Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка со школьниками младших классов
Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка со школьниками младших классов
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка со школьниками младших классов»
Учитель английского языка ГБОУ «Школа № 2026». УК № 12, г. Москва
Павлушенко С.В.
Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка со школьниками младших классов
Одной из главных задач на начальном этапе обучения является постановка правильного произношения, поэтому особое внимание необходимо уделить такому этапу урока английского языка как фонетическая зарядка. Например, для школьников младших классов особую трудность представляют звуки, когда нужно вытягивать вперед язык, чтобы помочь им в этом, можно использую на уроках английского языка стихотворение "Little Kitty".
На начальном этапе обучения английскому языку важно соблюдение принципа "опора на родной язык". Его можно успешно реализовать с помощью книги С.В. Лосевой "Английский в рифмах" [6]. Книга с незатейливыми стишками, которые помогут школьникам выучить новые слова. Например:
Масло нужно всем ребятам,
Масло по английски butter.
В книге нет цветных картинок, но в ней есть чёрно-белые которые школьники младших классов могут сами раскрасить.
При обучении числам (цифрам) применяют два этапа:
первый - ознакомление с опорой на русский язык;
второй - закрепление в считалочках.
Принимая во внимание быструю утомляемость детей, на уроке английского языка нельзя обойтись без физминутки, сопровождаемой рифмовками:
Руку протянул мне friend,
Кисть руки назвали hand.
Сердце громко застучало, как набат,
Сердце по английски называем heart.
Я люблю отличный бег,
Ногу всю назвали leg.
К моей губе пушок прилип,
Губу мы называем lip.
Сел на шею Чуку Гек.
Шея по-английски – neck.
Дети лучше воспринимают и усваивают материал, если он как-то обыгрывается, инсценируется, в этом хорошую помощь оказывают стихотворения на английском языке. Можно попросить детей принести игрушки на урок. На что они с удовольствием откликаются, а учитель реализует принцип наглядности.
Таким образом, мы достигаем двойную цель: небольшая передышка и запоминание новых слов.
Очевидно, что введение нового лексического и грамматического материала на английском языке, его восприятие и запоминание учащимися облегчается при использовании стихов и рифмовок, но ребятам это быстро может надоесть, если это будет просто механическое запоминание текста. Поэтому, приходится придумывать что-то новое, чтобы школьникам было интересно. Это могут сценки, напевание песен и т.д.
Принимая во внимание цели обучения, (и главную - научить общению на английском языке, а также поддерживать постоянный интерес к предмету, использовать методы и приемы учителей новаторов), учитель находится в постоянном поиске новых средств обучения, озабочен тем, как сделать урок английского интереснее и, играя с детьми с одной стороны, вести обучение английскому языку с другой [1, 2,3 и др.].
Поэтому, в конце полугодия, когда учащиеся уже приобрели определенный запас знаний, можно провести нетрадиционный урок английского языка. Например, урок-конкурс с различными загадками, ребусами, соревнованиями с выставлением баллов и вручением утешительных призов. Это позволяет вовлечь в подготовку урока английского языка максимальное количество учащихся, создать положительный фон и стимулировать интерес к английскому языку, внести дух соревнования в учебный процесс [5]. Желательно участие двух классов одной параллели и присутствие гостей (например, старшеклассников, родителей) [4].
Проводятся также специальные занятия по английскому языку, которые являются дополнением к изучаемому материалу: это прослушивание магнитофонной записи или пластинок во время свободных игр - песни, стихи, сказки и рассказы на английском языке. Эти произведения может также читать сам учитель английского языка, по возможности иллюстрируя содержание. Записи сопровождаются переводом, если в этом есть необходимость. Опыт работы показывает, что положительную роль в обучении английского языка дает инсценировка встреч с помощью кукол, одетых в национальные костюмы. Хорошо воспринимаются детьми утренники и праздники с использованием английских песен и стихов.
Здесь главное, чтобы ученик, вступая в общение на английском языке, не испытывал страх сделать ошибку и стремился всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать то или иное коммуникативное намерение. По мнению многих педагогов, наличие ошибок не свидетельствует о неуспеваемости [4, 5]. Они доказывают, что учебный процесс проходит нормально и учащиеся принимают в нем активное участие. Здесь в центре обучения английскому языку ребенок, который является главным субъектом учебного процесса. Учитель английского языка должен создать благоприятную атмосферу в классе и чувство комфортности у каждого ученика, что является залогом успешного обучения английскому языку.
Младшие школьники любознательны, восприимчивы ко всему новому. Они без особых усилий запоминают небольшой по объему материал на английском языке и легко его воспроизводят. Но принимая во внимание быструю утомляемость младших средних школьников, формирование произносительной базы должно происходить незаметно, но неотступно из урока в урок. Основным видом деятельности учащихся младшей возрастной группы, наш взгляд, является игра.
Из раскрытия понятия игры можно выделить ряд общих положений [7]:
игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов;
игра для детей есть самая свободная форма их деятельности, которая осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения;
игра - первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся;
игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют;
игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество;
игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей;
игра - мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться.
Интересно, что игра не имеет единственного точного определения. Разные ученые по-своему определяют ее. Но, очевидно, что любая игра предполагает определенную цель, знание правил, а также элемент удовольствия. И тем менее, игра на уроке способствует выполнению важных методических задач:
создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта.
В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, кто не имеет достаточно прочных знаний в языке. Боле того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязно ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. Языковой материал усваивается незаметно, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения.
Но игровая форма обучения английскому языку не должна быть самоцелью: она призвана служить формированию конкретных навыков и умений во всех аспектах английского языка и видах речевой деятельности. На всех этапах обучения английскому языку рекомендуется отказаться от выставления плохих отметок, чтобы помочь учащимся преодолеть страх перед ошибочным высказыванием.
Большим резервом в повышении результативности обучения является привлечение к работе с учащимися родителей, формирование и поддержание интереса к изучению английского языка, участие в урочных и неурочных мероприятиях на английском языке, сотрудничество с учителем и детьми в определенных видах коммуникативной деятельности.
Сотрудничество заинтересованных родителей, их помощь и поддержка находят немедленное отражение в деятельности учащихся на уроках английского языка - правильность и осмысленность ответов, уверенность в себе, постоянная активность в любом виде аудиторной и внеаудиторной работы. Все выше перечисленные положения были апробированы различными авторами, работающими в качестве учителей английского языка в начальных и средних школах [2, 4, 5].
Одним из методов исследований эффективности форм и приемов обучения английскому языку являлось анкетирование детей с целью выявления отношения опрашиваемых к английскому языку. Опрос проводился в двух параллелях: во 2-х и 3-х классах. Итоги анкетирования следующие:
все 100% детей любят английский язык;
абсолютное большинство учащихся высказалось за увеличение количества уроков английского языка в неделю;
все 100% учащихся 2-х классов рассказывают дома о том, что они делают на уроках английского языка, в то время как в 3-х классах лишь 60 % учащихся обсуждают эти проблемы с родителями;
только 50%. учащихся получают помощь от родителей в выполнении домашних заданий по английскому языку.
Оказалось, что наибольший интерес для учащихся представляют следующие виды и формы деятельности на уроке английского языка:
Для 2-х классов:
физминутки;
работа по закреплению лексики и правописания с помощью игры "Поле Чудес";
разучивание песен и стихов на английском языке;
инсценирование.
Для 3-х классов:
выразительное чтение на английском языке;
различные виды деятельности по формированию графики и орфографии;
пение на английском языке;
инсценирование;
закрепление английской лексики и правописания с помощью игры "Поле Чудес".
Как показывают итоги опроса, учащимся данной возрастной группы нравится разнообразие приемов и форм обучения английскому языку, при этом предпочтение отдается подвижным формам работы. И, тем не менее, как было показано выше, качество знаний учащихся во многом зависит от правильной организации занятий.
Так, например, при обучении иноязычной лексике с использованием игрового обучения применение наглядности целесообразно на всех этапах обучения. При этом первостепенное значение здесь имеет зрительная наглядность, которая в отличие от слуховой и моторной, применяется для создания зрительной опоры в построении логической последовательности высказывания. Этому способствуют различные опорные и опорно-смысловые схемы, карты и графы. В качестве примера, приведем лексические игры, взятые из работы [8].
Цели таких игр состоят в следующем:
познакомить учащихся с новыми словами и их сочетаниями;
тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
развивать речевую реакцию учащихся.
Наибольшее распространение получили лексические игры по учебно-методическому комплексу «Enjoy English 3» M.3. Биболетовой (5 кл). Знакомство с достопримечательностями Лондона. «Try to Remember».
Вариант 1. Учитель вывешивает на доске картинки с изображениями интересных мест Лондона. В течение одной минуты учащимся предлагается запомнить названия, затем ученики по памяти называют их. Побеждает тот, кто запомнил больше.
Вариант 2. Две команды учеников становятся лицом друг к другу. У каждого ученика картинка с изображением памятного места Лондона, которую он прячет за спиной. По сигналу ведущего одна из команд одновременно показывает второй команде свои картинки и быстро прячет. Члены второй команды должны запомнить и сказать, что было изображено на рисунках и в каком порядке.
Вариант 3. Дети, взявшись за руки, образуют 2 круга: внешний и внутренний. Учитель говорит: «Go!». Дети начинают двигаться, каждый по своему кругу, причём один круг движется по часовой стрелке, другой — против. Через 10 секунд учитель говорит: «Stop!». Дети останавливаются, и ученик из внешнего круга, обращаясь к стоящему напротив ученику, говорит: «How can I get to Trafalgar Square (Big Ben and ...)?». Ученик из внутреннего круга отвечает: «You can get there by bus (boat, taxi and ...)». Дети снова начинают двигаться по кругу до тех пор, пока не услышат «Stop!». Учитель останавливает движение таким образом, чтобы все пары имели возможность обменяться вопросом и ответом.
В учебниках Верещагиной И.Н и Притыкиной Т.А представлена серия интересных игр, направленных:
на запоминание лексики: «Найди пару», «Змейка», «Почти антонимы», «Опиши картинку», «Кто есть кто»;
упражнения по транскрипции;
определение слова по двум буквам;
составление предложения по таблице и т.д.
Есть игры и по другим темам: повторение количественных числительных, закрепление количественных и порядковых числительных, ставится задача назвать предметы одного цвета и т.д. одного цвета.
Таким образом, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету [9].
Литература
Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностр. языки в школе. - 2000. - 4,5 с. 10-12 ( 4), с. 17-22 ( 5).
Улухина Н.В. и др. Контроль устного неофициального общения на иностранном языке. // Иностр. языки в школе. - 1998. - 2 с. 14-18.
Альбуханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблемы общения в психологии. - М., 1981.
Вайсбурд Л.М. Типология учебно-речевых ситуаций // Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. - М., 1981.
Власова Л. Обучение чтению дошкольников. Методика Домана-Маниченко: «Букварь с пеленок» // http://wunderkind-blog.ru/obuchenie-chteniyu-doshkolnikov-metodika-domana-manichenko-bukvar-s-pelenok.
Лосева С.В. Английский в рифмах. – М.: «Буклет». 1993. – 87 с.
Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.: Просвещение, 1984.
Использование игровых технологий на уроках английского языка (лексические игры) // http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1379.
Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка // http://www.bestreferat.ru/referat-210253.html.