Развитие навыков чтения с помощью аутентичных текстов на уроках английского языка
Развитие навыков чтения с помощью аутентичных текстов на уроках английского языка
Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда многие школьники, выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть не только в суть классического литературного текста, но и просто верно понять и воспроизвести содержание задания, текста. Особенно сложно учащимся понимать смысл текста на английском языке. Текст в стихах для восприятия ребёнка более лёгок, и лучше запоминаются грамматические структуры и лексика. Разработка фрагментов уроков по формированию грамматических навыков с использованием песенок Матушки Гусыни для 5 класса на всех этапах при работе с текстом
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков чтения с помощью аутентичных текстов на уроках английского языка »
МБОУ «Очёрская средняя общеобразовательная школа №1»
«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
ПРИ РАБОТЕ С АУТЕНТИЧНЫМИ ТЕКСТАМИ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Выполнила: Политова Татьяна Валерьевна,
учитель английского языка
МБОУ ОСОШ №1
г. Очер, 2015 год
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
ПРИ РАБОТЕ
С АУТЕНТИЧНЫМИ ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Политова Т.В.
Возникновение опыта
«Чтение – вот лучшее учение»
А.С. Пушкин
Книги читают по-разному. Кто-то видит в книге глубокий смысл, кто-то считает ее пустой, кто-то – заумной, кто-то – видит все нюансы смыслов, все оттенки чувств, читает между строк, слышит музыку слов, ощущает их вкус и запах. Кто-то с первого прочтения понимает текст, а кому-то нужно его многократно объяснять.
Смысловое чтение текстов в свете требований ФГОС не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Актуальность и перспективность педагогического опыта
Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда многие школьники, выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть не только в суть классического литературного текста, но и просто верно понять и воспроизвести содержание задания, текста. Особенно сложно учащимся понимать смысл текста на английском языке.
Эффективность чтения можно оценить по тому, способны ли школьники усваивать информацию из текста. Кроме акцента на понимании и запоминании различных частей текста, нужно учитывать умение школьников давать прочитанному свою оценку. По моим наблюдениям можно сказать, что большинство наших школьников не умеют выражать своё мнение о прочитанном.
Теоретическая база педагогического опыта
Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания. Это можно проследить в работах Т. Г Егорова, А. Н. Корнева, А. Р. Лурии, Л. С. Цветковой, Д. Б. Эльконина. О переводе авторского кода на свой смысловой код можно найти в работе М. И. Омороковой.
В своей работе над методической темой я использовала методику Е.А. Маслыко и П.К. Бабинской, которая основана на поэтапной работе с текстом. Они выделяют три этапа работы над текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. За основу был взят детский фольклор: народные детские песенки разных жанров, веселые стихи, забавные загадки, скороговорки и потешки. Музыкально-поэтический фольклор, является одним из компонентов содержания обучения многих современных учебно-методических комплектов по английскому языку для средней школы.
Новизна данного опыта заключается в том, что текст в стихах для восприятия ребёнка более лёгок, и лучше запоминаются грамматические структуры и лексика.
Технология педагогического опыта
Цель: разработка фрагментов уроков по формированию грамматических навыков с использованием песенок Матушки Гусыни для 5 класса на всех этапах при работе с текстом
Технология работы с музыкально-поэтическим фольклорным произведением предусматривает определенный алгоритм действий на каждом этапе и, обеспечивая реализацию комплексных задач обучения, развития и воспитания учащихся, что учитывалось при разработке фрагментов уроков с использованием музыкально-поэтического фольклора. (Приложение 1)
Мной были разработаны задания на всех трёх этапах.
«Little Nancy Etticot» (Загадка о свече) использовалось на ознакомительно-подготовительном этапе при введении грамматического материала «Степени сравнения прилагательных». Упражнения подразумевали усвоение формообразования грамматического явления, образование сравнительной степени прилагательных. (Приложение 2)
На этапе автоматизации грамматического навыка, учащиеся повторяли пройденный материал по теме числительные на тексте стихотворения «One, two, three» (один, два, три), выполняя подстановочные упражнения. (Приложение 3)
На этапе автоматизации грамматического навыка употребления Past Simple (простое прошедшее время), были предложены упражнения на имитацию, подстановку и трансформацию, с использованием стихотворения «Crooked man» (Кривой человек). Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют пропуски в стихотворении, заполняют кроссворд. (Приложение 4)
Упражнения на создание самостоятельного продукта с использованием грамматических форм Present Perfect (настоящее совершенное время) и Past Simple (Простое прошедшее время). Учащиеся составляют собственный диалог по аналогии. (Приложение 5)
Стихотворения «Black sheep» (Чёрная овечка) и «Humpty Dumpty»
(Шалтай-Болтай) использовалось при осуществлении самоконтроля по теме «Артикли». (Приложение 6)
Описанные упражнения с рифмованными структурами, подобранными по грамматическому принципу, по сути, представляют собой ситуативно-вариативные упражнения, где создается возможность для многократного повторения учащимися одного и того же речевого образца. Использование английской фольклорной поэзии при обучении английскому языку решает не только такие учебные практические задачи как отработка произношения и навыка выразительного чтения, но и приобретение знаний о быте, традициях народа.
Метод работы с музыкально-поэтическими произведениями на уроках английского языка уникален тем, что позволяет в условиях неязыковой среды сохранить и усовершенствовать навыки произношения простым, нескучным и в тоже время эффективным способом; также позволяет избежать многих ошибок при изучении, отработке и закреплении грамматических структур.
Адресная направленность
Опыт по работе с текстами при помощи стихов может осуществляться и в других классах, а также использоваться во внеурочной работе. Его можно применять в основной и старшей школе всех уровней на уроках английского языка. Он будет интересен учителям иностранного языка. Предполагаемый опыт реализуется в 4-5 классах на уроках английского языка при отработке грамматических структур и в 6 классе для автоматизации знаний.
Результативность
У учеников 5 классов прослеживается динамика роста запоминания новых слов и грамматических структур, и они с радостью изучают грамматику английского языка. (Приложение 7).
Свой опыт работы я обобщила 5.12.2014 года на межрайонной методической конференции «День мастера» по теме «Развитие стратегий смыслового чтения, как один из метапредметных результатов обучения » и на ШМО учителей иностранного языка.
Приложение
Приложение 1
Алгоритм работы с музыкально–поэтическим произведением.
1. Презентация песни
А) вступительная беседа о песне
Б) предъявление песни
В) выявление эмоционального отклика учащихся на песню
Г) проверка понимания основного содержания и характера песни
2. Работа с поэтическим компонентом с целью раскрытия содержания и смысла
А) комментарий грамматических средств поэтического текста песни
Б) проверка понимания текста песни
В) анализ поэтического понимания содержания песни
3. Фонетическая отработка текста песни на уровне
А) слов, словосочетаний, синтагм
Б) фраз
В) куплета/припева
4. Работа с музыкальным компонентом с целью развития музыкальной и певческой культуры учащихся
А) прослушивание песни и выявление средств музыкальной выразительности
Б) выполнение упражнений на распевание
В) разучивание первого куплета/припева
Г) разучивание всей песни
5. Выразительное исполнение песни
Алгоритм работы со стихотворением:
Интонационно фонетическое предъявление поэтического текста
- учитель четко и выразительно читает стихотворение (желательно наизусть, без печатной основы).
2) Снятие лексико-грамматических трудностей
- учащиеся переводят рифмовку/ стих совместно с учителем.
3) Проверка понимания текста посредством вопросов по содержанию стихотворения.
А) учитель объясняет артикуляцию труднопроизносимых звуков, учащиеся воспроизводят хором за учителем и индивидуально изолированный звук, слова с этим звуком, словосочетания, отдельные предложения
Б) проговаривание / хорового чтение стихотворения вслед за учителем по одной строчке
В) (стихотворение прочитывается учащимися по цепочке) учащиеся вместе с учителем хором прочитывают стихотворение, соблюдая ритм
(можно делать паузы через каждые 2-4 строки, если стихотворение достаточно длинное или учащимся трудно воспроизводить всю синтагму целиком)
Цель: формирование грамматического навыка Present Perfect и Past Simple на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах
Задачи: 1) формирование умения различать Present Perfect и Past Simple с помощью стихотворения
2) развитие навыков аудирования, чтения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
1 Watchthecartoon. Определите, в каком времени ведется диалог
Pussy cat, pussy cat, where have you been?
I have been to London to look at the Queen.
Pussy cat, pussy cat, what did you there?
I frightened a little mouse, under her chair
2 Read the poem in pairs
Pussy cat, pussy cat, where have you been?
I have been to London to look at the Queen.
Pussy cat, pussy cat, what did you there?
I frightened a little mouse, under her chair
3.Организация поисковой деятельности учащихся.
Прочитайте правило, и объясните когда употребляется Present Perfect и Past Simple
(Учитель делает обобщение)
Для того чтобы лучше понимать разницу между этими двумя временами, запомните несколько правил:
1) Present Perfect употребляется, когда говорящий сообщает о недавних событиях, действие, которого закончилось до этого момента и имеет отношение к текущему моменту времени.
F.e.: I have been to London to look at the Queen.
(Present Perfect)
(Слайд 4)
2) PastSimpleупотребляется для выражения действия имеющего места в прошлом
F.e.: I frightened a little mouse, under her chair
(Past Simple)
4 Act out the dialogues
- Where have you been?
- I have been to the library
- What did you do there?
- I read books
- Where have you been?
- I have been in the garden.
- What did you do there?
- I did a lot of work
-Where have you been?
- I have been to the shop
- What did you do there?
- I bought shoes
5 Make up your own dialogues
Просматривают мультфильм и отвечают на вопрос
Читают диалог в парах
Учащиеся самостоятельно читают правило в справочнике и делают выводы
Драматизируют диалоги в парах
Составляют диалоги по аналогии
Мультфильм
Текст стихотворения
(Слайд 1, 2)
(Слайд 3)
Карточки с диалогами
Приложение 6
Тема: Definite and Indefinite Article (Определенный и неопределенный артикль)
Цель: формирование грамматического навыка употребления определенного и неопределенного артикля на послетекстовом этапе
Задачи: 1) контроль умения употребления артиклей a и the в соответствии с их значением
2) развитие навыка аудирования, чтения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
1 Read and fill in the blanks
Baa, baa, black sheep
Baa, baa, black sheep,
Have you any wool?
Yes sir, yes sir,
Three bags full.
One for … master,
One for … dame,
And one for … little boy
Who lives down … lane.
Baa, baa, black sheep,
Have you any wool?
Yes sir, yes sir,
Three bags full.
1.1Watch the cartoon and check
Baa, baa, black sheep
Baa, baa, black sheep,
Have you any wool?
Yes sir, yes sir,
Three bags full.
One for the master,
One for the dame,
And one for the little boy
Who lives down the lane.
Baa, baa, black sheep,
Have you any wool?
Yes sir, yes sir,
Three bags full.
1.2Read the poem
2Read the poem and fill the blanks
Humpty Dumpty sat on … wall,
Humpty Dumpty had … great fall.
All the king's horses and all the king's men
Couldn't put Humpty together again.
2.1Watch the cartoon and check
Humpty Dumpty sat on a wall,
Humpty Dumpty had a great fall.
All the king's horses and all the king's men
Couldn't put Humpty together again.
2.2 Readthepoem
3. Когда употребляется артикль «a», а когда «the»?
Артикль «the» употребляется, когда предмет или лицо, о котором идет речь, известны и говорящему и слушающему.
Артикль «a» употребляется перед исчисляемыми в единственном числе
Этап рефлексии
Я понимаю, когда употребляется a и the.
Хорошо
Не очень хорошо
Плохо
Заполняют пропуски
Baa, baa, black sheep
Baa, baa, black sheep,
Have you any wool?
Yes sir, yes sir,
Three bags full.
One for the master,
One for the dame,
And one for the little boy
Who lives down the lane.
Baa, baa, black sheep,
Have you any wool?
Yes sir, yes sir,
Three bags full.
Осуществляют самоконтроль
Заполняют пропуски
Humpty Dumpty sat on awall,
Humpty Dumpty had a great fall.
All the king's horses and all the king's men
Couldn't put Humpty together again.
Осуществляют самоконтроль
Читают стихотворение
Делают обобщение
Оценивают уровень владения изученным материалом
Текст стихотворения с пропусками
Мультфильм
Текст стихотворения с пропусками
Приложение 7
Динамика роста запоминания грамматических структур и новых слов