Как вызвать интерес к изучению английского языка у учащихся?
Как удачи, так и неудачи детей могут быть временными, случайными, надо дать ребенку возможность освоиться почувствовать вкус к предмету, приспособиться к стилю работы учителя.
На начальном этапе уроки должны отличаться ясностью целей, которые ставятся перед детьми, четкими требованиями к оценке их работы, выполнению заданий разного рода, ведению записей, словарей, жестким управлением со стороны учителя деятельностью детей в классе, в кабинете и дома.
С первых же уроков ученики начинают овладевать всеми аспектами речевой деятельности на иностранном языке в комплексе: устной речью, чтением, письмом, слушанием.
Скорейшее обучение письму необходимо для использования на уроке и дома самостоятельных форм работы, связанных с систематизацией поступающего языкового материала по тематическому принципу, по лингвистическим признакам; с планированием высказывания; с анализом текста и т.д.
Чтение позволяет лучше запоминать речевые единицы, соотносить звуковой образ слова с графическим, планировать свою речь, а впоследствии и черпать из текстов новую информацию, которая станет предметом обсуждения с учителем и одноклассниками в контексте проблемного урока.
Устная речь является наиболее естественным, а на первых порах и наиболее доступным способом общения, который позволяет детям окунуться в атмосферу языка, почувствовать его своеобразие. В устной речи на этапе быстрого накопления материала сразу ощущается продвижение в учебе.
Главным в говорении является выразить свою мысль, оформив ее средствами иностранного языка, добиться взаимопонимания с собеседником. Это в свою очередь подразумевает следующие коммуникативные умения: рассказать, описать, уточнить, расспросить и т.д. Названные умения можно выработать только в процессе непосредственного и заинтересованного общения, в диалоге или монологе, поэтому на уроках приветствуется стремление обмениваться мнениями, рассматривать разные точки зрения; поощряются попытки поддерживать или опровергнуть высказанные суждения, опираясь на собственный опыт.
Нельзя бояться увеличивать объем языкового материала: кто-то запомнит больше, кто-то меньше. Но постепенно по мере постоянного его использования на уроках практически все учащиеся овладевают материалом, если не продуктивно, то рецептивно, т.е. узнают его в речи собеседников. Речевые единицы, понравившиеся учащимся, записываются ими в специальной тетради для речевой практики, которые служат ребятам много лет. Набор лексики может быть разным и по составу, и по объему. Одни могут записывать для выражения согласования Sure, другие of course или Fine и т.д. Наиболее распространенные лексические единицы, например формулы приветствия, прощения, извинения, поздравления, вывешиваются в классе в виде красочно оформленных плакатов. Все эти выражения непременно используются в различных комбинациях, включаются в речь, демонстрируя многообразие и богатство изучаемого языка.
Организация речевой практики осуществляется в тесной связи с изучением системы языка. Осознанность выполняемых лексических и грамматических действий при их последующем применении в общении является непременным условием самостоятельности. Необходимо четко формировать правило, ребята осознанно воспринимают и запоминают его. Правило подкрепляется большим количеством разнообразных упражнений.
Выполняется столько упражнений, сколько необходимо для автоматизированного употребления в устной или письменной речи нового грамматического явления. Их количество регламентируется учащимися. Владение каждым новым лексическим или грамматическим материалом проверяется с помощью тестов. Тесты дифференцируются по нескольким уровням, минимальный из которых удовлетворяет требованиям школьной программы. Максимум же выбирается по желанию. Чем труднее тесты, тем большую степень владения языком показывает ученик.
Уроки строятся проблемно: обсуждается важный, интересный для учащихся вопрос, требующий уточнения, разъяснения, принятия решения. Как и в жизни, на уроке все взаимосвязано. Любой обсуждаемый вопрос соприкасается с уже пройденными, основывается на известном, взаимосвязан с новыми проблемами, которые могут быть рассмотрены на следующих занятиях. И тут требуется умение учителя направить внимание, ход мыслей детей на припоминание, повторение уже изученного в новом ключе.
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся?
Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной обработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Часто дети сами подсказывают тему игры, ситуации.
Наблюдение за процессом обучения английскому языку с использованием игр и игровых ситуаций показывает, применение их дает возможность прививать учащимся интерес к языку, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует речемыслительную деятельность детей, дает возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении.
Память младшего школьника непроизвольная, он быстро и без труда запоминает то, что ему нравится. Для учителя же любая учебная игра – это прежде всего упражнение.
Я с самого начала обучения английскому языку стараюсь привлечь учащихся к внеклассной работе. После изучения определенной темы я провожу соревнование двух команд с целью повторить пройденный материал для лучшего закрепления его. Название команд дети придумывают сами и выбирают капитанов.
Пример урока – соревнования по теме Animals для 5 класса к учебнику О. Афанасьевой Spotlight
1. Обе команды пишут слова, относящиеся к теме Животные на время (write the words)
2. Конкурс капитанов - капитаны команд рассказывают о каком-то животном (tell about an animal)
3. Представители каждой команды берут рисунок с изображениями животных со стола учителя и описывают его (describe the picture)
4. Представители каждой команды задают вопросы по рисункам, другая команда отвечает (ask and answer the questions)
5. Учитель читает рассказ о животном, затем каждая команда изображает этот рассказ на рисунке (draw a picture)
6. Команды читают стихи о животных или отгадывают загадки или поют песни и т.д.
В заключение дети играют. Например, участники каждой команды показывают жестами животное, вторая команда должна угадать.
Такие соревнования можно провести по любой теме, детям такие уроки нравятся. Дело в том, что такие формы занятий поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к учению. Во время таких уроков расширяется кругозор учеников.