Воспитание профессионально- ориентированной личности на уроках иностранного языка в СПО
Воспитание профессионально- ориентированной личности на уроках иностранного языка в СПО
Одной из целей воспитания студентов в колледже является формирование гармонически развитой личности, обладающей общей и профессиональной компетентностью, конкурентоспособной на рынке труда.
Подготовка профессионально ориентированной личности возможна не только но занятиях специального цикла, но и на занятиях по иностранному языку. Достижению этой цели служат игровые технологии, адаптированные к профессиональным ситуациям. Они позволяют имитировать реальную действительность в профессии, моделировать реальные условия профессионального взаимодействия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание профессионально- ориентированной личности на уроках иностранного языка в СПО»
Крылова Любовь Николаевна,
преподаватель иностранного языка;
Сыктывкарский колледж сервиса и связи, г. Сыктывкар
Игровая технология как средство воспитания профессионально- ориентированной личности на уроках иностранного языка в СПО
В современных условиях иноязычное общение становится существенным компонентом будущей профессиональной деятельности специалиста, в связи с этим значительно возрастает роль дисциплины «Иностранный язык» в системе СПО. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования требует учета профессиональной специфики при изучении иностранного языка, его нацеленности на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускников.
Особую актуальность приобретает профессионально-ориентированный подход к обучению иностранному языку, который предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных ситуациях. Под профессионально-ориентированным понимается обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии или специальности.
Сущность профессионально-ориентированного обучения иностранному языку заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности. Иностранный язык в данном случае выступает средством повышения профессиональной компетентности и личностно-профессионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста.
Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку признается в настоящее время приоритетным направлением в обновлении образования. Иноязычное общение становится существенным компонентом профессиональной деятельности специалистов. В настоящее время ставится задача не только овладения навыками общения на иностранном языке, но и приобретения специальных знаний по выбранной специальности.
К сожалению, обучение языку с учетом профессиональной направленности студентов до сих пор остается неудовлетворительным. Об этом свидетельствует острый дефицит специалистов, владеющих определенным регистром иноязычных знаний, необходимых для профессионального общения.
Чтобы научить студентов ИЯ в объеме, необходимом им в их будущей профессиональной деятельности, следует наряду с традиционным подходом использовать активные методы работы с учебным материалом в учебной группе.
К таким методам относится деловая игра, которая позволяет активизировать работу с информацией, моделировать профессиональное сотрудничество, профессиональную коммуникацию. Деловые игры легко вписываются в урок, хорошо воспринимаются студентами. Повышается мотивация к изучению выбранной специальности, т.к. игра позволяет приблизить обстановку учебного процесса к реальным условиям и порождает потребность в знаниях в их практическом применении, что обеспечивает познавательную активность студента. В процессе решения определенных проблем активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения, то есть коммуникативная компетенция.
Положительным в проведении деловой игры является следующее: создается благоприятный психологический климат на уроке; студенты испытывают удовольствие от проведения игры, так как любая игра имеет высокую мотивацию; урок проходит на высоком эмоциональном уровне; в процессе игры студенты имитируют определенную деятельность, что развивает профессиональные и общие компетенции. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры. В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе, ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач. В процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом.
Преподаватель должен быть хорошим сценаристом, режиссером и актером. Если он не владеет этими качествами, то ему будет трудно правильно организовать игру, что может привести к разочарованию студентов. Проведение деловой игры предполагает несколько этапов. Я бы хотела остановиться подробнее на этапе разработки сценария, поскольку он является самым важным. Предлагаю вашему вниманию один из таких сценариев.
Урок немецкого языка «В ателье»
для специальности 262019 Моделирование и конструирование швейных изделий
Цель: создание на уроке по дисциплине «Иностранный язык» условий для демонстрации студентами профессиональных и общих компетенций:
- коммуникативных (на базе лексики по теме «В ателье»);
- профессиональных (на основе языкового материала по теме);
- умения работать с профессиональными текстами на английском языке;
- умения использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- умения работать в команде, эффективно общаться с коллегами
Предусматривается, что на предыдущих уроках студенты уже познакомились с лексическим материалом по теме «В ателье» и знают название ассортимента одежды, деталей одежды, элементов конструкций, элементов отделки, дополнительных деталей.
I. На первом этапе урока после организационного момента в течении одной минуты на экране демонстрируется показ мод из фильма «Сто лет дому моды Диор». После просмотра преподаватель предлагает студентам сформулировать тему урока, задает вопрос об области применения знаний и умений по данной теме.
Следующие два этапа урока представляют собой ролевую игру, в которой действие урока переносится в ателье. Преподаватель становится директором этого ателье, а студенты – сотрудниками.
II. Второй этап урока посвящен актуализации прежних знаний и начинается с поздравления директора ателье по поводу открытия нового предприятия. Она объявляет повестку дня собрания коллектива:
Представление новых сотрудников.
Выбор названия ателье.
Реклама.
Заседание художественного совета.
Работа с клиентами.
Сотрудничество с Сыктывкарским колледжем сервиса и связи.
Директор просит представиться новых работников, рассказать, когда и какое учебное заведения они закончили.
Далее обсуждается второй пункт повестки дня – выбор названия ателье. Особое внимание обращается на важность данного момента, поскольку название предприятия влияет на его имидж. Из двух предложенных вариантов «Тюльпан» и «Шик», сотрудники путем голосования выбирают название «Шик».
Третий вопрос повестки собрания коллектива посвящен рекламе предприятия в газетах и на телевидении, стратегии работы по данному направлению. Руководитель предприятия напоминает, что витрины ателье также являются его рекламой, но они еще не оформлены. Предполагается, что ранее сотрудникам было поручено подготовить проекты моделей для оформления витрин. Заседание художественного совета, посвящено выбору лучших из них.
III. Следующий блок урока, развитие умений и навыков, начинается с чтения текста «Мода и ткани в 2013 году».
Директор предлагает сотрудникам ознакомиться с важной информацией касающейся модных тканей, обсуждает ее сотрудниками, уточняет какие ткани сейчас в моде и какой ассортимент одежды можно из них сшить. Далее она показывает образцы тканей, уже имеющихся в ателье. Сотрудники определяют виды тканей, характеризуют их по цвету, рисунку, качеству. Определяют соответствующий им ассортимент одежды.
Сотрудникам предлагается внести предложения по поводу закупки новых модных тканей.
Развитие навыков письма на данном уроке представлено в форме заполнения сотрудниками ателье бланков заказа на ткани и фурнитуру для новых моделей.
Следующий этап - развитие навыков монологической речи в виде защиты проектов. В соответствии со сценарием ролевой игры сотрудники представляют свои модели одежды с их подробным описанием, в которое входят: название, стиль, общая характеристика, характеристика тканей, деталей, элементов конструкции, дополнительных деталей. После презентации моделей зачитываются бланки заказа на ткани и фурнитуру для них.
Далее следует заседание художественного совета, на котором проводится обсуждение представленных моделей. Члены совета выбирают четыре лучших варианта, обосновывают свой выбор. При обсуждении используется раздаточный материал «Формулы выражения мнения».
По ходу урока, в разделе развитие навыков перевода, директор ателье акцентирует внимание сотрудников на важность одежды в жизни человека. Она говорит, что недавно закончила чтение романа И. Колиньон «Забудь, что было вчера», в котором одежда героев помогает составить о них более полное представление. В качестве примеров зачитываются несколько отрывков из данного произведения, студенты делают их устный перевод.
Защита студентами проектов «В примерочной» предполагает развитие навыков говорения в диалогической форме. После окончания заседания художественного совета и принятия окончательного решения об оформлении витрины, руководитель предприятия напоминает о важности работы с клиентами, о том, что работники должны быть вежливыми, внимательными и инициативными. Студентам предлагается прослушать магнитофонную запись разговора сотрудника ателье с клиенткой и в раздаточном материале отметить только те предложения, которые они слышат. После этого зачитывается правильный вариант диалога, студенты отвечают на вопросы о намерениях клиентки. Таким образом проводится этап урока чтения и аудирования с целью понимания основной идеи.
Развитие навыков говорения в диалогической форме представлено защитой проектов «В примерочной». Данный проект предполагает составление диалогов, где отражены основные проблемы, возникающие при примерке изделия (вещь слишком свободна или узка, криво пришит воротник, морщит рукав, неправильно пришиты пуговицы, длинны рукава, мала пройма рукава, неровно подшит подол, не на месте талия, кривые швы и т.д.) и способы их устранения.
Далее по ходу сценария урока в ателье приходит клиентка, которой испортили вещь в другом ателье. Работники ателье объясняют что нужно исправить в данном изделии и принимают этот заказ.
Директор благодарит сотрудников за проделанную работу, отмечает что ателье «Шик» имеет достаточно большую клиентуру, в связи с чем потребуются дополнительные квалифицированные кадры, которые готовит Сыктывкарский колледж сервиса и связи. Выражает надежду на плодотворное сотрудничество с колледжем, объявляет повестку дня исчерпанной.
IV. На заключительном этапе урока идет обобщение и подведение итогов занятия. Студентам выставляются оценки.
Деловые игры на уроке английского языка несомненно являются одним из средств воспитания профессионально- ориентированной личности в системе СПО.
Литература:
Никитина Е.М. Игра как метод повышения мотивации при изучении иностранных языков (журнал «СПО», №3, 2011)
Торбина И.И. Особенности профессионально ориентированного обучения иностранному языку в старших классах (журнал «СПО», №10, 2018)
Ельникова И.А. Формирование общепрофессиональной культуры средствами иностранного языка (журнал «СПО», №2, 2014)
Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие / Под ред. П.И. Образцова.- Орел: ОГУ, 2005. - 114 с.