:
Ты, дружок,
Смотри не подкачай!
Правдивым быть
И добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка
Не покупай для бабочки сачка.
Ученик:
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинках солнечные блики,
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем.
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
Конкурс «Загадки про птиц».
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его…(скворец).
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (воробей)
На скале он строит дом
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но какая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться-
Два могучих крыла – у хозяина…(орла)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это…(снегири)
Чёрный, проворный,
Кричит «крак»
Червякам – враг. (грач)
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт «ку-ку», «ку-ку»? (кукушка)
«Знатоки природы»
1. В Др. Руси этого зверька называли «векша». Он очень красив. Рождается голеньким, за то потом щеголяет в пушистых нарядах. (Белка)
2. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать не значительное землетрясение в Японии. (Кузнечик)
3. В России этого жучка издавна называли «Солнышко». Он красненький и кругленький, безобидный, любит полакомится тлей. (Божья коровка)
4. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, поют собакой. Летом поедают большое количество гусениц. (Скворец)
5. Эти животные, способствуют образованию пастбищ и лугов, сохранению крупных проточных водоемов, увеличению численности рыб, повышению самоочистительной способности рек? (Бобры)
6. Что это за травы, которую и слепые узнают? (крапива) 7. Какие две ноты растут в огороде? (фасоль) 8. У каких жителей леса нет корней, стеблей, листьев, цветов? (у грибов) 9. Какой цветок имеет мужское и женское имена одновременно? (Иван-да-Марья)
«Из книги рекордов Гиннесса»
1. Самое большое животное на Земле (Синий кит: l=33 м)
2. Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на земле. (Акулы)
3. Самый быстрый зверь (Гепард - v= 120 км/ч_
4. Самая крупная кошка (Тигр – l– 3,5 м, т = 300 кг)
5. Самая большая змея, обитает в Южной Америке (Анаконда l= 11 м)
6. Самая крупная птица (страус, l =2,5 м, т = 100 кг, v = 50 км/ч)
7. Самая маленькая птица (колибри – величиной с шмеля)
8. Самый лучший прыгун, живет в Австралии (Кенгуру)
Конкурс «Собери мусор»
1 конкурс: Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Дл; этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду, (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Правила поведения в природе.
1.Не ломай ветви деревьев и кустарников.
2.Не повреждай кору деревьев.
3.Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе. Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
4. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.
6. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
8. Не разоряй муравейники.
9. Не лови диких животных и не уноси их домой.
10. Не подходи близко к гнездовьям птиц. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо.
11. Не разоряй птичьи гнёзда.
12. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
13. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают многие растения и насекомые.
Викторина о птицах
1. Самые крупные летающие птицы? (лебедь, орёл, дрофа).
2. Самая маленькая птица в мире? (колибри).
3. Кто лучше всех в лесу поёт? (соловей).
4. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст).
5. Какая сова охотится днём? (полярная).
6. Какая птица живёт дольше всех? (ворон).
7. Птенцы какой птицы шипят из гнезда, как змеи? (вертишейка).
8. Какая птица сажает носом деревья? (сойка).
9. Какая птица выше всех летает? (орёл).
10. Кто быстрее всех летает? (стриж).
11. Назовите самую большую птицу на земле (страус).
12. Какая птица любит нырять в прорубь? (оляпка).
13. Назовите красногрудых птиц, которые питаются горькой рябиной (снегири).
14. Пение этой птицы слышно уже в марте. Чем выше она взлетает, тем звонче её голос. О какой птице идёт речь? (о жаворонке).
- Мне подарили букет из подснежников, васильков и ромашек. Цветы ребята сами собрали на поляне. (Эти растения одновременно не цветут)
- У всех животных есть дом: у медведя - берлога, у волка - нора, у белки - дупло, у бобра - хатка, только заяц бездомный. (У волка - логово)
- Прослушав сообщения ребят, какой мы вывод можем сделать? Какие правила должен соблюдать человек?
Экологическая викторина.
1. Что такое «замор» рыбы? (Гибель рыбы подо льдом из-за нехватки кислорода в воде, поэтому зимой на реках надо делать лунки, чтобы был доступ воздуха в воду.)
2. Назовите животное водоёмов, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает её. Поэтому улиток селят в аквариумы.)
3. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)
4. Может ли гриб съесть дерево? (Да. Трутовики разрушают древесину, превращая её в труху.)
5. Кто такие слетки? (Птенцы, которые выпали из гнезда.)
6. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнезде? (Многие птицы после этого бросают своё гнездо.)
7. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно)
8.Как называется растение, у которого одна сторона листа теплая на ощупь, а другая - холодная?
Составление своего экологического альбома.
Предлагаю вам вместе со мной начать заполнение необычного альбома. (Показываем альбом)
Первая страница названа так же, как наш классный час. На второй странице - календарь экологических дат:
22 апреля - Международный день ЗЕМЛИ;
5 июня - всемирный день охраны окружающей среды;
4 октября - Всемирный день животных.
22 марта - Всемирный день воды;
1 апреля - Международный день птиц;
Вспомните слова Сент-Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Они должны иметь право на хорошую жизнь.
Некоторые страницы альбома пока пусты, заполнять их мы будем вместе здесь и сейчас. Но хочу обратить ваше внимание на цвет страниц: черные, красные, зеленые, белые. Это не случайно. С чем у вас ассоциируется черный цвет?
Дети: знак беды, несчастья, гибели.
-Что мы можем поместить на этих страницах?
Дети: исчезнувшие животные.
-Следующие страницы красные. Почему красные?
Дети: красный - цвет крови, опасности. Он привлекает внимание, заставляет насторожиться.
-Правильно, все знают о красном сигнале светофора. Что же мы поместим на эти страницы:
Дети: животных, которым грозит опасность.
-Есть у нас страницы зеленые. Почему зеленые?
Дети: зеленый - цвет надежды.
-Но много и белых страниц в альбоме. Какой цвет они приобретут - зависит от нас.
Приступим к работе. Я подготовила интересный материал, с его помощью можно оформить страницы. Над каждой страницей поработают 2 человека. Вам нужно расположить материал на странице в логической последовательности. Через несколько минут мы посмотрим, что у вас получится. (Раздаем задания трём группам).
-Давайте обсудим, что нужно людям нужно сделать, чтобы черные и красные страницы больше не появлялись?
Дети:
охранять природу, создавать заповедники, бороться с браконьерами;
строить очистные сооружения;
стать вегетарианцами;
отменить моду на меха;
не выбрасывать мусор в реки и озера;
помогать бездомным животным:
Помните, что мы оформляем страницы альбома. Пора вернуться к цветным страницам (выходят дети и защищают свою работу).
Подведение итога. Рефлексия.
-Ребята, у вас на столах лежат бумажные фигурки человека. Каждый из вас возьмите фигурку и напишите на ней качества Человека- достойного жителя планеты Земля. Поселите своего Человека на нашу голубую планету.
(дети прикрепляют человечков на плакат с изображением планеты).
- Чем для вас был классный час?
Источники информации
http://ddd-gazeta.ru/content/view/292/0/ - информация о колоколе мира
http://www.risk.ru/i/post/4/4139.jpg - информация о Мортоне Стенли
http://piastra.narod.ru/_KAT1/st117.htm - стихотворение «Люди – гости на планете Земля»
http://gorodlip.ru/events/e10127365/ - информация о празднике.
http://www.clubochek.ru/vers.php?id=5631 стихотворение – живая планета Земля
http://www.solnet.ee/holidays/s12_9.html - сценарий экологического праздника «ДЕНЬ ЗЕМЛИ» С. Сульдимирова
http://www.solnet.ee/sol/002/z_074.html - загадки о птицах
http://www.solnet.ee/sol/002/z_078.html - загадки о животных
Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. - 22-е изд., стер.- М., Рус. яз., 1990