Научная статья на тему: Повышение эффективности уроков английского языка при помощи коммуникативной компетенции
Научная статья на тему: Повышение эффективности уроков английского языка при помощи коммуникативной компетенции
В русле усиления направленности содержания образования в школе на данном этапе исторического развития страны, обучение иностранным языкам, наряду с информатикой и социально-экономическими предметами, рассматривается как приоритетное направление модернизации современного школьного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему: Повышение эффективности уроков английского языка при помощи коммуникативной компетенции»
Повышение эффективности уроков английского языка при помощи коммуникативной компетенции
Исматова Майсара Саъдуллаевна
Бухарский медицинский колледж, Узбекистан
В русле усиления направленности содержания образования в школе на данном этапе исторического развития страны, обучение иностранным языкам, наряду с информатикой и социально-экономическими предметами, рассматривается как приоритетное направление модернизации современного школьного образования.
Если главной целью обучения иностранному языку в прошлые годы была языковая компетентность — владение четырьмя видами деятельности (речь, понимание речи, чтение и письмо) и способность их применять, то сейчас целью языкового образования объявлена способность к общению. Подразумевается не только владение этими навыками и их практическое применение, но и знакомство со страноведческими и культурными реалиями и знание речевого этикета, умение не просто получать интересующую нас информацию, но и логически ее осмысливать и давать личностную оценку. Важно не просто научить ребенка говорить на иностранном языке, важно научить его общаться, то есть мыслить и делиться своими мыслями с окружающими. Ученые называют это состояние «коммуникативная компетенция».
Переориентация целей обучения на коммуникативную направленность фактически не вызывает сомнения среди исследователей. Она пользуется популярностью и практическим подтверждением в процессе обучения иностранным языкам. Основная цель обучения иностранному языку - это не знания, а действия на основе этих полученных знаний. Поскольку овладение языком - это сформированность разного рода умений, то очевидно, что чем активнее они формируются и развиваются, тем быстрее наступает владение языком.
Социокультурная компетентность обеспечивает учащимся возможность ориентироваться в социокультурных реалиях аутентичной языковой среды, прогнозировать возможные социокультурные помехи в условиях межкультурного общения и способы их устранения; адаптироваться к иноязычной среде, умело следуя канонам вежливости в инокультурной среде, проявляя уважение к традициям, ритуалам и стилю жизни представителей другого культурного сообщества.
Кроме того, формирование социокультурной компетентности предполагает овладение способами представления родной культуры в условиях иноязычного межкультурного общения.
Система обучения английскому языку на профильном уровне берет начало в восьмом классе на основе курса «выравнивания» коммуникативных навыков. Необходимость этого этапа обусловлена спецификой учебного заведения, где работа учителя начинается с учащимися, ранее изучавшими английский язык в разных типах школ и, как правило, имеющими разный уровень владения английским языком. Основная цель начального этапа состоит в ускоренном формировании коммуникативного ядра основополагающих навыков и умений общения на английском языке у учащихся с более низким уровнем знаний и в закреплении приобретенных ранее навыков и умений в четырех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо).
Эффективность работы достигается во-первых, за счет тесного междисциплинарного взаимодействия между учителями иностранного и родного языков при развитии у школьников культуры общения, языковой наблюдательности, речетворчества, во-вторых за счет наличия междисциплинарной связи между иностранным языком как учебным предметом и другими школьными предметами в ознакомлении с культурным многообразием мира, глобальными проблемами современной цивилизации и формами сотрудничества людей в поиске их решений, а также в общеевропейском миротворческом и правовом образовании юных россиян. И наконец, изменение тенденций и целей современного языкового образования требует изменения старых и использование новых технологий в коммуникативно-речевом, социокультурном и языковом образовании школьников.
Применение мультимедийных технологий в процессе урока хорошо сочетается с технологией развивающего обучения, а также проблемным и дифференцированным обучением. В условиях современных реалий компьютерные технологии являются мощным средством обучения, и их применение в образовательном процессе служит серьезным подспорьем для учителя в повышении эффективности обучения и качества образования. В условиях современной школы главной целью обучения иностранным языкам является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.
Использование ИКТ способствует качественному формированию ключевых англоязычных компетенций на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Преподавание английского языка с использованием только классно-урочной системы и традиционных учебных пособий ограничивает возможности учителя и сдерживает творческое и языковое развитие учащихся.
Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:
повышение мотивации к изучению языка;
развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
увеличение объема лингвистических знаний;
расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
Цель учителя – научить учеников ориентироваться в безграничном информационном пространстве.
В своей работе для формирования коммуникативной компетентности я использую как традиционные технологии, так и возможности ИКТ:
Использование обучающих программ, записанных на СD и DVD
Использование презентаций для работы с лексическим и грамматическим материалом на различных этапах работы (введение, закрепление, активизация) делает процесс обучения привлекательным и более лёгким для понимания
Использование Интернет-ресурсовдля развития коммуникативной компетенции дают возможность доступа к богатейшим источникам англоязычной информации, как во время работы на уроке, так и во время внеучебной деятельности.
Привлечение учащихся к созданию проектов, презентаций. исследовательских работ развивает их интерес к изучению предмета, творческие способности, дает возможность работать с учащимися разной степени подготовленности.
При обучении пересказу я предлагаю учащимся
соединить начало и конец предложения на доске, расставить эти предложения в логическом порядке,
использовать эти предложения как опорные для краткого пересказа,
использовать только начало предложения, как опору для пересказа
расширить высказывания.
Наиболее эффективным использование ИКТ в моей работе оказалось на уроках страноведения. Курс страноведения предоставляет учащимся возможность расширить и систематизировать страноведческие знания, касающиеся стран изучаемого языка (Великобритания, США, Австралия, Канада, Новая Зеландия), особенностей культуры народа – носителей английского языка; лучше осознать явления современной действительности путем сравнительного исследования их в различных странах; развивать умения представлять как свою страну, так и страны изучаемого языка; совершенствовать умения адекватно вести себя в процессе общения с носителями языка, проявлять толерантность к явлениям иной культуры, к особенностям менталитета носителей изучаемого языка, что способствует формированию социокультурной компетентности учащихся.
Внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.