В данной статье рассматриваются способы и методы расширения словарного запаса с помощью стикеров, карточек, электронных словарей и интернет-сайтов при изучении английского языка, а также проблемы, возникающие при изучении языка. Рекомендуются различные методики техники запоминания слов, приемы увеличения памяти, основанные на классификации блоков слов и выражений. Также рассматриваются основные ступени изучения слов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Расширение словарного запаса в английском языке»
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация: В данной статье рассматриваются способы и методы расширения словарного запаса с помощью стикеров, карточек, электронных словарей и интернет-сайтов при изучении английского языка, а также проблемы, возникающие при изучении языка. Рекомендуются различные методики техники запоминания слов, приемы увеличения памяти, основанные на классификации блоков слов и выражений. Также рассматриваются основные ступени изучения слов.
Глобализация оказывает влияние на различные аспекты нашей жизни. Сегодня люди часто посещают другие страны: путешествуют, занимаются бизнесом, выезжают в служебные командировки, на обучение или на стажировку. Современным специалистам необходимо знание иностранных языков.
Известно, что в повседневной английской речи активный словарный запас языка составляет в среднем от шестисот до девятисот слов. Проблема эффективных методик расширения словарного запаса является очень актуальной. Существуют различные методики пополнения вокабуляра, но выбор их глубоко индивидуален. Наиболее употребляемым и доступным методом расширения словарного запаса является использование стикеров или карточек со словами, когда с одной стороны пишется новое слово, а с другой – перевод. Если стикеры размещаются на видных местах дома для визуального закрепления слов, то просматривать карточки можно везде, когда выдается свободная минутка (в транспорте, в очереди и т.п.). Регулярно проделывая это упражнение, можно быстро запомнить новые слова. Карточки можно сделать даже на компьютере. Существуют специальные приложения, позволяющие создать собственный учебный словарь и проверять значения слов. Например, такое приложение имеется в электронном словаре Lingvo. Программу Anki, помогающую запомнить помимо слов картинки, можно бесплатно скачать с сайта http://ankisrs.net. На сайте Quizlet имеется большое количество учебных программ, в том числе для планшетных компьютеров: http://quizlet.com.
Основная проблема, возникающая при изучении иностранного языка – заучивание слов. 70-80% времени и усилий уходит на решение данной проблемы при усвоении словарного минимума (3000 слов).
Одним из новых методов запоминания слов является метод П. Литвинова. При прослушивании родной или иностранной речи, человек благодаря отдельным словам или выражениям узнает смысл, заложенный в предложения. Когда выражается мысль на родном или иностранном языке, то происходит противоположное: высказываясь, человек идет от значения и смысла к словам и предложениям. В этих двух видах речевой деятельности задействуются разные отделы памяти. Так, при прочтении текста на английском языке, он бывает понятен. Если же переводить обратно, то будет значительно сложнее, чем переводить с английского, поскольку многих слов человек просто не сможет вспомнить. Исходя из различных механизмов работы памяти при восприятии и при воспроизведении речи, П. Литвинов классифицирует слова минимума на два вида: фонематический блок и блок, основанный на смысловой общности слов.
В первой классификации (фонематической) приводятся блоки созвучных слов. В английском языке большое количество односложных слов. Среди этих слов имеются группы слов, отличия между которыми составляет всего один звук. Изменив всего один звук, смысл слова мгновенно меняется (фонема – звук, при изменении которого образуется новое слово). Фонемой может быть начальный согласный звук (ball, fall, call), корневой гласный звук (hut, hot, hit), последний согласный звук (but, bug, bus).
Психологами различаются кратковременная и долговременная память. Кратковременная память может хранить новую информацию в течение короткого срока (от 1 до 5 дней). Не освежая информацию, она без следа просто исчезает. Если же ее неоднократно повторять, то информация переходит в долговременную память. Особенность кратковременной памяти – ее малый объем: не используя специальные приемы пропускной способности кратковременной памяти, она вмещает 7-10 единиц информации. Образование блоков слов – один из приемов увеличения памяти. И слово, и блок – единицы информации. Однако, при запоминании отдельных слов, в кратковременную память входят 7-10 слов. А при запоминании блоков – 7-10 блоков по 10 слов (т.е. 70-100 слов) [2,78]. Если фонематические блоки связаны между собой внутренней связью по созвучию, определенному алгоритмом (deal, dean, deed), то смысловые блоки включают в себя слова, связанные между собой по смыслу («учебные операции»): учить, объяснять, понимать, запоминать, знать, помнить).
Словарь минимума можно классифицировать по частям речи. Из 3000 слов минимума базового уровня английского языка глаголы составляют 500, прилагательные – 500, существительные – 1500 единиц. Остальные части речи в общей сложности составляют 500 единиц. В учебных целях глаголы, прилагательные и существительные также делятся на смысловые группы и блоки. Например, классифицировать глаголы можно на 10 смысловых групп:
Глаголы стадии (начинать – to begin, продолжать – to continue, завершать – to complete).
Глаголы движения (бежать – to run, ехать – to go, лететь – to fly, плыть – to swim).
Глаголы общения (говорить – to speak, спрашивать – to ask, отвечать – to answer) и т.п.
Смысловые группы разбиваются на блоки. Например, среди глаголов группы движения можно выделить блок глаголов, выражающих скорость: спешить – to hurry, бежать – to run, ускорять – to speed up, лететь – to fly, идти – to go, тормозить – to brake, ползти – to creep, замедлить – to slow down. Блок содержит слова, выражающие разные скорости: от максимальной (лететь), до минимальной (ползти). Для заучивания слов в системе П. Литвинова рекомендуется изготавливать карточки на каждый блок.
На практике установлено, что изучающие английский язык, способны без труда выучить по 20 слов в сутки. Использование данного метода позволяет поддерживать знание слов без языковой среды и практики живой речи. Изучая язык, получают доступ к словам, просто пользуясь карточками, а впоследствии и без опоры на карточки, так как словарь уже будет в памяти. Обязательно рекомендуется проходить три главных ступени изучения слов в указанной последовательности: чтение и перевод с английского, перевод с русского, воспроизведение наизусть для каждого блока.
Особым слоем словарного запаса является совокупность устойчивых выражений, именуемая лингвистами фразеологией. Устойчивые выражения имеются во всех языках: an eagle eye – орлиный глаз, видящий всё / человек, видящий всё, замечающий всё, to have green fingers – быть хорошим садоводом или овощеводом / быть умелым в выращивании растений, прирожденным агрономом, horses for courses – кто к чему пригоден / иметь природные способности к чему-либо / подбор людей с учетом их способностей. Устойчивые выражения усиливают эстетическое воздействие языка, поскольку сухая информация дополняется эмоциональным описанием явлений нашей жизни. Поскольку многие из устойчивых выражений не переводятся буквально, этот слой языка представляет трудность. Несмотря на то, что отдельные слова этих выражений могут быть понятны, общий смысл будет неясен. Метод П. Литвинова рекомендует использовать тематическую классификацию устойчивых выражений (интеллект, мышление, эмоции, восприятие мира, работа, время, количество, качество и т.п.).
Из каждой подгруппы отбираются по нескольку понравившихся устойчивых выражений. Отобранные устойчивые выражения закрепляются за выученными названиями групп, а затем, опираясь на тематическую классификацию, выражения воспроизводятся. За счет узкой направленности выражений достигается высокая скорость усвоения материала.
Знание слов составляет 80% знания языка.
Литература:
1. Литвинов П. П. 2000 английских выражений. Техника запоминания: Тематический словарь-минимум / П. П. Литвинов. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 320 с.
2. Литвинов П. П. Как быстро выучить много английских слов / П. П. Литвинов. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 144 с.