Статья "Дистанционные образовательные проекты как эффективное средство повышения качества обучения, а также повышения уровня мотивации учащихся"
Статья "Дистанционные образовательные проекты как эффективное средство повышения качества обучения, а также повышения уровня мотивации учащихся"
статья по теме "Дистанционные образовательные проекты как эффективное средство повышения качества обучения, а также повышения уровня мотивации учащихся"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Дистанционные образовательные проекты как эффективное средство повышения качества обучения, а также повышения уровня мотивации учащихся"»
Дистанционные образовательные проекты как эффективное средство повышения качества обучения, а также повышения уровня мотивации учащихся
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии online и offline. Интерес к дистанционному обучению в последнее время постоянен. Оно уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Для специалистов в области информатизации образования это явление, несомненно, положительное: по своей сути программированное, дистанционное обучение требует использование компьютера, а следовательно, органически включает его в учебный процесс и естественным путем, в силу необходимости, привлекает к его освоению все больший круг учителей школ. Этот способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:
∙ выполнение проектов и исследовательских работ;
∙ работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
∙ актированные дни;
∙работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
∙ увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).
Конечно, интерактивный способ обучения стал возможен в силу того, что произошла информатизация общества: компьютер и Интернет ”пришли” почти в каждый дом. Наблюдается положительная динамика в области освоения информационно коммуникационных технологий. Количество компьютеров у детей дома с подключением к Интернет – 90%. Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и обучаемым. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (графика, звук, анимация, видео). Компьютерные обучающие и контролирующие программы помогают учащимся быстрее и глубже освоить учебный материал, дают возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала. В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг:
∙электронная почта;
∙ пересылка данных (FTR серверы);
∙гипертекстовые среды (WWW – серверы);
∙ресурсы мировой сети Интернет (страницы WorldWideWeb, базы данных, информационнопоисковые системы).
С помощью каждого из этих типов взаимодействия ученика и учителя решаются специфические и дидактические задачи. С помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учащимся: рассылка учебных заданий, вопросы преподавателя и к преподавателю. Электронная почта намного облегчает учителю массовую рассылку материала. Позволяет отслеживать историю переписки с учащимся. Услуги FTRсерверов могут потребоваться при пересылки данных (файлов), в том числе больших размеров. FTRсерверы располагают удобными функциям для организации и контроля таких пересылок. На WWWсерверах преподаватель может разместить учебные материалы. Эти материалы будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWWдокументах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию. Ресурсы мировой WWWсети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал. Преподаватель с помощью поисковых систем, справочников по ресурсам Интернет может готовить набор ссылок на WWWстраницах, содержащие интересный с его точки зрения материал по изучаемым темам, и сообщать эти ссылки обучаемым. Если они имеют выход в Интернет, то смогут воспользоваться этим материалом. Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения.
Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам предлагаются:
∙ компьютерные обучающие программы;
∙ электронные учебные пособия;
∙компьютерные системы тестирования и контроля знаний; ∙ электронные справочники;
∙учебные аудио и видеоматериалы;
∙ информационные материалы.
Перечисленные средства безусловно повышают качество обучения, ускоряют изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний. В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от учебного заведения, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.
Преимущества дистанционного образования:
∙ Более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д., и соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;
∙Повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.;
∙Оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии;
∙Доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
∙ Возможность разумнее планировать свое время;
∙ Возможность одновременно получать задания от разных педагогов;
∙Повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.
Литература:
1. Бершадский А. М; Кревский И. Г. Дистанционное обучение форма или метод? // Дистанционное образование. 1998. № 4.
2. Дистанционное обучение: Учебное пособие для вузов / Под ред. Е. С. Полат. М., 1998
3. Малитиков Е. М., Колмогоров В. П., Карпенко М. П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. 2000. № 1.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М., 2000.
5. Полат Е. С Петров А. Е. Дистанционное обучение: Каким ему быть? // Педагогика. 1999. № 7.