Воспитание в процессе обучения иностранному языку (из опыта работы)
Воспитание в процессе обучения иностранному языку (из опыта работы)
Воспитательный компонент – это неотъемлемая часть любого урока. В статье рассматриваютя различные аспекты воспитания через преподвание иностранного языка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание в процессе обучения иностранному языку (из опыта работы)»
Воспитание в процессе обучения иностранному языку (из опыта работы).
Соколова Ирина Евгеньевна,
Преподаватель (руководитель дисциплины) ОД ООГиСЭД
ФГКПОУ «Московское военно-музыкальное училище имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова» МО РФ
На протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание», поскольку само слово однокоренное со словом питание. В словаре Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…». По определению ЭСБЭ (в редакции 1892 года) воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле». Зигмунд Фрейд в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности».
Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». В то же время в современной педагогике дается и более четкое определение: воспитание – развитие направленности личности как «верхнего этажа» ее иерархической структуры (формы направленности: мировоззрение, убеждения, идеалы, стремления, интересы и т.д.). В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду».
Воспитательный компонент – это неотъемлемая часть любого урока, будь то специальная или общеобразовательная дисциплина. Иностранный язык не является исключением.
Воспитание в процессе обучения – это только часть целостной воспитательной системы. На уроке в какой-то мере воспитание осуществляется посредством четырёх факторов:
через содержание образования;
через методы и формы обучения
через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
через личность самого педагога (прежде всего и в наибольшей степени).
В постановке воспитательной цели урока иностранного языка можно выделить следующие аспекты:
- нравственный
- патриотический
- эстетический
- личностный.
В научно-педагогической литературе под нравственным воспитанием понимается: «формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек».
Нравственное воспитание на уроке английского языка это - формирование толерантного, то есть уважительного отношения к стране изучаемого языка, её традициями культуре, воспитание культуры общения, поддержание интереса к обучению.
В курс обучения английскому языку для суворовцев включены такие устные темы как: «Великобритания – страна изучаемого языка», «Лондон – столица Великобритании», «Культура и традиции страны изучаемого языка». При изучении этих тем учащиеся узнают об истории, географическом положении, государственном устройстве, традициях Великобритании. Способами достижения цели нравственного воспитания являются такие формы работы, как чтение, аудирование, то есть прослушивание текстов, обсуждение прочитанного или услышанного. Необходимо тщательно отнестись к выбору материала для чтения и продумать приёмы работы с текстом. Так, прежде чем приступить к работе с материалом, преподаватель задает ряд вопросов, на тему того, что учащиеся знают о стране изучаемого языка, просит сравнить с её с нашей страной, после чего учащиеся читают тексты и пополняют свои знания по теме урока. После прочтения текста учащиеся высказывают свое мнение, анализируют, высказывают своё отношение к услышанному и прочитанному. В итоге у суворовцев появляется заинтересованность в изучении иностранного языка, формируется уважительное отношение к истории, традициям и культуре других стран.
Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач образовательного процесса. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, уважения к её достижениям и истории. Прошлое народа, страны изучает наука история. Однако поговорить с суворовцами о некоторых страницах истории нашей Родины можно и на уроках иностранного языка. Так, например, при изучении таких тем, как «Российская Федерация», «Москва», «Санкт-Петербург», обсуждаются важные исторические моменты становления нашего государства, история крупных городов. При обсуждении темы «Мой родной город», учащиеся выполняют проектные работы, с гордость рассказывают, про те места, где они родились и где живут. На первом курсе обсуждается тема «Суворовское военно-музыкальное училище», здесь рассказывается об истории училища, о его традициях. Несомненно, темы, содержащие исторические и культурные сведения способствуют развитию кругозора и познавательного интереса к предмету. Урок иностранного языка становится не просто уроком, на котором нужно заучить слова и тексты, а пробуждает чувство уважения к своей стране, своему народу, чувство сопричастности к истории и традициям училища в котором они обучаются.
Эстетическое воспитание - это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности.
В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. Одновременно в эстетическом воспитании формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении).
Методами эстетического воспитания являются: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.), упражнения в искусстве (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование и др.). Формы эстетического воспитания — это беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, вечера поэзии.
В эстетическом воспитании огромную роль играют уроки, тема которых связана с музыкой, поэзией, изобразительным искусством. Так, изучая тему «Театр, музыка, кино» учащиеся знакомятся с творчеством известных британских групп, таких например, как «Битлз», слушают их песни, выражают своё отношение к их творчеству, а так же рассказывают о своих любимых течениях и музыкальных направлениях. Также происходит обсуждение культурной жизни нашей страны и страны изучаемого языка. На уроках, посвященных творчеству Шекспира, суворовцы изучают не только его биографию, но и знакомятся с лучшими образцами поэзии, видами стихотворных форм с вариантами перевода его стихов на родной язык, что способствует развитию основных коммуникативных умений – чтения, аудирования, говорения, причём последнее чаще всего выступает в форме обсуждения содержания поэтического произведения, которое может вызвать настоящую дискуссию в группе, поскольку проблемы, затрагиваемые в поэтических произведениях, универсальны и носят жизненный характер, не всегда предполагают однозначные решения.
Во время процесса обучения, происходит формирование личности учения, его мировоззрения, воспитание его личностных качеств. Так, например, при выполнении проектной работы во время групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают помогать друг другу, что способствует развитию чувства коллективизма. Очень полезной формой работы может быть написание эссе или доклада, что способствует развитию умения логично строить свои высказывания. При работе в парах учащиеся учатся слушать друг друга и выражать свою точку зрения, воспитывается умение уважительно относиться к оппонентам. С точки зрения личностного воспитания в ходе уроков формируются такие качества как настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, любознательность, активность, а так же усваиваются общепринятые нормы поведения – вежливость, выдержанность, дисциплина и такт.
Таким образом, при обучении иностранному языку возникают безграничные возможности, если иностранный язык используется как средство для приобщения учащихся к духовной культуре, истории, традициям народа не только своей страны, но и других государств. Кроме того, изучение иностранного языка – это способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. Воспитание, как известно, осуществляется в труде, обучении, общении и игре. При обучении иностранным языкам используются почти все способы воспитания, так как он является и предметом обучения и средством общения