Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по английскому языку за 1 четверть; 4 класс»
Тема урока: «Профессиональная проба»
Если человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер
не будет попутным.
Сенека
Древнеримский философ
Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся в современных социально-экономических условиях.
Задачи:
Сформировать представление учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда, выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.
Способствовать развитию у учащихся интереса к выбору будущей профессии.
Способствовать формированию представления о будущей профессиональной деятельности, развитию нравственных, трудовых и профессиональнозначимых качеств личности.
Развивать представление о саморазвитии и самореализации.
Содействовать воспитанию трудолюбия, стремления к выбору будущей профессии.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный – объяснение, демонстрация, работа с инструкционными картами; частично-поисковый
Теоретическая часть: основные характеристики профессий
Тип урока : деловая игра
Ход урока
1. Организационно-подготовительная часть
Приветствие, контроль посещаемости
(Можно, чтобы каждый ученик представился ,называя свое имя , произнес профессияю на туже букву, что и первая буква имени )
2.Повторение пройденного материала:
-Сколько профессий существует в мире?
(В мире более 10 тысяч профессий, а включая специальности, специализации и квалификации – свыше 50 тысяч.)
-Почему существует такое многообразие профессий?
(В современном обществе человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя. Нет такого вида общественно полезной деятельности, в которой человек был бы лишен возможности проявить свои личностные способности, инициативу и тем самым заслужить уважение окружающих, обеспечить себе благополучную жизнь и процветание общества. А так как общество образуют люди, то и многообразие сфер деятельности определяется человеческими запросами, потребностями и способностями. Значит, многообразие мира профессий и является мерой человеческих возможностей.)
-Кто такой профессионал?
(Профессионал – это человек, выполняющий свою работу грамотно, качественно с учетом тонкостей и «секретов» своего дела.)
-Что нужно для того, чтобы стать первоклассным профессионалом?
(Для того чтобы стать первоклассным профессионалом человеку необходимо быть разносторонне развитым, образованным, не замыкающимся в узкой области своих интересов.)
-Что значит сквозные, редкие и свободные и необычные профессии?
(Сквозные(когда профессия востребована в любой отрасли и предприятии) -бухгалтер, экономист, отдел кадров
Или ,наиболее массовые профессии принято называть сквозными, т.к. они пригодны для многих отраслей народного хозяйства. Это практически все рабочие специальности, а также профессии: инженер, экономист, исследователь, конструктор, юрист.К особой группе относятся сравнительно редкие, специфические профессии: ювелир-огранщик драгоценных камней, монтировщик, лингвист, эмбриолог и т.д. Особую часть составляют люди, так называемых свободных профессий, которые не числятся на какой-либо определённой должности. Это литераторы, художники, скульпторы, композиторы. Обычно они выполняют отдельные заказы по договорам и живут на гонорары.
- Как влияет профессиональный труд на человека?
( в профессиональной деятельности, в труде происходит самовыражение личности – проявление своего «Я», своей индивидуальности. В процессе труда накапливаются знания, опыт, повышается квалификация, совершенствуется сам человек, повышается уровень его благосостояния.)
3. Актуализация знаний учащихся.
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора учебного заведения и будущей профессии во многом зависит будущая судьба. Неправильно выбрать профессию - значит расстроить жизненные устремления, сделаться несчастным.
Записать в тетради: Отрасль знаний, которая изучает мир профессий, называется - профессиографией.
Задачей профессиографии является изучение особенностей профессий и создание профессиограмм – одним из важнейших источников инфориации.
Профессиограмма – характеристика профессии, в которой описаны её особенности, содержание и характер труда.
Цель профессиограммы – создать целостное представление об особенностях данного вида труда.
Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:
Название профессии
Предмет труда
Цели труда
Условия работы
Вид труда
Знания и умения, необходимые для выполнения работы
Медицинские противопоказания
Требования к человеку
Пути получения профессии
-Некоторые из вас определились с выбором профессии ,поэтому я прошу ответить на вопросы анкеты «Что повлияло на твой выбор »
Анкета
Что повлияло на твой выбор(нужное обвести):
Внимание к тому, насколько доходной является профессия.
Существенное внимание к мнению родителей, авторитет других взрослых или друзей.
Значение внешней атрибутики:«Хочу носить военную форму»
«Полезность«профессии для самого человека :«Будешь поваром–голодным не останешься».«В семье должен быть собственный доктор..»и т.д.
Анализ рынка труда. Знания о востребованности профессий.
Информированность о профессиях через книги, интернет, общение со специалистами.
Объективные знания о своих способностях, личных качествах и здоровье.
Осознание собственных интересов.
(презентация)
Минута отдыха.
Какую пословицу должен знать каждый закройщик?
(«Семь раз отмерь, один раз отрежь»)
2. Какую пословицу должен знать каждый водитель?
(«Тише едешь - дальше будешь»)
3.Что должен знать каждый рыбак?
(«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”
4.Что должен знать каждый ученик?
( «Ученье – Труд, а не ученье – Тьма»)
- А теперь проверим , соответствует ли выбранная вами профессия вашему сладу характера
Классификация профессий по предмету труда (презентация)
У библиотекарей есть такая заповедь: поставить книгу не на свое место — это значит ее потерять. В библиотеке многие тысячи томов. Но любой из них можно найти за считанные минуты, если все в порядке с классификацией и описанием книжного фонда.
Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.
Педагог: в мире существует много различных профессий. И чтобы было легче ориентироваться в мире профессий, их условно разделили на 5 групп в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий (т.е. с кем или с чем работает человек определенной профессии)
«Человек-техника»
Это профессии, которые ориентированы на создание, использование и обслуживание различных технических устройств. Техника – это все разнообразие машин и механизмов, которые применяет человек для облегчения и ускорения своей деятельности. Выбирая техническую специальность, необходимо помнить о предполагаемых особенностях характера человека, работающего с техникой, таких как развитое пространственное и конкретное мышление, точность и аккуратность, хорошее зрение. К этому типу относятся профессии: водитель, машинист экскаватора, слесарь, монтажник, техник, инженер-конструктор и многие рабочие специальности.
«Человек – природа»
Выбирая профессию, связанную с преобразованием, природы, её использованием, человек берёт на себя ответственность за будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и последующих поколений. В подобных профессиях чаще, чем в других, требуются такие качества, как предвидение и прогнозирование результатов, готовность работать в неблагоприятных погодных условия. К этой категории относятся профессии: физиолог, микробиолог, садовник, цветовод, декоратор, ветеринарный врач, геолог, эколог, технолог пищевой промышленности, фермер, зоолог, метеоролог.
«Человек - человек»
Сюда входят самые гуманные профессии, основанные на общении и взаимопонимании. Например, учитель, врач, юрист, нотариус, адвокат, менеджер, администратор, диспетчер, продавец, официант, парикмахер, проводник, повар, стюардесса, экскурсовод и другие.
Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, интерес к окружающим - качества, которые должны присутствовать у этих специалистов. К тому же они должны обладать повышенным самоконтролем, устойчивостью к стрессам.
Все многообразие профессий типа «человек-человек» можно разделить на несколько направлений:
воспитание и обучение;
здравоохранение;
организация и управление;
правовая защита;
торгово-сервисное обслуживание;
культурно-просветительская работа.
«Человек - знаковая система
Для производства любого продукта необходимы три компонента: вещество, энергия и информация. Знаки являются средством информации, которой обмениваются люди в процессе жизнедеятельности. Условно тип профессий «человек - знаковая система» можно разделить на следующие направления.
Работа со словами, текстами, книгами, связанная с языком (корректор, лингвист). Эта работа требует усидчивости, умения чётко выражать свои мысли.
Работа с цифрами, формулами, знаками (физик, бухгалтер, фармацевт). Для них необходимы такие качества, как терпение, аккуратность, организованность, склонность к выполнению рутинных операций и в то же время умение принимать нестандартные решения.
Работа с изображениями, схемами, картами (диспетчер). Эта профессия связана с составлением или использованием географических карт, графиков, чертежей. Здесь требуется умение перевести условные знаки в образы реальных предметов и наоборот. Для таких работников необходимы наблюдательность, внимание к самым незначительным изменениям. Если вам нравятся такие предметы, как география, черчение, то эта работа для вас.
Работа с компьютером, информационными системами, в сети Интернет (оператор ПК, программист). Круг профессий, для которых необходимо знание компьютера, постоянно расширяется. Если вам интересно на уроках математики и информатики и вы знаете, что компьютер – это не только устройство для игр, а ещё у вас есть опыт работы в Интернете, то эти профессии могут вас заинтересовать.
«Человек – художественный образ»
Данная группа включает в себя профессии, связанные с искусством, творчеством, вдохновением. Предметом труда для людей этих профессий является художественный образ, целью – достижение эстетики в окружающем мире.
Среди этой группы можно выделить следующие направления:
Организаторские (режиссер, балетмейстер);
Собственно творческие, созидательные (писатель, живописец, актер, композитор);
1. «Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова)
Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет - поставьте «—» . Если сомневаетесь, зачеркните цифру.
1. Легко знакомлюсь с людьми.
1
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить.
1
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки.
1
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными.
1
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить.
1
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами.
1
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными.
1
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах.
1
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших.
2
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности.
2
11. Охотно читаю о растениях, животных.
1
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах.
1
13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин
1
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы.
2
15. Легко улаживаю разногласия между людьми
2
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой.
2
17. Людям нравится мое художественное творчество/
2
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными.
2
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме.
2
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь.
1
21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди.
1
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки.
1
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям
2
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д.
1
25. Могу влиять на ход развития растений и животных.
2
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов.
1
27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте.