kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Технология дифференцированного обучения как средство достижения предметных результатов по английскому языку в школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность исследования: современное состояние нашего общества требует от каждого человека высокого уровня профессионализма и таких деловых качеств как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Технология дифференцированного обучения как средство достижения предметных результатов по английскому языку в школе»»





«Технология дифференцированного обучения как средство достижения предметных результатов по английскому языку

в школе»





Подготовила: учитель английского языка

МБОУ «СОШ №11» ИМОСК

Стрельникова Оксана Петровна











ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3



1.Характеристика технологии дифференцированного обучения………….5


2.1. Практическое использование технологии дифференцированного обучения на уроках английского языка. Диагностика предметных результатов обучающихся экспериментального класса с целью их дифференциации …………………………………………………………………………………..11


2.2. Описание дифференцированной работы с обучающимися экспериментального класса………………………………………………… 15

3.Заключение…………………………………………………………………33






БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………. ……….35


ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. 36
















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: современное состояние нашего общества требует от каждого человека высокого уровня профессионализма и таких деловых качеств как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решения, которые не могут быть реализованы без полноценной базовой подготовки учащихся. В связи с этим значительно усилился интерес учителей общеобразовательной школы к проблеме дифференцированного подхода в обучении школьников на различных ступенях образования.

Вопросом дифференцированного обучения занимались многие педагоги. В 20-е годы 20 века Н.М. Шахмаев создал дидактические основы дифференцированного обучения, предложил теоретическое обоснование дифференциации и рассмотрел проблемы её практической реализации. Идеи Н.М.Шахмаева о дифференцированном обучении были развиты И.Н.Осмоловской: разработана целостная концепция дифференциации обучения, включающая общие принципы дифференциации, дидактические основания отбора содержания образования и организации процесса обучения. Примером использования уровневой дифференциации можно назвать опыт работы Московской негосударственной школы «Лотос», опыт учителей Н.Н.Деменевой,В.Г.Одеговой, В.А.Тестова и Л.Д.Ухановой, Л.И.Новиковой, Н.А.Карпушиной, который мы используем для своей работы. Идеи этих авторов по применению уровневой дифференциации в начальной школе актуальны и соответствуют требованиям, предъявляемым к процессу обучения.

Интерес к использованию новых технологий во многом объясняется стремлением учителей так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его способностей и интеллектуального развития. Увеличение умственной нагрузки учащихся на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к английскому языку у значительного числа учащихся зависит в большей степени от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит учителю, его умению применять эффективные технологии в рамках своего предмета. Такой технологией, мы считаем, является технология дифференцированного обучения.

Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике эффективность использования технологии дифференцированного обучения как средство достижения предметных результатов по английскому языку в школе.

В термине "Дифференцированное обучение" подчеркивается его педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование дифференцированной технологии в системе обучения английскому языку в школе является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников.

Объектом исследования является процесс дифференцированного обучения учащихся английскому языку в школе.

Предметом исследования является технология дифференцированного обучения на уроках английского языка.

Задачи: описать специфику использования технологии дифференцированного обучения на уроках английского языка в школе; выявить повышение познавательной активности на уроках математики посредством дифференцированного подхода в обучении; раскрыть сущность, цели и формы дифференцированного обучения; рассмотреть методы организации дифференцированного обучения на уроках английского языка.

Гипотеза состоит в предположении о том, что качество сформированности предметных результатов по английскому языку в школе зависит от использования технологии дифференцированного обучения, эффективность использования которой определяется совокупностью способов её осуществления:

- дифференциация содержания учебных заданий;

- дифференциация по степени самостоятельности и характеру помощи учащимся;

- использование дифференциации на различных этапах обучения.

Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение; диагностические методики.



1. Характеристика технологии дифференцированного обучения Современное состояние нашего общества требует от каждого человека высокого уровня профессионализма и таких деловых качеств как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решения, которые не могут быть реализованы без полноценной базовой подготовки учащихся. Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к «средним», тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти. Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в «полную меру своих сил», чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе образовательной технологии и принципа дифференциации обучения.

Дифференцированный подход в обучении изучали многие педагоги. Ещё К.Д.Ушинский утверждал, что « деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только вредно, но и даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум полезные самостоятельные упражнения»[ Ушинский К.Д. 1952].

Примером использования уровневой дифференциации можно назвать опыт работы Московской негосударственной школы «Лотос», опыт учителей Н.Н.Деменевой, В.Г.Одеговой, В.А.Тестова, Л.Д.Ухановой, Л.И.Новиковой, Н.А.Карпушиной, который мы используем для своей работы. Идеи этих авторов по применению уровневой дифференциации в начальной школе актуальны и соответствуют требованиям, предъявляемым к процессу обучения.

В науке нет однозначного толкования термина «образовательная технология», что в значительной мере обусловлено сложностью проблемы и разнонаправленностью путей реализации технологического подхода в образовательной практике. Словосочетание «образовательные технологии» используются как собирательный термин, не соотносимый с каким-то конкретным видом продуктивной и эффективной деятельности, допуская возможность технологий в деятельности педагогов и других субъектов (учеников).

Образовательная технология – вариант описания модели образовательного процесса, в котором акцент может быть сделан на дисциплинарном образе определенной отрасли знаний, организационной структуре учебного процесса, характеристике деятельности субъектов образовательного процесса или характере их взаимодействия. То есть, образовательные технологии рассматриваются в связи с конструированием образовательного процесса и реализацией этого проекта в образовательной практике. [Полат Е.С. 2007]


Дифференциация в переводе с латинского означает «разделение, расслоение» целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение – это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (обучаемость, обученность, общие умственные и специальные способности, интересы, склонности, работоспособность, темп обучения) и создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы различаются.

Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников: внешняя и внутренняя дифференциация.

Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение)
Предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определёнными индивидуальными особенностями. Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов. В средней школе обычно организуются профильные классы с учётом проектируемой профессии, интересов, склонностей учащихся. В начальной школе создаются классы для детей с трудностями в обучении. Таким образом, внешняя дифференциация бывает профильная и уровневая. Профильная означает создание профиля обучения, уровневая - учёт уровня развития учащихся.
Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы)
Предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями [Новикова Л.И. 2002]

Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
1. Определение критериев в соответствии, с которыми создаются группы.
2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев (наиболее полную картину дают разноуровневые контрольные работы).
3. Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.
4. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
5. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.
6. Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий [Деменёва Н.Н.2012]

Большинство школьных классов являются разноуровневыми, поскольку детей не отбирают в них специально по какому-либо критерию. Учителя обычно выделяют в таких классах группы, называя их «сильные», «средние», «слабые» ученики. При этом одни педагоги считают главным критерием деления на группы успеваемость, другие - способности учащихся.

Для деления учеников на группы используются результаты диагностики проводимой школьным психологом и педагогической диагностики, которую учитель проводит сам. Ее характер определяется выбранным критерием дифференциации. Так, для диагностики обученности пригодны работы проверочного характера. Учитель также анализирует результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий, устные ответы у доски, работу в тетрадях. Наиболее полную картину дают разноуровневые проверочные работы. На основе результатов диагностики дети распределяются по группам (уровням). [Лютянская Г.А. 2010]

Не рекомендуется рассаживать детей по рядам в соответствии с выделенными группами, так как могут быть даны различные прозвища слабым ученикам, или возникнет недоброжелательное отношение к ним. Важно соблюдать педагогический такт при распределении по группам. Учитель зачитывает состав групп, дает им нейтральное название и предупреждает, что каждая группа (команда) будет получать свои задания на уроках. Можно не объявлять в классе состав групп, а раздать учащимся символы, которые соответствуют названиям их групп.

Способы дифференциации предполагают:

1. По содержанию учебных заданий:

-по уровню творчества;

-по уровню трудности;

- по объёму.

2. По способу организации деятельности:

- по степени самостоятельности;

- по степени и характеру помощи учащимся;

- по характеру учебных действий.

3. Использование дифференциации на различных этапах обучения

Нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитель определяет, учитывая тип урока, его цели и содержание. На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом. Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной (индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трёх вариантах. устные указания). Например, ученики индивидуально выполняют разноуровневые задания, а затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, предложенных третьей группе. Таким образом, все учащиеся знают, как выполняется задание, и проверка обогащает знания детей второй и первой групп.

При самостоятельной работе или при отработке какого-либо навыка дети со средними и низкими способностями испытывают затруднения и неловкость. Конечно, в арсенале современного учителя имеется множество средств решения данной проблемы. Это разработка заданий различной сложности, различного объёма, различные меры помощи детям при выполнении учебных заданий, индивидуальные домашние задания и др.

При использовании дифференциации важна обратная связь. На основе диагностического контроля проводится учёт выполнения работы учащимися (фиксация ошибок, затруднений, определяется динамика развития). В соответствии с этим изменяются состав групп и характер дифференцированных заданий. Распределение по группам не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала задания для учеников, относящихся к одной группе, усложняются, тем самым они от урока к уроку достигают всё более высокого уровня овладения знаниями, продвигаются вперёд.

Следует обратить внимание на следующие особенности:

– дифференцированное обучение целесообразно проводить в структуре

гетерогенного (разнородного класса), где разный интеллектуальный уровень учащихся становится благоприятным фактором их развития;

– в основе дифференцированного обучения лежит не тренировка (натаскивание) ученика в решении конкретной учебной задачи, а устранение причины возникшей трудности;

– учитель должен располагать системой педагогической диагностики, которая позволит ему установить уровень интеллектуального развития ребёнка, сформировать у него умение учиться;

– на основе результатов диагностики учитель использует дополнительные дидактические материалы, которые позволят ему вовремя устранить причины возникших или возможных ошибок;

– обязательным условием общего развития в системе дифференцированного обучения является создание благоприятного фона учебного процесса, подбор дополнительной, интересной для младших школьников информации, которую не обязательно усваивать, запоминать, повторять в классе и дома, но которая даёт возможность развивать общую культуру и эрудицию ребёнка.

Положительные стороны дифференцированного обучения:
- сильным учащимся можно уделить время;

- повышается уровень мотивации у «сильных» учеников;

- слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;

- повышается уровень Я-концепции (создаётся ситуация успеха, повышается самооценка).



2.1 Практическое использование технологии дифференцированного обучения на уроках английского языка. Диагностика предметных результатов обучающихся экспериментального класса с целью их дифференциации

Дифференцированная работа начинается с деления учащихся на группы. Для этого мы используем следующие психолого-педагогические диагностики, которые проводим среди учащихся 5 класса МОКУ «Панинская основная общеобразовательная школа» Курской области Медвенского района: оценка уровня школьной мотивации Н.Лускановой, методику изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая) и методику определения уровня умственного развития детей, предложенную Э.Ф.Замбицявичене.

  1. Оценка уровня школьной мотивации Н.Лускановой. (см.приложение)

Изучение уровня школьной мотивации проходило в МОКУ «Панинская основная общеобразовательная школа» Курской области Медвенского района. Результаты приведены в таблице 1.



Таблица 1

Ф.И. учащихся 5 класса

Баллы

  1. Аня

30

  1. Оля

26

  1. Петя

12

  1. Дима

23

  1. Вика

22

1-й уровень – Аня и Оля Большинство в классе имеют высокий уровень школьной мотивации и учебной активности.

2-й уровень - Дима, Вика

3-й уровень – нет

4-й уровень – Петя имеет низкую школьную мотивацию. Эти дети посещают школу неохотно, на уроках часто занимаются посторонними делами. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

5-й уровень – нет

2. Методика для определения умственного развития (уровня успешности) детей, предложенная Э.Ф.Замбицявичене, (см.приложение) Результаты приведены в таблице 2

Таблица 2

Ф.И. учащихся 5 класса

Баллы

    1. Аня

31

    1. Оля

30,5

    1. Петя

25

    1. Вика

27

    1. Дима

22

4-й уровень успешности – нет

3-й уровень - Аня , Оля, Вика

2-й уровень – Дима, Петя

1-й уровень - нет

3.Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая)

Шкалы: уровень развития внимания

Назначение текста: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов.

Результаты приведены в таблице 3 Таблица 3

Ф.И. учащихся 5 класса

Баллы

  1. Аня

высокий

  1. Оля

средний

  1. Петя

низкий

  1. Вика

низкий

  1. Дима

средний


Высший уровень внимания – Аня

Средний уровень внимания – Вика, Оля

Низкий уровень внимания - Петя, Дима.

Итоговые результаты диагностики мы приводим в сводной таблице 4.

Таблица 4


Ф.И.учащихся

Успеваемость

Уровень школьной мотивации

Уровень умственно-го развития

Уровень внимания

1. Аня

4-5

1-й уровень

3-й уровень

средний

2.Оля

4-5

1-й уровень

3-й уровень

средний

3.Петя

3-4

4-й уровень

2-й уровень

низкий

4.Вика

4

2-й уровень

3-й уровень

средний

5.Дима

3

1-й уровень

2-й уровень

низкий


Дифференцированная работа проводится по трём уровням: высокому, среднему и низкому. Высокий уровень характеризуется высоким уровнем школьной мотивации: учащиеся выполняют все предъявленные школой требования, добросовестны и ответственны, имеют желание учиться. Также они обладают высоким интеллектом - умеют устанавливать логические связи и отношения между предметами, владеют операциями обобщения. У этих учащихся высокий уровень внимания - они не допускают ошибок или делают одну, две незначительные. Учащиеся обладают сформированностью предметных знаний.

Средний уровень характеризуется хорошей школьной мотивацией – учащиеся справляются с учебной деятельностью, в поведении проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм школы. Но уровень интеллекта и внимания ниже, чем у учащихся с высоким уровнем – допускают незначительные ошибки при выполнении заданий.

Низкий уровень - низкая школьная мотивация, учащиеся на уроках отвлекаются посторонними делами, школа привлекает их внеурочной деятельностью. У них нет сформированности предметных знаний знаний, допускают много ошибок при выполнении заданий. У учащихся низкий уровень внимания и интеллекта.

Для того, что бы соотнести предметные результаты по английскому языку с особенностями психолого-педагогического развития учащихся 5 класса, мы проводим контрольную работу в начале учебного года. И сравниваем результаты контрольной работы (предметные результаты) с результатами психолого-педагогической диагностики.

Пример контрольной работы(анализ контрольных работ по модулям)

Таблица 5

Ф.И.учащихся

«5»

«4»

«3»

«2»

1.Аня


+



2. Оля


+



3. Петя



+


4.Вика


+



5.Дима



+



Выводы: В результате проведенных исследований мы можем сделать вывод о том, что предметные результаты по английскому языку и результаты психолого-педагогической диагностики учащихся 5 класса находятся на одном уровне. Поэтому целесообразно разделить всех учащихся класса на два уровня: средний и низкий .

Высокий уровень - нет

Средний уровень – Аня , Оля, Вика

Низкий уровень – Дима, Петя.

Далее мы проводим дифференцированную работу с учащимися, учитывая степень сложности заданий и помощи со стороны учителя для каждого уровня. Распределение по группам не является раз и навсегда заданным, по мере усвоения материала задания для учащихся, относящихся к одной группе, усложняются, тем самым они от урока к уроку достигают более высокого уровня овладения предметными результатами по английскому языку.


2.2. Описание дифференцированной работы с обучающимися экспериментального класса.

Каждый учитель знает, что учащиеся, собранные вместе только по возрастному принципу без учета их интеллектуальных и индивидуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до 1,5 часов. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательное отношение к учебе. 
Не лучше положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведет обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Они постепенно привыкают к легкости выполнения учебных заданий, и первые трудности порождают растерянность, неуверенность в себе. А это ведет к снижению успеваемости. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе учета индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.

Как же организовать работу на уроке?

Способы дифференциации предполагают:

1. По содержанию учебных заданий:

-по уровню творчества;

-по уровню трудности;

- по объёму.

2. По способу организации деятельности:

- по степени самостоятельности;

- по степени и характеру помощи учащимся;

- по характеру учебных действий.

3. Использование дифференциации на различных этапах обучения

Во-первых, дифференциацию содержания учебных заданий можно осуществлять:

- по уровню творчества (к творческим заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных, а также задания игрового характера или задание на смекалку);

- по уровню трудности;

- по объёму (выполняется ещё кроме основного и дополнительное задание аналогичное основному)

Дифференцированную работу мы проводим в 5 классе по учебнику: Ваулина Ю.Е., Дули Д, Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык 5 класс

Дифференциация содержания учебных заданий по уровню трудности:

Модуль 1

The verb “ to be”

Низкий уровень

Complete the sentences. Use ’m, ’s, ’re

1. Susan ……… new to the school.

2. I ……..14 years old.

3. They …… in Room E.

4. He …….. my best friend.

5. You ……in Grade 7.

Средний уровень

Complete the sentences. Use ’m, ’s, ’re . Rewrite sentences 1-3 in the negative form.

1. We …… in Room E.

2. I ……..11 years old.

3. She …….. my best friend.

Rewrite sentences 1-3 in the negative form.

1. We …… in Room E.

2. I ……..11 years old.

3. She …….. my best friend.

Высокий уровень

Write the sentences in the negative form. Complete the questions. Then write answers.

1. They …… in Room E.

2. I ……..12 years old.

3. He …….. my best friend.



1 ….. they in Room E ? Yes, …..

2 …. you 12 years old ? No, ….

3 ……… my best ………. ? Yes, …..













Модуль 2

Работа с текстом “ I like stamps”.

Перед чтением текста каждая группа получает задание.

Низкий уровень

Read and complete sentences 1-4

  1. I’m ……………. years old.

  2. I’m from ………………….

  3. My album has got ………stamps in it.

  4. I like stamps because ……………….. или другой вариант

Read and complete sentences 1-4

  1. Tom is ……………. years old.

  2. Tom is from ………………….

  3. There are ………stamps in Tom’s collections

  4. Tom likes stamps because ………………..

Средний уровень

Answer the questions.

  1. What is his name?

  2. Where is his from?

  3. How old is he?

  4. What is his hobby ?

Высокий уровень

Complete the questions. Answer the questions.

  1. What ………….. name ?

  2. Where ………… from?

  3. How old....……….?

  4. Have you got …………?

Модуль 3 Раздел 3 Переезжаем!

Дифференциация содержания учебных заданий по объёму:

Низкий уровень

Fill in the gaps. Write the words and fill in the table.

A_mchair, m_rror, ba_h, c_ffee table, so_a, to_let, p_inting, washba_in, windo_.

living room

bathroom






Средний уровень

Fill in the gaps. Write the words and fill in the table. Complete sentences.

Book_ase, w_ndow, c_airs, ta_le, de_k, si_k, co_ker, wa_drobe, b_d, frid_e, carpet.

bedroom

kitchen








1.It’s a bedroom. It has got a …….and a ………..

2. All the rooms have got large …………

3.There isn’t a……..in the kitchen





Модуль 5 Раздел 5а

Настоящее простое время. Present Simple. Дифференциация содержания учебных заданий по уровню трудности и по уровню творчества (задания для среднего и высокого уровня):

Низкий уровень

Write the verbs.

I hide – he……….

I walk - she ………….

we hunt – she ………….

we use - he…………..

they live - he…

they carry - he…………..

you eat - she ………….

you wash - she ………….



Средний уровень.

Write the verbs and tick the sounds

I live – he……….

you write - she ………….

we …… – she walks

we teach - he…………..

they go - he…

they …... – he cries




/s/

/z/

/iz/


/s/

/z/

/iz/

……..




cries




walks




………




……..




………..






Высокий уровень.

Put the verbs in brackets into the correct form.

  1. А сrocodile …………(swim) in river.

  2. The Bengal tigers …………(live) in India.

  3. A lion …………..(sleep) during the day.

  4. Mike ……………(go) to the park.

Write the verbs and tick the sounds



verb

/s/

/z/

/iz/



















Модуль 7. Clothes. Дифференциация содержания учебных заданий по уровню трудности

Низкий уровень

1а. Fill in the gaps.

Bl_use, _kirt, bo_ts, s_oes, ca_, soc_s, tr_iners, jack_t, coa_, s_oes, t_e, shi_t, high hee_s

1b. Fill in the gaps.

Sh_rts, s_arf, tro_sers, T-s_irt, dre_s, ra_ncoat, _umper , s_it, h_t, ba_, um_rella, glo_ers, to wea_, p_t on.





Средний уровень.

Fill in the gaps. Answer the question.

Bl_use, _kirt, bo_ts, s_oes, ca_, soc_s, ba_ , tr_iners, jack_t, coa_, s_oes, t_e, shi_t, dre_s, high hee_s.

Which clothes are for warm weather ?

Высокий уровень.

Answer the questions.

Which clothes are for warm weather ? Write the words.

Which clothes are for cold weather ? Write the words.



Низкий уровень

1a. What is Ann wearing?

It is raining today!

Put on __________________

It is warm!

Put on __________________

Blouse skirt boots shoes cap socks T-shirt trainers jacket coat shoes tie shirt high heels shorts scarf trousers dress raincoat jumper suit hat bag umbrella glovers

1b. What is Ben wearing?

It is cold!

Put on __________________

It is hot!

Put on __________________

Blouse skirt boots shoes cap socks T-shirt trainers jacket coat shoes tie shirt high heels shorts scarf trousers dress raincoat jumper suit hat bag umbrella glovers

1c. What is John wearing?

It is freezing!

Put on __________________

It is hot!

Put on __________________

Blouse skirt boots shoes cap socks T-shirt trainers jacket coat shoes tie shirt high heels shorts scarf trousers dress raincoat jumper suit hat bag umbrella glovers

Средний уровень.2. Complete the sentences.

It is __________ !

Put on __________________

It is__________ !

Put on __________________

Blouse, hot, skirt, boots, shoes, jacket, cold, shoes, scarf, trousers, jumper, bag, glovers

3. Высокий уровень.

Complete the sentences. Составьте предложения. Используй все слова.

It is __________ !

Put on __________________

Blouse, hot, skirt, boots, shoes, raining, cap, socks, T-shirt, trainers, jacket, coat, shoes, tie, shirt, shorts, scarf, trousers, dress, raincoat, jumper, cold, suit, hat, bag, umbrella, glovers .

Дифференциация содержания учебных заданий по уровню творчества (задание даётся для всех групп).

Fill in the gaps. Complete the sentences.

Bl_use, h_t, ski_t, bo_ts, s_oes, rain_ng, c_p, soc_s, T-shi_t, tr_iners, ja_ket, coa_, t_e, shor_s, s_arf, trou_ers, dre_s, rainc_at, j_mper, c_ld, s-it, h_t, ba_, umbre_la, glo_ers .

It is __________ !

Put on __________________

It is__________ !

Put on __________________





Раздел 8 Еда и напитки.Food and drinks.

Дифференциация содержания учебных заданий по уровню трудности



Низкий уровень

1.Fill in the gaps

C_erry, sa_sages, m_at, ch_colate, ch_cken , oli_e oil, r_ce, p_sta, toma_oes, fi_h, p_neapple, br_ad, str_wberry, ga_lic.

Средний уровень

2.Fill in the gaps. Write the sentences.

Ch_cken, sa_sages, c_erry, oli_e oil, r_ce, p_sta, toma_oes, fi_h, p_neapple, br_ad, str_wberry, ga_lic.

I like …….but I don’t like……….

I like …….but I don’t like……….

I like …….but I don’t like……….

Дифференциация содержания учебных заданий по уровню творчества (задание даётся для всех групп).

Fill in the gaps. Write the three own sentences.

a jar of ……

a ...... of orange juice

банка джема

стакан апельсинового сока

a ….. of chocolate

плитка шоколада

a …….. of milk

бутылка молока

a ……… of milk

пачка молока

a box of …….

коробка яиц





a ……… of biscuits

пачка печенья

a …….. of strawberries

тарелка клубники

Во-вторых, можно использовать разные способы организации учебной деятельности детей и единые задания, дифференцировать :

- по степени самостоятельности (все учащиеся выполняют одно задание, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно)

- по характеру помощи учащимся (все учащиеся одновременно приступают к самостоятельной работе, но тем детям, которые испытывают затруднения оказывается помощь в виде вспомогательных карточек, записей на доске и подготовительных упражнений.)

Учащийся может получить несколько карточек с нарастающим уровнем помощи. От урока к уроку степень помощи ему уменьшается. Карточки с заданиями могут быть одинаковыми для всех детей или подбираются индивидуально.

На карточках могут быть различные виды помощи:

- начало решения ( пример решения);

- план решения;

- памятки, алгоритмы;

- иллюстрации, схема;

- вспомогательные вопросы;

- указание на какую-либо деталь;

- справочный материал.

Дифференциация по способу организации учебной деятельности - по характеру помощи учащимся

Модуль 7

Настоящее простое время и настоящее продолженное время.

Present Simple and Present Continuous.

Примеры заданий:

Задание 1. Write sentences using the present simple and present continuous.

  1. Elsa usually…….. (walk) to the park but now she ………..(wear) a jumper and a scarf.

  2. My sister …….. (study) in Australia but today she ……..(go camping).

  3. Tom ……(talk) to that French tourist at the moment. He …….(speak) French well.

  4. I usually…….. (watch )TV but now I ………..(read) a book.

  5. We usually…….. (go )swimming but now we ………..(have) a picnic.





Задание 2. Write the questions using the present simple or present continuous. 1.The girls are sitting on the balcony. Where……………….?

2.A crocodile swims in river. ……. a crocodile swim in river?

3.My brother studies in Canada. Where……………….?

4.I’m wearing a jumper and a scarf. What……………..?

5.Elsa always wakes up at 7 o’clock. When ……………?

6.We are staying at a hotel. Are ……………….?

7.He works in a bank. ……he work ………….?



Обучающиеся, которые испытываю трудности получают карточку с примером выполнения задания

1)Начало решения (пример выполнения задания)

Задание 1. Write sentences using the present simple and present continuous.

I usually…….. (walk ) to school but today/now I ……(go) by bicycle.

I usually walk to school but today I’m going by bicycle

  1. Elsa usually…….. (walk) to the park but now she ………..(wear) a jumper and a scarf.

  2. My sister …….. (study) in Australia but today she ……..(go camping).

  3. Tom ……(talk) to that French tourist at the moment. He …….(speak) French well.

  4. I usually…….. (watch )TV but now I ………..(read) a book.

We usually…….. (go )swimming but now we ………..(have) a picnic.

Задание 2. Write the questions using the present simple or present continuous.

    1. The girls are sitting on the balcony. Where are the girls sitting?

    2. A crocodile swims in river. …….a crocodile swim in river?

    3. My brother studies in Canada. Where……………….?

    4. I’m wearing a jumper and a scarf. What……………..?

    5. Elsa always wakes up at 7 o’clock. When ……………?

    6. We are staying at a hotel. Are……………….?

    7. He works in a bank. ……he work………….?

2) Используем вспомогательные карточки, которые получают учащиеся испытывающие затруднения в выполнении заданий.

Краткие ответы в Present Simple.

Do ……………………?


Does…………………..?


Yes, I/you/we/they do.


No, I/you/we/they don’t.



Yes, he/she/it does.


No, he/she/it doesn’t.




Краткие ответы в Present Continuous.

Вопрос

Краткий ответ

Am I asking?

Yes, I am.

No, I’m not.

he

Is she asking?

it

Yes, he/she/it is.


No, he/she/it isn’t.


you

Are we asking?

they


Yes, you/we/they are.


No, you/we/they aren’t

Правила правописания глаголов в Present Simple.

К глаголам в третьем лице единственного числа добавляется

- s или (-es)

he

she Verb + - s/-es

it

1. К большинству глаголов в третьем лице единственного числа добавляется -s

1) he

she Verb + - s

it

2) К глаголам, оканчивающимся на гласную + y, добавляется

-s : play-plays



2. К большинству глаголов в третьем лице единственного числа добавляется -es в следующих случаях:

Verb + -es


Verb + -es


Verb + -es


к глаголам, оканчивающимся на ss, -sh, -ch, -x

к глаголам, оканчивающимся на -o

к глаголам, оканчивающимся на согласную +y

(-y заменяется на -i)


В-третьих, использование дифференциации на различных этапах обучения. Дифференциацию можно применять во всех звеньях процесса обучения, например на уроке усвоения новых знаний (при первичном закреплении).

Но особенно велика её роль на уроке актуализации знаний и умений (урок повторения), на уроке систематизации и обобщения знаний и умений. На этих этапах учащиеся нуждаются в заданиях и упражнениях не на одинаковом уровне и не в одинаковом количестве. У более сильных учеников освобождается время на выполнение дополнительных заданий, расширяющих и углубляющих их знания и умения. На этапе закрепления важно так организовать учебную работу, чтобы каждый ученик выполнял посильную для себя работу, получая на каждом уроке возможность, испытывать личный успех.

Дидактическим обеспечением дифференцированного подхода обучения к учащимся на этапе закрепления материала является подбор системы заданий. Такая система заданий включает:

- широкий спектр заданий обязательного уровня;

- задание для предупреждения типичных ошибок;

- задания повышенной сложности.

При этом контроль и оценка направлены не только на выявление определённого результата в знаниях и умениях, но и прежде всего на процесс формирования этого знания у учащихся для обеспечения целенаправленной и своевременной коррекции. Контроль и оценка деятельности учащихся рассматривается только в динамике относительно предыдущих успехов ребёнка и не подразумевает сравнения с другими детьми. Основная функция контроля видится в постоянном прослеживании хода выполнения учебных действий, своевременном обнаружении различных погрешностей в их выполнении.

Пример использования технологии дифференцированного обучения на уроке актуализации знаний и умений.


Тема урока: Настоящее простое время и настоящее продолженное время.

Present Simple and Present Continuous.

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения), применение дифференцированного обучения на следующих этапах: актуализации знаний и умений, применение знаний и умений в новой ситуации, обобщение и систематизация знаний.


Актуализация знаний и умений (с целью подготовки к контрольному уроку).

Дифференциация содержания учебных заданий по объёму (задание даётся для всех групп).

Задание1Say the verbs in Present Simple. Задание выполняют устно. Учащиеся друг за другом называют глаголы в Present Simple.

I speak. I do not (don’t) speak. Do I speak? Yes, I do. (No, I don’t)

We speak. We do not (don’t) speak. Do we speak? Yes, we do. (No, we don’t)

You speak. ………………………. ……………………………

They speak. ………………………. ……………………………

She speaks . She does not (doesn’t) speak. Does she speak? Yes, she does. (No, she doesn’t)

He speaks ………………………………………………………………

It speaks ………………………………………………………………

Задание 2 Say and write the third person singular of the following verbs.

  1. I speak – he …….

  2. I carry – she ……

  3. I go – – he …….

  4. I wash – she ……

  5. I eat- – he …….

  6. I play – she ……

  7. I write – she ……

  8. I teach– he …….

Учащиеся записывают в тетрадь только пропущенный глагол и произносят вслух друг за другом.

Задание 3 Say the verbs in Present Continuous. Задание выполняют устно.

I am speaking I …..(go) I …. (carry)

He is speaking He…..(go) She…. (carry)

They are speaking You…..(go) We …. (carry)



He…..( play) You …..(love) I …. (feed)

I …..( play) He…..(love) She…. (feed)

They…..( play) I…..(love) We …. (feed)

Отрицательная форма
I am not reading  I’m not reading 
He is not reading He isn’t reading
She …. not (read) She …. (read)
It ….. (read) …………….

We .... (read) ……………….
You are …(read) …………………

They…. (read) …………….

Вопросительная форма
Am I reading?  Yes, I am (No, I am not)
Is he reading?  Yes, he is(No, …….)
…. she (read)? No,……………
…. it (read)? Yes, ………..
…. we (read)?  Yes,……….
Are you reading? No,……….

…. they (read)? No,……….


Применение знаний и умений в новой ситуации

Present Simple

Учащиеся выполняют задания на дифференциацию содержания учебных заданий по уровню трудности

Низкий уровень

Put the verbs in the third person singular.

    1. Sam ………(watch ) TV every day.

    2. Ken…….(go) to school in the morning.

    3. A tiger …….(live) in India.

    4. An elephant …..(carry) heavy things on his back.

    5. John ….(wash) his car every week.

Обучающиеся выполняют взаимопроверку и сравнивают с образцом на экране :

1.Sam watches TV every day.

2.Ken goes to school in the morning.

3.A tiger lives in India.

4. An elephant carries heavy things on his back.

5.John washes his car every week.




Средний уровень

Fill in do/does and answer the questions

1 …… you take the bus to school ?

No, …………….

2 ……. your mother work in a bank?

………………….

3 …….. you go to bed every evening?

……………………..

4 ………your parents watch TV in the morning ?

…………………..

5 ……..you like pizza?

……………………

Обучающиеся среднего уровня работают над заданием по карточкам, а затем выполняют его с объяснением у доски (задание заранее написано на доске). Обучающиеся низкого уровня внимательно слушают, делают записи в тетрадь.

Present Continuous.

Низкий уровень

Complete the sentences in the Present Continuous.

    1. Peter / play computer games at the moment. Peter is playing computer games at the moment.

    2. She / write a book.

    3. The dog / sleep by the fire.

    4. They / live in Kursk now.

    5. I / eat breakfast at the moment.

Обучающиеся низкого уровня работают над заданием в карточкам, записывают над глаголом его правильную форму. Затем читают выполненные предложения вслух.

Средний уровень

Complete the questions. Then answer them.

      1. ……. Sue and Dave………(do) the shopping ? Yes, they are.

      2. ……Sandy ………(play) the piano ? No, …….

      3. ……the dog ……(bite) the armchair ? Yes, ……

      4. ……you………..(read) a book ? Yes, I…..

Образец задания:

        1. Are Sue and Dave doing the shopping ? Yes, they are.

        2. Is Sandy playing the piano ? No, she isn’t.

        3. Is the dog biting the armchair ? Yes, it is.

        4. Are you reading a book ? Yes, I am



Учащиеся среднего уровня выполняют задание в карточке. Осуществляют взаимопроверку и сравнивают с образцом на экране, читают предложения вслух с объяснением. Обучающиеся низкого уровня внимательно слушают. Можно обучающегося низкого уровня попросить прочитать предложения с объяснением.

Обобщение и систематизация знаний. Дифференциация по способу организации учебной деятельности - по характеру помощи учащимся (см.Модуль7)

Настоящее простое время и настоящее продолженное время.

Present Simple and Present Continuous.

Примеры заданий:

Задание 1. Write sentences using the present simple and present continuous.

    1. Elsa usually…….. (walk) to the park but now she ………..(wear) a jumper and a scarf.

    2. My sister …….. (study) in Australia but today she ……..(go camping).

    3. Tom ……(talk) to that French tourist at the moment. He …….(speak) French well.

    4. I usually…….. (watch )TV but now I ………..(read) a book.

    5. We usually…….. (go )swimming but now we ………..(have) a picnic.



Задание 2. Write the questions using the present simple or present continuous.

1.The girls are sitting on the balcony. Where……………….?

2.A crocodile swims in river. ……a crocodile swim in river?

3.My brother studies in Canada. Where……………….?

4.I’m wearing a jumper and a scarf. What……………..?

5.Elsa always wakes up at 7 o’clock. When ……………?

6.We are staying at a hotel. Are ……………….?

7.He works in a bank. ……he work ………….?


Особенно большие возможности для дифференциации открываются в домашней работе. В педагогике известны следующие пути дифференциации домашней работы

- дополнительные задания учащимся;

- разработка специальных заданий для разных учащихся (дифференциация заданий);

- разъяснение смысла и содержания задания, инструктаж.

Зная учеников, можно уверенно выбирать форму сообщения. В хорошо подготовленном классе для сильных учеников достаточно бывает сообщить номер задачи или примеров. Но для среднего ученика, и особенно слабого этого недостаточно. Помочь учащимся в подготовке домашней работы можно разными способами:

- разъяснить содержание работы;

- объяснить на примерах;

- указать на аналогии;

- разобрать трудные стороны заданий;

- дать алгоритм.

Почти на каждом уроке использую разъяснение смысла и содержания задания, инструктаж. Чем младше ученики, тем подробнее должны быть инструкции учителя. Можно использовать карточки и схемы для выполнения домашних заданий, которые даются слабым ученикам, помогая им выделить главное в материале.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возникновение интереса к английскому языку у значительного числа учащихся зависит в большей степени от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит учителю, его умению применять эффективные технологии в рамках своего предмета. Такой технологией, мы считаем, является технология дифференцированного обучения.

Дифференцированная работа начинается с деления учащихся на группы. Для этого мы используем следующие психолого-педагогические диагностики, которые проводим среди учащихся 5 класса МОКУ «Панинская основная общеобразовательная школа» Курской области Медвенского района: оценка уровня школьной мотивации Н.Лускановой, методику изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая) и методику определения уровня умственного развития детей, предложенную Э.Ф.Замбицявичене. А также результаты контрольных работ. И сравниваем результаты контрольной работы (предметные результаты) с результатами психолого-педагогической диагностики. И по результатам проведенных исследований мы делим учащихся 5 класса на две группы: низкого и среднего уровня.

Далее мы проводим дифференцированную работу с этими учащимися и предлагаем им разные виды заданий на уроках в течение первого и второго полугодия по следующим направлениям: дифференциация содержания учебных знаний; использование разных способов организации учебной деятельности детей; использование дифференциации на разных этапах обучения.

Распределение по группам не является раз и навсегда заданным, по мере усвоения материала задания для учащихся, относящихся к одной группе, усложняются от урока к уроку. Достигают ли учащиеся более высокого уровня овладения предметными результатами по английскому языку? Что бы ответить на этот вопрос, в конце первого полугодия мы повторно проводим те же психолого-педагогические диагностики среди учащихся 5 класса и контрольные работы для оценки их предметных результатов. И сравниваем результаты контрольной работы (предметные результаты) с результатами психолого-педагогической диагностики.

Какие изменения произошли за время использования технологии дифференцированного обучения? Повышается уровень школьной мотивации (хорошая школьная мотивация) и уровень успешности у Димы. Он успешно справляется с учебной деятельностью: по итогам контрольной работы получает отметку «4». Аня и Оля достигают высоких предметных результатов по итогам контрольной работы (отметка «5»). А так же по результатам психолого-педагогической диагностики у Ани повышается уровень внимания (высокий уровень, в тексте допустила одну ошибку) и уровень умственного развития, она переходит порог 4-го уровня успешности.

Поэтому в будущем целесообразно выделять в этом классе три уровня: высокий, средний и низкий. В классе появляется группа с высоким уровнем, в которую будет входить Аня, а Дима переходит в группу среднего уровня. Это значит, что к концу учебного года более высоких предметных результатов по английскому языку достигают следующие учащиеся - Аня и Дима. Мы, таким образом, подтверждаем гипотезу о том, что качество сформированности предметных результатов по английскому языку в школе зависит от использования технологии дифференцированного обучения.

Задачи, поставленные в начале исследования, решены в полном объёме.

Выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.Система заданий: пособие для учителя //Под ред. А.Г.Асмолова. –М.: Просвещение, 2010. –С.159. Амелина Н.И. «Разноуровневые задания» Журнал «Начальная школа» №8, 2010.

Ваулина Ю.Е., Дули Д, Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык 5 класс: учеб. для общеобразоват.организаций. - М.: Просвещение, 2015. -164 с.

Ваулина Ю.Е., Дули Д, Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык. Рабочая тетрадь 5 класс: учеб.пособие для общеобразоват.организаций. - М.: Просвещение, 2015. -164 с

Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. — М., «Академия», 2002.

Карпушина Н.А. Учитывать индивидуальные особенности детей. // Начальная школа. 2000, №2.

Клевченя М.С Психологические проблемы дифференцированного обучения // Актуальные проблемы дифференцированного обучения. — Мн., «Народная света», 1992.

Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема диффе­ренциации обучения в средней школе. — М., 1990.

Новикова Л.И. «Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения» Журнал «Начальная школа» №1, 2002.

Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе // Учеб.пос.М.: Изд-во Моск.психол.-соц.ин-та. –Воронеж.Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.

Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования. — Мн., Академия последипломного образования, 1998.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. –М.:Издательский центр «Академия», 2002

Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования./Учебное пособие Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина. -Москва:Академия, 2007.

Тестов В.А., Уханова Л.Д. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации. \\ Начальная школа. №2, 1999.

Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.,1990.

Ушинский К.Д.  Сборник сочинений. Т.1-2. М., 1952.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // М.: Просвещение, 2011.

Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск: Просвещение, 1993. 



















Приложения

Оценка уровня школьной мотивации Н.Лускановой.

Вопросы анкеты.

  1. Тебе нравится в школе?

- не очень;

- нравится;

- не нравится.

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома;

- бывает по-разному;

- иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школе не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты бы пошел в школу или остался дома?

- не знаю;

- остался бы дома;

- пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится;

- бывает по-разному;

- нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы;

- не хотел бы;

- не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались только перемены?

- не знаю;

- не хотел бы;

- хотел бы.

7. Ты часто о школе рассказываешь родителям?

- часто;

- редко;

- не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю;

- хотел бы;

- не хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

- мало;

- много;

- нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся;

- не очень;

- не нравятся.

Количество баллов подсчитывают по следующей таблице:


Номер вопроса

Оценка за 1-й ответ

Оценка за 2-й ответ

Оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки, в рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школь ную тему такие ученики изображают, как правило школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень . 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми, испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, имеют проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети(5-6 лет), часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные особенности ребенка.


Методика для определения умственного развития (уровня успешности) детей, предложенная Э.Ф.Замбицявичене

Тест

  1. Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.

  1. У сапога есть…(шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица)

  2. В теплых краях обитает…(медведь, олень, волк, тюлень, верблюд)

  3. В году (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

  4. Месяц зимы…(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

  5. Вода всегда…(прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)

  6. У дерева всегда есть…(листья, цветы, плоды, корень, тень)

  7. Город России…(Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)

  1. Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить.

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

  2. Река, озеро, море, мост, болото.

  3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

  4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

  5. Тополь, береза, орешник, липа, осина

  6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

  7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей

  8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк

  9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение

  10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

  1. Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа - одно слово над чертой(например: библиотека) и пять слов под чертой ( например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти, которое связано со словом над чертой точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья).

Примеры:

лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги

бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

Нужно установить, во-первых, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.

  1. Огурец/овощ = георгин/сорняк, роса, садик, цветок, земля

  2. Учитель/ученик = врач/кочки, больные, палата, больной, термометр

  3. Огород/морковь = сад /забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы

  4. Цветок/ваза = птица/ клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

  5. Перчатка/чулки = сапог/ подошва, кожа, нога, щетка

  6. Темный/ светлый = мокрый/ солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

  7. Часы/время = термометр/стекло, температура, кровать, больной, врач

  8. Машина/мотор = лодка/река, моряк, болото, парус, волна

  9. Стул/деревянный = игла/ острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

  10. Стол/скатерть = пол/мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

  1. Эти пары слов можно назвать одним названием.

Брюки, платье…- одежда.

Треугольник, квадрат…- фигура.

  1. Метла, лопата…

  2. Шкаф, диван…

  3. Окунь, карась…

  4. День, ночь…

  5. Осень, весна…

  6. Слон, муравей…

  7. Огурец, помидор…

  8. Июнь, июль…

  9. Сирень, шиповник…Дерево, цветок…

Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов – 40 баллов. На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР)

4 уровень успешности – 32 балла

3 уровень – 31,5 – 26,0 балла

2 уровень – 25,5 – 20,0 балла

1 уровень – 19,5 балла и менее.



Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая)

Шкалы: уровень развития внимания

Назначение текста: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов.

Инструкция к тексту.

«Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). И должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом или др.

Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимо внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул.когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолёт сюда. чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Обработка и интерпретация результатов теста:

0-2 – высший уровень внимания

3-4 - средний уровень внимания

более 5 - низкий уровень внимания














33



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Стрельникова Оксана Петровна

Дата: 11.07.2025

Номер свидетельства: 672645

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Психолого-педагогическое обоснование использования метода проектов на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(110) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-obosnovaniie-ispol-zovaniia-mietoda-proiektov-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "203777"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429542489"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(87) "razvitiie-kommunikativnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "112176"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408383822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства