Развитие творческого мышления учащихся как способ повышения мотивации к изучению английского языка и социализации обучающихся
Развитие творческого мышления учащихся как способ повышения мотивации к изучению английского языка и социализации обучающихся
Существует множество методических пособий, дающих рекомендации по повышению и стимулированию мотивационной деятельности учащихся, но важно помнить, что основной задачей обучению иностранному языку является развитие личности, стремящейся и способной к межкультурной коммуникации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого мышления учащихся как способ повышения мотивации к изучению английского языка и социализации обучающихся»
Развитие творческого мышления учащихся как способ повышения мотивации к изучению английского языка и социализации обучающихся.
Мужаева Розалия Филатовна,
учитель английского языка
МАОУ СОШ №36
В современном обществе мы можем наблюдать затруднения, с которыми сталкиваются многие школьники, в большинстве своём подростки, как в сфере успеваемости, так и в социальной жизни. Чаще всего причиной являются не столько умственные возможности, уровень интеллекта и работоспособности, сколько снижение интереса к процессу обучения, в связи с отсутствием или слабо развитым навыком общения, а также снижением уровня мотивации к учебной и общественной деятельности.
Необходимо отметить, что для поддержки мотивации нужна ситуация успеха. Успех осознанный, действительный, поэтапный, конечный. Его отсутствие приводит к резкому снижению мотивации в целом. С подобной проблемой может столкнуться каждый учитель-предметник, но особо остро этот вопрос касается сферы изучения иностранному языку, в частности, английскому.
Существует множество методических пособий, дающих рекомендации по повышению и стимулированию мотивационной деятельности учащихся, но важно помнить, что основной задачей обучению иностранному языку является развитие личности, стремящейся и способной к межкультурной коммуникации.
Для реализации выше упомянутой задачи, необходимо заинтересовать обучающихся предметом. Примечательно, что в самом начале обучения иностранному языку, у преимущественного большинства младших школьников, очень высокий уровень мотивации – все хотят говорить по-английски, понимать речь, общаться на нём. Затем, в процессе обучения, меняют своё отношение к предмету. Многие теряют интерес и разочаровываются, поскольку задания кажутся им сложными, требующими много времени и усилий.
Следует согласиться с психологами, которые утверждают, что процесс передачи знаний от учителя к ученику не возможен без его (ученика) собственной деятельности по овладению знаниями. Основным мотивом учебной деятельности школьника, должен быть мотив познания и овладение учащимися его способами и действиями, чтобы в дальнейшем мотив самореализации себя как личности, был на первом месте. Отсюда следует, что мотивация – это результат внутренних потребностей ученика, его интересов, целей, задач и т.п. Признавая ведущую роль мотивации, педагогу необходимо владеть способами и приёмами её формирования. Для её формирования в рамках школы, первоначальным шагом является создание условий для возникновения внутренних потребностей к образовательной деятельности, осознания их учащимися и дальнейшего самообразования.
Одним из способов повышения мотивации учащихся к изучению иностранного, а в частности, английского языка, являются задания творческой направленности, способствующие не только развитию творческого мышления, гибкости ума, быстроты реакции, но и социализации учащихся. Развивая творческое мышление, мы способствуем формированию творческих способностей – высшей ступени психологической активности, самостоятельности, умение создавать что-то новое, оригинальное.
Задания творческого характера можно выполнять на любом этапе урока, а также во внеурочное время. Рассмотрим некоторые варианты подобных заданий (Приложение 1).
Приложение 1
Творческая работа с текстами песен, стихов.
Listen and fill in gaps. Translate the lyrics.
Yesterday
Original lyrics by The Beatles
Yesterday,
All my troubles seemed so far away
Now it ______ as though they're here to stay
Oh, I believe in ________
Suddenly,
I'm not half the _____ I used to be
There's a shadow hanging over me
Oh, yesterday _____ suddenly
Why she had to go I don't _____,
She wouldn't say
I said ___________ wrong,
Now I long for yesterday
Yesterday,
_____ was such an easy game to play
Now I need a place to hide away
Oh, I __________ in yesterday
Why she had to go I don't _____,
She wouldn't say
I said ___________ wrong,
Now I long for yesterday
Yesterday,
_______ was such an easy game to play
Now I need a place to hide away
Oh, I _________ in yesterday
Вопросы, побуждающие к творческому мышлению. Imagine that you are a cat/dog/tiger/rabbit/fox/penguin/giraffe/sparrow. Tell about yourself:
Who are you?
What is your name?
How old are you?
Where do you live?
Do you have a fanily?
What colour are you?
- Нестандартный подход к разыгрыванию диалогов.
Один и тотже диалог может быть представлен учащимися по-разному. Например, после прочтения отрывка из романа Ш. Бронте «Джейн Эйр», можно, выбрав подходящий диалог между героями романа, предложить продолжить его; представить, что события разворачиваются в наши дни и изменить его с сохранением основного содержания.
- Рассуждения над интересными цитатами, высказываниями, мудрыми мыслями.
Discuss in pairs.
1. The art is not in making money, but in keeping it (the author is unknown).
2. Education is a movement from darkness to light (Allan Bloom).
3. We create the world in which we live: if that world becomes unfit for human life, it is because we tire of our responsibility (Cyril Connolly).
4. The time for relax is when you don’t have time for it (Sydney J. Harris).
5. If you feel loneliness when you are alone, it means you are in a bad company (the author is unknown).
- Творческое чтение.
Предполагает интеграцию художественной деятельности, в ходе которой могут быть предложены следующие задания:
5. Сделай поэтияеский перевод стихотворения с английского на русский/ с русского на английский.
- Проектная работа.
Предоставление учащимися результатов их исследовательской, информационно-познавательной, творческой деятельности по заданным темам, в виде докладов, плакатов, видео-презентаций, стенгазет, коллажей.
- Творческая мастерская.
Изготовление и подписание открыток к Рождеству, Новому Году, Дню Святого Валентина. А также оформление тематических стенгазет.
- Нестандартные уроки.
1. Урок-путешествие. Обычно проводится как итоговое занятие в конце четверти или года, которое имеет определённую тематику, включающую лексические, грамматические навыки. Чаще всего предполагает командную работу.
2. Урок-концерт. Также подразумевает резюмирование приобретённых языковых навыков в течение учебного года. В связи с этим, урок-концерт целесообразнее проводить в конце учебного года. Важно возложить большую часть полномочий на самих учащихся: выбор тематики, придумывание диалогов ведущих, сценок, оформление и декорации и т.д..
3. Урок-театр.Учащиеся инсценируют сказки, рассказы, поэмы известных английских, американских писателей и поэтов. Помимо заучивания текстов и игры на сцене, дайте возможность ребятам самим поработать над образами их героев – сценический образ, костюмы, атрибутика и т.д..
Таким образом, развитие творческого мышления учащихся на уроках английского языка, посредствам творческих заданий, способствует не только мотивации к учебной деятельности, но и социализации в широком значении, поскольку в процессе приобретения навыков иноязычной речи, учащиеся овладевают особенностями культуры, нормами этикета, правилами поведения не только страны изучаемого иностранного языка, но и своей страны в том числе. Выполняя задания в парах, группах, ребята учатся сотрудничать – вместе занимаются поиском информации, помогают, поддерживают друг друга, что является не маловажным фактором общественной деятельности. Также благоприятствует созданию здорового, эмоционально насыщенного микроклимата как на уроках, так и социальной жизни учащихся.