Метод проектов и исследовательский метод на элективных курсах астрономии
Метод проектов и исследовательский метод на элективных курсах астрономии
В своей работе я хочу показать, что если ученик включился в проектно – исследовательскую работу по предмету астрономия, то он сумеет самостоятельно организовывать познавательный процесс, сумеет переносить знания в новую учебную ситуацию, овладеет способностью к социально значимой проектной деятельности, к творческому мышлению (способность человека образовывать новые, продуктивные идеи (или их сочетания), получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей предметной области).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метод проектов и исследовательский метод на элективных курсах астрономии»
МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик » Саратовского района Саратовской области
Метод проектов и исследовательский метод
на элективных курсах астрономии.
Выполнил:
учитель физики высшей категории
Бесшапошников Петр Николаевич.
2020
Аннотация
В своей работе я хочу показать, что если ученик включился в проектно – исследовательскую работу по предмету астрономия, то он сумеет самостоятельно организовывать познавательный процесс, сумеет переносить знания в новую учебную ситуацию, овладеет способностью к социально значимой проектной деятельности, к творческому мышлению (способность человека образовывать новые, продуктивные идеи (или их сочетания), получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей предметной области).
Обоснование выбранной темы
В современном мире благосостояние населения и могущество государства зависят от науки, образования и высоких технологий. Ведущие страны мира превращаются в информационные общества, т.е. общества, основанные на знаниях.
Уже с рождения ребенок погружается в такой поток информации, что не успевает его отрефлексировать, пережить и усвоить, т. е. превратить в личностное знание. В результате возникает и накапливается технологическая и инновационная усталость, человек перестает творчески относиться к реальности, перестает вообще чего-либо хотеть, а просто плывет в информационных потоках, все больше теряя себя как личность.
Основная цель учителя вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками по предмету, но уровень сформированности ЗУН не решают проблемы связанные с огромным потоком информации, окружающим нас с экранов телевизоров, газет, Интернета и т. д. Кроме того, технический прогресс заставляет даже тех, кто уже стал хорошим специалистом постоянно идти в «ногу» со временем - проектировать, исследовать и анализировать возникающие ситуации, постоянно заниматься самообразованием. Поэтому сегодня необходимо сделать акцент на создание условий для развития у учащихся умений проектировать, проводить исследование, работать с информацией, т.е. развития умения самообразования. «Важным условием выживания и работы человека в информационном мире будут овладение методом научного познания мира или так называемого исследовательского стиля мышления. Это способ обработки любой информации и формирования выводов. Выделять факты из окружающего мира, анализировать и сопоставлять их – это должен уметь каждый человек в XXI веке независимо от выбранной профессии.»
Элективный курс по астрономии веду третий год. Вывод предмета астрономия из учебных планов с одной стороны привели к тому, что у учащихся снизился уровень мотивации, интереса, познавательной активности к предмету, а с другой стороны сейчас астрономией могут заниматься только заинтересованные обучающиеся. Но оказалось, что учащиеся выбирая предмет, не знали о чем будут говорить на астрономии, хотя на уроках физики не редко при изучении отдельных тем упоминалось об астрономии, например, при изучении закона Всемирного тяготения, законов Ньютона, определении космических скоростей, реакции синтеза ядер водорода и др. На первых занятиях обучающиеся заинтересовались новым предметом, но после занятий, связанных с расчетами координат, законами Кеплера, законами Ньютона стали терять интерес к астрономии. Передо мной встала проблема повышения мотивации, уровня ЗУН, смена позиции ученика с пассивной на активную. Одним из средств оказалось применение компьютера на занятиях. Так же оказалось, что не все обучающиеся владеют компьютером как инструментом для создания презентаций, работы в Интернет, не знают, как и где найти сведения о планетах, звездах, космических системах..
Считаю, что при внедрении этого проекта учащиеся станут осмысленно работать с научной литературой, отбирать необходимый материал, выделять в нем главное, необходимое для своего проекта, развивать умение работы на компьютере: печатать текст, делать рисунки, таблицы, графики, обсчитывать результаты, используя математические формулы, вставлять фотографии в текст, делать презентации своего проекта, вставляя фрагменты фильмов, фотографий, рисунков и формул и т.д.
У меня возникла необходимость использовать метод проектов и исследовательский метод на элективных курсах астрономии.
Цель проекта:
Ученик способный к проектно – исследовательской деятельности; ученик, способный образовывать новые продуктивные идеи, получать оригинальные целенаправленные результаты; ученик, умеющий самостоятельно организовать познавательный процесс.
Задачи:
Организовать деятельность по мотивации учащихся к проектной и научно-исследовательской работе.
Организовать проектную деятельность; постановку эксперимента, с моделированием на ПК; исследование объекта.
Координировать процесс по данному виду работ.
Отследить изменения, произошедшие в учебно-познавательной деятельности ученика.
В 2008-2011 учебных годах использовал метод проектов, исследовательский метод на элективных курсах по астрономии в 9 классах. Ребятам даю на выбор темы по пройденному материалу или опережающее задание, им необходимо предъявить и защитить проект в виде научных докладов и компьютерных презентаций. Выбор и написание проекта осуществляется только по желанию учащихся. Особый интерес вызывает применение новых технологий.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
Подготовительный
Цель: ученик, мотивированный к проектно-исследовательской деятельности
Задачи:
Выбор темы – по желанию ученика и учителя, учитывая наличие возможностей для выполнения работы;
Выдвижение проблемы, которую необходимо решить;
Определение цели исследования;
Определение путей решения и составление плана проведения работ;
Распределение заданий (если в группе), составление графика выполнения работ;
Цель: ученик, умеющий проводить исследование, анализ, синтез,
Задачи:
Постановка опыта, эксперимента, моделирование;
Наблюдения;
Анализ фактов;
Синтез фактов;
Подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы;
Средства: ПК, мультимедийные программы, Интернет;
Результат: составление таблиц, графиков, выводы;
Завершающий
Цель: ученик, умеющий предъявить результаты исследования.
Задачи:
Выступление на школьной, районной и других научно-практических конференциях;
Оформление работы, составление доклада;
Средства: ПК, мультимедийные программы;
Результат: готовый проект, презентация проекта.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
При применении проектно-исследовательских методов, у учащихся возникнет потребность к познанию астрономии. Изменится подход к изучению нового материала. Изменится тип мышления – от интуитивного (быстро протекающее с отсутствием четко выраженных осознанных этапов) до теоретического (направленного на открытие законов, свойств объектов и пр.), практического (связанного с постановкой целей, выработкой планов, проектов), творческого (направленного на создание субъективно нового продукта и новообразования в ходе самой познавательной деятельности).
Успех одного мотивирует другого к участию в такой деятельности. Возможность по своему интересу выбрать тему проекта, проверить гипотезу, смоделировать и провести эксперимент, исследовать объект – это заставит учащихся вплотную заняться изучением предмета, активизирует мыслительный процесс, включит умение добывать самостоятельно информацию, использовать новые технологии в изучении нового материала.
Литература
1. (Сергеева М.Г. Наука и образование в современном мире.//Развитие исследовательской деятельности учащихся./методический сб. М., 2001 г – С.33)
2. (Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения//Народное бразование.1999.№ 10. – С. 158-161).
3. П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова Системно-деятельностный подход к обучению.