«Видеозанятия в процессе обучения иноязычной речи»
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.
(Л. Толстой)
В последнее время в методике обучения иностранного языка рассматривается и анализируется видеозанятие как нетрадиционная форма уроков, исследуются различные векторы применения видеоматериалов, в том числе и для обучения иноязычной речи.
В самом общем контексте, нетрадиционные (нестандартные) уроки – это уроки, выходящие за рамки традиционного обучения. Они несут в себе элементы нового, рассчитаны на совместную взаимообогащаемую работу учителя и учеников.
Целесообразно выделить следующие характеристики нетрадиционных уроков: 1) Изменение временных рамок – нерегламентированный урок. 2) Место проведения – не только классная комната, но музей, лес, поле и т.д. 3) Использование непрограммного материала, углубленное проблемное рассмотрение данной темы. 4) Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством, как учащихся, так и самого учителя. 5) Создание эмоционального подъема учащихся, ситуаций успеха для каждого учащегося с учетов его возрастных, личностных особенностей, индивидуальных способностей и интересов. 6) Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке. 7) Непременное использование средств слуховой и зрительной наглядности.
В современной теории и методике обучения иностранному языку выделяют следующие виды нетрадиционных уроков: 1) урок-дебаты; 2) уроки-турниры; 3) урок-игра; 4) урок-экскурсия; 5) уроки типа КВН; 6) урок-показ мод; 7) урок-телемост; 8) урок-аукцион; 9) урок-квиз или урок-конкурс; 10) урок размышление; 11) урок-дискуссия; 12) урок-круглый стол; 13) урок-поэзия; 14) урок-мечта; 15) урок-проект; 16) видео-урок.
Видеозанятие – занятие с применением видеоматериалов, которые применяется в учебных и развивающих целях. Видеоматериалы понимаются как один из видов технических средств обучения, обеспечивающий функцию передачи информации, а также получения обратной связи в процессе ее восприятия и усвоения с целью последующего развития у учащихся тех или иных навыков на уроках иностранного языка (в том числе – и навыков говорения). Видеоматериалы, применяемые на уроках иностранного языка, должны быть аутентичными, т.е. созданными носителями языка, при этом, по мнению многих исследователей, они зачастую могут не носить обучающего характера, не иметь отношения к процессу обучения.
Каковы же возможности видеозанятий в процессе обучения иностранному языку? Безусловно, использование видео на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности открывает ряд уникальных возможностей для учителя и учащихся. Во-первых, большинство исследователей сходятся в том, что видеозанятие направлено на формирование социокультурной компетенции обучающихся. Очевидно, что важной является задача приобщения школьников к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов (рисунков, текстов, звукозаписей и т.п.). Знакомство с жизнью англоязычных стран происходит в основном через текст и иллюстрации к нему. Письма, рекламные объявления, вывески, анкеты, меню, встречающиеся в современных учебниках, позволяют школьникам лучше ориентироваться в стране изучаемого языка в случае ее реального посещения. Наряду с этим важно знать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англо-говорящих стран. Этой цели могут служить учебные видеофильмы, использование которых способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики “...представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности...”.
Вместе с тем отмечается, что внедрение видеозанятий в процесс обучения иностранного языка направлено на формирование коммуникативной компетенции учащихся. Овладеть коммуникативной компетенцией, не находясь в стране изучаемого языка, дело трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы, что может быть достигнуто посредством целенаправленной разработки коммуникативно-ориентированных заданий к учебному видео, применяемому на занятии и их выполнения. Работа над видеофрагментом способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения.
В чем же заключается «нетрадиционность» видеозанятия по иностранному языку? Действительно, видеозанятия во многом отличаются от обычных стандартных уроков согласно нескольким положениям. Видеозанятие в большей мере способны побудить обучающихся к активизации умственной деятельности, к актуализации скрытых возможностей каждого учащегося. Особенностью видеозанятия как нетрадиционной формы урока является то, что видеофильм оказывает большое эмоциональное воздействие на обучающихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.
Интерес к фильму повышает интерес ребят к иностранному языку, что подтверждает их очевидное стремление стать активными участниками моделируемых учителем условно-речевых ситуаций, направленных на выполнение различных упражнений коммуникативной ориентации для отработки в речи учащихся изучаемых явлений английского языка.
Видеозанятие может рассматриваться как одно из средств, порождающих у них желание высказаться, выразить своё мнение по поводу увиденного. Таким образом, у учеников будут развиваться навыки говорения и умение коммуникации на иностранном языке, а именно оно и является главной целью обучения иностранного языка.
Самым удобным для учителя является использование учебных материалов к УМК . Данное утверждение основывается на том, что учебные видеокурсы разработаны авторами профессионально и поэтому:
- удачно дополняют и расширяют учебный материал, представленный в других компонентах УМК (фактический, языковой, речевой, социокультурный);
- видеокассеты идут в комплекте с книгой учителя, в которой представлены текстовые расшифровки всех видеосюжетов, а также разработана система языковых и речевых упражнений с учетом конкретного уровня учащихся, что экономит время учителя на подготовку уроков и снимает целый ряд сложностей;
- могут использоваться автономно при условии, что тематика и уровень учебного общения данного УМК совпадает с другим УМК, выбранным в качестве базового.
Учебные видеоматериалы всегда адаптированы к определенному уровню, в них делается упор на определенную лексику и грамматический материал, учитываются временные рамки.
К недостаткам данных материалов можно отнести их цену, что иногда недоступно для учителей и родителей, а также то, что совпадение различных УМК по тематике и набору языкового и речевого материала редко бывает достаточным и полным для реальной возможности использования видеокомпонента УМК автономно от других компонентов курса. Такие материалы могут быть скучными для учащихся, быстро устаревают.
Помимо учебных видео можно использовать различные материалы. Е. Н. Соловова считает, что к ним можно отнести:
1) художественные и документальные фильмы;
2) мультфильмы;
3) видеозаписи телевизионных новостей и других телепередач;
4) музыкальные видеоклипы;
5) реклама;
6) видеоэкскурсии по различным городам и музеям мира;
7) различные компьютерные программы с видеоролями и т.д.
К достоинствам аутентичных видеоматериалов относятся: 1) реалистичность; 2) оригинальность; 3) натуральность; 4) общедоступность; 5) интерес у обучаемых.
К минусам следует отнести следующее: 1) ориентированность, большей частью, на хорошо подготовленных учеников; 2) отсутствие дополнительных материалов (самостоятельное составление разработок).
В основе любого видеозанятия по английскому языку лежит видеотекст. При организации видео занятия принято выделять три основных этапа работы с видеотекстом:
1) Дотекстовый этап.
2) Текстовый этап.
3) Послетекстовый этап.
I) Дотекстовый этап. Цель – мотивировать учащихся, настроить их на выполнение задания, сделав активными участниками процесса обучения.
Типы заданий.
1) Различные варианты предвосхищения содержания текста, основанные на:
-- обобщении ранее полученных знаний по данной теме;
-- особенности заголовка;
-- беглом просмотре части текста без звука;
-- списке новых слов с переводом или дефинициями, предъявляемом до текста;
-- содержании вопросов или правильных (ложных) утверждений.
2) Краткое изложение учителем основного содержания текста. Учитель может кратко передать основной сюжет видеофрагмента, объяснив таким образом, что предстоит увидеть. Если сюжет представляет интерес для учащихся, то это вступление призвано заинтересовать слушателей, а значит, первая цель этапа может считаться достигнутой. В своей речи учитель может передать основную идею текста простыми и понятными словами, а может и сохранить ряд трудных для понимания выражений. Главным в данном случае является предвосхищение возможных трудностей языкового, речевого и социокультурного характера и их снятие с помощью различных приемов, включая объяснение, толкование, перевод, соотнесение с ранее изученным материалом и т.д. Очевидно, что для использования такого типа задания учителю необходимо иметь определенный уровень профессионально-методической и профессионально-коммуникативной компетенции. При использовании задания данного типа следует помнить о том, что текст вступления не является установкой на первичный просмотр, поэтому нужно ясно и понятно формулировать задание на время просмотра текста, выбрав одно из заданий второго этапа.
3) Просмотром видеоматериалов можно завершать цикл уроков по какой либо теме или проблеме. Учащиеся заранее получают задание на изучение конкретного материала, что логично подготавливает их к просмотру видео. Предварительное чтение текстов и обсуждение проблем по той же тематике также способствует повышению мотивации в ходе просмотра видео при условии, что видеосюжет открывает новые перспективы видения данной темы, содержит элементы новизны и непредсказуемости.
II) Текстовый этап. Цель этапа – обеспечить дальнейшее развитие языковой, речевой или социокультурной компетенции учащихся с учетом их реальных возможностей иноязычного общения. Типами заданий здесь могут быть:
1) Задания на поиск языковой информации ориентирован на поиск, вычленение, фиксирование, трансформацию определенного языкового материала – лексики, грамматики, фонетики. Формулировки заданий могут выглядеть примерно так: а) подберите английские эквиваленты к следующим русским словам и выражениям; б) подберите русские эквиваленты к следующим английским словам и выражениям; в) заполните пропуски в предложениях нужными словами и выражениями; г) запишите все прилагательные, которые употреблялись в видеосюжете с существительным «дорога» и др. д) запишите глаголы из приведенного ниже списка в той грамматической форме, в какой они были употреблены в тексте; ж) с какой интонацией произносилось слово «действительно» в тексте; з) в приведенном ниже списке синонимических выражений отметьте те, которые употреблялись в тексте видео.
2) На развитие рецептивных умений (на уровне выделения содержательной и смысловой информации). На данном этапе могут использоваться традиционные упражнения, направленные на: а) поиск правильных ответов на вопросы (вопросы предлагаются до просмотра); б) определение верных (неверных утверждений); в) соотнесение разрозненных предложений со смысловыми частями текста (план текста и заголовки каждой части предлагаются); г) выстраивание частей текста в логической последовательности; д) установление причинно-следственных связей.
3) На развитие навыков говорения. Следующие приемы работы с видео направлены на развитие умений монологической речи: а) Отсутствие изображения при сохранении звука. Чаще всего в данном случае используются установки на описание: предполагаемой внешности героев и их одежды; предметов, которые могли находиться рядом; места событий; характера взаимоотношений между персонажами и т.д. Все данные задания направлены на использование конкретного типа монолога-описания.
Использование кнопки «пауза». В данном задании учащимся предлагается высказать предположения о дальнейшем ходе событий, что непрерывно связано с развитием таких дискурсивных умений, как определение и установление логико-смысловых связей текста.
Воспроизведение увиденного в форме рассказа, сообщения и т.д. Ряд заданий может быть эффективно использован для развития навыков диалогической речи, например: Выключение звука при сохранении изображения с последующим воспроизведением предполагаемого текста.
Также следует отметить и упражнения, направленные непосредственно на формирование социокультурной компетенции учащихся.
III) Послетекстовый этап. Цель этапа – использовать исходный текст в качестве основы и опоры для развития продуктивных умений в устной или письменной речи. Оба предыдущих этапа являются обязательными и тогда, когда он используется в качестве средства развития комплексных коммуникативных навыков, и тогда, когда он используется в качестве средства контроля рецептивных навыков. Послетекстовый этап необходим только тогда, когда видеотекст используется для развития продуктивных умений, а именно говорения и письма. На данном этапе можно использовать: проектную работу связанную с подготовкой аналогичных видео сюжетов самостоятельно (проведение видеоэкскурсии, рассказ о своей семье и т.д.); ролевые игры, в основу которых положен сюжет или ситуации видеофильма. При этом их можно частично видоизменять.
3) Применение видеоматериалов позволяет решить следующие методические задачи:
1) Развитие и формирование навыков аудирования; осуществление контроля в обучении аудированию.
2) Формирование и развитие лексических навыков, обогащение словарного запаса обучающихся.
3) Формирование и развитие навыков говорения.
4) Формирование и развитие навыков письменной речи обучающихся.
5) Развитие творческих умений в письменной речи.
6) Совершенствование произношения учащихся.
7) Развитие языковой памяти.
8) Развитие гуманитарно-филологических знаний.
9) Расширение знаний социокультурного характера.
10) Реализация личностно-ориентированного подхода - создание педагогически-комфортной среды, снятие напряжения.
11) Создание атмосферы определенного места, исторической эпохи.
12) Создание основы для направленной рефлексии на имеющиеся знания, опыт, ощущения.
13) Формирование умений критического мышления.
14) Формирование умений проектирования.
Исследователи в области теории и методики обучения иностранному языку указывают на необходимость разумного использования нестандартных уроков, что является необходимым условием эффективности учебного процесса. Вместе с тем данное условие не ограничивает творческих сил учащихся, оно открывает возможности взаимодействие учебной и внеучебной деятельности, взаимосвязи различных видов деятельности, что особенно важно для установления и укрепления познавательного интереса. Видеозанятия не являются исключением, тем не менее, допускается их более частое проведение – например не только в конце изучения темы, но и в начале, в качестве средства промежуточного контроля. Однако, в данном случае также не должно быть злоупотребления.
В качестве заключения отмечу, что видеоуроки сегодня приобретают все большую популярность. Их проведение влияет на эффективность процесса обучения иностранному языку в целом, и является действенным в обучении различным аспектам иноязычной речи в частности.