Просмотр содержимого документа
«Статья "Роль сказки в изучении английского языка"»
Роль сказки в изучении английского языка
В современной педагогической практике коммуникативному методу изучения английского языка уделяют особое внимание. Считается, что это наиболее эффективная методика изучения языка, позволяющая учащимся в занимательной и ненавязчивой форме овладеть тонкостями английского языка.
На сегодняшний день считается, что во время изучение английского языка учащиеся должны овладеть не только всеми языковыми навыками, но и иметь наглядное представление о традициях, культуре, истории, реалиях жизни жителей англоязычных стран.
Для этой цели вполне подходят английские сказки. Скажу даже больше, использование английских сказок на занятиях улучшает индивидуальное обучение, способствует развитию мотивации.
Необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся получали удовлетворение не только от сюжета сказки, а еще и от осознания того, что они понимают на английской речи, о чем в ней рассказывается. Неоспоримым достоинством использование сказки, как метода обучения английскому языку, является впечатления и эмоциональный подъем от полученной информации.
Более того, использование сказок на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании сказок на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда сказка интересна сама по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.
Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от сказки именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет.
Одним из достоинств сказки является сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся. Поэтому главное внимание должно быть направлено на формирование учащимися личностного отношения к прочитанному. Успешное достижение такой цели возможно лишь, во-первых, при систематическом чтении, а во-вторых, при методически организованном чтении.
Выдающаяся культура английского сказкотворчества дает огромное поле деятельности для педагога при обучении детей английскому языку.
Кроме того, можно сделать вывод, что английская детская литература настолько богата и разнообразна, что ее изучение на уроках английского языка необходимо и полезно. Знакомство со знаменитыми произведениями фольклорной и литературной английской сказки дает детям возможность не только почувствовать красоту и поэтичность языка, но и понять особенности национального английского характера. В старших классах использование художественного текста позволит учащимся осмыслить социальные проблемы английского общества и его истории. В современных условиях в распоряжении преподавателей имеется огромное количество подобной литературы, однако часто использованию художественного текста на уроке не уделяется должного внимания. Чаще всего обучение английскому языку сводится к «натаскиванию» учеников, отработке грамматических правил, монологовой и диалоговой речи по бытовому общению и страноведению.
Эффективность использования сказки при обучении речи зависит не только от точного определения её места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура занятия, как согласованы учебные возможности сказки с задачами обучения. В структуре занятия для обучения устной речи можно выделить четыре этапа:
1) подготовительный - этап предварительного снятия языковых и лингвостpановедческих трудностей;
2) восприятие сказки при первичном прочтении- развитие умений восприятия информации;
3) контроль понимания основного содержания;
4) развитие языковых навыков и умений устной речи.
Четвертому этапу может предшествовать повторное прочтение. Несомненными достоинствами сказок являются их:
1) аутентичность;
2) информативная насыщенность;
3) концентрация языковых средств;
4) эмоциональное воздействие на обучаемых и др.
Эффективность использования сказок зависит от рациональной организации занятий.
Предтекстовые упражнения (работа над словами и грамматикой, использованные в тексте). 1. Найти пары: слово и его определение. Учащимся даны 2 колонки, их задача соединить пары стрелочками. 2. Выбрать антоним слова из предлагаемых. Например, large – big, small, black. 3. Выбрать синоним слова из предлагаемой группы. Например, can't stand – to love, to hate, to stand. 4. Соединить пары слов по смыслу в словосочетания, например, match the words for animals with the words for places. Animals: a fox, a dog, a tiger. Places: a zoo, a forest, a house.. 5. Работа с предлогами. Например, fill in the gaps with necessary prepositions. 6. Перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру. Например, say that it is wrong - use negative sentences. 7. Перефразировать предложения, заменив выделенное слово или выражение на синоним, использованный в тексте.
Контроль понимания общего содержания сказки. Все перечисленные задания максимально облегчены, в них все внимание сконцентрировано только на содержании. Они могут по указанию учителя выполняться как в устной, так и в письменной форме.
1. Разделите текст на части и озаглавьте их; 2. Найдите (выпишите) предложения, выражающие главную мысль отдельных частей текста; 3. Прочитайте (выпишите) те фрагменты из текста, которые характеризуют того или иного героя; 4. Найдите ситуации, в которых использованы следующие выражения; 5. Перечислите последовательно всех действующих лиц; 6. Назовите по порядку все места действий, названные в тексте; 7. Укажите персонажей, которые произносят следующие фразы; 8. Ответить на вопросы, ответы на которые учащиеся могут найти в тексте; 9. Найдите различия между русским и британским вариантом сказки; 10. Согласитесь или не согласитесь с высказываниями в соответствии с содержанием; 11. Исправьте ошибки в утверждениях; 12. Посмотрите на картинки и выберите те, которые соответствуют сказке; 13. Выстройте картинки, в соответствии с событиями в сказке.
Таким образом, я считаю, что использование сказок при обучении ознакомительному чтению на уроках английского языка позволяет внести разнообразие в содержание урока, расширяет общий кругозор и коммуникативную культуру младших школьников, развивает языковую догадку, чувство языка, повышает интерес обучающихся к языку, а, следовательно, и мотивацию к учению.
Вне всякого сомнения, использования сказки улучшит процесс обучения английскому языку. Сказка, как и любой другой элемент коммуникативного метода изучения языка, разнообразит занятия, позволит учащимся в легкой и занимательной форме выучить необходимую информацию, развить языковые навыки. Но следует понимать, что эффективность использования сказок в изучении английского языка зависит от рациональной организации занятий.