Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Образовательная среда на уроках английского языка"»
Статья на тему: «Образовательная среда на уроках английского языка».
Автор: Широбокова З.А., учитель английского языка
«Лучше всего человек учится не тогда, когда его обучают, а когда перед ним ставят задачи, для выполнения которых ему нужно научится чему-нибудь.» Макс Фрай, «Лабиринт Менина»
Деятельность общеобразовательной школы направлена как на изучение базового содержания образования, так и на овладение дифференцированной части образования, отвечающей склонностям, интересам и способностям учащихся. К конкретным составляющим среды можно отнести:
-предметно- пространственная;
-природная;
-эстетическая;
-внешкольная;
-микрорайонная и др.
С функциональной точки зрения среда определяется как то, среди чего пребывает ребёнок, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и «осредняет» личность. В любом случае образовательная среда должна быть: обучающей, развивающей, воспитывающей, информативной.
Обучение иностранным языкам – занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителя нового подхода к преподаванию, поиска новых интересных методик и технологий.
Некоторые виды деятельности систематически используются на уроках, что повышает активность обучающихся, способствует их эмоциональному раскрепощению. Детям нравятся такие виды деятельности, и они с большим удовольствием идут на уроки английского языка. Такая деятельность развивает интерес к предмету, а если интересно, то и недалеко до понимания сути предмета.
Вот примеры некоторых приемов, которые мною часто используются на уроках английского языка и особо любимы детьми:
1. В путь – на экспрессе! (Let’sgobytrain)
(Учащиеся берут набор картинок-вагонов с написанными на них словами и становятся в ряд (занимают своё место в поезде), выстраивая первый вопрос. 1 ученик читает его с правильной интонацией. Затем ребята также работают со следующим набором картинок.)
Make up the train using the given words for the questions and go on a trip. You’ll be the carriages.
When do you like to travel? Where do you go by train? What do you usually visit?
2. Разговор по телефону. (Atelephonetalk.)
(Дети выстраиваются в линию. 2 ученика – «телефоны», остальные – «провода». Первый ученик читает по карточки вопрос, дети по-очереди повторяют его. Ребёнок у второго телефона должен ответить на него. Учащиеся в линии повторяют его один за другим.) On the way to England call your friends from London and speak over the phone.
Hello! When do you go to school? Where do you play basketball? What do you do in the evening?
3. Пантомима. (Guess the action.)
(Ученик изображает жестами загаданное действие. Учащиеся интервьюируют его с опорой на схему и словосочетания на карточках и отгадывают действие.) Now we are in London. All of you have a rest in different ways. Guess what your friend is doing now. Show these actions. Are you V-ing …? – Yes, I am. / No, I am not. play football visit museums take pictures swim in the swimming pool read newspapers have lunch ride a bike
4. На вечере знакомств. (Atacocktail-party.)
(Учащиеся находят себе собеседника, сопоставив две половинки пригласительной открытки. На некоторых частях написаны британские имена – «роли». Дети знакомятся и расспрашивают в произвольной форме друг друга на вечеринке, записывая вопросы и ответы на карточках. В итоге они рассказывают в монологе, что узнали о своём новом друге.) Now it’s evening and we have our cocktail-party. You may ask your British friends questions. Write your questions on the half of the sheet and then you’ll find your partner matching two halves and get acquainted with each other. Good luck! (Половина детей – с британскими именами) Report to your friends what you have learnt about your new friend. (E. g.: What is your hobby? (His hobby is singing.))
На своих уроках я использую следующие образовательные Интернет - ресурсы: www.starfall.com, www.englishforkids.ru, www.freeclassicaudiobooks.com, www.mes-english.com, www.oup.ru, www.onestopenglish.ru, www.elscafe.com, www.englisgtips.org, www.babyland.ru газеты: The Washington Times, www.wastimes.com, The Times, www.nytimes.com - темы для уроков английского языка, www.teenadvice.org, www.royal.gov.uk. Для формирования или совершенствования грамматических лексических навыков - www.study.ru. При подготовке проектов - www.alleng.ru/englishjet.com/native-english.com www.babyland.ruwww.nytimes.comwww.study.ruwww.alleng.ru/englishjet.com/native-english.com Среди наиболее интересных и полезных с точки зрения представленного на этих сайтах материала являются ресурсы Британского посольства: http://www.britishcouncil.org/ru/russia-english-teaching-online-resources.htmhttp://www.britishcouncil.org/ru/russia-english-teaching-online-resources.htm – online ресурсы для учителей, включая учебные материалы, статьи, дискуссии, публикации ведущих авторов. http://www.britishcouncil.org/learning-teaching.htmhttp://www.britishcouncil.org/learning-teaching.htm – ресурс на английском, включающий планы уроков и задания на отработку всех видов языковой деятельности. Обсудить любые вопросы обучения, получить консультации методистов, узнать о новинках в мире учебников и учебной литературы вы сможете на портале для учителей английского языка: englishteachers.ru. englishteachers.ru Неограниченное количество уже готовых для печати уроков, заданий, карточек вы обнаружите на сайтах esl-library.com и bbc.co.uk. Эти сайты ценны тем, что материал на них постоянно обновляется и дополняется, таким образом, вы всегда будете в курсе всего нового, что возникает в английском языке.esl-library.combbc.co.uk
8 Применение ИКТ: 1. расширяет рамки образовательного процесса; 2. способствует его практической направленности; 3. повышает мотивацию учащихся в обучении 4. создаёт условия для их успешной самореализации в будущем.
9 В отечественной методике обучения планирование учебного процесса является важным условием эффективности обучения иностранному языку. Известны два типа планирования урока: с ориентацией на 1) продукт обучения 2) процесс обучения Первый тип предполагает учет целей и задач обучения и рассчитан на использование учебных программ и планов. Второй тип ориентирован на организационную сторону урока: последовательность заданий и упражнений, логику, взаимосвязанность и взаимообусловленность этапов урока, завершенность.
10 В рамках применения ИКТ можно выделить этапы, которые определят наиболее эффективное их применение: I. Определение темы урока, цели и задач, форм работы, условий проведения урока II. Отбор электронных ресурсов Учитель отбирает из всех ресурсов, обслуживающих данную тему и выявленных на предыдущем этапе, только те из них, которые необходимы для конкретного урока, т.е., которые отвечают параметрам: цели, задачам, формам работы, условиям проведения урока.целизадачам формам работыусловиям III. Организация ресурсов Учитель организует, выстраивает отобранные ресурсы в соответствии с продуманным им ходом урока.
11 Возможности применения ИКТ определяется типом урока. Использование средств информационно-коммуникационных технологий на уроках разных типов : Урок презентация нового материала Урок закрепления знаний Урок систематизации и обобщения знаний Урок развивающего контроля
12 Урок презентация нового материала В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты тем
13 Урок закрепления знаний В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса английского языка. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Основную роль играет различный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники. Например, в 5 классе мы закрепляем грамматику, отрабатывая задания по CD-ROM ROUND UP 3.
14 Урок систематизации и обобщения знаний Работа с англоязычными сайтами, использование флэш-игр, флэш- мультфильмов, работа с веб-квестами. Веб-квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого использую информационные ресурсы сети Интернет
15 Урок развивающего контроля Считаю, что использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Разрабатываемые мною тесты представляют собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, при электронной версии по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
16 Выводы – Использование ИКТ в проектировании современного урока английского языка - это обязательный компонент работы. В области обучения иностранным языка, цели программы могут быть достигнуты только при регулярной работе по строго намеченному и продуманному плану. Правильно отобранные и хорошо выстроенные ресурсы, на уроке позволяют создать правильную рациональную организацию учебного процесса, становится возможным рациональное использование учебников и учебных пособий; осуществляется учет требований программ; растет авторитет учителя. Благодаря применению ИКТ при проектировании урока английского языка появляется возможность вовлечь всех учащихся в учебный процесс; стимулировать их познавательную и исследовательскую деятельность, повысить мотивацию к обучению, предвидеть и учесть результаты работы. Проект урока, созданный учителем в современной информационно-образовательной среде, предусматривает совокупность умений и навыков в их последовательности и развитии. Компьютер становится не просто средством,но он создает свободные условия для творчества учителя и учащихся. Это улучшает эффект восприятия, запоминания, способствует формированию языковых компетенций. Роль учителя при этом состоит в овладении компьютерными технологиями и в умении адаптировать ресурсы применительно к учебному курсу, изучаемой теме, языковому уровню учащихся, типу урока.