kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Декада бизнеса в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Декада предпринимательства в школе"

                                              

Власова А.Е –  Учитель биологии

Уважаемые учителя и школьники!

Во исполнение поручения Главы государства Н. А Назарбаева, озвученного в Послании народу Казахстана « Новое десятилетие – Новый экономический подъём –Новые возможности Казахстана», Правительством Республики Казахстан была разработана и утверждена Программа по развитию предпринимательства.

В стороне не осталась и наша средняя школа №5 г.Талгар. Мы надеемся, что и педагогический коллектив нашей школы примет активное участие в реализации задач по экономическому воспитанию школьников.

Данная программа вполне подходит для использования в  старших классах средних  общеобразовательных школ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«декада бизнеса в школе »

Средняя школа № 5 имени Мухтара Ауэзова













"Декада предпринимательства в школе"

( методическое пособие по экономическому воспитанию для преподавателей средних школ, гимназий и лицеев)





Власова А.Е – учитель биологии















Талгар 2014







"Декада предпринимательства в школе"

Власова А.Е – Учитель биологии

Уважаемые учителя и школьники!

Во исполнение поручения Главы государства Н. А Назарбаева, озвученного в Послании народу Казахстана « Новое десятилетие – Новый экономический подъём –Новые возможности Казахстана», Правительством Республики Казахстан была разработана и утверждена Программа по развитию предпринимательства.

В стороне не осталась и наша средняя школа №5 г.Талгар. Мы надеемся, что и педагогический коллектив нашей школы примет активное участие в реализации задач по экономическому воспитанию школьников.

Данная программа вполне подходит для использования в старших классах средних общеобразовательных школ

В рамках этой программы инициаторами проведения декады предпринимательства в школе стали заместитель директора Сейл Л.К и учитель Власова А.Е

Мы являемся профессионалами в области экономического воспитания и предлагаем Вам примерную программу мероприятий, способствующих бизнес – образованию школьников и качественной реализации программы экономического воспитания в школе.

























Примерный план проведения

Декады предпринимательства в школе.

п/п

Название мероприятия:

Сроки:

Классы

Ответственные:

1.

Открытие Декады предпринимательства.
Выступление зам. директора по ОВВР «Предпринимательство – знамение времени» Анкетирование старшеклассников
Тема: «Кто может стать предпринимателем?»



Администрация

2.

Экскурсии на предприятия МСБ нашего региона



Преподаватели

3.

Мастер-класс по организации частного предпринимательства. (встреча с предпринимателями нашего региона).



Преподаватели, классные руководители

4.

Открытые классные часы по теме: «Я б в предприниматели пошел, пусть меня научат»
«Профессия – предприниматель»



Преподаватели,

классные руководители

5.

Конференция по теме «Молодежь в сфере предпринимательства» с приглашением старшеклассников местных школ, гимназий и лицеев, колледжей


Преподаватели,

классные руководители

6.

Деловая игра « Презентация инвестиционного бизнес-проекта» .



Преподаватели

7

Открытые уроки в рамках тематики Декады предпринимательства в школе



Преподаватели

8

Подведение итогов Декады предпринимательства.

Вручение грамот и наград.



Администрация





Открытие Декады предпринимательства в школе
Выступление по теме «Предпринимательство – знамение времени».

Уважаемые учителя и школьники! Очень скоро и в нашей замечательной школе пройдет Декада предпринимательства. Мы надеемся, что все преподаватели и школьники примут в ней самое активное участие. Творческой группой Вашей школы запланированы мероприятия, в ходе которых Вы постараетесь узнать:

  • что слово «предприниматель» происходит от русского слова «предпринимать». Чем занимается предприниматель? Кто может стать предпринимателем? Что считается главным в предпринимательстве? Почему в Казахстане наблюдается повальное увлечение бизнесом? Насколько и чем полезен и вреден бизнес?

  • знакомы ли мы с разными видами бизнеса? С какими видами предпринимательства нам приходится встречаться в жизни? Есть ли среди наших знакомых бизнесмены, предприниматели? А каким видом бизнеса вы желали бы заняться сами?

  • что такое сделка в бизнесе? Откуда берет предприниматель ресурсы , необходимые для бизнеса? Что представляет собой прибыль от предпринимательской деятельности?

  • приходилось ли Вам слышать выражения «бизнес-план», «бизнес-проект»?

  • многие из Вас наверно хотели бы открыть свое дело? А какие должны быть для этого условия? Что понимается под словами «стартовый капитал»? Как зарегистрировать собственное частное предприятие?

  • Вы, конечно, знаете, что такое честность, порядочность. Имеют ли эти слова отношение к бизнесу? Как следует понимать этику и мораль деловых отношений?

  • опасное ли это дело-предпринимательство? В чем состоит опасность, что угрожает бизнесмену, чем он рискует? Что такое страхование?

  • термин «конкуренция» относится к числу широко известных. Чем отличаются конкуренция и соревнование?

  • можно ли назвать конкуренцию борьбой за существование?

Это и есть самые главные и насущные вопросы предпринимательства и бизнеса. Если вы будете знать ответы на эти и другие подобные вопросы , то Вы наверняка станете весьма успешным бизнесменом.

Дорогие преподаватели ! Мы предлагаем Вам в помощь примерные сценарии уроков, презентации, разнообразный интерактивный материал, типовые бизнес – планы .

Мы очень надеемся, что Ваш опыт и творческий подход существенно дополнят и разнообразят нашу программу.

Желаем успехов!











Деловая игра «Презентация инвестиционного бизнес-проекта».

Цель игры: активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, повышение интереса к экономическим предметам.

Задачи игры:

  1. Закрепление изученного теоретического материала по теме «Предприниматель на рынке» на примере конкретной моделируемой ситуации.

  2. Формирование навыков разрешения проблемных ситуаций.

  3. Развитие аналитических и коммуникативных способностей.

Игра проводится со старшеклассниками в рамках Декады предпринимательства» на базе материала, изученного на уроках общественных дисциплин

Участники игры:

  • Игроки. Делятся на 2 команды: команда «Предприниматель» и команда «Инвестор».

  • Экспертная группа. Проводит предварительную подготовку к игре, оценивает действия обеих команд, подводит конечные итоги игры.

  • Руководитель (преподаватель): координирует действия участников на всех этапах подготовки и проведения игры.

  • Потенциальные потребители данной услуги (зрители).

Оборудование игры:  

  • Правила ведения игры (памятки для участников).

  • Таблички с названиями команд.

  • Бизнес-план.

  • Возможные приложения к бизнес-плану (диаграммы, макеты, таблицы и т.д.).

  • Критерии оценки работы команд-участниц (памятки для экспертной группы).

  • Оценочные листы.

За неделю до проведения игры члены команды «Предприниматель» получают опережающее задание: разработать бизнес-проект, подготовить его презентацию в целях привлечения инвестиций.

Команда «Инвестор» за 3 дня до игры получает черновой вариант бизнес-плана для подготовки к «переговорам» и выработки их тактики. Целью деятельности команды «Предприниматель» является получение кредита на реализацию проекта в результате переговоров. Цель команды «Инвестор» – в процессе ознакомления с бизнес-планом выявить все возможные риски и провести переговоры таким образом, чтобы риск инвестирования был сведен к минимуму.

Содержание игры.

В процессе подготовки и проведения игры моделируется целый ряд экономических действий (процессов), имеющих место в реальной предпринимательской практике: изучение конъюнктуры рынка, выбор сферы предпринимательской деятельности; определение реальных финансовых и производственных возможностей, путей привлечения инвестиционных ресурсов, учет возможных рисков (банкротства, неплатежеспособности и т.п.).

Игра делится на 2 этапа.

1-й этап – подготовительный. На этом этапе перед командой «Предприниматель» ставятся следующие задачи:

  1. выдвинуть идею создания и внедрения на рынок товара или услуги, учитывая такие факторы, как потребности потенциальных клиентов или покупателей, экономическую целесообразность, рентабельность и окупаемость проекта;

  2. составить бизнес-план проекта и подготовить его презентацию.

Команда «Инвестор», заранее ознакомившись с бизнес-планом, определяет степени риска инвестирования, составляет план переговоров, предварительно решая, стоит ли вкладывать средства в данный проект, и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений, сделанных разработчиком инвестиционного проекта.

В подготовительный период игры члены экспертной группы оказывают командам теоретическую помощь, контролируют ход работы.

2-й этап – собственно игра. Этот этап можно провести как в качестве урока, так и в виде внеклассного мероприятия.

Ход и регламент игры. 

  1. Представление команд, объявление целей участников переговоров, ознакомление с временным регламентом и критериями оценки деятельности участников игры. (3мин.)

  2. Презентация бизнес-проекта с представлением возможных сопутствующих приложений: диаграмм, таблиц, макетов и т.д. Команда «Предприниматель» демонстрирует оппонентам имеющиеся у фирмы возможности, стараясь убедить их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия; обосновывает экономическую привлекательность проекта и необходимость привлечения дополнительных инвестиций. (10 мин.)

  3. Обсуждение бизнес-плана или непосредственно переговоры. В процессе переговоров экспертная группа команды «Инвестор» постатейно анализирует представленный бизнес-план, находя в нем «слабые места», стараясь оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений. Обсуждение ведется по схеме «вопрос – ответ». Положительно оцениваются вопросы, непосредственно вытекающие из содержания бизнес- плана, и ответы, грамотно и аргументировано проясняющие проблему. Экспертная группа оценивает корректность, лаконичность и экономическую грамотность участников. Положительная оценка – 1 балл. Отрицательная – 0 баллов. Оценки заносятся в оценочные листы. (10мин.)

  4. Резюме. Команда «Инвестор», учитывая полученные в ходе переговоров разъяснения оппонентов и возможные изменения, внесенные в бизнес-план в процессе обсуждения, оценивает выгодность инвестирования в предлагаемый проект. Выносится решение о целесообразности выделения денег. (7 мин)

  5. Подведение итогов игры. Экспертная группа, руководствуясь заранее оговоренными критериями, путем подсчета баллов оценивает качество работы каждой команды. Если количество баллов, набранных командой « Предприниматель», больше, чем у команды «Инвестор», но принято решение не выделять деньги – значит, «Инвестор» не является эффективно действующим субъектом рыночной экономики. В игре побеждает команда «Предприниматель». И наоборот. (5 мин)

  6. Обсуждение процесса и итогов игры (рефлексия). Учащиеся по желанию отвечают на вопросы:
    а) что нового я узнал во время подготовки и проведения игры (о предмете, о рыночной экономике, о товарищах, о своих возможностях и способностях)?
    б) какие знания, умения и навыки помогли команде победить в игре?
    в) какие недочеты в работе или поведении помешали достичь победы? (5 мин)

  7. Награждение победителей, поощрение проигравших. (5 мин)

Памятка для участников игры, Оценочные листы команды – Приложение 1, Бизнес-план – Приложение 2.



Памятка для участников игры.


1.В игре участвуют две команды: команда «Предприниматель» и команда «Инвестор».

2.Цель команды «Предприниматель»: получить кредит на реализацию разработанного и представленного ими бизнес-проекта.

Задачи команды: презентация проекта, защита проекта, аргументированные ответы на все возникшие у инвесторов вопросы.

3.Цель команды «Инвестор»: провести переговоры таким образом, чтобы риск инвестирования был сведен к минимальным размерам.

4. Система оценки деятельности команд. По 10-балльной системе оценивается обстоятельность, грамотность, экономическая взвешенность бизнес-проекта а также обоснованность согласия или отказа инвестора на вложение средств, полученное в результате переговоров. По одному баллу начисляется команде за экономическую обоснованность вопросов и ответов в период непосредственно переговоров. Баллы заносятся в оценочные листы.

Если по результатам переговоров количество баллов, набранных командой «Предприниматель», больше, чем у команды «Инвестор», но принято решение не выделять деньги – значит, «Инвестор» не является эффективно действующим субъектом рыночной экономики. В игре побеждает команда «Предприниматель». И наоборот.

5.Экспертами также оценивается грамотность речи, правильность использования экономических терминов, корректность в общении оппонентов.




Оценочный лист команды «Предприниматель».


Презентация

Переговоры

Дополнительные замечания

Количество баллов

Итог







Вопрос 1





Вопрос 2







Оценочный лист команды «Инвестор».


Переговоры

Резюме

Дополнительные замечания

Количество баллов

Итог






Вопрос 1





Вопрос 2







Приложение 2.


Бизнес - план.


ОАО «ZOOM»


  1. Описание фирмы.


    1. Название фирмы.

ОАО «ZOOM»

АДРЕС: 422700,2.

ОАО «ZOOM» обладает складским помещением площадью 6 кв. м/ и центральным залом площадью 21 кв.м.


1.2. Род деятельности:


1. Продажа дидактических материалов для детей дошкольного возраста, школьников, учителей и студентов.

2. Предоставление клиентам свободного доступа в Интернет.

3. Продажа дисков, флеш-карт, и т.д.

4. Курсы компьютерной грамоты.


1.3 Общая характеристика товар:

Наш товар очень востребован учителями, учащимися, студентами и руководителями детских садов, а так же простым населением. Используемая нами продукция, известных по всей России издательств, обеспечит нам известность хороший сбыт.


1.4. Ориентировочная численность персонала:



Персонал

Коли-

чество

человек

Средняя

Заработная

плата


1.


2.


3.


4.

Продавец-консультант


программист


уборщица


охранник

2


1


1


3

20000


12000


6000


12000

Итого

50000


  1. Текущая маркетинговая ситуация.

    1. Сегментация рынка.

Сегментом рынка для дидактических материалов, реализуемых АО «ZOOM», с географической точки зрения будет местный рынок и близко расположенных к нему посёлков , в которых не существует фирм, занимающихся продажей дидактических материалов. Еще планируется организовывать выезды в другие близлежащие посёлки, в школы, детсады и колледжи.

    1. Основные конкуренты.

Анализируя ситуацию на рынке сбыта дидактических материалов приходим к выводу, что основным конкурентом является частное предприятие занимающееся выездами в школы и сотрудничают с фирмой «Дрофа». Но судя по тому, что эта фирма не постоянно предоставляет покупателю свою продукцию. Мы можем сказать, что это, в целом , не удовлетворяет покупателей. К тому же, она рассчитана только на школьный контингент.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что у нас есть довольно перспективная маркетинговая возможность сбыта продукции.

Кроме того, при покупке оптом устанавливается скидка 5%.


3. Товарные стратегии фирмы.


3.1. Ассортимент.

1. Дидактические материалы для школьников и учителей:

- самостоятельные и контрольные вопросы;

- экзаменационные билеты и ответы;

- рабочие тетради;

- контрольные измерительные материалы для КТА

- материалы по основам безопасности на дорогах;

- учебные пособия;

- дидактические материалы: Тесты;

- сочинения;

- готовые домашние задания.

2. Товары для дошкольного возраста.

3. Товары для студентов .

4. Интересные, увлекательные, познавательные книги, энциклопедии.

5. Свободный доступ в Интернет.

6. Компьютерные курсы.

7. Все для компьютера: диски

Дискеты

Флеш-карты

Мы сотрудничаем с такими издательствами:

  1. Мектеп

  2. Просвещение

  3. Дрофа

  4. Мэгариф

  5. Атамура

  6. Айрис Пресс

  7. Астрель

  8. Экзамен

  9. Лист

  10. Интеллект-Центр


    1. Сегмент рынка, для которого предназначен наш товар.


При сегментировании рынка будем рассматривать население г. Талгар Основной признак сегментирования – уровень доходов населения. Наиболее благоприятным сегментом для нас будет группа покупателей школьников. Учителей, родителей, студентов, работников детских садов и всех, желающих посещать компьютерные курсы.

    1. опасности, которые могут повлиять на сбыт товара и возможности противодействия им.

Факторы микросреды, влияющие на сбыт.

  1. стабильность поставок

  2. приобретения новых покупателей

  3. потребители удовлетворены нашими товарами

  4. положительные отношение контактной аудитории

  1. нестабильные поставки

  2. потеря существенных связей с потребителем.

  3. неудовлетворенность потребителей нашим товаром.

  4. плохое отношение к нам контактной аудитории.

Положительные факторы

Отрицательные факторы


Уменьшить отрицательное влияние вышеперечисленных факторов можно следующим образом:

  1. Постоянный поиск нового рынка сбыта, но нужно учитывать, что все – таки более надежны старые, проверенные связи.

  2. Постоянный контроль над ассортиментов товаром.

  3. Действовать по обстоятельством.


  1. расчет годовых затрат на оплату труда.



Статьи расходов

Сумма

1.

2.


3.

Основная зарплата

Дополнительная зарплата

Отчисление на соцстрах

353556

50000


100000

Итого

503556


  1. Аренда помещения и цена товара.

    1. Арендная плата общей площадью 27 кв. м. = 54000т., т.к. 1 кв.м. = 2000т.

    2. Цены будут установлены по договоренности с издательствами, сотруднящими с нами, но, конечно же, доступные для наших покупателей.

    3. Плата за Интернет и за компьютерные курсы:

  1. 1ч. За Интернетом – 200 т.

  2. Платные сайты – оплачиваются фирмой

  3. компьютерные курсы – 1 занятие 250 т.

  1. Финансовый план.


Для осуществления проекта в 2012 г. Необходимо приобрести и установить оборудование на сумму – 400000 т


7. Реамуации рекламы.

1. рекламные щиты

2. рекламное объявления в газеты

3. работа промоуторов


8. Оценка риска.

1. Риск отсутствия сбыта.

Его вероятность невелика, однако, чтобы его уменьшить, следует уже на стадии подготовки установить контакт с потенциальным покупателем.

  1. риск неплатежеспособности покупателей.

Вероятность этого риска оценить очень трудно.










Разработка урока по предмету «Человек и общество»

«Легко ли быть предпринимателем?»



Урок по предпринимательству.


Тема урока: Легко ли быть предпринимателем?

Цели: познакомиться с участниками предпринимательской деятельности способствовать формированию знаний по предпринимательству и навыков предпринимательской деятельности, необходимых в жизненных ситуациях;

выявить особенности правовой грамотности предпринимательства;

способствовать осознанию необходимости знаний по предпринимательству в современных условиях экономики.

Знать термины:

предприниматель, предпринимательство, юридическое лицо, формы предпринимательской деятельности, признаки предпринимательской деятельности, цели предпринимательства, субъекты предпринимательства, предпринимательское право, права и обязанности предпринимательства.

Уметь: различать формы и признаки предпринимательской деятельности.

Оборудование: учебное пособие, раздаточный материал, карты настроения для рефлексии.

Формы учебной деятельности: выступления учащихся по вопросам основного содержания темы, дискуссия, ответы на вопросы учителя, запись основных положений в тетрадь.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Форма урока: урок- игра (ток-шоу).

Структура урока.

План:

1) Организационный момент.

2) Вступительное слово учителя.

3) Повторение изученного материала:

А) Понятие предпринимательства.

В)Субъекты предпринимательской деятельности.

С)Формы предпринимательской деятельности Д)Предпринимательское право.

4)Как организовать свое дело (тренинг).

5) Итог урока.

Ход урока.

1) Организационный момент.

Подготовка участников игры (герои ток-шоу и зрители).

2) Вступительное слово учителя.

Эпиграф урока (записан на доске):

Мудр тот, кто знает нужное, а не многое.

Эсхил.

С того момента, когда Казахстан перешёл на рыночные отношения, когда появились реальные возможности зарабатывать большие деньги, многие граждане решили, что смогут стать бизнесменами и предпринимателями. Профессия предпринимателя до сих пор очень актуальна, она многих притягивает, и многие молодые люди мечтают получить образование по предпринимательской деятельности. На самом деле это сделать очень сложно, ни у каждого это получается. Наша задача разобраться в этой проблеме, найти пути ее решения. Ответить на вопрос – легко ли быть предпринимателем?

Выступление героев программы.

(рассказ приглашенных гостей, занимающихся предпринимательской деятельностью).

Вопросы участников ток-шоу (зрителей-учащихся) к героям программы.

  1. Повторение изученного материала: Выявление основных понятий по предпринимательству:

Предпринимательская деятельность – это одна из форм участия граждан в предпринимательских отношениях. В соответствии со ст.2. Гражданского кодекса РК предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнении работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве или в установленном законом порядке…

Владимир Даль в своем словаре дает следующее объяснение понятия предприниматель. «Предприниматель – это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек».

Субъекты предпринимательства:

Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, в хозяйственном видении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическими лицами являются коммерческие организации и некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации и др.)

Гражданин имеет право заниматься предпринимательской без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. (ст.23 ГК РК).

Отдельно выделен в п .2. ст. 23 ГК РК такой субъект предпринимательского права, как глава крестьянского(фермерского хозяйства), осуществляющий деятельность без образования юридического лица.



Формы предпринимательской деятельности.

К формам предпринимательской деятельности относят: хозяйственные товарищества и общества, полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество), общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственные кооперативы, государственные. и муниципальные унитарные предприятия; предпринимательские организации – ассоциации (союзы), холдинги, финансово-промышленные группы.

Предпринимательское право.

Права предпринимателя:

Каждый предприниматель имеет право: самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливает на нее цены в пределах, определяемых законодательством РК, и договорами, оспаривать в суде в установленном законом порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.

Обязанности предпринимателя:

Выполнять обязательства, вытекающие из законодательства РК и заключенных им договоров; своевременно предоставлять декларацию о доходах и выплачивать налоги в порядке и размерах, определяемых законодательством РК .

Как организовать свое дело? (тренинг)

Задание:

    1. Подумайте, какое свое дело вы могли бы открыть?

    2. Выберите юридическую форму предприятия (обоснуйте свой выбор).

    3. Подготовьте проект трудового договора с работниками (режим работы, условия оплаты, ответственность).

    4. Составьте схематично план бизнеса.

Обобщение (дискуссия).

1. Можем ли мы ответить на вопрос, поставленный в теме нашего урока?

2.Появилось ли у Вас желание стать предпринимателем?

3.Что Вам не хватает для занятия предпринимательской деятельностью?

4.С какими новыми понятиями Вы познакомились?

5. В каких вопросах расширили знания?

4) Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

Подготовить доклады по темам (на выбор):

- «Некоммерческие организации и предпринимательская деятельность»

- «Приватизация и, ее роль в предпринимательской деятельности в РК»

- разработать проект собственной предпринимательской деятельности.

Рефлексия.

Ребята, с помощью карт настроения покажите свое отношение к сегодняшнему уроку:

Красный цвет – урок понравился, было интересно.

Зеленый цвет - урок не понравился.

Деловая игра "Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги – там и тут…"

Цели:

  • Познавательные: проверить и обобщить полученные знания по теме “Деньги”;

  • Развивающие: развить стремление к анализу полученной информации;

  • Учебные: практически закрепить навыки, полученные на предыдущих занятиях;

  • Воспитательные: формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени; воспитывать терпимое отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих.

Пояснения для учителя:

Занятие проводится в игровой форме, поскольку в классах среднего звена дети еще достаточно восприимчивы к такой форме работы, к тому же экономика для них – совершенно новый и на первом этапе не очень понятный предмет. Игровые формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области.
На подготовительном этапе формируются три команды во главе с капитанами. Каждой команде дается задание создать творческий проект – разработать собственную денежную единицу команды и дать ей название. При создании проекта ученики имеют возможность проявить и свои художественные навыки, и показать свою эрудицию.
Кроме того, каждая команда готовит для соперников два вопроса о деньгах.

Оборудование и материалы: на доске прикрепляются образцы денежных единиц разных стран; учитель готовит для оценки конкурсов денежные единицы разного достоинства: 1 “экон”, 2 “экона”, 3 “экона”, “5 эконов”. Эти денежные единицы будут вручаться командам за правильные ответы.

ХОД ИГРЫ

Ведущий (учитель) предлагает командам занять свои места. Члены жюри (а ими могут быть и старшеклассники, и учителя истории, географии и т.п.) получают бланки своих протоколов для каждой команды, “эконы”.

Ведущий объявляет начало игры “Всюду деньги, деньги, деньги…”, знакомя участников с ее правилами.

– Сегодня на уроке мы узнаем, какая команда лучше всех усвоила тему “Деньги”. Но прежде, чем начать нашу игру, обратите внимание на эпиграф, написанный на доске: “Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…”

Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги.

Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах.

Первый конкурс “Защита творческих проектов”

Каждая команда выступает с представлением разработанных ею проектов денежных единиц. Представители команд объясняют, почему они выбрали ту или иную форму денежной единицы, каков ее номинал и т.д. Здесь оцениваются оригинальность идеи, ее реальное воплощение, обоснованность выступления. В качестве примера на одной из проведенных игр были предложены следующие варианты:

Лучшее выступление оценивается в 5 “эконов”. Второе место – 3 “экона”, третье место – 1 “экон”.

Второй конкурс “Разминка”

Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу. Здесь учащиеся проявляют не только свою эрудицию, но и умение анализировать предложенную информацию.

Вопросы для разминки:

  1. Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?

Ответ: Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.

  1. Правильно ли утверждение, что деньги – это такой же товар, как и любой другой товар или услуга?

Ответ: Да.

  1. Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?

Ответ: Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки

  1. Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?

Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.

  1. На раскопках в Херсонесе, где до нашей эры находилось большое греческое поседение, археологи нашли клад с монетами. На одной из них был отчеканен профиль царя Креза и написано: “X век до нашей эры”. Могло ли быть такое?

Ответ: Нет, монеты царя Креза относятся к VI веку до нашей эры. К тому же, тогдашние жители не знали, когда закончится их эра и начнется наша.

  1. Какими свойствами должен обладать товар, который выступает в качестве денежной единицы?

Ответ: Долговечность, легкая делимость на части, узнаваемость, небольшой размер, однородность, его не должно быть слишком много (здесь за каждый правильный критерий можно давать по 1 баллу)

  1. Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?

Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.

  1. Объясните пословицу “Зарыть свой талант в землю”

Ответ: Талант – крупная денежная единица в античном мире. Пословица основана на знаменитой басне Эзопа о нерадивом рабе, который зарыл доверенный ему хозяином талант в землю и не принес никакой прибыли.

  1. Как связаны название денежной единицы Древней Руси “куна” и пушной зверек куница?

Ответ: Эта денежная единица соответствовала по стоимости шкурке куницы – одной из самых распространенных товарных денежных единиц того времени

Третий конкурс “ Денежные пословицы”

В процессе проведения этого конкурса учащиеся имеют неоценимую возможность развивать свою речь и показать знание истории своей страны. Командам необходимо объяснить смысл казахских и русских пословиц. Пословицы:

  • Не было ни гроша – да вдруг алтын

  • Цент доллар бережёт

  • Денежки счёт любят

  • Восьми гривен до рубля не хватает

  • Пожалел алтын – потерял полтину

  • Три денежки в день – куда хочешь, туда и день

  • Лучше на гривенник убытку, чем на алтын стыда

  • Сделал на пятак, а испортил на гривенник



Четвертый конкурс “Пинг-понг”

Каждая команда подготовила для своих соперников два вопроса. И теперь они по очереди задают друг другу эти вопросы, как будто отдают подачи шариком пинг-понга. За каждый правильный ответ команда получает по два “экона”. Первая команда задает вопрос второй, вторая – третьей, третья – первой и т.д.

Пятый конкурс “Ипподром”

Ученикам в произвольном порядке раздаются карточки, на которых есть какие-то утверждения или вопросы, на других – ответы. Ученикам надо подобрать себе пару, чтобы на заданный вопрос был подобран правильный ответ. Ученики свободно передвигаются по кабинету с целью поиска себе нужной пары. Учащиеся с вопросами – “скакуны” с ответами – “жокеи”. Каждой правильно подобранной паре начисляется по два балла (по одному – каждому участнику), поскольку в парах могут оказаться представители разных команд. Такая форма игры требует большого внимания со стороны ведущего (учителя) за соблюдением дисциплины, но учащимся она доставляет удовольствие и позволяет немного подвигаться к концу урока. Время конкурса разумно ограничить 3-4 минутами (или, как вариант, оценивать только первые пять, семь правильно подобранных пар).

Карточки:

Вопросы:

1. Иена – это денежная единица страны
2. Прямой товарообмен без участия денег
3. Общее название ордынских денег на Руси
4. Человек, который хорошо разбирался в монетах всех стран, знал пропорции обмена одной монеты на другую
5. Человек, который подделывал монеты или снижал содержание в них драгоценных металлов
6. Ввозимые в Россию из австрийских владений серебряные монеты
7. Название денежной единицы, в название которой входит единица веса
8. Национальная денежная единица в России появилась
9. Первые бумажные деньги в России появились

10. В этой стране в XVII веке губернатор приказал использовать игральные карты с его подписью в качестве денег
11. Одалживание денег – грех, который нельзя отмолить (автор)
12. Ведение меценатской деятельности как замаливание греха в средневековой Италии (знаменитое семейство)
13. Страна, которая первой в мире стала печатать бумажные деньги
14. Как называется коллекционирование монет
15. Обесценивание бумажных денег, которое сопровождается ростом цен на товары

Ответы:

Япония
бартер
тенге
меняла

фальшивомонетчик
иохимсталеры
фунт стерлингов
во времена царствования Ивана III
во времена царствования Екатерины II

Канада
Фома Аквинский

Медичи
Китай
нумизматика
инфляция

Вопросов и ответов должно хватить на всех учащихся в классе – по одному вопросу или ответу на каждого.

Итог урока подводит учитель:

– Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

Жюри оценивает конкурсы и после каждого выдает командам соответствующее количество “эконов”. Причем, на свое усмотрение жюри имеет право выдать дополнительное количество денег за особо понравившийся ответ или отобрать “эконы” за некорректное поведение членов команды. В конце игры подводятся итоги по количеству набранных денег.

Команда-победитель обменивает свои деньги на положительные оценки, остальные команды выбирают самых активных своих членов, принесших наибольшую пользу, и предоставляют им право также получить положительные оценки.

Литература:

1. И.В. Липсиц “Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности”, М., “ВИТА-Пресс”, 2005 г.

2. И.В. Ермакова, Т.А. Протасевич “Начала экономики”, рабочая тетрадь, М., “ВИТА-Пресс”, 2001 г.

3. Е.В. Савицкая, С.Ф.Серегина “Рабочая тетрадь по экономике”, 9 класс,  № 1, М., “Вита-Пресс”, 2004 г.

4. Г.А. Сафронова “Поурочные планы по учебнику И.В. Липсица”, Волгоград, “Учитель”, 2006 г.

5. Б.Б. Баландин “10 000 вопросов для самых умных”, М., “РИПОЛ классик”. 2005 г.

6. А. Макаров “Занимательная нумизматика”, М., 1999 г.




Урок . Виды предпринимательской деятельности

В мировой практике различают следующие самостоятельные виды предпринимательства:

1. Производственное предпринимательство. В его основе находятся производство и потребление товаров и услуг.

2.  Коммерческое предпринимательство – в его основе находятся обмен, распределение и потребление. Для коммерческого предпринимательства принципиальной технологией является аналогичное производство, только заменяется собственность материальных ресурсов на собственность товаров и собственность основных фондов или средств на собственность магазинов, складов, баз.
3.  Финансовое предпринимательство – в его основе лежит обращение и обмен стоимостей; этот вид деятельности является высшим классом производства, то есть товаром служат деньги.
4. Посредническое предпринимательство – объединение разных видов деятельности в единый процесс.
5.  Консультативное предпринимательство – оказание различного рода консультационных услуг: юрист, инженер по сбыту, инженер по производству.

Предпринимательство – основные принципы, стратегия и технологические этапы деятельности

Основными  принципами  предпринимательской  деятельности являются:

Принципы

Содержание

1. Свобода деятельности, ее направленность и методы

Никто не поручает предпринимателю заниматься его делом, не ставит перед ним цели и задачи, чем и как заниматься, что и как производить, – это личная его инициатива

2. Самостоятельность в принятии решения

Открывать, расширять или свертывать производство, обновлять ассортимент или оставить тот же, повысить или снизить цены, менять технологию или нет и т. д. – это требует принятия множества решений, предприниматель принимает их сам, никто его не заставляет

3. Личный риск и ответственность

Предпринимателю никто не гарантирует успех дела, а в случае банкротства или неуспеха, или непредвиденных потерь он отвечает личным имуществом

4. Ориентация на прибыль и личный доход

Стратегическая цель предпринимателя – получить прибыль, а тактическая – получить хотя бы что-то, чтобы не быть в убытке

5. Постоянный поиск предпринимательских ресурсов

Поиск денег, валюты, клиентов, материалов, транспорта, помещений, контрактов и т. д., то есть всего того, что обеспечит его успех (этому подчинено все), деятельность предпринимателя

6. Особый стиль экономического поведения

Выигрывает тот, кто начинает первым. У компетентного, порядочного, ответственного, уважающего законы и расчетливого предпринимателя шансы на успех намного выше

Стратегия и технология предпринимательской деятельности

Начиная свою деятельность, предприниматель, с точки зрения стратегии, должен решать следующие вопросы:

1.  Что производить – те товары и услуги, которые пользуются спросом у населения.
2.  Сколько производить – столько, сколько можно прибыльно реализовать.
3. Где производить – там, где будут наименьшие издержки, выбирается наиболее экономичный вариант.
4.  Как производить – по такой технологии, которая обеспечивает наибольшую прибыль с наименьшими затратами.
5. Кто потребитель – тот, кто имеет желание и средства на приобретение произведенных товаров.
6.  Какая будет доходность бизнеса (окупаемость затрат, прибыльность) – основными способами решения этой задачи должны быть: инвестиции, инновации, менеджмент и маркетинг.

Решая эти вопросы, предприниматель в своей деятельности использует следующие основные факторы производства: земля, труд, капитал, информация, время. При решении стратегических вопросов принципиальная технология предпринимательской деятельности состоит из следующих четко выраженных стадий:

  • постановка цели, формирование задач, выбор сферы деятельности;

  • поиск идей и их оценка (отзывы потребителей, мнения торговых работников, публикация в различных изданиях и т. д.);

  • определение возможностей реализации идей (наличие помещения, оборудования, материалов);

  • бизнес-обоснование идеи (описание бизнеса, описание предприятия, план производства, план маркетинга, финансовый план, организационный план, расчет эффективности);

  • поиск необходимых ресурсов (оценка собственных имеющихся ресурсов, определение недостающих ресурсов, определение поставщиков);

  • разработка товара или услуги (конструкция и дизайн проработанного изделия, выбор технологического процесса, изготовление опытного образца, пробный маркетинг);

  • создание предприятия и управление им (выбор типа предприятия, разработка стиля управления, система контроля, организационная процедура и определение фактора успеха).


Вопросы экономического конкурса.

( игра со зрителями)


  1. Как называется денежная единица той или иной страны?

  2. Каковы функции денег?

  3. Как называется продукт, удовлетворяющий какую – либо потребность и произведённый для продажи или обмена?

  4. Это инициативная деятельность, направленная на получение прибыли, дохода.

  5. Как называется возможность неудачи, опасность непредвиденных потерь прибыли?

  6. Как называется обмен товаров на товары без помощи денег?

  7. Это публичная продажа товаров с использованием торгов.

  8. Это ограничение товаров определённого наименования, которые можно ввозить в страну или вывозить из страны.

  9. Так называется документ, в котором указываются деньги, причитающиеся за товар или выполненную работу.

  10. Финансовые поступления от любого вида деятельности называется…

  11. Так называется план доходов и расходов

  12. Так называется ввоз в страну заграничных товаров

  13. Это количество товаров, предлагаемое продавцом в определённом месте, в определённое время по различной цене

  14. Как называется тот, кто финансирует экономический проект или проведение каких – либо мероприятий.

  15. Это должник, неспособный платить по своим обязательствам

  16. Как называется обязательный платёж в пользу государства

  17. Что гласит знаменитый закон спроса?

  18. О чём говорит знаменитый закон предложения.

  19. Назовите любого знаменитого экономиста

  20. Где впервые появились деньги











ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ЗАГАДКИ

 

  • На товаре быть должна

Обязательна ...   (цена) 

  • Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким ...    (доход)

 

  • Журчат ручьи, промокли ноги,

Весной пора платить ...    (налоги)

 

  • В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведёт ...   (бизнесмен) 

  • Он финансовый факир,
    В банк к себе вас ждёт ...  
    (Банкир.)

    Будут целыми, как в танке,

  • Сбереженья ваши в ...   (банке)

 

  • Дела у нас пойдут на лад:


Мы в лучший банк внесли свой ...   (вклад)

 

  • Приносить доходы стал

В банке папин ...    (капитал)

 

  • Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся ...    (залог)

 

  • Как ребёнка нет без мамы,

Сбыта нету без ...    (рекламы)

 

  • Эта резвая купчиха
    Поступает очень лихо!
    В телевизор залезает
    И товары предлагает:
    От компьютеров до хлама.
    Имя у нее ...   
    (реклама)
     

  • Люди ходят на базар:

Там дешевле весь ...   (товар)

 

  • И врачу, и акробату

Выдают за труд ...   (зарплату)

 

  • В банке для всех вас висит прокламация:

«Деньги в кубышках съедает ...»   (инфляция)

 

  • Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы ...   (ссуду)

 

  • Чтобы партнёров не мучили споры,

Пишут юристы для них ...   (договоры)

 

  • Стал владельцем, братцы, я -

Вот завода ...   (акция)

 

  • На рубль - копейки, на доллары - центы,

Бегут-набегают в банке ...    (проценты)

 

  • Чуть оплошаешь - так в тот же момент

Рынок захватит весь твой ...    (конкурент)

 

  • Очень вкусная витрина

Овощного ...   (магазина)

 

  • Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно ...   (весы)

 

  • Мебель, хлеб и огурцы
    Продают нам ...    
    (Продавцы.)
     

  • За сметану, хлеб и сыр
    В кассе чек пробьёт ...   
    (Кассир.)
     

  • Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата?      (Банкомат.)

 

  • Если банк попросим мы,

Денег нам он даст взаймы.

Ну а в древности, веками,

Кто ссужал людей деньгами?     (Ростовщик.)

 

  • Много знает он о сделках,

Крупных денежных и мелких,

Ведь всегда меж двух сторон

Их посредник в деле он.         (Маклер.)

 

  • В этой фирме все бывают,

Бланк сначала заполняют,

Вносят в кассу платежи.

Что за фирма, подскажи?   (Банк.)



  • Та бумага не простая,

И владелец её знает,

Что она ему раз в год

Дивиденды принесёт.    (Акция.)

 

  • Дядя Коля - нумизмат.

Значит, каждый экспонат,

Я скажу вам по секрету,

Называется ...                 (Монета.)

 

  • В наши дни не встретишь эту

Очень малую монету.

В сказках ты её найдёшь,

Денежка зовётся ...         (Грош.)

 

  • Государственный денежный склад,

Если полон, народ очень рад.

И налоги растут неспроста,

Если вдруг она стала пуста.   (Казна.)

 

  • Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине.  (Копилка.)

 

  • Расчёт зарплаты - знать пора -
    Проводят в срок ...   
    (Бухгалтера.)

 

  • Есть он в банке, ресторане,

И на фабрике, и в бане.

Он деньгам ведёт учёт:

Где расход, а где приход.

Математику он знает,

Цифры быстро сосчитает,

Здесь расход, а здесь приход –

Ничего не пропадёт!      (Бухгалтер.)

 

  • В фирме прибыль он считает,
    Всем зарплату начисляет.
    И считать ему не лень
    Все налоги целый день.   
    (Бухгалтер.)

 

  • Половинку от зарплаты

Называют как, ребята?    (Аванс.)

 

  • Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются ...                  (Товар.)

 

  • Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки.     (Универмаг, супермаркет.)

 

  • Фирмой крупной управляет

И разумно, и умело.

Деньги так распределяет,

Чтоб росло и крепло дело.

Порученья он даёт

Всем сотрудникам своим,

Чтобы фирма шла вперёд,

Приносила прибыль им.    (Менеджер.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
декада бизнеса в школе

Автор: Власова Алина Евгеньевна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157478

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) ""Инновационные компоненты в традиционных формах обучения" "
    ["seo_title"] => string(64) "innovatsionnyie-komponienty-v-traditsionnykh-formakh-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "179458"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425017688"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства