kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается как догма. Каждый ученик вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Турсунова Мадина Амоновна





Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается как догма. Каждый ученик вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиций логики и личностно ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Обучение иностранным языкам в современной школе предполагает непрерывное внедрение и использование обновленных форм, методов и содержания языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода на основе использования современных технологий с учётом интересов учащихся.

Современные образовательные технологии позволяют учителю:

• отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

• развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;

• воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

В настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира. Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. (Загашев И.О., Заир-Бек С.И., 2003)

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается как догма. Каждый ученик вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиций логики и личностно ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения [1].

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы — Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы [2].

В отношении к обучающимся применение технологии критического мышления позволяет:

• повысить эффективность восприятия информации;

• повысить интерес, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

• уметь критически мыслить;

• выделять причинно-следственные связи;

• уметь работать в сотрудничестве с другими;

• отвергать ненужную или неверную информацию

• понимать, как различные части информации связаны между собой.

Регулярно используя технологию критического мышления, учитель:

• умеет создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

• использует модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

• становится практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность.

В основе данной технологии – трехфазовая структура урока:

В процессе реализации фазы вызова (Evocation):

1. Учащиеся могут свободно, без боязни быть исправленным, высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы.

2. Высказывания фиксированные, на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

3. Индивидуальная и групповая работа сочетаются между собой. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, а групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными.

Цель преподавателя является стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны [3].

Фаза осмысления содержания (realization of meaning) ориентирована на то, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала [3].

На фазе осмысления содержания учащиеся:

1. Осуществляют контакт с новой информацией.

2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

4. Стремятся обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Цель преподавателя состоит в ясном и привлекательном изложении информации, отслеживать степень активности работы учащихся, предлагать различные приемы для размышления.

В фазу рефлексии (reflection) та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Как правило. На детальную рефлексию часто не остается времени, так как большое внимание на уроках уделяется изложению нового материала. Часто школьников может смутить предложение учителя поделиться в парах или в группе мнениями о возникших по ходу урока вопросах. Ответы в этом случае не отличаются разнообразием и смысловой насыщенностью. Мало кто из учеников может задать вопросы аудитории или учителю о возникших трудностях в усвоении нового материала или его интересных моментах [4].

На фазе рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания. Сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее продуктивным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и так далее) ученики, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст [4].

«Диаграмма Вена»

Эффективным средством формирования и развития критического мышления являются ролевые игры, конференция, телемост, ток-шоу по изучаемой теме, так же дебаты. Они способствуют развитию таких важных характеристик критического мышления, как умение анализировать и сопоставлять разные идеи, события, точки зрения; умение доказательно отстаивать свою позицию. Сформированное критическое мышление способствует адекватной рефлексивной оценке своей деятельности.

В заключение хотелось бы отметить, что уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразным материалам и интерактивным подходам. При выполнении какого – либо задания, учащиеся должны понять главную мысль, выделить проблему, сопоставить с тем, что уже знают в этой области, чтобы сделать вывод и сформулировать свою точку зрения по конкретному вопросу или проблеме. Очевидно, это требует сформированности определенных интеллектуальных умений. Ученики должны уметь анализировать, оценивать значимость собранной информации, структурировать полученную информацию, аргументировать свою точку зрения – все это умения критического мышления.

Ссылки на источники

1. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление — ключ к

преобразованиям российской школы // Директор школы. – 2009. — № 4.C. 67-73.

2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 2011.

3. Английский язык в школе// English at school. 2013, №3(43), стр. 26–34

4. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/ Под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010.

5. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей / И.Л.

Бим // Иностранные языки в школе. – 2011.- № 1

6. Ресурсы интернета.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Научная статья: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Автор: Турсунова Мадина Амоновна

Дата: 21.03.2021

Номер свидетельства: 576091

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Проблемный урок. Статья. "
    ["seo_title"] => string(24) "probliemnyi-urok-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "169247"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423390455"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Статья "Интегрированное обучение в средней школе" "
    ["seo_title"] => string(58) "stat-ia-intieghrirovannoie-obuchieniie-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "120685"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413786087"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства